Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.geol.msu.ru/deps/lithology/coursesr.htm
Дата изменения: Thu Dec 6 20:02:06 2007
Дата индексирования: Tue Oct 2 00:00:43 2012
Кодировка: Windows-1251
Кафедра литологии и морской геологии - Учебные курсы
На главную
 Общая информация
 История кафедры
 Сотрудники
 Абитуриентам
 Учебные курсы
 Практики
 Студенты
 Магистратура
 Аспирантура
 Расписание работы
 Научная работа
 Сотрудничество
 Публикации

Аутигенное минералообразование

Введение в океанологию

Генетическая минералогия осадочных образований (геоминералогия)

Геоинформационные системы в геологии (сокращенный вариант курса для литологов)

Геология океанов и морей

Геохимия осадочного процесса

Гидротермально-осадочное рудообразование в Мировом океане

Информатика (практические занятия лекционно-практического курса)

Карбонато- и кремненакопление в океанах и морях

Конкреционный анализ

Лабораторные литологические методы изучения состава и свойств осадков

Литология (полный курс)

Литология (3 кратких курса - 72, 60 и 48 часов, с лабораторными занятиями)

Методика геологического изучения морей и океанов

Методы изучения и геология глинистых отложений

Методы исследования вулканогенно-осадочных образований

Методы исследования метаморфизованных осадочных образований

Методы морской сейсморазведки и геоакустики

Методы палеогеографии

Морское осадконакопление

Органическое вещество в осадочном процессе

Осадкообразование в различных геодинамических обстановках Мирового океана

Осадочные горные породы (лекции и лабораторные занятия)

Основы стратиграфической корреляции разрезов морских и океанических осадков

Полезные ископаемые Мирового океана

Проблемы морской геологии

Проблемы седиментологии

Региональная геология океанов и морей

Сейсмогеология

Стадиальный анализ литогенеза

Стадии литогенеза осадочных образований

Учение о геологических осадочных формациях

Учение о фациях и палеогеография

Учение о фациях с основами литологии

Физико-химические методы изучения компонентов осадков

Физико-химические методы исследования осадочных пород

Физико-химические процессы образования осадков

Эволюция осадочных образований Земли

Новые спецкурсы для факультета повышения квалификации

Методы исследования вулканогенно-осадочных образований

Реконструирование палеобассейнов седиментации при геолого-поисковых работах

Стадиальный анализ процессов формирования осадочных пород и полезных ископаемых

Аутигенное минералообразование

Автор - проф. О.В.Япаскурт.
Читается в 10 семестре для магистрантов по магистерской программе "Геология дна морей и океанов".
Объем курса - 24 часа: лекции - 22 часа, семинарские занятия - 2 часа.
Цель курса - познакомить с основами стадиальных исследований аутигенного минералообразования в процессе седиментогенеза, диагенеза и раннего катагенеза. Раскрываются морфологические отличия аутигенных компонентов от прочих (кластогенных, вулканогенных и биогенных) в осадках и осадочных породах. Усваиваются принципы стадиального анализа минералов, последовательности и условий их возникновения и изменения на разных уровнях исследования: при макроскопических, оптических и электронно-микроскопических наблюдениях. Дается понятие о рассеянных аутигенных примесях и о сконцентрированных скоплениях в виде конкреционных тел либо внутрипластовых цементов. Изучаются схемы Р.Фербриджа и др. об изменениях pH и Eh и парагенезах соответствующих аутигенных минералов. Дается понятие о "геохимических фациях" по Г.И.Теодоровичу. Рассматривается влияние фациальной среды на аутигенез (по результатам работ А.Г.Коссовской, В.Д.Шутова, О.В.Япаскурта и др.). Изучаются парагенезы аутигенных минералов: глинистых, карбонатных, сульфидных, сульфатных и из группы каркасных силикатов.

