Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.hist.msu.ru/Departments/Inf/Stud/Heuristics/ALFA/index.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 17:21:05 2016
Кодировка: Windows-1251
Информационная эвристика в Интернет. Спецкурс
 
  Главная страница Исторического факультета МГУ   Главная страница кафедры исторической информатики  

Методические материалы к спецкурсу
«Информационная эвристика в Интернет»

Автор: ассистент, к.и.н. А.Ю. Володин.

II семестр 2005/2006 уч. года (ALFA-версия)
(BETA-версия называется «Интернет-эвристика для историков»
весенний семестр 2006/2007 уч. года)

Отзывы слушателей о спецкурсе >>

По электронной почте принимаются заявки от студентов всех курсов истфака МГУ на участие в спецкурсе в грядущем семестре
(количество мест ограничено возможностями компьютерного класса).



Неизвестный фрагмент пластины мира «Штандарта из Ура» (возможно около 2600-2400 до н.э.).

Эвристика — это искусство и наука открытия и творческого поиска в сложной предметной области, какой является история. Как уметь читать, писать или публично выступать, сегодня в условиях информационного общества умение грамотно осуществлять профессиональный поиск — непреложный навык специалиста-интеллектуала. Быстрый рост и динамическое развитие информационных ресурсов (прежде всего представленных в Сети) обязывает каждого иметь разнообразные навыки сложного поиска.

Информационная эвристика призвана помочь специалисту достаточно быстро провести избирательный и эффективный поиск при решении конкретных интеллектуальных задач. Уметь быстро и правильно искать в Интернете значит экономить время, владеть достоверной и актуальной информацией, а значит делать верные выводы и принимать правильные решения.

В цели спецкурса входит изучение особенностей развития и распространения научной информации, рассмотрение основных целей и методов информационного поиска, усвоение основ и восприятие ключевых понятий теории информации, интернетики и эвристики, анализ правил построения стратегии поиска и формулирования поискового запроса.

В задачи курса входит овладение студентами основными видами информационного поиска (фактографическим, библиографическим и документальным), освоение основных алгоритмов и технологий поиска электронных ресурсов, развитие живой находчивости, логичности и целеустремленности разысканий.

Тематический план спецкурса состоит из четырех взаимосвязанных блоков: теоретического введения (темы 1-3) и практических блоков, включающих изучение трех основных составляющих информационного поиска: фактографический (темы 4-7), библиографический (темы 8-10) и документальный поиск (темы 11-14).

(Методические заметки о спецкурсе были представлены на конференции АИК-Х в рамках секции "Информационные технологии в историческом образовании" и опубликованы в «Информационном бюллетене Ассоциации „История и компьютер“».)

I. Тематический план

??НАЗВАНИЕ ТЕМЫВсего
часов
1.Информационная эвристика: теория информации, информационные системы и информационный поиск. Научная информация и научно-информационная деятельность. Информационный поиск: понятие, цели и методы. Фактографический, библиографический, документальный поиск.2
2.Интернетика. Информационные источники, электронные ресурсы и информационные системы в Интернете: типы и их отличительные свойства. Электронный документ: понятие, форматы и атрибуты. Авторское, библиотечное и архивное право в Интернет. Правила цитирования и библиографического описания элетронных ресурсов.4
3.Стратегии информационного поиска. Информационный запрос: поисковый образ, поисковый термин и булевский поиск. Содержательная и формальная релевантность. Пертинентность, точность и полнота. Индексирование и информационно-поисковый тезаурус. «Скрытый» Web и Интернет-2.4
4.Фактографический поиск в Интернет. Поисковые системы: принципы действия и правила расширенного поиска (на примерах систем Яndex и Google, а также Altaviste, AOL, Lycos, MSN, Teome). Информационно-поисковый язык.2
5.Поисковые каталоги: принципы формирования и правила сложного поиска (на примерах Yahoo! и DMOZ). Метапоисковые системы: принципы формирования итогов запросов и способы работы с полученными результатами (опыт кластеризации Vivisimo, SurfWax и Nigma).2
6.Поиск в электронных энциклопедиях, справочниках и словарях (на примерах проектов «Рубрикон», «Яndex.Энциклопедии», «Кругосвета», Encyclopedia.com и WikiPedia).2
7.Поиск в «скрытом» Web (на примере технологии CompleteWeb и Turbo10). Copernic — персональная система сложного поиска.2
8.Библиографический поиск в Интернет: понятие, цели и методы. Ведущие библиотеки мира: обзор поисковых сервисов (на примерах www.rsl.ru, www.rnl.ru, www.inion.ru, www.loc.gov, www.bl.uk, www.bnf.fr).2
9.Метапоисковые средства библиографической эвристики (на примере проекта Sigla.ru). Протокол Z 39.50.2
10.EndNote, LibNavigator, ProCite - персональные системы управления библиографической информацией.2
11.Документальный поиск в Интернет. Поиск опубликованных документов (и их частей), архивных коллекций и описей фондов. Тематические историко-документальный электронные коллекции. Принципы критической оценки достоверности, полноты, представительности представленных документов.2
12.META-данные: принципы описания исторической информации и возможности поиска. ГОСТы и правила публикации исторических источников, возможности и сложности их применения в электронном формате.2
13.Электронные научные журналы и поиск в архивах научных журнальных статей (на примерах электронных журналов «МИЖ», «Мир истории», «Два века», «Исследовано в России» и архивов статей Auditorium.ru, Jstor.org и Project MUSE).2
14.Поиск научных контактов, научных учреждений (архивов, библиотек, музеев, издательств, институтов, университетов) и источников финансирования научных проектов (фандрайзинг).2
Итого:32

II. Формы контроля

Оценка работы студентов складывается из следующих элементов:

  1. Участие в обсуждении ключевых вопросов по темам,
  2. Практикумы (решение сложных поисковых задач) по темам 4-7, 8-10 и 11-14 (20 минут в конце тематического занятия),
  3. Участие в «круглом столе» по темам 3 и 13,
  4. Подготовка реферативной письменной работы по исторической теме (с использованием всех видов информационного поиска в Интернет),
  5. Итоговое (зачетное) письменное задание.

III. Базовая литература

IV. Содержание программы

Подробная программа специального курса здесь >>>

V. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Домашние задания

1. Дать определения понятиям Интернет и Web. В чем разница?

2. Выполнить сложный поиск в нескольких поисковых системах.

3. Сравнить возможности поиска в найденном, поиска с булевскими и специальными поисковыми операторами в Яndex и Google.

4. Регистрация сайта в разделе DMOZ.org.

5. Опубликовать статью по истории в энциклопедии Wikipedia.

6. Оформить цитаты на один из электронных источников (по системам ГОСТ, APA, MLA).

7. Сравнить поисковые возможности систем Google Books и Google Scolar.

Задания коллоквиума

1. Вариант задания на поисковые запросы здесь >>>.

2. 10 заданий на общий поиск Яndex.Зачета.

Зачетные вопросы

Вариант ? 1       Вариант ? 2
1. Что такое Web 2.0? 1. Что такое Deep Web?
2. Что такое Sigla.ru? 2. Что такое Z 39/50?
3. Как найти PDF в Яndex? 3. Как найти PDF в Google?
4. Как найти DOC в Google? 4. Как найти DOC в Яndex?
5. Что такое релевантность? 5. Что такое пертинентность?
6. Что такое коэффициент шума? 6. Что такое коэффициент молчания?
7. Что такое meta-данные? 7. Что такое meta-данные?
8. Дайте определение закона Зипфа 8. Дайте определение принципа Парето



 © Андрей Володин, проект Runetica: профессиональная интернет эвристика.