Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.hist.msu.ru/Abit/advice.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:37:08 2012
Кодировка: Windows-1251
Для поступающих на Исторический факультет МГУ
 
 
  Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека УМО по истории и искусствоведению  
К остальной информации Приемной комиссии

Приближается 4 августа, последний день подачи оригиналов документов для победителей и призеров олимпиад, освобожденных от дополнительных вступительных испытаний и подлежащих зачислению вне конкурса ЕГЭ. Кто-то из этих счастливчиков еще в июне определился со своим выбором и, сдав оригиналы документов, отправился на заслуженный отдых, кто-то до сих пор мечется из одной приемной комиссии в другую и, изнемогая от жары, решает, быть может, главный вопрос своей жизни: "БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ МНЕ СТУДЕНТОМ ТОГО ИЛИ ИНОГО ВУЗА???" Вместе с абитуриентом в нерешительности томятся мамы и папы, бабушки и дедушки и еще масса всяких других людей, которым небезразлична судьба будущего студента. Со всех сторон раздаются советы "старших товарищей", в том числе уже студентов, "всяк кулик свое болото хвалит", и абитуриент запутывается еще больше. Именно таким "вольно определяющимся и никак не определившимся" адресована прежде всего моя заметка. Она никоим образом не претендует на предоставление исчерпывающей информации про исторический факультет МГУ и, так сказать, "конкурирующие организации". Главная ее цель – скорректировать информацию по тем вопросам, которые часто обсуждаются абитуриентами, и тем самым помочь им сделать правильный выбор именно для себя. ЗА ВСЮ ЭТУ ИНФОРМАЦИЮ Я ОТВЕЧАЮ КАК РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ, КАК ПРЕПОДАВАТЕЛЬ И ВЫПУСКНИЦА ЭТОГО ФАКУЛЬТЕТА.

1. Наиболее часто встречающийся вопрос по поводу иностранных языков:

Исторический факультет – один из немногих факультетов, которые, имея собственные кафедры иностранных (и древних) языков, по объему изучения этих языков (4–5 пар в неделю основного языка, плюс 2–3 дополнительных) не уступает языковым вузам. При этом, подчеркиваю, вне зависимости от количества изучаемых языков, они все бесплатные!!! На историческом факультете вообще нет никаких доплат за дополнительные курсы, семинары, практики. Единственное исключение составляет плата за получение дополнительной квалификации переводчика – но это уже второй диплом! Большинство студентов-историков изучают два современных иностранных языка, как минимум. Очень распространенной является ситуация, когда студент изучает одновременно несколько западноевропейских, восточных и славянских языков. Скажем, специалист по Балканам периода Османской империи неизбежно будет изучать турецкий, греческий и, возможно, на выбор болгарский, сербский и т.д. По большинству редких языков занятия проводятся в очень маленьких группах, часто индивидуально, ведут эти занятия, кроме истфаковских преподавателей, преподаватели ИСАА, ин.яз., филологического факультета.

2. Зарубежные стажировки наших студентов. В качестве куратора только выпустившегося курса могу смело сказать, что минимум 20% наших студентов к окончанию университета провели от недели до года, стажируясь в зарубежных университетах, работая в архивах и библиотеках за пределами нашей страны. На некоторых кафедрах (например, истории славян) подавляющее большинство студентов побывало на таких стажировках и ознакомительных практиках. Широкие международные контакты факультета и высокий уровень подготовки (прежде всего языковой) помогают нашим студентам регулярно выигрывать гранты и конкурсы на получение стипендий в лучших зарубежных вузах, многие выпускники продолжают обучение за рубежом после окончания факультета. Причем речь идет опять-таки о бесплатном (для самого студента) обучении в Германии, Франции, Италии, США, Китае, Финляндии, Венгрии, славянских странах (этот список можно продолжить...).