Введение в океанологию

Автор - проф. П.Н.Куприн.
Читается в 6 семестре для студентов специализаций "Литология" и "Морская геология".
Объем курса - 60 часов: лекции - 44 часа, лабораторные занятия -16 часов.
Излагается разносторонний материал по главным разделам океанологии, по экономике, проблемам защиты морей и океанов от загрязнения, по международному сотрудничеству в их изучении. Дается обзор эволюции научных идей, развития технических средств, масштабов и научной значимости многих морских экспедиций. На этом фоне подчеркивается огромная роль русских и советских исследований Мирового океана. Раскрываются связи между орографией, геоморфологией и тектоникой дна морей и океанов. Характеристика океанской воды, водных масс, взаимоотношений водной толщи с различными зонами литосферы основывается на современных представлениях о физических и химических свойствах воды, о динамике, крупномасштабных циркуляциях и стратификации водных масс, базирующейся на сравнении главных гидрологических параметров. Сведения о физических, химических и биологических процессах достаточных для объяснения их роли в формировании основных свойств океаносферы и в различных геологических процессах. При рассмотрении проблем экономической океанологии наряду с данными по живым ресурсам отмечается огромная роль абиотических, неживых ресурсов в обеспечении Человечества различными продуктами и энергией.

Генетическая минералогия осадочных образований (геоминералогия)

Авторы - докт. г.-м. н. Анна Григорьевна Коссовская (ГИН РАН), проф. О.В.Япаскурт.
Читается в 9 семестре для студентов специализаций "Литология" и "Морская геология" и для магистрантов по магистерским программам "Литология", "Геология дна морей и океанов".
Объем курса - 42 часа лекций.
Дается представление о геоминералогии, или учении о формировании, существовании и преобразовании стадиальных минеральных парагенезов и свойственных им ключевых минералов-индикаторов в важнейших типах осадочных и метаморфических пород верхней оболочки литосферы (основоположники геоминералогии - Л.В.Пустовалов, В.Д.Шутов, А.Г.Коссовская). Рассматриваются индикаторные свойства породообразующих силикатов применительно к решению конкретных геологических задач. Анализируются взаимосвязи между кристаллохимическими особенностями минералов и геологическими условиями их формирования. Особое внимание уделяется слоистым силикатам и цеолитам, способным четко фиксировать обстановки формирования и преобразования пород благодаря лабильности их кристаллических решеток (группа "минералов-приспособленцев"). Изучаются также стадиальные изменения типоморфных признаков кварца и полевых шпатов ("минералы-свидетели" палеоусловий литогенеза) и неустойчивых в экзогенной среде ортосиликатов, цепочечных силикатов ("минералы-доноры" вещества для аутигенеза). Рассматривается специфика осадочного минералообразования на континентах и в океанах: парагенезы терригенных и аутигенных компонентов в различных формациях. Характеризуются соотношения литогенеза и метаморфизма.

Геоинформационные системы в геологии
(сокращенный вариант курса для литологов)

Автор - Н.В.Клавдиева.
Читается в 4 семестре для студентов специализаций "Литология" и "Морская геология".
Объем курса - 22 часа лекционно-практических занятий.
Дается краткий обзор геоинформационных технологий и примеров их использования при решении геологических задач. Рассматриваются основные понятия геоинформатики, компоненты и этапы создания географических информационных систем. На практических занятиях студенты знакомятся с ArcView GIS 3.1, создают простейшие ГИС-проекты с использованием готовых (оцифрованных) данных, получают основные навыки векторизации и подготовки атрибутивной информации.
Форма контроля: зачет.

