Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.hist.msu.ru/Departments/Church/Books/23.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Sun Apr 10 15:32:45 2016 Кодировка: Windows-1251 |
|
Лурье В.М. Введение в критическую агиографию. СПб.: Axioma, 2009. 238 с.
Самое современное исследование, посвященное общим вопросам критической агиографии, подготовлено В.М.Лурье. Автор подытоживает общий взгляд на происхождение и методы агиографического исследования.
В первой главе дается почти четырехсотлетний обзор различных направлений в исследовании житийного материала, которыми оперировала критическая агиография. Дается литература и подробно разбирается каждый период развития: "алхимический" или филологический, когда житийная литература изучалась преимущественно филологами. Впервые житийная литература начала издаваться голландским иезуитом Херибертом Розвейде (Heribert Rosweyde, 15691629). Вдохновившись его работой, кардинал Роберт Беллармин (Roberto Bellarmino, 15421621) издал первую книгу, посвященную агиографическому своду рукописей Vitae Patrim (1615). Представитель следующего поколения Иоанн Болланд (Bollandus, 15961665) начал издание Acta Sanctorum
Следующий период, выделяемый автором, "химический", который начинается с работ немецкого протестанта Германа Узенера (Hermann Carl Usener, 18341905). Он фактически положил начало "критической агиографии", выделив из общего массива филологических текстов науку о смыслах агиографических легенд. Специфика концепции Узенера восприятие житий как легенд, которые он анализировал как обыкновенные языческие мифы и делал выводы о сходстве соответствующих языческих и христианских культов. Однако критическую агиографию как самостоятельную школу создал Импполит Делеэ (Hippolyte Delehaye, 18591941), который выработал иную классификацию агиографического материала, опровергая тезис школы Узенера о родстве между христианскими житиями и мифами. Он выделил особый тип житий Passions epiques и Passions historiques, то есть мученичество как христианский аналог мифа (сказки), повествующий о некоем формативном периоде христианства соответствующего региона, и мученичество, имеющее историческую фиксацию.
Последующие исследователи (например, Поль Петерс (Paul Peeters, 18701950), Жерар Гаритт (Gerard Garitte, 19141990), Френсис Томсон и Бернар Флюзен) уже работают с текстом как источником особого типа, определяя его агиографический "жанр", появляются сравнительные исследования, выделяется историческое содержание.
Во второй главе автор подробно останавливается на таких понятиях, как "агиографический язык" и "агиографический текст". Агиографической легендой (документом) является всякий документ, созданный и/или распространяемый вследствие и/или для распространения соответствующего культа, при этом текст отдельной рукописи агиографическим документом не является, если над ним не проведена сравнительная и критическая работа. Агиографическая литература подразделяется на несколько типов: по предмету почитания (о святых, о мощах и реликвиях, о святилищах), по сюжету (жития, "чудеса", повествования о мощах, иконах и других реликвиях, идеологические тексты на освящение храма
Третья глава книги посвящена изучению геометрии агиографического пространства и установлению "агиографических координат". Обычно текст стремится сохранить обозначения особого места (например, где лежат мощи мученика) или центра культа,
Четвертая глава посвящена дискретности агиографической Вселенной. Культ в естественной реальности использует только те элементы, которые являются для него каким-то образом значимыми. Дискретность и прерывистость естественного пространства, включенного в культовую реальность, можно хорошо различить в пространственных построениях иконы (предложено Б.В.Райшенбахом,
В пятой главе рассматривается церковный календарь как матрица агиографии и богослужения. Рассматриваются тип документа, истоки происхождения, особенности развития; проводятся сравнительный анализ главных ветхозаветных праздников и их соотнесение с датами церковного календаря. Делается вывод, что изменение наиболее торжественных дат происходит намного медленнее, т.к. они являются более архаичными. Также приводятся сравнительные данные по другим календарям, например, календарь несториан, традиционный календарь Исландии.
Геометрия апокалиптической Вселенной изучается в шестой главе.
В седьмой главе прослежен процесс распада иудейской апокалиптической традиции в христианской среде. Структура исторических апокалипсисов представляется однотипной: медиатор получает откровение о будущем, однако его рассказ начинается с хорошо известных современникам событий, потом наступает определенный момент, когда предсказанные события перестают быть "узнаваемыми". Автором делается интересное замечание, что по мере развития христианства (примерно с начала
Таким образом, автор делает подробный разбор употребляемых в житиях символов и делает вывод о том, что христианская агиография является прямым и органичным продолжением иудео-христианской апокалиптики.
Ю.Родионова, студентка кафедры истории Церкви.