Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.hist.msu.ru/Departments/Church/Books/06.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 15:31:49 2016
Кодировка: Windows-1251
George Galavaris. An Eleventh Century Hexaptich of the Saint Catherine's Monastery at Mount Sinai. Hellenic Institute of Byzantine and Post-Byzantine Studies in Venice, Mount Sinai Foundation. VeniceAthens, 2009. 167 с., 16 цвет. табл. и вклейка. ISBN 978-960-7743-49-7.
Эта книга посмертный труд известного греческого историка византийского искусства Георгия Галавариса (Љ 30.03.2003), который успел ее закончить почти полностью, исключая научно-справочный аппарат. Соиздателями являются проф. Хриса Мальтезу (Chryssa Maltezou), директор Греческого института византийских и поствизантийских исследований в Венеции, и настоятель монастыря Св. Екатерины, архиепископ Синая Дамиан, глава Фонда Горы Синай.
Предметом исследования является икона-складень XI в. из "Старой библиотеки" (?29) монастыря св. Екатерины. Икона состоит из шести створок, часть третьей створки утрачена. В свое время преосв. Порфирий (Успенский) привез ее в Киев и передал музею Киевской духовной академии. Судьба богатейшей коллекции икон этого музея драматична почти вся она погибла во время Второй мировой войны. Г.Галаварис идентифицировал часть синайского гексаптиха по публикации Н.П.Лихачева (1906), а российский искусствовед Г.И.Вздорнов отыскал негативы и передал их для публикации. В кратком предисловии к книге Панайотис Л. Вокотопулос дает сведения об истории изучения коллекции икон Синайского монастыря. Основными трудами являются двухтомное издание Георгия и Марии Сотириу и три тома издания Принстонского университета, осуществленного под руководством Курта Вайцмана. Его ученик, Георгий Галаварис, продолжил исследование.
В развернутом введении Г.Галаварис приводит общие сведения об иконах праздников. История формирования цикла праздников, связанных с жизнью Христа, мучениками и святыми, восходит к III в. Число великих праздников было зафиксировано в конце эпохи иконоборчества, когда минологии вошли в число литургических книг. В Х в. Симеон Метафраст составил новый Минологий. Примерно тогда же и был создан новый тип икон праздников ("календарных"), необходимых в богослужении, в особенности в небольших церквах. Обычно каждая створка содержала изображения святых на три месяца, но были складни и из двенадцати створок, отдельно для каждого месяца. Введение содержит много данных об использовании икон в литургии, об их положении и перемещениях в пространстве храма.
Древнейшие иконы-праздники датируются второй половиной XI в., большинство синайских икон этого типа относится к XII в. Г.Галаварис подчеркивает, что "календарные" иконы происходят от иллюстрированных минологиев. Это касается сходства изобразительной структуры, состава сцен и иконографии обеих групп памятников. В "деликатном стиле" некоторых икон автор видит черты Македонского Ренессанса. Анализ показывает, что мастер синайского гексаптиха получил выучку в Константинополе, но икона была исполнена на Синае. Автор отмечает, что литургическая программа икон-календарей воплощает "богословские идеи в контексте единства литургических искусств в Византии". Интересно, что на некоторых иконах встречаются изображения святых, имен которых нет в синаксарях. Это говорит о различных местных традициях почитания святых.
Таким образом, введение фактически служит и заключением (оно не было написано), где излагаются основные выводы.
Далее следуют общие сведения о памятнике, его размерах (высота 48,1 см, ширина до 36,8 см, толщина до 1,9 см), состоянии и расположении сцен. На левой створке находится пять изображений Богоматери и сцены из Нового Завета. Четыре створки содержат изображения святых, сгруппированные в хронологической последовательности, начиная с сентября, по три месяца на каждой створке. На правой створке складня изображен Страшный Суд. На оборотной стороне каждой створки изображен крест с удлиненной нижней ветвью. Основную часть книги (с. 25135) составляет детальное описание каждой створки иконы и каждого изображения, с сопровождающими их надписями. Приводится широкий круг иконографических сопоставлений, особенно с рукописями из разных собраний, в том числе и из Государственного Исторического музея (Москва).
Особый раздел посвящен надписям на обороте иконы. Последний раздел исследования содержит основные наблюдения автора об иконографии и стиле иконы. Книга завершается библиографией. Все иллюстрации цветные, высокого качества, из них 16 таблиц формата книги и вклейка реконструкция всех шести створок складня, лицевой и оборотной сторон.
Книга является отличным образцом жанра "издание памятника".
Л.Г.Хрушкова.
Полный текст рецензии опубликован в Византийском Временнике (2011. Т. 70. С. 284-285).