Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.geol.msu.ru/iop-msu/10B3/annotation.doc
Дата изменения: Wed Sep 26 14:58:57 2007
Дата индексирования: Tue Oct 2 00:17:10 2012
Кодировка: koi8-r

Образовательная магистерская программа
«Четырехмерное моделирование в геологии»
Направление 020300 ГЕОЛОГИЯ
Профиль Геология
Руководитель программы профессор А.М. Никишин

Аннотация
Присваиваемая степень: магистр геологии
Требования для поступления: Претенденты, желающие освоить образовательную
программу магистра геологии, должны иметь высшее профессиональное
образование первого уровня, иметь степень "бакалавра"
и соответствующий документ государственного образца. Лица, имеющие диплом
бакалавра наук по направлению подготовки 020300 Геология, зачисляются на
основную образовательную программу подготовки магистра наук в области
геологии на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются
правилами МГУ им. М.В. Ломоносова.
Претенденты, имеющие диплом бакалавра наук по иным направлениям подготовки,
допускаются к конкурсному отбору по результатам испытаний в объеме
требований к выпускному госудрарственному экзамену бакалавра наук по
направлению подготовка 020300 Геология.

1. Цели и задачи.
Основной целью программы является подготовка специалистов, знающих
геологию и владеющих компьютерными технологиями построения трехмерных
геолого-геофизических моделей геологической среды и четырехмерного
моделирования процессов, протекающей в этой среде, и умеющих применять их
для решения практических геологических задач.
Для достижения этой цели предполагается решить следующие основные задачи:
. сформировать у магистрантов основные компетенции и навыки построения
трехмерных геолого-геофизических моделей геологической среды, а именно
o интерпретации каротажных данных и корреляции скважин,
o интерперетации сейсмических профилей,
o построение трехмерной каркасной модели геологических границ и
разломов,
o построение трехмерного грида,
o выполнение подсчета запасов,
o перемасштабирование грида для целей моделирования;
. сформировать у магистрантов основные компетенции и навыки трехмерного
геологического картирования;
. сформировать у магистрантов основные компетенции и навыки
четырехмерного моделирования процессов протекающих в трехмерной
геологической среде, а именно
o реконструкции истории погружения с учетом уплотнения пород,
o моделирования истории прогрева,
o моделирование локальных процессов, таких как процессы
нефтегазогенерации и первичной миграции, цементации и
образования вторичной пористости и др.,
o гидрогеологическое моделирование осадочных бассейнов,
o моделирование вторичной миграции и аккумуляции УВ;
. привить магистрантам навыки работы на современном программном
обеспечении, решающем поставленные выше задачи.

Необходимость в такой программе обусловлена следующими причинами. В
последние годы происходит интенсивное внедрение компьютерных технологий и
телекоммуникационных систем в практику повседневной работы геологов. С
каждым годом растёт спрос на специалистов-геологов, владеющих современными
компьютерными технологиями на профессиональном уровне. Это предъявляет
новые требования к подготовке студентов и магистрантов при получении
геологического образования. Введение предлагаемой магистерской программы
усиливает и дополняет классическое геологическое образование в соответствии
с современными потребностями науки и производства.



2. Область профессиональной деятельности.
. организации Министерства природных ресурсов Российской Федерации,
Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства
сельского хозяйства, Министерства экономического развития,
Министерства образования и науки, Министерства атомной
промышленности, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Госстроя
России;
. академические и ведомственные научно-исследовательские организации,
связанные с решением геологических проблем;
. геологические организации, геологоразведочные и добывающие фирмы и
компании, осуществляющие поиски, разведку и добычу минерального
сырья;
. организации, связанные с мониторингом окружающей среды и решением
экологических задач;
. учреждения системы высшего и среднего профессионального
образования, среднего общего образования;

3. Объекты профессиональной деятельности.
Земля, земная кора, литосфера, горные породы, минеральные ресурсы,
геологические структуры, месторождения рудных и нерудных полезных
искапаемых, включая подземные воды, осадочный слой океанов и морей,
месторождения твердых, газообразных и жидких полезных ископаемых.

4. Виды и задачи профессиональной деятельности.
Магистр геологии с присвоением степени должен быть подготовлен к
решению следующих профессиональных задач, дополнительных к задачам,
решаемым бакалавром геологии в соответствии со своей квалификацией, видами
профессиональной деятельности и профилем подготовки.
а) научно-исследовательская деятельность:
- проведение научно-исследовательских, полевых, лабораторных и
интерпретационных работ в области геологии;
- анализ и обобщение результатов научно-исследовательских работ с
использованием современных методов компьютерной обработки;
- изучение современных достижений науки и техники, передового
отечественного и зарубежного опыта в области геологии;
- подготовка и проведение семинаров, научно-технических конференций,
подготовка и редактирование научных публикаций;
- определение экономической эффективности научно-исследовательских и
научно-производственных работ в области геологии;
б) производственно-технологическая деятельность:
- проведение производственных и научно-производственных, полевых,
лабораторных и интерпретационных исследований в области геологии;
- эксплуатация современного геологического полевого и лабораторного
оборудования и приборов;
- обработка, анализ и систематизация геологической информации с
использованием современных методов автоматизированного сбора и обработки;
- подготовка промежуточных и итоговых отчетов;
в) организационно-управленческая деятельность:
- организация научно-исследовательских, экспериментальных и научно-
производственных полевых, а также лабораторных и интерпретационных работ в
области геологии;
- проведение экспертизы научно-исследовательских работ в области
геологии;
г) проектная деятельность:
- проектирование и осуществление научно-технических проектов в области
геологии;
- проектирование научно-исследовательских работ в области
рационального недропользования и охраны геологической среды;
д) педагогическая деятельность:
- проведение семинарских, лабораторных и практических занятий в
учреждениях высшего и среднего профессионального образования в области
геологии.