Геология океанов и морей

Автор - проф. П.Н.Куприн.
Читается в 7 семестре для студентов специализаций "Литология" и "Морская геология".
Объем курса - 56 часов: лекции - 44 часа, лабораторные занятия -12 часов.
Основное внимание сосредоточено на проблемах морской геологии, которые в предшествующих курсах характеризовались очень кратко или вообще не рассматривались. Показывается специфичность морского и океанского осадкообразования, различия в процессах формирования осадков в условиях прибрежного, шельфового и океанского осадконакопления, состав и объемы осадочного материала и главные факторы, контролирующие дифференциацию и отложение осадочного материала. Раскрываются зависимости осадкообразовательного процесса, условия распространения и формирования фаций, литологических и генетических типов осадков от пространственного положения и структуры геолого-геоморфологических зон в морях и океанах. Рассматриваются особенности литолого-петрографического состава, морфологии и условия залегания геологических тел в каждом из слоев океанической коры. Объясняются принципы выделения главных тектонических элементов морского и океанического дна и дается их обзор. По комплексу геолого-геофизических показателей даются классификации шельфов, континентальных склонов и других структурных зон океанского дна. Критически анализируются существующие модели образования океанов. Намечаются основные этапы истории геологического развития Мирового океана. Приводится оценка современного состояния проблемы происхождения океанов.

Геохимия осадочного процесса

Автор - проф. Владимир Николаевич Холодов (ГИН РАН).
Читается в 9 семестре для студентов специализаций "Литология" и "Морская геология" и для магистрантов по магистерским программам "Литология", "Геология дна морей и океанов".
Объем курса - 56 часов лекций.
Цель курса - познакомить с основами методики и методологии геохимических исследований осадочных образований (современных осадков и древних осадочных пород и руд), дать представление о фазовой дифференциации вещества, познакомить с геохимическими закономерностями образования и размещения гумидных, аридных, ледовых и вулканогенно-осадочных отложений, рудных скоплений и связанных с ними элементов-примесей. Особое внимание уделяется рассмотрению стадий осадочного породообразования и рудообразования, проблемам эволюции геохимических процессов в истории Земли.

Гидротермально-осадочное рудообразование в Мировом океане

Автор - докт. г.-м. н. Галина Юрьевна Бутузова (ГИН РАН).
Читается в 9 семестре в рамках курсов по выбору для студентов специализаций "Литология" и "Морская геология" и для магистрантов по магистерским программам "Литология" и "Геология дна морей и океанов".
Объем курса - 28 часов лекций.
Цель курса - дать знания о минеральном и химическом составах подводных гидротермальных рудопроявлений, об их индикаторных характеристиках и механизмах формирования главных минеральных фаз рудного вещества, а также о роли основных рудогенерирующих факторов. В качестве модельного объекта рассматриваются осадки рифтовой зоны Красного моря. Показывается, что в гидротермально-осадочном рудообразующем процессе неразрывно сочетаются эндогенные явления, связанные с глубинными процессами, и чисто осадочные механизмы формирования минеральных фаз, их аккумуляции и вторичного преобразования. В связи с этим представляется необходимым применять системный подход к изучению гидротермально-осадочного рудогенеза, рассматривать совокупность его взаимосвязанных аспектов: тектоно-магматических, литологических, минералого-геохимических и физико-химических. Для этого необходима детальная идентификация сложного комплекса минеральных фах рудного вещества с применением новейших методов минералогического анализа, выявление геохимической специфики гидротермальных рудопроявлений, изучение механизмов формирования основных минералов на кристаллохимическом уровне с учетом реальных физико-химических параметров природной среды.

Информатика
(практические занятия лекционно-практического курса)

Автор - канд. физ.-матем. н. Всеволод Николаевич Вадковский (Кафедра динамической геологии).
Преподаватель, ведущий практические занятия со студентами кафедры, - Н.В.Клавдиева.
Читается в 3 семестре для студентов специальности "Геология".
Объем курса - 80 часов: лекции - 32 часа, практические занятия - 48 часов.
Рассматривается применение различных вычислительных методов прикладной математики при решении геологических задач. На практических занятиях студенты самостоятельно решают на компьютерах задачи, рассмотренные на лекциях, с использованием языка программирования Visual Basic.
Форма контроля: зачет.