3. Практики наших студентов. Практики являются не только неотъемлемой частью учебного процесса, помогают определиться с дальнейшим местом работы, завязать необходимые контакты, но для большинства становятся самыми яркими моментами студенческой жизни. Все практики делятся на общие и специальные (т.е. связанные со специализацией конкретного студента). Главная общая практика, конечно, археологическая. К числу выездных относятся все этнологические, археографические, страноведческие практики. Не важно, куда в итоге попадете именно Вы. Но "байки" Янина про то, как он стал свидетелем находки первой берестяной грамоты, или задушевные беседы со старообрядцами где-нибудь на русском Севере запомнятся на всю жизнь! - Это, конечно, для "романтиков". Но и прагматики никак не обделены практикантским счастьем. Практики в МИДе касаются не только контрактников с отделения Международных отношений, но и студентов бюджета, имеющих такую же специализацию. К слову, каждый год несколько выпускников истфака идут на работу в МИД, целые отделы и направления возглавляются нашими выпускниками и, собственно, по их настоятельным просьбам и открылась новая специализация "История и теория международных отношений". Другая большая группа студентов (политологи и студенты с кафедры истории общественных движений и политических партий) проходит практики в Государственной Думе и других органах власти. Наши выпускники являются депутатами законодательных собраний самого разного уровня, работают в администрации Президента, входят в правительственные структуры.

Есть архивные, библиотечные, музейные, педагогическая практики.

РЕЗЮМЕ: Ни один факультет МГУ не может "похвастаться" таким количеством и разнообразием практик, полезных и просто ооочень интересных!

4. Собственно учеба наших студентов или ЕЩЕ РАЗ О ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ.

Казалось бы, с этого и надо было начинать. Но очень часто вопросы о содержательной части учебного процесса волнуют меньше, чем озвученные выше. Прекрасно понимая, что выпускников школ становится все меньше, а вузов все больше и, следовательно, конкуренция возрастает, постараюсь максимально наглядно и доходчиво объяснить, чем же все-таки мы отличаемся от других. Процесс получения образования, как мне кажется, очень напоминает процесс строительства здания: от того, насколько прочен будет фундамент будущего строения, насколько сбалансированы и гармонично соединены в единое целое будут отдельные его части, напрямую зависит прочность и долговечность всей конструкции. Если говорить о том "образовательном здании", которое воздвигается историческим факультетом МГУ, то фундамент его составляют общие курсы, которые читаются всем студентам вне зависимости от будущей специализации, к этой же части строения я бы отнесла изучение основного языка и первые опыты самостоятельной работы в семинарах, первый этаж составят общие кафедральные курсы, далее последуют специальные курсы и специальные семинары, дополнительные языки, упомянутые мной практики. Какой получится итоговая конструкция, разумеется, зависит от студента. Зависит не только в том смысле, что он может "провалять дурака", почти ничего не делать, и в итоге "вылететь" с любого курса, но прежде всего в том смысле, что ему предоставлена огромная свобода выбора, начиная с первого этажа и заканчивая декором здания: по своему вкусу каждый сможет украсить его какими угодно "завитушками" из экзотических языков, абсолютно уникальных навыков работы с современнейшим оборудованием, скажем, спектрального анализа у археологов, практического опыта организации предвыборных компаний и т.д. Но главное остается главным: конструкция получится надежной, потому что она возведена на прочном фундаменте и в строгом соответствии с разработанным планом и точными расчетами. Наш студент не кинется читать древние рукописи, не изучив палеографии, не станет делать скоропалительные выводы, выдернув первую попавшуюся на глаза папку документов в архиве, так как прежде, чем он попадет в архив, он познакомится и с источниковедением, и пр. При постройке его собственного индивидуального здания он будет постоянно консультироваться со специалистами: выдержит ли фундамент, не обрушится ли балкон? Для этого и нужен учебный план, апробированный поколениями других студентов и преподавателей. ЭТО И ОЗНАЧАЕТ В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ!!!

А теперь представьте себе другую ситуацию. Несколько архитекторов, никак не согласуясь друг с другом, разрабатывают каждый свою часть проекта, а заказчик, не видя проекта целиком, по сути вслепую, выбирает отдельные понравившиеся детали (хочу вот такой балкон, а еще эту арочку и башенку). Нетрудно догадаться, что в таком случае постройка либо вовсе не сможет быть возведена, либо развалится вскоре после завершения строительства. Не в обиду будет сказано вновь открывающимся вузам и специальностям, их методика организации учебного процесса пока сильно напоминает вышеописанное строительство. Можно пригласить множество ярких преподавателей и серьезных специалистов, каждый из которых будет читать по-своему интересный курс, но цельного и прочного образовательного здания не получится еще, как минимум, 5 лет. Поверьте мне как преподавателю с 15-летним стажем: первые студенты всегда "подопытные кролики", на которых "обкатывается" новый курс. Спросите любого честного и заинтересованного преподавателя, и он вам скажет, что когда он начинал вести ту или иную дисциплину, он смотрел на реакцию аудитории, что-то корректировал, изменял, и в итоге только спустя несколько лет "доводил курс до ума". В данном же случае вы рискуете иметь дело с абсолютно новым учебным заведением, у которого нет ни этого самого прочного фундамента, ни сложившегося коллектива, ни репутации, ни выпускников; зато есть огромное желание произвести впечатление какими-то доселе неопробованными новациями, поражающими воображение, но никак не гарантирующими, что что-то вообще получится толковое.