Магистр геологии, подготовленный по магистерской программе
"Четырехмерное моделирование в геологии", должен быть способен решать
следующие задачи:
. построение трехмерных геолого-геофизических моделей геологической
среды, а именно
. интерпретация каротажных данных и корреляции скважин,
. интерперетация сейсмических профилей ,
. построение трехмерной каркасной модели геологических границ
и разломов,
. построение трехмерного грида,
. выполнение подсчета запасов,
. перемасштабирование грида для целей моделирования;
. трехмерное геологическое картирование;
. четырехмерное моделирование процессов протекающих в трехмерной
геологической среде, а именно
. реконструкции истории погружения с учетом уплотнения пород,
. моделирование истории прогрева,
. моделирование локальных процессов, таких как процессы
нефтегазогенерации и первичной миграции, цементации и
образования вторичной пористости и др.,
. гидрогеологическое моделирование осадочных бассейнов,
. моделирование вторичной миграции и аккумуляции
углеводородов;
. инженерно-геологические и экологические изыскания, требующие
построения трехмерной модели геологической среды.


5. Компетенции магистра геологии со степенью, подготовленного по данной
магистерской программе.
Выпускник должен обладать следующими компетенциями, дополнительными к
компетенциям бакалавра геологии:
а) универсальными (общими) (УК):
- углубленными научными компетенциями (УНК: способность применять
углубленные знания в области математики и естественных наук (УНК-1);
гуманитарных и экономических наук (УНК-2); способность самостоятельно
приобретать с помощью информационных технологий и использовать в
практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых
областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности,
расширять и углублять своё научное мировоззрение (УНК-3); способность
использовать углублённые знания правовых и этических норм при оценке
последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и
осуществлении социально значимых проектов (УНК-4);
- системными компетенциями (СК): способность совершенствовать и развивать
свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и
физического совершенствования своей личности (СК-1); способность
адаптироваться к изменению научного и научно-производственного профиля
своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и
социальных условий деятельности (СК-2); способность и готовность к
активному общению в научной, производственной и социально-общественной
сферах деятельности; способность свободно пользоваться русским и
иностранным языками, как средством делового общения (СК-3); способность к
организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, к
управлению научным коллективом (СК-4);
б) профессиональными (ПК):
- углубленными профессиональными компетенциями (УПК): способность к
свободному владению фундаментальными разделами геологии, необходимыми для
решения научно-исследовательских и научно-производственных задач в области
геологии (УПК-1); способность к практическому использованию профессионально-
профилированных знаний в области информационных технологий, способность к
использованию компьютерных сетей, программных продуктов и ресурсов Интернет
для решения задач профессиональной деятельности, в том числе находящихся за
пределами профильной подготовки (УПК-2); способность использовать знания
современных проблем геологической науки, новейших достижений геологической
теории и практики в своей научно-исследовательской и научно
производственной деятельности (УПК-3);
- профессионально-профилированными компетенциями (ППК) (в соответствии
с видами деятельности и профилем подготовки):
научно-исследовательская деятельность:
- способность самостоятельно ставить конкретные задачи научных
исследований в области геологии и решать их с помощью современных методик,
аппаратуры, оборудования, информационных технологий, с использованием
новейшего отечественного и зарубежного опыта (ППК-1);
- способность применять на практике навыки составления и оформления
научно-технической документации, научных отчетов, обзоров, докладов и
статей (ППК-2);
производственно-технологическая деятельность:
- способность использовать углубленные специализированные
профессиональные теоретические и практические знания для проведения
геологических исследований (ППК-3);
- способность к освоению и профессиональной эксплуатации современного
геологического полевого и лабораторного оборудования и приборов (ППК-4);
- способность свободно пользоваться современными методами обработки и
интерпретации комплексной геологической информации для решения научных и
практических задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной
сферы деятельности (ППК-5);
организационно-управленческая деятельность:
- обладание практическими навыками организации и управления научно-
исследовательскими и научно-производственными работами при решении задач
геологии (ППК-6);
- способность к практическому использованию углубленных знаний по
управлению недропользованием (ППК-7);
проектная деятельность:
- способность составлять проекты научно-исследовательских и научно-
производственных геологических работ (ППК-8);
- способность и готовность к проектированию комплексных научно-
исследовательских и научно-производственных геологоразведочных исследований
в соответствии с нормативными документами по конкретным видам геологических
работ (ППК-9);
педагогическая деятельность:
- способность проводить семинарские, лабораторные и практические
занятия в учреждениях высшего и среднего профессионального образования в
области геологии (ППК-10);