Карбонато- и кремненакопление в океанах и морях

Автор - доц. В.М.Сорокин.
Читается в 11 семестре для магистрантов по магистерским программам "Геология дна морей и океанов" и "Стратиграфия".
Объем курса - 24 часа лекций.
Целью курса является изучение закономерностей накопления карбонатного и кремнистого вещества в отложениях морей и океанов. Рассматриваются следующие темы. 1. Методы изучения карбонатной и кремнистой составляющей осадков. 2. Состояние карбонатной и кремнистой систем в океанских водах. 3. Источники карбонатного и кремнистого вещества. 4. Содержание и темпы накопления карбонатов и кремнезема в осадках. 5. Минералогический состав карбонатного и кремнистого вещества. 6. Формы нахождения карбонатного и кремнистого материала в осадках. 7. Генетические типы карбонатов и кремнезема. 8. Типы карбонатных и кремнистых осадков. 9. Диагенез карбонатного и кремнистого вещества. 10. Роль различных факторов в накоплении карбонатного и кремнистого материала. 11. Эволюция карбонато- и кремненакопления в океанах и морях.
Форма контроля: зачет.

Конкреционный анализ

Автор - докт. г.-м. н. Ю.О.Гаврилов.
Читается в 11 семестре для магистрантов по магистерской программе "Литология".
Объем курса - 28 часов: лекции - 14 часов, лабораторные занятия - 14 часов.
Цель курса - дать углубленные представления о конкрециеобразовании при седиментогенезе, диагенезе и катагенезе, о методике исследования конкреций, их практическом значении. Подробно рассматриваются: зависимости вещественных составов и морфологии конкреционных тел от многообразных фациальных условий седиментации и составов осадков; примеры взаимовлияния соседних слоев на перераспределение вещества при конкрециеобразовании; особенности конкрециеобразования в обстановках подводно-оползневых и других вторичных искажений текстуры осадка; особенности газового режима и ионного обмена в иловых растворах при диагенетическом конкрециеобразовании; изменения составов и структурных особенностей диагенетических конкреций на стадиях катагенеза и метагенеза; наблюдения над соотношениями конкреций с вмещающими породами применительно к оценке степени уплотненности осадочных толщ при ката- и метагенезе; конкрециеобразование и рудогенез.

Лабораторные литологические методы изучения состава и свойств осадков

Автор - канд. г.-м. н. А.С.Поляков.
Читается в 6 семестре для студентов специализации "Морская геология".
Объем курса - 36 часов: лекции - 14 часов, лабораторные занятия - 22 часа.
Осадки рассматриваются как трехфазная система. Кроме ознакомления с методами исследований твердой, жидкой и газообразной фаз отложений, студенты осваивают методы определения наиболее распространенных показателей их физико-механических свойств (влажность, плотность, пористость, пластичность, прочность). Во время лабораторных работ каждый студент исследует конкретный природный образец, определяя соотношение твердой и жидкой фаз, гранулометрический состав, содержание карбонатов, аморфного кремнезема и основные показатели физико-механических свойств. Особое внимание в курсе уделяется обработке и литологической интерпретации результатов лабораторных исследований, рассматриваются наиболее распространенные методы статистического анализа данных.
Форма контроля: зачет.

Литология
(полный курс)

Автор - проф. В.Т.Фролов.
Читается в 4-6 семестрах для студентов специальности 511000 "Геология".
Объем курса - 160 часов: лекции - 80 часов, лабораторные занятия - 80 часов.
Цель курса - заложение основ системных, целостных знаний об осадочных породах с акцентом на овладение методами их изучения и на умение применения знаний для решения научных и практических задач. Особенности курса - количественная оценка свойств пород и содержаний их компонентов (для удобства использования вычислительной техники), постоянное использование исторического и генетического подходов, оперирование понятиями о генетических типах, фациях, формациях, о стадиях эволюции экзолитов и литогенеза в целом.
Программу курса можно найти по адресу http://http://www.geol.msu.ru/studies/geology/page15.html или http://info.geol.msu.ru/special/geology/page15.htm.