Часто выпускники школ вполне искренне недоумевают: зачем мне знать такое количество дат, имен, событий? И не хотят идти на истфак, дабы не грузить себя этой бесполезной, с их точки зрения, информацией, не имеющей никакого практического применения. Совершенно согласна, современный человек (и даже гуманитарно ориентированный) вполне спокойно может прожить не припоминая, когда же была Столетняя война или Николай II отрекся от престола. Вовсе не это "сакральное" знание отличает студента-историка. Вспомним того же Эйнштейна: известно, что великий физик не учил наизусть формулы, так как всегда мог их вывести самостоятельно. Вот и толковый студент-историк отличается не тем, что зубрит килограммы учебников, а тем, что может проанализировать заданную информацию, и сделать вывод: когда, скажем, Николай мог отречься, а когда это было принципиально невозможно по ситуации. Историк – это прежде всего аналитик, имеющий дело с бесконечным множеством повторяющихся ситуаций. Он знает, что было и что будет применительно к прошлому. И, следовательно, может приложить это знание к настоящему. Попросту говоря, если я десятки раз в истории сталкивался с тем, что при сходных условиях дело заканчивалось революцией, войной, переворотом, я с очень большой долей вероятности могу прогнозировать повторение подобной ситуации в современных условиях. И вот это уже почти сакральное знание. И именно поэтому наши выпускники работают аналитиками как в коммерческих структурах, так и в ведущих политологических фондах. Кстати, совершенно неважно (заявляю по своему опыту человека, в аспирантские годы подвизавшегося, и довольно успешно, в сфере бизнеса), что Вы анализируете: "Русскую правду" или рекламный текст конкурирующей фирмы. Главное – умение быстро выделить основную информацию и ответить на вопрос: что нам это дает (в одном случае – для реконструкции прошлого, в другом – для выстраивания будущего).

5. Я в масс-медиа пойду – пусть меня научат! Или о желании работать в средствах массовой информации.

Несмотря на то, что однозначно ориентированных на истфак абитуриентов в последние годы не так много (вас, абитуриентов, что-то вообще маловато стало. Как сказал один человек, (вы его еще не знаете): "Надо улучшать демографическую ситуацию в стране"), историю у нас в стране любят, и рейтинг околоисторических передач традиционно очень высок. Так что не удивительно, что лавры Радзинского, Парфенова, Сванидзе и иже с ними не дают покоя юной общественности. При этом будущие звезды экрана полагают, что историческое образование им для такой карьеры вовсе ни к чему (Парфенов истфак, как известно, не заканчивал, в отличие от Сванидзе). Рискну высказать свое предположение-прогноз – посмотрим, сбудется ли. Краткий период дилетантов решительно сменяется эрой профессионалов. В начале 1990-х можно было закончить истфак и стать банкиром (реальный пример одного моего однокурсника, а может, и не одного). Сейчас такой поворот событий, согласитесь, маловероятен. Кажется, мы движемся к тому, что "сапоги должен тачать сапожник, а пироги печь пирожник". Зримым доказательствам этого в столь интересующей многих сфере являются те же передачи из цикла "Академия" на канале "Культура", в которых уже приняли участие С.П.Карпов, В.Л.Янин, Ю.С.Пивоваров и другие. Число газет, журналов, теле- и радиоканалов, жаждущих записать интервью либо сделать передачу именно с профессиональным историком, а не с ловким любителем жонглировать фактами, растет день ото дня. Так что к тому моменту, когда сегодняшний абитуриент станет выпускником, скорее всего, потребность в "создателях сенсаций" от истории вообще отпадет. Не зря уже сегодня многих наших студентов приглашают в качестве экспертов для подготовки исторических передач.

6. Миф про супергонорары или как гуманитарию быстро и красиво заработать.