6. Структура учебного плана и его особенности.
Освоение предметов магистерской программы "Четырехмерное моделирование в
геологии" осуществляется на базе реализации инновационного учебного плана,
состоящего из 4 циклов: общепрофессионального, профессионального, научно-
исследовательского и итоговой государственной аттестации. Первые два цикла
содержат: базовую (обязательную) и вариативную часть, каждый из которых
включает в себя а) обязательные модули (дисциплины) и б) модули
(дисциплины) по выбору.
Базовая часть первого цикла содержит учебные дисциплины, обязательные для
всех магистрантов Геологического факультета: Иностранный язык, Философские
проблемы естествознания, История и методология геологических наук и
Современные проблемы геологии.
Базовая часть профессионального цикла содержит дисциплины, обеспечивающие
профессионально-ориентированную подготовку магистров, как
общегеологические: Основы седиментологии, Тектоника осадочных бассейнов,
Секвентная стратиграфия, Геодинамические аспекты магматической петрологии,
Геодинамика и математическое моделирование, Избранные главы геодинамики,
Трехмерный структурный анализ, - так и узко-специализированные:
Четырехмерное моделирование осадочных бассейнов, Моделирование
углеводородных систем, Объемное геологическое картирование, Построение
трехмерных геолого-геофизических моделей подземной среды.
В научно-исследовательском цикле выделяются:
1. модуль научно-исследовательской работы магистранта в течение 2 и 4
семестра магистратуры
2. научно-исследовательская практика, организуемая после зачисления
магистранта до аудиторной работы в 1 семестре магистратуры и после
аудиторных занятий во 2 семестре при обеспечении длительности каникул не
менее 6 недель за учебный год.
Четвертый завершающий цикл включает итоговую государственную аттестацию
(ИГА).
Распределение трудоемкости по модулям внутри цикла определяется в
соответствии с рекомендациями УМС по геологии УМО классических
университетов РФ решением ВУЗа
Общая трудоемкость при освоении циклов (модулей, отдельных дисциплин)
определяется в зачетных единицах (кредитах, ЗЕ) и параллельно в
академических часах. Трудоемкость одного учебного года составляет 60 ЗЕ;
для получения степени магистра необходимо набрать 120 ЗЕ. При начислении ЗЕ
за модуль в трудоемкость засчитываются: аудиторная нагрузка,
самостоятельная работа магистранта, курсовые работы, подготовка и сдача
зачетов и экзаменов, а также научно-исследовательская практика и научно-
исследовательская работа магистранта; зачетные единицы начисляются
магистранту после успешной сдачи им (положительная оценка) итогового
испытания по модулю или дисциплине - зачета или экзамена, количество
начисляемых зачетных единиц по модулю или дисциплине не зависит от оценки,
т.к. каждый экзамен оценивается 1 ЗЕ.
Общая трудоемкость первого цикла равна 18 ЗЕ (16 - базовая часть, 2 -
вариативная часть).
Общая трудоемкость профессионального цикла составляет 39 ЗЕ (27 - базовая
часть и 12 - вариативная часть). Общая трудоемкость двух циклов равна 57
ЗЕ, что при 11 экзаменах не превышает нормативную еженедельную нагрузку за
4-е семестра для полевых факультетов - по 16 часов в семестре при
соотношении аудиторной нагрузки к объему самостоятельных занятий 1 : 1.
Общая трудоемкость в академических часах по 2-м циклам равна 1656, из
которых 880 приходится на аудиторные занятия (лекции, семинарские,
лабораторные и практические) и 776 на самостоятельные с разделением на
самостоятельные с преподавателем (консультации по лекционному материалу,
практическим, семинарским или лабораторным работам, сдачу и прием расчетно-
графического материала и пр.) и индивидуальную.
Учебным планом предусмотрено 11 экзаменов, 3 по дисциплинам 1-го цикла, 8 -
по 2-му циклу, что составляет 11 ЗЕ. По семестрам экзамены распределяются
как 5, 3, 2 и 1.
Распределение аудиторной нагрузки по семестрам составляет 19, 26, 19 и 3
часа соответственно, т. е. укладывается в отмеченную выше норму семестровых
нагрузок.
Трудоемкость итоговой государственной аттестации (ИГА) составляет 10 ЗЕ.
Уникальной особенностью подготовки магистров по направлению 020300
Геология составляют фундаментальные и специализированные лекционные
занятия ведущих специалистов Московского Университета и Институтов РАН,
разноплановые практические лабораторные работы и широкий спектр научно-
исследовательской работы и участие в производственной практике на базе
академических, научно-исследовательских или производственных геологических
организаций.


Распределение общей трудоемкости по семестрам


|Циклы, части, модули |Общая |
| |Трудоемкость ЗЕ |
| |Всего |Экз |Распределение по|
| | |(в том |семестрам |
| | |числе) | |

7. Связь учебных дисциплин и компетенций. Уровень компетенций.
Связь учебных дисциплин и компетенций систематизирована в
нижеприведенной таблице:

