Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.hist.msu.ru/Departments/Church/Books/02.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 15:31:30 2016
Кодировка: Windows-1251
Книги по истории Церкви и христианской археологии
 
 
  Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека УМО по истории и искусствоведению  
Рецензии на новые книги по истории Церкви и христианской археологии
кафедры истории Церкви Исторического факультета МГУ

Giuseppe Wilpert. Archeologo Cristiano. Atti del Convegno (Roma - 16-19 maggio 2007). A cura di Stefan Heid (Sussidi allo studio delle Antichità Cristiane), Città del Vaticano, 2009. – 727 c., черно-белые и цветные илл.
ISBN 978-88-85991-50-7.

Сборник статей под редакцией проф. Штефана Хайда является публикацией материалов коллоквиума, который состоялся 16-19 мая 2007 г. в Риме: "Йозеф Вильперт (1857–1944) – представитель "Римской школы" христианской археологии". Коллоквиум был посвящен 150-летию со дня рождения крупного немецкого ученого Йозефа (Джузеппе) Вильперта, который большую часть своей жизни жил и работал в Риме. Вильперт стал широко известен своими капитальными трудами о раннехристианских саркофагах и живописи катакомб, а также полемическими выступлениями по дискуссионной проблеме происхождения раннехристианского искусства. Эти дискуссии: "Восток или Рим", – которые на рубеже XIX и XX веков захватили ученых всех европейских стран, в том числе и России, приобрели характер настоящей научной битвы. Вильперт был, конечно, энергичным защитником идеи приоритета Рима. Можно назвать и еще один, неофициальный, побудительный мотив проведения римского коллоквиума: находка архива ученого, который содержит документы о его деятельности, начиная с учебы в Иннсбруке и до смерти в Риме. Эту большую коллекцию рукописей, писем, черновиков, рисунков, фотографий и других материалов Вильперта случайно обнаружили в 2003 г. в Папском институте христианской археологии библиотекарь инcтитута д-р Джорджо Нестори (Giorgio Nestori) и профессор этого института Шт.Хайд. По этой причине многие статьи сборника широко используют новые архивные данные.

Сборник делится на несколько разделов: "Биография", "Римская школа", "Иконография", "Катакомбы", "Музеология". В разделе "Биография" помещен ряд статей о жизненном пути и семье ученого, его дружеских связях, некоторых подробностях частной жизни. Интересна статья Иоанны Ростропович (Joanna Rostropowisz) "Йозеф Вильперт и его силезская родина". Вильперт родился и провел юность в местности, где говорили на трех языках: немецком, моравском (чешском) и польском языках. Этим объясняется особый интерес польских исследователей к фигуре Вильперта. В Польше был тоже проведен симпозиум по случаю его юбилея (J.Kopiec, J.Rostropowicz (Hg.). Joseph Wilpert (1857–1944). Archeolog chrześcijański. Życie i dzeło. Opole, 2007). Вильперт, несоменно, знал польский язык, а, возможно, и русский, поскольку в его библиотеке есть книги Н.П.Кондакова, Д.В.Айналова, Н.В.Покровского и других известных русских ученых.

В разделе "Римская школа" статья Шт.Хайда (Stefan Heid) "Иозеф Вильперт в школе де Росси" рассматривает вопрос о римской научной традиции в историческом контексте, о роли "отца-основателя" римской христианской археологии Джованни Батиста де Росси в формировании этой традиции. Можно ли считать Вильперта "простым учеником" в школе де Росси, который продолжал прямую линию наследия мэтра, как другие его ученики? Или положение Вильперта было особенным? Действительно, эта значительная фигура отступает от роли "ученика" в традиционном смысле этого слова.

Статья Каролы Эгги (Carola Jäggi) о дебатах вокруг проблемы "Восток или Рим", рассматривает споры между главными оппонентами: Вильпертом и Иозефом Стриговским, этот последний в своих трудах подчеркивал преобладающую роль Востока. Время этих ожесточенных споров миновало, современные исследователи говорят о равновеликом вкладе Востока и Запада, и даже о ненужности, некорректности этого противопоставления.

В разделе "Иконография" статья Эрнста Дассманна (Ernst Dassmann) "Поучение как тема раннехристианского искусства" посвящена проблеме, которая занимала важное место в штудиях Вильперта. Статья Ф.Бисконти (Fabrizio Bisconti) "Джузеппе Вильперт: иконограф – иконолог – историк искусства" содержит призыв оценивать идеи Вильперта в контексте состояния науки того времени, а не критиковать его с позиций знаний сегодняшнего дня. В разделе "Катакомбы" помещены статьи Лукреции Спера (Lucrezia Spera) об одном участке катакомбы св.Калликста, Ф.Пергола (Philippe Pergola) о катакомбе св.Домитиллы и др. Можно судить о том, как изменились некоторые интерпретации топографии и живописи римских катакомб со времен Вильперта.

Несколько Приложений содержат новые сведения об архивных материалах и библиотеке ученого: "Документы Вильперта в Секретном архиве Ватикана" (Alejandro Mario Dieguez), "Архивные материалы Джузеппе Вильперта в Риме" (Stefan Heid, Chiara Cesarini), "Частная библиотека Иозефа Вильперта" (Stefan Heid, Matthias Ambros).

Этот том будет полезен всем, кто интересуется историей науки в Западной Европе в конце XIX – первой половине XX в. Конечно, его можно было бы дополнить сведениями о тех откликах, которые идеи Й.Вильперта получили в России. Русские ученые, например, Дмитрий Власьевич Айналов, Егор Кузьмич Редин и др. активно участвовали в дискуссиях по проблеме "Восток или Рим", будучи, естественно "на стороне Востока". Кроме того, они критиковали Вильперта за то, что он рассматривает произведения раннехристианского искусства только с точки зрения религиозной догмы, едва обращая внимания на вопросы художественной формы, т.е. собственно истории искусства.

Отмечу в заключение, что эта книга с итальянским названием фактически является двуязычной: примерно половина ее статей опубликована на немецком языке.

Л.Г.Хрушкова.