Литология
(3 кратких курса - 72, 60 и 48 часов, с лабораторными занятиями)

Автор - проф. О.В.Япаскурт.
Читаются для студентов геохимического, геофизического и инженерно-геологического отделений Геологического факультета.

Методика геологического изучения морей и океанов

Автор - доц. В.М.Сорокин.
Читается в 6 семестре для студентов специализации "Морская геология".
Объем курса - 24 часа: лекции - 20 часов, практические занятия - 4 часа.
Задачей курса является ознакомление студентов с организацией и проведением морских экспедиционных работ, с основными методами морских геологических исследований: гравиразведкой, магниторазведкой, непрерывным сейсмоакустическим профилированием, геоморфологическими исследованиями, комплексным литологическим изучением осадков, полевой и камеральной обработкой фактического материала и принципами геологической и литологической интерпретации результатов исследований.

Методы изучения и геология глинистых отложений

Авторы - доц. В.М.Сорокин, В.Л.Лукша.
Читается в 11 семестре для магистрантов по магистерской программе "Геология дна морей и океанов".
Объем курса - 14 часов: лекции - 8 часов, лабораторные занятия - 6 часов.
Курс направлен на ознакомление с закономерностями седиментации глинистого вещества в океанах и морях и на овладение лабораторными методами изучения глинистых минералов.

Методы исследования вулканогенно-осадочных образований

Автор - проф. В.Т.Фролов.
Читается в 11 семестре для магистрантов по магистерской программе "Литология".
Объем курса - 28 часов: лекции - 14 часов, лабораторные занятия - 14 часов.
Курс знакомит учащихся с современными разработками теории вулканогенно-осадочного седименто- и литогенеза с акцентом на генетические связи этих процессов с рудогенезом. Рассматриваются нижеследующие аспекты. Эффузивная, эксплозивная и гидротермальная формы вулканизма и соответствующие экзогенные образования. Лаво- и гиалокластиты. Туфы - определение, классификация, типы, распространение, диагностические признаки. Ошибки в генетической расшифровке разрезов вулканические районов. Туффиты, тефроиды и вулканитовые экзокластолиты. Классификация смешанных пирокласто-экзокластовых пород. Вторичные преобразования пирокластолитов и их диагностическое значение. Способы и дальность транспортировки пирокластов, вулканические провинции. Гидротермы и фумаролы, их типы, источники воды, газов, металлов и неметаллов. Процессы переработки гидротермами вулканитов и их продукты: минералы, породы, литотипы и генетические типы. Сходство с экзохемоэлювием и отличия. Вулканогенно-элювиальные руды, каолины, опалиты, сульфатолиты и другие образования. Хемогермы, сулфулиты. Гидротермные отложения, их геохимическая зональность и ареалы рассеяния. Подводно-осадочно-вулканические образования. Металлоносные осадки, железо-марганцевые конкреции, хемогермы рифтовых зон и др. Эволюция вулканогенно-осадочного литогенеза, основных и региональных структур земной коры, значение этих образований. Вулканогенно-осадочные формации и геодинамические режимы. На лабораторных занятиях изучаются образцы и шлифы вулканитов разного генезиса.
Форма контроля: зачет.
Литература:
1. Систематика и классификация осадочных пород и их аналогов. СПб.: Недра, 1998. 352 с. Авторы: В.Н.Шванов, В.Т.Фролов, Э.И.Сергеева и др.
2. Фролов В.Т. Литология. М.: Изд-во МГУ. Кн. 1, 1992; Кн. 2, 1993; Кн. 3, 1995.