|Компетенции |Учебные дисциплины |
|Углубленные научные компетенции (УНК) |
|способность применять углубленные |Трехмерный структурный анализ; |
|знания в области математики и |Геодинамические аспекты магматической |
|естественных наук (УНК-1) |петрологии; Избранные главы |
| |геодинамики; Четырехмерное |
| |моделирование осадочных бассейнов; |
| |Моделирование углеводородных систем; |
| |Объемное геологическое картирование; |
| |Геодинамика и математическое |
| |моделирование ; Построение трехмерных |
| |геолого-геофизических моделей |
| |подземной среды; Компьютерное |
| |моделирование геологических процессов;|
| |Интерпретация геофизических данных при|
| |поисках углеводородов |
|способность применять углубленные |Философские проблемы естествознания; |
|знания в области гуманитарных и |История и методология геологических |
|экономических наук (УНК-2) |наук |
|способность самостоятельно |Иностранный язык; Современные проблемы|
|приобретать с помощью |геологии; Основы седиментологии; |
|информационных технологий и |Трехмерный структурный анализ; |
|использовать в практической |Секвентная стратиграфия; |
|деятельности новые знания и |Геодинамические аспекты магматической |
|умения, в том числе в новых |петрологии; Избранные главы |
|областях знаний, непосредственно |геодинамики; Четырехмерное |
|не связанных со сферой |моделирование осадочных бассейнов; |
|деятельности, расширять и |Моделирование углеводородных систем; |
|углублять своё научное |Объемное геологическое картирование; |
|мировоззрение (УНК-3) |Тектоника осадочных бассейнов; |
| |Компьютерное моделирование |
| |геологических процессов; Интерпретация|
| |геофизических данных при поисках |
| |углеводородов; Введение в операционную|
| |систему Unix |
|способность использовать |Философские проблемы естествознания; |
|углублённые знания правовых и |История и методология геологических |
|этических норм при оценке |наук; Современные проблемы геологии |
|последствий своей профессиональной| |
|деятельности, при разработке и | |
|осуществлении социально значимых | |
|проектов (УНК-4) | |
|Системные компетенции (СК): |
|способность совершенствовать и |Философские проблемы естествознания; |
|развивать свой интеллектуальный и |История и методология геологических |
|общекультурный уровень, добиваться|наук; Современные проблемы геологии |
|нравственного и физического | |
|совершенствования своей личности | |
|(СК-1) | |
|способность адаптироваться к |Философские проблемы естествознания; |
|изменению научного и |История и методология геологических |
|научно-производственного профиля |наук; Современные проблемы геологии |
|своей профессиональной | |
|деятельности, к изменению | |
|социокультурных и социальных | |
|условий деятельности (СК-2) | |
|способность и готовность к |Иностранный язык; |
|активному общению в научной, |Научно-исследовательская практика; |
|производственной и |Научно-педагогическая практика |
|социально-общественной сферах | |
|деятельности; способность свободно| |
|пользоваться русским и иностранным| |
|языками, как средством делового | |
|общения (СК-3) | |
|способность к организации |Научно-исследовательская практика; |
|научно-исследовательских и |Научно-педагогическая практика |
|научно-производственных работ, к | |
|управлению научным коллективом | |
|(СК-4) | |
|Углубленные профессиональные компетенции (УПК): |
|способность к свободному владению |Современные проблемы геологии; Основы |
|фундаментальными разделами |седиментологии; Трехмерный структурный|
|геологии, необходимыми для решения|анализ; Секвентная стратиграфия; |
|научно-исследовательских и |Геодинамические аспекты магматической |
|научно-производственных задач в |петрологии; Геодинамика и |
|области геологии (УПК-1) |математическое моделирование; |
| |Тектоника осадочных бассейнов; |
| |Палеотектоника складчатых областей; |
| |Глубинная геофизика |
|способность к практическому |Четырехмерное моделирование осадочных |
|использованию |бассейнов; Моделирование |
|профессионально-профилированных |углеводородных систем; Объемное |
|знаний в области информационных |геологическое картирование; Построение|
|технологий, способность к |трехмерных геолого-геофизических |
|использованию компьютерных сетей, |моделей подземной среды; Компьютерное |
|программных продуктов и ресурсов |моделирование геологических процессов;|
|Интернет для решения задач |Введение в операционную систему Unix |
|профессиональной деятельности, в | |
|том числе находящихся за пределами| |
|профильной подготовки (УПК-2) | |
|способность использовать знания |Современные проблемы геологии; |
|современных проблем геологической |Трехмерный структурный анализ; |
|науки, новейших достижений |Геодинамические аспекты магматической |
|геологической теории и практики в |петрологии; Избранные главы |
|своей научно-исследовательской и |геодинамики; Четырехмерное |
|научно производственной |моделирование осадочных бассейнов; |
|деятельности (УПК-3) |Моделирование углеводородных систем; |
| |Объемное геологическое картирование; |
| |Построение трехмерных |
| |геолого-геофизических моделей |
| |подземной среды; Компьютерное |
| |моделирование геологических процессов;|
| |Научно-исследовательская практика |
|Профессионально-профилированные компетенции (ППК) |
|способность самостоятельно ставить|Основы седиментологии; Трехмерный |
|конкретные задачи научных |структурный анализ; Секвентная |
|исследований в области геологии и |стратиграфия; Геодинамические аспекты |
|решать их с помощью современных |магматической петрологии; Избранные |
|методик, аппаратуры, оборудования,|главы геодинамики; Четырехмерное |
|информационных технологий, с |моделирование осадочных бассейнов; |
|использованием новейшего |Моделирование углеводородных систем; |
|отечественного и зарубежного опыта|Объемное геологическое картирование; |
|(ППК-1) |Геодинамика и математическое |
| |моделирование ; Построение трехмерных |
| |геолого-геофизических моделей |
| |подземной среды; Тектоника осадочных |
| |бассейнов; Палеотектоника складчатых |
| |областей; Компьютерное моделирование |
| |геологических процессов; Глубинная |
| |геофизика; Интерпретация геофизических|
| |данных при поисках углеводородов; |
| |Введение в операционную систему Unix; |
| |Научно-исследовательская практика |
|способность применять на практике |Четырехмерное моделирование осадочных |
|навыки составления и оформления |бассейнов; Моделирование |
|научно-технической документации, |углеводородных систем; Объемное |
|научных отчетов, обзоров, докладов|геологическое картирование; Построение|
|и статей (ППК-2) |трехмерных геолого-геофизических |
| |моделей подземной среды; |
| |Научно-исследовательская практика |
|способность использовать |Научно-исследовательская практика |
|углубленные специализированные | |
|профессиональные теоретические и | |
|практические знания для проведения| |
|геологических исследований (ППК-3)| |
|способность к освоению и |Трехмерный структурный анализ; |
|профессиональной эксплуатации |Четырехмерное моделирование осадочных |
|современного геологического |бассейнов; Моделирование |
|полевого и лабораторного |углеводородных систем; Объемное |
|оборудования и приборов (ППК-4) |геологическое картирование; Построение|
| |трехмерных геолого-геофизических |
| |моделей подземной среды; Компьютерное |
| |моделирование геологических процессов;|
| |Интерпретация геофизических данных при|
| |поисках углеводородов; |
| |Научно-исследовательская практика |
|способность свободно пользоваться |Основы седиментологии; Трехмерный |
|современными методами обработки и |структурный анализ; Секвентная |
|интерпретации комплексной |стратиграфия; Геодинамические аспекты |
|геологической информации для |магматической петрологии; |
|решения научных и практических |Четырехмерное моделирование осадочных |
|задач, в том числе находящихся за |бассейнов; Построение трехмерных |
|пределами непосредственной сферы |геолого-геофизических моделей |
|деятельности (ППК-5) |подземной среды; Глубинная геофизика; |
| |Интерпретация геофизических данных при|
| |поисках углеводородов; Введение в |
| |операционную систему Unix |
|обладание практическими навыками |Научно-исследовательская практика |
|организации и управления | |
|научно-исследовательскими и | |
|научно-производственными работами | |
|при решении задач геологии (ППК-6)| |
|способность к практическому |Научно-исследовательская практика |
|использованию углубленных знаний | |
|по управлению недропользованием | |
|(ППК-7) | |
|способность составлять проекты |Построение трехмерных |
|научно-исследовательских и |геолого-геофизических моделей |
|научно-производственных |подземной среды; |
|геологических работ (ППК-8) |Научно-исследовательская практика |
|способность и готовность к |Научно-исследовательская практика |
|проектированию комплексных | |
|научно-исследовательских и | |
|научно-производственных | |
|геологоразведочных исследований в | |
|соответствии с нормативными | |
|документами по конкретным видам | |
|геологических работ (ППК-9) | |
|способность проводить семинарские,|Научно-педагогическая практика |
|лабораторные и практические | |
|занятия в учреждениях высшего и | |
|среднего профессионального | |
|образования в области геологии | |
|(ППК-10) | |


