К.и.н. Г.М.Запальский, доцент кафедры истории Церкви
XVIII конференция по изучению православной духовности в монастыре Бозе (Италия)
8-11 сентября 2010 г. в монастыре Бозе уже в 18-й раз проходила ежегодная конференция, посвященная изучению православной духовности. Тема нынешнего форума была заявлена широко и по-философски: "Общение и уединение".
Но сначала нужно сказать несколько слов о самом месте действия. Монастырь Бозе находится на севере Италии, в области Пьемонт, в предгорьях Альп. Ближайшие крупные города Турин и Милан. Община, посвященная Преображению Господню, возникла по историческим меркам недавно: ее основатель и приор (настоятель) Энцо Бьянки поселился в этом месте в 1965 г., в последний год II Ватиканского собора. Вдохновленный духом этого собора, Энцо Бьянки создал общину, которую принято называть экуменической. Большинство здесь составляют католические монахи и монахини (монастырь общий), но есть несколько протестантов и одна православная. Для столь пестрого коллектива в Бозе выработали свои особенности богослужения на базе католической мессы. При необходимости (как, например, в первый день конференции в этом году, когда отмечалось Рождество Богородицы по новому стилю) православные священники проводят здесь православные литургии.
Важнейшая особенность Бозе открытость и интерес к традициям разных христианских конфессий, в особенности к православию. Вообще в современной католической Италии ощущается большая симпатия к православию и тяга к диалогу. Помимо Бозе еще одним центром, где изучается православная и, в частности, русская культура, стал университет Бергамо. Оба места объединяет имя Нины Михайловны Каухчишвили, неутомимого пропагандиста русской культуры в Италии, ушедшей из жизни в 2010 г.
С 1993 г. в монастыре Бозе проводятся конференции по изучению православной духовности, которые постепенно стали одной из наиболее плодотворных форм диалога между католиками, православными и протестантами. Собрания проходят под патронатом не только Католической Церкви, но и Вселенского и Московского патриархов. Свои приветствия шлют сюда православные патриархи, архиепископ Кентерберийский, патриарх-католикос Армянской Церкви, католические кардиналы. Реально присутствующих участников очень много, и они тоже демонстрируют впечатляющее разнообразие. На последнюю конференцию приехало более 250 человек, из которых только Русскую Церковь представляли около 40, а также были гости из Греции, Болгарии, Румынии, Сербии, Польши, Финляндии, Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Швейцарии, Австрии, Венгрии, Испании, Армении, Сирии, Египта. Любопытно, что в отличие от обычных конференций большинство людей приезжают сюда не выступать (докладчиков в этот раз оказалось в 10 раз меньше, чем всех гостей), а слушать. Чем это объяснить? Очевидно, доброй атмосферой Бозе, уровнем организации (к примеру, доклады синхронно переводятся на русский, французский, греческий и итальянский языки, и у выступающих из России есть редкая за границей возможность делать доклад на родном языке; при этом каждый год выходит сборник докладов в переводе на итальянский язык), возможностью пообщаться со многими интересными людьми, высоким уровнем докладов. В результате гости часто приезжают в монастырь из года в год и становятся его друзьями.
Среди прошедших конференций многие были посвящены истории Русской Церкви: Сергию Радонежскому, Андрею Рублеву, Нилу Сорскому, Паисию Величковскому, Серафиму Саровскому, Оптиной пустыни и другим монастырям, Русской Церкви в XX веке, в том числе Поместному собору 19171918 гг. Другие темы касались афонских и других восточных подвижников. Наконец, в последнее время темами становились более общие понятия. В 2009 г. это была духовная борьба в православной традиции1. Форум 2010 г. был посвящен общению и уединению. В центре внимания оказались различные виды монашеской жизни в православной традиции: общежитие, скиты, отшельничество в их историческом развитии. Поднимались и более общие вопросы, касающиеся всех людей Церкви: о соотношении харизмы и институции, личного спасения и служения ближнему. Причем, как и обычно в Бозе, здесь сочетались научные доклады по истории, богословию, библеистике и рассказы нынешних монахов о практике их повседневной жизни. Из научных выступлений нужно упомянуть доклад Т.Б.Карбасовой и Т.Р.Руди (Санкт-Петербург) "Общежительство и пустынножительство в Древней Руси (на материале житий XIXVII вв.)", в котором особый интерес представляла малоизученная тема отходных келий, которые становились первой ступенью ухода инока из монастыря в отшельническую жизнь. Петрос Василиадис (Салоники, Греция) посвятил свой доклад теме общения и уединения в христианской экклесиологии, Мишель ван Парис (из католического монастыря Шевтонь в Бельгии, где используют византийский обряд) раскрытию данной темы в трудах Василия Великого, Г.М.Запальский (кафедра истории Церкви МГУ) выступил с докладом "Оптина пустынь и Иоанно-Предтеченский скит: общение и уединение в рамках единого монастырского комплекса". Арман Вейе (из монастыря Скурмон в Бельгии) познакомил слушателей с общежительным и пустынножительным опытом в западной монашеской традиции. Он назвал мифом традиционное представление о рождении монашества в IIIIV вв. в Египте и о переходе в это время от эпохи мучеников к эпохе монахов. С его точки зрения, монашеская традиция (пусть еще в неоформленном виде) присутствовала уже в первых поколениях христиан и в разных странах одновременно. Что касается выступлений, посвященных современному опыту и современным проблемам христианства, то в этой области выделялись такие ораторы, как митрополит Диоклийский Каллист (Уэр), епископ Бачки (Сербия) Ириней, епископ Выборгский Назарий, архимандрит Кирилл (Говорун) (Киев), К.Б.Сигов (Киев) и другие. Во многих речах звучала тревога за состояние современной церковной жизни, в том числе в ее авангарде монашеских братствах.
Итог конференции подвел один из ее главных организаторов, брат монашеской общины Бозе Адальберто Майнарди. Участники форума ожидаемо сошлись во мнении, что общение и уединение в истории монашества нет смысла противопоставлять, это два вектора, которые всегда дополняли друг друга, придавая полноценность жизни монахов.
Внутренний дворик монастыря.
В конференц-зале.
Окрестности монастыря. Романская церковь Сан Секондо (XIIXIII вв.).
1 См. сборник докладов: La lotta spirituale nella tradizione orthodossa. Magnano, 2010.