Методы исследования метаморфизованных осадочных образований

Автор - проф. О.В.Япаскурт.
Читается в 11 семестре для магистрантов по магистерской программе "Литология".
Объем курса - 28 часов: лекции - 14 часов, лабораторные занятия - 14 часов.
Цель курса - ознакомить со специфической методикой исследования осадочных отложений, подверженных метаморфическим изменениям, и реконструкции их первичных литологических признаков. Рассматриваются: физико-химические параметры и минеральные парагенезы регионального метаморфизма, условия кристаллобластеза, его разновидности; порфиробластез; влияние фациальной принадлежности осадочной породы на степень сохранности (в реликтах) ее структурных особенностей в процессе усиления метаморфизма; анализ сохранности признаков седиментогенных текстур в глубоко метаморфизованных образованиях; проблема границ между катагенезом (региональным эпигенезом), метагенезом и метаморфизмом осадочных комплексов; необходимость комплексного сочетания стадиально-литологических и петрохимических исследований.

Методы морской сейсморазведки и геоакустики

Автор - докт. г.-м. н. Анатолий Федорович Лимонов (Кафедра динамической геологии).
Читается в 11 семестре для магистрантов по магистерским программам "Литология", "Геология дна морей и океанов".
Объем курса - 28 часов: лекции - 14 часов, лабораторные занятия - 14 часов.
Целью курса является ознакомление с современными акустическими и сейсмическими методами изучения морского дна и методикой интерпретации полученных данных. Рассматриваются методы изучения поверхности морского дна и донных осадков с помощью узконаправленных и многолучевых эхолотов, локаторов бокового обзора и донных профилографов (физические основы методов, устройство и принцип работы аппаратуры, получаемая информация и ее геолого-геоморфологическая интерпретация). Последовательно излагаются основные методы сейсмоакустических исследований и описываются их модификации применительно к конкретным геологическим задачам. Дается анализ методики структурной, а затем сейсмостратиграфической интерпретации полученных сейсмических данных. Приводятся примеры интерпретации сейсмических разрезов, отражающих различные тектонические обстановки и трансгрессивно-регрессивные режимы развития бассейна седиментации. Объясняются примеры построения графиков колебания уровня моря на основе сейсмостратиграфической интерпретации. Теоретическая часть завершается объяснением природы акустических аномалий на сейсмических разрезах и разрезах донного профилографа, которые свидетельствуют о присутствии газонасыщенных осадков. Практические занятия включают элементарную структурную и сейсмостратиграфическую интерпретацию сейсмических разрезов и построение структурных карт по серии проинтерпретированных профилей.

Методы палеогеографии

Автор - проф. В.Т.Фролов.
Читается в 11 семестре для магистрантов по магистерским программам "Литология", "Геология дна морей и океанов".
Объем курса - 28 часов лекций.
Дается определение палеогеографии как геологической науки. Излагаются краткая история палеогеографии, ее задачи и возможности, современное состояние и перспективы. Рассматриваются следующие темы: 1) Региональная стратиграфия - база палеогеографии. 2) Фациальный анализ по А.Грессли. 3) Фациальные карты и профили. 4) Выделение фаций и их палеогеографическая расшифровка. 5) Генетические типы отложений - основной дешифровочный признак при палеогеографических реконструкциях. 6) Геохимические, аутигенноминералогические, палеонтологические, лито-структурные и другие дешифровочные признаки. 7) Бассейновый и формационный анализ и палеогеография. 8) Методы построения палеогеографических карт. 9) Основы формациологии и формационного анализа и синтеза. 10) Элементы эволюции осадконакопления и геоформаций.