8. Ресурсное обеспечение ООП.
Научно-кадровое обеспечение ООП.
Внедрение новой инновационной программы в учебный процесс планируется
осуществляться ведущими специалистами геологического факультета МГУ им.
М.В.Ломоносова с привличением сотрудников академических институтов (ГИН
РАН). Практически все преподаватели имеют степень доктора или кандидата
наук. Всего в преподавании дисциплин профессионального цикла задействовано
4 профессора доктора наук, 11 кандидатов наук (из которых 9 доцентов).
|? |Дисциплина |Преподаватель |
| | |Ф.И.О. |Должность |Научная |Организ|
| | | | |степень, |а-ция |
| | | | |звание | |
|1 |Основы |Е.Ю. |профессор;|доктор г.-м. |МГУ, |
| |седиментологии |Барабошкин, | |наук, |Геологи|
| | |П.А.Фокин |доцент |профессор; |-ческий|
| | | | |канд. г.-м. | |
| | | | |наук | |
|2 |Трехмерный |А.М. Никишин,|профессор,|доктор г.-м. |МГУ, |
| |структурный |С.Н.Болотов |зав. |наук, |Геологи|
| |анализ | |кафедрой; |профессор; |-ческий|
| | | |доцент |канд. г.-м. | |
| | | | |наук | |
|3 |Секвентная |Л.Ф. |доцент; |канд. г.-м. |МГУ, |
| |стратиграфия |Копаевич, |ст. н.с.; |наук, |Геологи|
| | |Е.В. |доцент |доцент; |-ческий|
| | |Яковишина, | |канд. г.-м. | |
| | |Р.Р. | |наук; | |
| | |Габдуллин | |канд. г.-м. | |
| | | | |наук | |
|4 |Геодинамические |П.Л. |доцент |канд. г.-м. |МГУ, |
| |аспекты |Тихомиров | |наук |Геологи|
| |магматической | | | |-ческий|
| |петрологии | | | | |
|5 |Избранные главы |А.В. Ершов |доцент |канд. г.-м. |МГУ, |
| |геодинамики | | |наук |Геологи|
| | | | | |-ческий|
|6 |Четырехмерное |А.В. Ершов, |доцент; |канд. г.-м. |МГУ, |
| |моделирование |М.В. Коротаев|доцент |наук; |Геологи|
| |осадочных | | |канд. г.-м. |-ческий|
| |бассейнов | | |наук | |
|7 |Моделирование |А.В. Ершов |доцент; |канд. г.-м. |МГУ, |
| |углеводородных |К.А. Ситар |аспирант |наук; |Геологи|
| |систем | | |- |-ческий|
|8 |Объемное |А.В. Ершов, |доцент; |канд. г.-м. |МГУ, |
| |геологическое |М.В. |доцент; |наук; |Геологи|
| |картирование |Коротаев, |доцент |канд. г.-м. |-ческий|
| | |С.Н. Болотов | |наук; | |
| | | | |канд. г.-м. | |
| | | | |наук | |
|9 |Геодинамика и |А.В.Ершов, |доцент; |канд. г.-м. |МГУ, |
| |математическое |В.С.Захаров |доцент |наук; |Геологи|
| |моделирование | | |канд. г.-м. |-ческий|
| | | | |наук | |
|10|Построение |М.В. |доцент; |канд. г.-м. |МГУ, |
| |трехмерных |Коротаев, |доцент |наук; |Геологи|
| |геолого-геофизиче|А.В.Ершов | |канд. г.-м. |-ческий|
| |ских моделей | | |наук | |
| |подземной среды | | | | |
|11|Тектоника |А.М. Никишин |профессор,|доктор г.-м. |МГУ, |
| |осадочных | |зав. |наук, |Геологи|
| |бассейнов | |кафедрой |профессор |-ческий|
|12|Палеотектоника |С.Д. Соколов |зав. |доктор г.-м. |ГИН РАН|
| |складчатых | |сектором |наук | |
| |областей | | |профессор | |
|13|Компьютерное |А.В.Ершов, |доцент; |канд. г.-м. |МГУ, |
| |моделирование |В.С.Захаров |доцент |наук; |Геологи|
| |геологических | | |канд. г.-м. |-ческий|
| |процессов | | |наук | |
|14|Глубинная |В.К. |профессор,|доктор г.-м. |МГУ, |
| |геофизика |Хмелевской |зав. |наук, |Геологи|
| | | |отделением|профессор |-ческий|
|15|Интерпретация |И.Н. Керусов;|начальник |канд. г.-м. |"Петроа|
| |геофизических | |департамен|наук; |льянс";|
| |данных при |В.Н. |та; |канд. г.-м. | |
| |поисках |Старовойтов |доцент |наук; |МГУ, |
| |углеводородов | | | |Геологи|
| | | | | |-ческий|
|16|Введение в |А.В.Ершов |доцент |канд. г.-м. |МГУ, |
| |операционную | | |наук |Геологи|
| |систему Unix | | | |-ческий|


Аудиторно-лабораторное обеспечение ООП.
Для проведения занятий будет использован аудиторный фонд Геологического
факультета МГУ. Лабораторные работы включают главным образом работу с
компьютерными программами в специализированном Учебном центре виртуальной
геологической реальности для изучения геолого-геофизических моделей и
геодинамики подземного пространства, оборудованном специализированной
вычислительной техникой и программным обеспечением. Такой Учебный центр
подготовлен с использованием средств в рамках Иновационной образовательной
программы МГУ им. М.В. Ломоносова (см. далее).
Программно-вычислительное обеспечение ООП.
Для проведения лабораторных работ, практических занятий по курсам и
выполнения самостоятельных научных исследований на Геологическом факультете
подготовлен Учебный центр виртуальной геологической реальности для изучения
геолого-геофизических моделей и геодинамики подземного пространства на 12
рабочих мест с современными высокопроизводительными компьютерами (Pentium-D
3.4 ГГц, оперативная память 4 Гб) оснащенными мощной графической
подсистемой (графические карты, позовляющие работать с насыщенной
трехмерной графикой и поддерживающие стереорежимы воспроизведения PNY
Quadro FX 1400) и сдвоенными мониторами. Учебный центр оснащен системой
стереоскопической визуализации трехмерных моделей подземной геологической
среды, системой хранения данных (дисковым массивом на 6 Тб), мощным
вычислительным кластером для выполнения задач четырехмерного моделирования.
Учебный центр укомплектован программным обеспечением (собственной разрабо
тки и сторонних производителей) для построения трехмерных построения
трехмерных моделей геолого-геофизической среды (имеется 5 академических
лицензий программного пакета Petrel компании Шлюмберже); осуществления
трехмерного геологического картирования (имеется программный комплекс
ГеолОК собственной разработки, разрабатываемый по заказу Министерства
Природных Ресурсов России и запланированный к внедрению в производство на
2009-2011 гг); выполнения четьрехмерного моделирования осадочных бассейнов
и УВ систем (имеется программный комплеск Sedim собственной разработки и 2
академических лицензии программного комплекса Temis компании Beicip-
Franlab).