Некоторые гуманитарные вузы сулят своим выпускникам гарантированное трудоустройство и высокооплачиваемую работу. Именно это и привлекает абитуриентов. В высшей степени похвально желание молодых людей поскорее твердо встать на ноги и слезть с родительской шеи. Вопрос – насколько эти обещания выполнимы. Уверена, что совершенно невыполнимы по нескольким причинам: 1) что вообще может быть гарантировано в нашей быстроменяющейся экономической и политической ситуации? 2) что такого исключительного может этот самый гуманитарий в свои 21–22 года предложить работодателю? Знание языков – сейчас уже с кадрами в этой области нет проблем, с профессиональными переводчиками вы все равно не проконкурируете. Умение неплохо говорить? В болтунах самого высокого пилотажа у нас в стране как-то явно нет недостатка. То же с гениями пера... Открою вам большой секрет: много и гарантированно ни один гуманитарий после окончания вуза (не имеет значения какого) получать не будет. Хотите реально много зарабатывать и при этом работать по специальности – идите на факультет вычислительной математики и кибернетики в МГУ! Слабо? Будьте реалистами и готовьтесь к тому, что все придет со временем. Причем не таким долгим, если вы будете много и грамотно учиться. А потом (или параллельно) много и качественно работать!

7. Профессионал – это тот, кто любит свою работу!

Этот пункт моего явно затянувшегося текста адресован сугубо тем, кто любит историю, хочет идти именно на исторический факультет, но встречает сопротивление и непонимание со стороны близких. Вам говорят, что Вы обречены на нищенское существование, что такой выбор безответственен и т.д. Говорю на личном опыте и опыте многих других известных мне выпускников нашего факультета: профессионал всегда заработает, и все у него получится, причем получится хорошо и с удовольствием именно потому, что он любит свою работу! НЕ ЛОМАЙТЕ СВОЮ ЖИЗНЬ И ВЕРЬТЕ В СВОИ СИЛЫ.

8. Настоящая наука – это здорово!

"Мечтаете закончить свою жизнь в архиве – идите на истфак МГУ", – написала одна выпускница, явно рассчитывая, что такая перспектива отпугнет от нашего факультета последних безумцев: кому же охота помереть в такой обстановке?.. Ну, мечтать о том, в какой обстановке расстаться с жизнью, я надеюсь, сегодняшним абитуриентам еще явно рановато, а на архиве хотелось бы остановиться поподробней. Поступая на истфак, лично я грезила архивами и невиданными открытиями, и теперь по прошествии немалых лет скажу честно, АРХИВ – ЭТО СОВЕРШЕННО ПОТРЯСАЮЩЕЕ МЕСТО!!! Когда вы берете в руки самый настоящий документ XIII века и понимаете, что жил тогда какой-нибудь человек, думал о будущем своих близких, о своих повседневных делах, пошел к нотарию, составил завещание, оно пролежало стооолько лет: и теперь вы его читаете и будто попадаете к нему в дом, видите, где и как расставлена мебель, понимаете, чем он дорожил, а что было для него сущей безделицей, вы начинаете жить жизнью этого человека. Как сказал про самоощущение историка один из лучших наших истфаковских профессоров и популяризаторов науки Николай Сергеевич Борисов, "Историк – это счастливый человек, так как он проживает одновременно несколько жизней: одну свою собственную, а другую – жизнь своего героя: полководца, мыслителя, князя". ТАК ЧТО ЧУВСТВУЕТЕ В СЕБЕ СИЛЫ, ЖЕЛАНИЕ И СМЕЛОСТЬ СТАТЬ СЧАТЛИВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ – ИДИТЕ НА ИСТФАК МГУ. МЫ ВАМ ПОМОЖЕМ ВО ВСЕМ!!!

В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ У ВАС ВОЗНИКНУТ КАКИЕ-ЛИБО ВОПРОСЫ, ПИШИТЕ МНЕ. Обещаю ответить как можно более оперативно (хотя сейчас по понятным причинам не каждый день бываю в Контакте) и, главное, абсолютно честно. Историческому факультету МГУ не к лицу "переманивать" "чужих" абитуриентов, но и "своих", ориентированных именно на истфак, терять не хочется, тем более терять по недоразумению или из-за отсутствия информации.

Анна Аркадьевна Талызина,
доцент Исторического факультета МГУ.