Морское осадконакопление

Автор - доц. В.М.Сорокин.
Читается в 7 семестре для студентов специализации "Морская геология".
Объем курса - 28 часов: лекции - 20 часов, практические занятия - 8 часов.
Курс посвящен изучению закономерностей осадконакопления в различных типах современных морских бассейнов (внутриконтинентальных и окраинных). Процесс современного осадконакопления рассматривается систематически, начиная с выветривания и мобилизации исходного материала на суше и кончая образованием осадков на дне водоемов. При этом особое внимание уделяется особенностям фациальной дифференциации осадков на дне морей в зависимости от условий осаждения и захоронения, а также анализу образующихся генетических типов морских отложений. В курсе рассматриваются следующие вопросы: 1) Выветривание и транспортировка исходного осадочного материала на континентах. 2) Особенности образования биогенного и хемогенного материала в морских бассейнах. 3) Факторы, определяющие интенсивность протекания седиментогенеза, и баланс осадочного материала. 4) Роль различных факторов среды в накоплении осадков и особенности фациальной дифференциации осадков. 5) Анализ литотипов и генотипов отложений. 6) Палеогеография и история осадконакопления в четвертичное время. 7) Диагенетические и постдиагенетические преобразования в толще четвертичных отложений. 8) Общие закономерности осадочного процесса в морских бассейнах.

Органическое вещество в осадочном процессе

Автор - докт. г.-м. н. Лидия Ивановна Боголюбова (ГИН РАН).
Читается в 8 семестре для студентов специализаций "Литология" и "Морская геология".
Объем курса - 12 часов: лекции - 8 часов, лабораторные занятия - 4 часа.
Лекции читаются как составная часть курса "Учение о фациях и палеогеография", основанного на литолого-фациальном анализе осадочных образований, составной частью которых является органическое вещество (ОВ), как концентрированное в торфах и углях, так и рассеянное в минеральных осадках. Изучаются: 1) Исходный материал концентрированного ОВ, направленность его микробактериального разложения, типы микрокомпонентов и их вещественная классификация. 2) Структура и текстура концентрированного ОВ торфов и углей как индикатор геотектонического режима и палеогеографических обстановок седиментации. 3) Роль концентрированного ОВ как ускорителя минеральных трансформаций глинистого вещества в седиментогенезе. 4) Роль фациальной принадлежности осадков в преобразованиях рассеянного ОВ при литогенезе. 5) ОВ "черных" сланцев Мирового океана. 6) Диагностика главнейших микрокомпонентов концентрированного и рассеянного ОВ в шлифах с помощью поляризационных микроскопов (на лабораторных занятиях).

Осадкообразование в различных геодинамических обстановках Мирового океана

Автор - доц. В.М.Сорокин.
Читается в 9 семестре для студентов специализации "Морская геология" и для магистрантов по магистерской программе "Геология дна морей и океанов".
Объем курса - 28 часов: лекции - 20 часов, практические занятия - 8 часов.
Рассматриваются особенности осдконакопления в разнообразных по тектоническому положению областях Мирового океана: на срединно-океанических хребтах, океанических платформах, активных и пассивных окраинах континентов. Отмечается влияние в перечисленных обстановках климатической и иных зональностей седиментогенеза. Анализируется строение толщ осадочных отложений в различных геодинамических областях Мирового океана, их геологическое развитие в неоген-четвертичное время.
Форма контроля: зачет.

Осадочные горные породы
(лекции и лабораторные занятия)

Читается для студентов Кафедры геофизических методов исследования земной коры и Кафедры сейсмометрии и геоакустики.