|Дисциплина |Использование компьютерного и программного |
| |обеспечения Учебного центра виртуальной |
| |геологической реальности |
| |Задачи |Программное обеспечение |
|Трехмерный |Анализ трехмерной |Petrel |
|структурный |геологической | |
|анализ |структуры по данным | |
| |трехмерной и | |
| |двухмерной сейсмики | |
|Геодинамические |Выполнение |Open Office |
|аспекты |петрохимических | |
|магматической |расчетов | |
|петрологии | | |
|Четырехмерное |Полный цикл задач |Sedim |
|моделирование |моделирования |Temis |
|осадочных |осадочных бассейнов | |
|бассейнов | | |
|Моделирование |Полный цикл задач |Sedim |
|углеводородных |моделирования |Temis |
|систем |углеводородных систем | |
|Объемное |Объемное геологическое|ГеолОК |
|геологическое |картирование | |
|картирование | | |
|Геодинамика и |Выполнение задач |Собственные программные |
|математическое |математического |разработки |
|моделирование |моделирования. | |
|Построение |Полный цикл задач |Petrel |
|трехмерных |построения трехмерных | |
|геолого-геофизиче|геолого-геофизических | |
|ских моделей |моделей подземной | |
|подземной среды |среды | |
|Компьютерное |Выполнение задач |Собственные программные |
|моделирование |математического |разработки |
|геологических |моделирования. | |
|процессов | | |
|Интерпретация |Самостоятельные работы|Petrel |
|геофизических | | |
|данных при | | |
|поисках | | |
|углеводородов | | |
|Введение в |Лабораторные работы, |ОС Linux |
|операционную |практические задания | |
|систему Unix | | |
|Научно-исследоват|Задачи, определяемый |Все имеющееся ПО |
|ельская практика |руководителем | |
|Научно-исследоват|Задачи, определяемый |Все имеющееся ПО |
|ельская работа |руководителем | |


9. Формы контроля качества подготовки магистра. ИГА.
Итоговая государственная аттестация магистра геологии по направлению 020300
Геология включает защиту магистерской работы на специализированных
заседаниях ГАК по профилю магистерской подготовки. Магистерская работа,
являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, должна
обеспечивать закрепление общих и профессиональных компетенций,
академической культуры, а также необходимую совокупность методологических
представлений и профессионально-ориентированных (общепрофессиональных и
профильно-специализированных) компетенций выпускника в области направления
Геология в основном на высшем уровне - знания, умения, владения.
Магистерская работа должна быть представлена в форме рукописи с
соответствующим иллюстрационным материалом, таблицами, картами,
результатами теоретических, экспериментальных или полевых исследований.
Требования к содержанию, объему, структуре, порядку защиты магистерской
работы определяются на основании Положения об итоговой государственной
аттестации выпускников ВУЗов, утвержденного Министерством образования и
науки Российской Федерации, государственного образовательного стандарта по
направлению 020300 Геология, методических рекомендаций УМО по классическому
университетскому образованию и рекомендаций Геологического факультета МГУ
имени М.В. Ломоносова.

