Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.hist.msu.ru/Calendar/1997/Apr/Lomnosov97/petrova.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Tue Oct 2 18:55:41 2012 Кодировка: Windows-1251 |
ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА
О.С. ПЕТРОВА
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М.В. Ломоносова
В первой четверти XVIII века в стране шел процесс существенных изменений во многих сферах жизни, Россия превращалась в мощную империю, становилась мировой державой. Обстановка преобразований способствовала формированию человека нового времени, менялся его взгляд на большинство предметов и явлений, ускорился темп его жизни. Достижением первой четверти XVIII века можно считать утверждение нового понимания человеческой личности, а следовательно, и к вопросам ее воспитания и формирования.
Жизнь, окружавшая современников Петра I, была полна противоречий, борьба старого и нового отчетливо прослеживается в источниках данного периода, но степень господства традиций и новаций в рассматриваемых работах разная. Это связано, в первую очередь, с различной степенью образованности, с различным происхождением и возрастом авторов источников.
Существенно различались религиозные взгляды передовых людей первой трети XVIII века. В основу концепции В.Н. Татищева и других представителей передовой общественной мысли данного периода было положено 'естественное право', а универсальным критерием всей совокупности человеческих отношений - принцип 'разумного эгоизма'. Это полностью противоречило господствовавшей в то время церковной идеологии, объявлявшей главным критерием человеческого существования его отношение к Богу. Сторонником ортодоксально-христианской морали был И.Т. Посошков. По его мнению, главной педагогической задачей тех, 'кто имя отеческое над малыми отроками' носил, было наставление 'от младых ногтей в страхе божии, благочестии и благонравии'. Все это обуславливало сохранение огромной роли церкви как общественного института, религиозной идеологии и культуры в жизни людей.
Все новое, имевшее светскую направленность, не могло войти в жизнь без борьбы со старым, носившим религиозный характер. Борьба церкви и государства в начале XVIII века сводилась к утверждению руководящей роли в человеческом обществе. Постепенно в этой борьбе взяли верх государственные начала, религиозная общность отступала на второй план, уступая общности национальной, а понятие государства отделилось от понятия государя. В сочинениях И.Т. Посошкова эти изменения еще не нашли своего отражения, но В.Н. Татищев, Феофан Прокопович и другие уже вполне осознавали, что человек являлся членом общества и что это общество предъявляло ему свои требования, поэтому служба Отечеству была одной из важнейших обязанностей человека. По словам А.Д. Кантемира, 'главно воспитания в том состоит дело, чтоб сердце в добрых нравах утвердить, чтоб чрез то полезен сын твой был Отечеству'. Однако принадлежность авторов источников к различным сословиям русского общества обусловила различное отношение к служебным обязанностям и гражданскому долгу.
Эпоха реформ затронула практически все стороны жизни русского человека. Но образованию, просвещению людей отводилась особая роль, ведь промышленность, государственные структуры, армия и флот испытывали острую необходимость в квалифицированных кадрах. Забота об увеличении населения России, о его воспитании и образовании была возведена на уровень государственной политики. Впервые была поставлена задача совершенствования своих личных способностей через светское образование. Церковь видела в этом большую опасность, всяким образом противилась распространению светских элементов в педагогике. В общественной мысли этого периода боролись два течения: сторонники старины, к которым принадлежал И.Т. Посошков, выступали за сохранение традиционной системы, основанной на церковной литературе. В.Н. Татищев и многие другие 'птенцы гнезда Петрова' боролись за распространение светского образования, причем В.Н. Татищев не только создал методику преподавания в школе, но и воплотил свои идеи в жизнь, основав на Урале первые школы нового типа, которые отвечали задачам преобразовательной деятельности Петра I.
Утилитарный характер носили реформы и в области семьи и брака, в соответствии с ними молодые люди должны были использовать данное им государем право вступать в брак при взаимном согласии. Петр I исходил из того, что принуждение не могло способствовать росту рождаемости, а страна нуждалась в умножении численности своего населения. Перемены в этой сфере жизни поняли и приняли многие, понимая, какое значение играет атмосфера семьи, дома для формирования характера, личности ребенка.
Воспитание детей представляет собой ту область, которая труднее всего изменяется и реформируется, так как именно в ней господствуют традиции, передаваемые от отцов к детям и прошедшие проверку временем. Но в такую бурную эпоху, какой была первая четверть XVIII века, эта область человеческих отношений медленно, с трудом, но все же изменялась. Не все стороны в равной степени были затронуты этим процессом, но в целом характер воспитания изменился, по сравнению с веком предшествующим. Новое время готовило себе и нового человека. Достижения петровского времени подготовили новых людей для блистательного взлета русской культуры в последующие столетия.
АННОТАЦИЯ ДОКЛАДА
ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА В ПЕРВОЙ
ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА
О.С. ПЕТРОВА
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М.В. Ломоносова
Воспитание детей представляет собой ту область, которая труднее всего изменяется и реформируется, так как именно в ней господствуют традиции, передаваемые от отцов к детям и прошедшие проверку временем. Но в бурную эпоху петровских преобразований эта область человеческих отношений медленно, с трудом, но все же изменялась. Данная работа является опытом изучения системы воспитания в России на основе опубликованных публицистических сочинений И. Посошкова, В. Татищева, Феофана Прокоповича и др.
AN ABSTRACT OF THE REPORT
THE UP-BRINGING OF A YOUNG MAN IN THE FIRST HALF
OF THE XVIII CENTURY
O.S. PETROVA
MOSCOW STATE UNIVERSITY
named after M.V. Lomonosov
The up-bringing of young men is a sphere which was hard reformed because of the traditions transmitted from parents to their children and have been checked by the time. But during the epoch of Peter's The Great reforms this sphere was slowly changed. This work is an attempt to study the system of the up-bringing in Russia on the base of the published sources of Iv. Pososhkov, V. Tatischev and others.