Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.hist.msu.ru/Departments/Church/Books/40.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 15:34:32 2016
Кодировка: Windows-1251
Кашеваров А.Н. Советская власть и судьбы мощей православных святых. СПб.: Наука, 2013. 228 с. ISBN 978-5-02-038309-8.
Книга известного петербургского ученого А.Н.Кашеварова, автора нескольких монографий по истории Русской Православной Церкви в Советском государстве, представляет собой всестороннее исследование истории мощей православных святых в советский период.
Во введении автор обозначает круг проблем, которые в дальнейшем получат решение в его работе. Он говорит о том, что вопросы о судьбах мощей всегда решались на высоком правительственном уровне. Это было связано с тем, что "атеистическая власть рассматривала почитание мощей святых только как средство извлечения духовенством доходов и поддержания религиозного фанатизма верующих" (С.15). Также во введении автор дает достаточно полный обзор историографии данной темы и использованных им источников. В числе последних декреты и другие нормативные акты советской власти, документы фонда Совета по делам религий (ГАРФ. Ф.6991), советская и церковная пресса, а также публицистика и мемуарная литература.
В первой главе А.Н.Кашеваров рассматривает "мощейную эпопею" первых лет советской власти. Он пишет, что убежденность советских руководителей в том, что народ поддержит антицерковную политику власти, не были беспочвенны, т.к. еще с начала XX в. наблюдался постепенный рост антиклерикальных настроений в обществе. Рассмотрев первые мероприятия советской власти, автор приходит к выводу, что они углубили раскол общества на верующих и неверующих, а также придали идейному противостоянию власти и Церкви характер политической борьбы. Далее автор рассматривает ход кампании по вскрытию мощей. Также исследователь достаточно подробно останавливается на процессе закрытия монастырей. Результатом всех этих мероприятий, делает вывод автор, стал рост антиклерикальных настроений среди той части населения, которая уже порвала с религией или относилась к ней индифферентно, у верующих же они вызывали лишь растущее недовольство. Также вскрытие мощей можно рассматривать, по мнению А.Н.Кашеварова, как некий пролог кампании по изъятию церковных ценностей 1922 г.
Во второй главе своей монографии автор исследует судьбы святых мощей при Сталине и Хрущеве. Налаживание церковно-государственных отношений при И.В.Сталине было обусловлено в первую очередь прагматическими расчетами. Был сделан ряд уступок Церкви и верующим, но все это происходило при всестороннем контроле со стороны органов госбезопасности. В 1944-1945 гг. начались ходатайства о возвращении мощей православных святых верующим. И произошла передача некоторых из них - Сергия Радонежского, Феодосия Черниговского, святителя Алексия и других (всего десяти святых). Однако автор обращает внимание на то, что в отличие от громкой кампании по изъятию мощей это частичное возвращение происходило "как бы втайне от общества". С 1948-1949 гг. происходит смена курса отношений государства к Церкви, а с 1958 г. началось новое наступление на Церковь. В том числе оно включало пропагандистские атаки с использование научного атеизма и опорочение святых мощей (фильм "Правда о мощах", брошюра "О святых мощах").
В третьей главе А.Н.Кашеваров более кратко описывает "второе обретение православных святынь" в конце 1980-х -1990-е гг. Он пишет, что с 1987 г. происходило постепенное смягчение позиции правительства по отношению к Церкви. Считается, что последние мощи (Александра Свирского) были возвращены Церкви в 1998 г.
Книга А.Н.Кашеварова, безусловно, интересна и полезна не только для историков, но и для всех интересующихся положением верующих в СССР. Монография достаточно подробно исследует судьбы святых мощей не только в 1918-1922 гг., но и на протяжении всего советского периода. Автор выделяет наиболее важные моменты в этой почти вековой истории, обозначает значительные факты и делает обобщающие выводы. Работа основана на большом количестве источников и написана легким и понятным языком.