10. Руководство магистерской программы.
проф. А.М. Никишин
доц. А.В. Ершов
Публикции за последние 5 лет по тематике магистерской программы:
Никишин А.М., Коротаев М.В., Болотов С.Н., Ершов А.В., Тектоническая
история Черноморского бассейна, бюллютень МОИП, отд. Геология, 2001,
т.76, N 3, с. 3-18.
Ershov A.V., Brunet M.-F., Nikishin A.M., Bolotov S.N., Nazarevich B.P.,
Korotaev M.V., Northern Caucasus basin: thermal history and
synthesis of subsidence models, Sedimentary Geology, 2003, v. 156,
p. 95-118
Brunet, M.F, Korotaev, M.V., Ershov, A.V, and Nikishin, A.M, The South
Caspian basin: approach of the evolution by the subsidence
modelling, Sedimentary Geology, 2003, v. 156, p. 119-148.
Nikishin, A.M Korotaev, M.V., Ershov, A.V. and Brunet, M.F., The Black
Sea Basin: tectonic history and Neogene-Quaternary rapid subsidence
modelling, Sedimentary Geology, 2003, v. 156, p. 149-168.
Коротаев М.В. , Никишин А.М. , Ершов А.В. , Брунэ М.Ф., Южный Каспий -
моделирование тектонической истории, Бюллютень МОИП, сер Геология,
2003, т. 78, вып. 5, с. 15-23
Ершов А.В., Никишин А.М., Новейшая геодинамика Кавказско-Аравийско-
Восточно-Африканского региона, Геотектоника, 2004, N 2, стр. 55-72
Ершов А.В., Волож Ю.А., Реконструкция истории погружения осадочного
бассейна, в: Леонов Ю.Г., Волож Ю.А. (ред), Осадочные бассейны:
методика изучения, строение и эволюция, М. Научный мир, 2004, с.
417-432.
Ершов А.В., Лобковский Л.И., Обзор геодинамических моделей погружения
осадочных бассейнов, в: Леонов Ю.Г., Волож Ю.А. (ред), Осадочные
бассейны: методика изучения, строение и эволюция, М. Научный мир,
2004, с. 443-450.
Коротаев М.В. , Ершов А.В., Фокин П.А., Синкомперссионная литосферная
складчатость Восточно-Европейской платформы, Вестник Московского
Университета, сер. Геология, 2004, N 1, c. 3-10.
Никишин А.М., Ершов А.В., Латеральное разнообразие современных
субдукционных систем на примере пояса Тетис, Вестник Московского
Университета, сер. Геология, 2004, N 5, c. 16-21.
Бобылова Е.Е., Ершов А.В., История формирования структурного плана
Прикаспийской впадины, Бюллютень МОИП, сер. Геология, 2004, N 6, c.
3-12.
Ершов А.В., Никишин А.М., Болотов С.Н., Коротаев М.В., Мезозойско-
кайнозойская история погружения и геодинамика Предкавказья, в кн.:
Никишин А.М. (ред.), 400 миллионов лет геологической истории южной
части Восточной Европы, М.: Геокарт, ГЕОС, 2005, с. 259-311.
Коротаев М.В., Ершов А.В., Никишин А.М, Моделирование тектонической
истории Черноморского и Южнокаспийского бассейнов, в кн.: Никишин
А.М. (ред.), 400 миллионов лет геологической истории южной части
Восточной Европы, М.: Геокарт, ГЕОС, 2005, с. 312-341.
Никишин А.М., Ершов А.В., Строение Восточносредиземноморско-Таврско-
Загросской субдукционно-надвиговой системы по данным сейсмической
томографии, , в кн.: Никишин А.М. (ред.), 400 миллионов лет
геологической истории южной части Восточной Европы, М.: Геокарт,
ГЕОС, 2005, с. 342-351.
Ershov A.V. and Stephenson R.A., Implications of a visco-elastic model of
the lithosphere for calculating yield strength envelopes,
J.Geodynamics, 2006, v. 42, N 1-3 , p. 12-27.
(doi:10.1016/j.jog.2006.04.002)
Brunet M.-F., Ershov A. V., Volozh Y. A., Korotaev M. V., Antipov M. P.,
Cadet J.-P., 2006, Precaspian and South Caspian basins: Subsidence
evolution of two superdeep basins, in P. O. Yilmaz and G. H. Isaksen
(compilers), Oil and gas of the Greater Caspian area: Selected
publications from the 2000 AAPG Istanbul Regional International
Conference: AAPG Studies in Geology #55, p. 1-5.
Никишин А.М., Морозов А.Ф., Ершов А.В., Коротаев М.В., Болотов С.Н.,
Межеловский Н.В., Трехмерное цифровое геологическое картирование:
принципы и компьютерные программы для составления геологических карт
нового поколения, Вестник МГУ, ?1, 2007, с. 8-16
Никишин А.М., Ершов А.В., Коротаев М.В., Болотов С.Н., Межеловский Н.В.,
Морозов А.Ф., Трехмерная геоинформационная модель государственной
геологической карты России, Геология и разведка недр, 2007, ?3, в
печати
Ершов А. В., Коротаев М.В., Гольцов Ю.Н., Никишин А.М., Шалимов И.В.,
Программный пакет моделирования бассейнов и трехмерного
геологического картирования, Тезисы докладов IV всероссийской школы
по компьютерным технологиям и обучающим программам в геологии,
Ростов-на-Дону, 2001, с.19-23.
Шалимов И.В., Ершов А.В., Коротаев М.В., Тевелев А.В. Компьютерные
технологии для студентов - геологов: методика обучения на
Геологическом факультете МГУ им М.В. Ломоносова, Тезисы докладов IV
всероссийской школы по компьютерным технологиям и обучающим
программам в геологии, Ростов-на-Дону, 2001, с.37-39
Nikishin A.M., Ziegler P.A., Ershov A.V., Fokin P.A., Stephenson R.,
Cloetingh S., Late Palaeozoic to Recent East Europe as a natural
laboratory for studying the relationship between plate boundary and
intraplate processes, Moscow EUROPROBE Meeting, Moscow, October
2001, Abstracts, p. 21-23.
Никишин А.М., Циглер П.А., Ершов А.В., Фокин П.А., Стефенсон Р.А.,
Клутинг С. Восточная Европа в позднем палеозое, мезозое и кайнозое
как естественная лаборатория для изучения связей межплитных и
внутриплитных процессов. 7-я Международная конференция по тектонике
плит им. Л.П. Зоненшайна. Тезисы. Москва, Научный мир, 2001, с. 266-
270.
Brunet M.-F., Spakman W. , Ershov A.V., Nikishin A.M., Evidence from
seismic tomography for lithosphere delamination below the central
Caucasus. 7-я Международная конференция по тектонике плит им. Л.П.
Зоненшайна. Тезисы. Москва, Научный мир, 2001, с. 236-237.
Коротаев М.В., Никишин А.М., Ершов А.В., Брунэ М.-Ф., Южный Каспий -
тектоническая история и моделирование. 7-я Международная конференция
по тектонике плит им. Л.П. Зоненшайна. Тезисы. Москва, Научный мир,
2001, с. 249-252.
Brunet, M.F., Ershov, A.V., Volozh, Y.A., Korotaev M.V., Antipov, M.P.,
and Cadet, J.P., Subsidence evolution of two superdeep basins:
Precaspian and South Caspian basins, 2001, AAPG Annual Meeting
Denver, Colorado June 3-6, 2001, AAPG Bulletin, Vol. 85, No. 13.
(Supplement)
Stephenson R A, Ershov A.V., Viscous model of lithosphere rheology,
stress distribution, integrated strength, and bulk failure:
application to and implications from examples of intracratonic rifts
and inversion structures, Eos Trans. AGU, 82(47), Fall Meet. Suppl.,
2001, Abstract T51B-0862,
М.В. Коротаев, А.М. Никишин, А.В. Ершов, М.Ф. Брунэ, Южный Каспий -
моделирование тектонической истории. "Тектоника и геофизика
литосферы" Материалы XXXV Тектонического совещания, М, ГЕОС, 2002,
c. 263-265
Korotaev, M.; Nikishin, A.; Ershov, A.; Brunet, M.-F., Tectonic history
and modelling of South Caspian basin, 2002, 27-th General Assembly
of the EGS, Nice, March 2002, Geophys. Res. Abstracts, v. 4,
abstract EGS02-A-02627
M. Korotaev, A. Nikishin, A.Ershov, M.-F. Brunet, Black Sea Basin:
geodynamics and modelling, 64 EAGE Meeting, Florence, 26-30 May,
2002, Extended Abstracts, P-074
Ершов А.В., Реологические модели литосферы и внутриплитная тектоника,
Материалы Всероссийской научной конференции "Геология, геохимия и
геофизика на рубеже XX и XXI веков", т. 3 "Геофизика", М.
Региональная общественная организация ученых по проблемам прикладной
геофизики, 2002, с.194-195
Ершов А.В., Эффективная упругая толщина и эффективная средняя поверхность
литосферы, Материалы Всероссийской научной конференции "Геология,
геохимия и геофизика на рубеже XX и XXI веков", т. 3 "Геофизика", М.
Региональная общественная организация ученых по проблемам прикладной
геофизики, 2002, с.196-197
Ершов А.В., Коротаев М.В., Никишин А.М., Компьютерная объемная карта -
геологическая карта нового поколения, Материалы Всероссийской
научной конференции "Геология, геохимия и геофизика на рубеже XX и
XXI веков", т. 1 "Тектоника, стратиграфия, литология", М. Связь-
принт, 2002, с. 41-43
Коротаев М.В., Ершов А.В., Никишин А.М., Осадочные бассейны в обстановке
сжатия: моделирование фаз быстрого погружения Южнокаспийского,
Черноморского и Баренцевоморского бассейнов, Материалы Всероссийской
научной конференции "Геология, геохимия и геофизика на рубеже XX и
XXI веков", т. 1 "Тектоника, стратиграфия, литология", М. Связь-
принт, 2002, с. 190-191
Никишин А.М., Болотов С.Н., Ершов А.В., Копаевич Л.Ф., Коротаев М.В.,
Назаревич Б.П., Панов Д.И., Тихомиров П.Л., Фокин П.А.,
Позднепалеозойская, мезозойская и кайнозойская эволюция южной части
Восточной Европы и взаимодействие систем Тетис и Перитетис,
Материалы Всероссийской научной конференции "Геология, геохимия и
геофизика на рубеже XX и XXI веков", т. 1 "Тектоника, стратиграфия,
литология", М. Связь-принт, 2002, с. 76-78
Korotaev M.V., Ershov A.V., 2002, SBMG-Sedim: basin modelling software,
International conference "GIS in geology", 13-15 November, 2002,
Moscow, Extended Abstracts, p.67-68.
Никишин А.М., Ершов А.В., Латеральное разнообразие современных
субдукционных систем на примере Восточносредиземноморско-Таврско-
Загросской субдукционно-надвиговой зоны // Материалы XXXVI
Тектонического совещания, М.: ГЕОС, 2003. Т. 2. С. 87-90.
Бобылова Е.Е., Ершов А.В., Палеогеологические реконструкции
солянокупольной территории Прикаспийской впадины // Современные
вопросы геологии. Материалы молодежной конференции 3-и Яншинские
чтения, М.: ГЕОС, 2003. С. 61-62.
Ершов А.В., Использование пакета компьютерных программ Sedim для
моделирования процессов нефтегазогенерации, первичной и вторичной
миграции углеводородов, для прогноза ресурсов и прецизионного
подсчета запасов нефтяных и газовых месторождений, прогноза
пластовых P-T условий на начальном этапе разработки в Восточно
Черном море. Нефть и газ Черного, Азовского и Каспийского морей.
Тезисы докладов. - Геленджик: ГНЦ ФГУП "Южморгеология", 2004, С. 173-
175.
Ershov A.V.; Korotaev M.V., Thermal and petroleum generation modelling of
the Western Caucasus and the Eastern Black Sea basins, AAPG European
Region Conference Abstract Book, Prague 2004, p.69
Korotaev M.V., Ershov A.V., Fokin P.A., Modelling of lithosperic folding
of East-European Craton, AAPG European Region Conference Abstract
Book, Prague 2004, p.85
Sliaupa S., Ershov A.V., Wehner H., Hoth P., Oil generation and
migrationin the Baltic sedimentary basin: combined results from 2D
modelling and geochemistry, AAPG European Region Conference
Abstract Book, Prague 2004, p.106
Sliaupa S., Ershov A.V., Hoth P., Late Palaeozoic diabase intrusions - a
major risk for petroleum exploration in the Baltic Sea, AAPG
European Region Conference Abstract Book, Prague 2004, p.107
Никишин А.М., Ершов А.В., Геометрические симметрии тектонического плана
Земли, данные глобальной сейсмической томографии мантии и их
значение для моделей глобальной тектоники, Материалы XXXVIII
Тектонического Совещания, т. II, Москва, ГЕОС, 2005, c. 40-43.
Коротаев М.В., Ершов А.В., Фокин П.А., Литосферная складчатость Восточно-
Европейской платформы - моделирование длинноволновых деформаций.
Материалы XXXVIII Тектонического Совещания, т. I, Москва, ГЕОС,
2005, c. 322-325.
Ершов А.В., Коротаев М.В., Малышев Н.А., Оценка потенциальных ресурсов и
анализ углеводородных систем месторождений северо-востока Западной
Сибири с использованием технологий компьютерного бассейнового
моделирования, Тезисы докладов VII-ой международной научно-
практической конференции Геомодель-2005, Геленджик, 11-17 сентября
2005, с. 95-96.
Коротаев М.В., Ершов А.В., Пакет компьютерных программ бассейнового
анализа Sedim, Тезисы докладов VII-ой международной научно-
практической конференции Геомодель-2005, Геленджик, 11-17 сентября
2005, с. 126.
Никишин А.М., Ершов А.В., Строение и происхождение Западно-Кубанского и
Туапсинского краевых прогибов на основе анализа сейсмогеологических
трансектов, Материалы XXXIX Тектонического совещания "Области
активного тектогенеза в современной и древней истории Земли", 2006,
Москва, ГЕОС, с. 71-74.