Основы стратиграфической корреляции разрезов морских и океанических осадков

Автор - доц. Александр Сергеевич Алексеев (Кафедра палеонтологии).
Читается в 11 семестре для магистрантов по магистерским программам "Литология" и "Геология дна морей и океанов".
Объем курса: для специализации "Геология дна морей и океанов" общий объем - 28 часов, в том числе лекции - 20 часов, практические занятия - 6 часов, семинары - 2 часа; для специализации "Литология" - 28 часов лекций.
Цель курса - освещение специфики стратиграфических исследований применительно к молодым осадкам морей и океанов. Основная задача курса - обеспечить студентов необходимой информацией для проведения стратиграфических исследований морских осадков на современном уровне с использованием комплекса биостратиграфических, геохимических и физических методов. В курсе рассматриваются следующие темы.
1. Специфика седиментации в различных зонах морей и океанов, определяющая выбор методов расчленения и корреляции осадков. Типы способов отбора осадков и их особенности, влияющие на полноту стратиграфической информации.
2. Палеонтологический метод. Опробование осадков и методы обработки образцов с целью получения различных фоссилий. Расчленение осадков на биостратиграфический основе. Стандартные зональные шкалы по планктонным фораминиферам, известковому наннопланктону, радиоляриям, диатомовым водорослям и другим группам, критерии их распознавания и установления границ. Датированные уровни. Климатостратиграфия.
3. Геохимические методы. Использование пепловых горизонтов (тефростратиграфия) и горизонтов сапропелей. Изотопная стратиграфия. Фракционирование стабильных изотопов O, C, S и Sr в биогеохимических циклах морей и океанов. Изменения изотопного состава морской воды и осадков в кайнозое. Изотопные ярусы Эмилиани в плейстоцене. Циклы Миланковича.
4. Физические методы. Сейсмостратиграфия. Типы сейсмостратиграфических подразделений. Палеомагнитный метод, естественная остаточная намагниченность, инверсии магнитного поля. Палеомагнитные эпохи, эпизоды и экскурсы. Магнитозоны и магнитохроны. Полосовые магнитные аномалии. Номерная палеомагнитная шкала мезозоя и кайнозоя с детальной характеристикой ее плиоцен-четвертичной части. Секвентная стратиграфия. Шкала эвстатических колебаний уровня моря мезозоя и кайнозоя Вэйла-Хака.
5. Методы датирования морских осадков. Изотопные методы - радиоуглеродный, калий-аргоновый, аргон-аргоновый, уран-свинцовый, иониевый и др. Аминостратиграфия. Термолюминисцентный метод и метод электронного парамагнитного резонанса.
6. Современное состояние стратиграфической шкалы плиоцена-квартера для морских осадков и нерешенные проблемы. Практические занятия для специализации "Геология дна морей и океанов" включают выполнение заданий по расчленению и корреляции морских осадков различными методами.
Форма контроля: экзамен.

Полезные ископаемые Мирового океана

Автор - проф. Виктор Васильевич Авдонин (Кафедра геологии и геохимии полезных ископаемых).
Читается в 9 семестре для студентов специализации "Морская геология" и для магистрантов по магистерской программе "Геология дна морей и океанов".
Объем курса - 28 часов лекций.
Целью преподавания курса является формирование у студентов и магистрантов общих представлений о минеральных ресурсах Мирового океана, возможностях их использования и перспективах промышленного освоения. Рассматриваются вопросы, связанные с ресурсами рудных и нерудных твердых полезных ископаемых: история обнаружения, закономерности распространения, условия нахождения, проблемы генезиса и возможности промышленного использования. На основе общих сведений о строении земной коры, магматизме, металлогении основных структур океана дается характеристика областей распространения железомарганцевых конкреций и кобальтоносных корок, продуктов деятельности океанских гидротерм (металлоносных осадков и сульфидных руд), прибрежных россыпей, неметаллических полезных ископаемых (строительных материалов, фосфоритов, глауконита и др.).

Проблемы морской геологии

Автор - проф. П.Н.Куприн.
Читается в 11 семестре для магистрантов по магистерской программе "Геология дна морей и океанов".
Объем курса - 42 часа: лекции - 20 часов, лабораторные занятия - 20 часов.
Курс посвящен углублению знаний по геологии Мирового океана. Акцентируется внимание на рассмотрении результатов новейших нетрадиционных геолого-геофизических, геохимических, аэро-космических и др. исследований водной толщи, содержащихся в воде органических и минеральных частиц, донных осадков и причин нарушения режимов осадконакопления на океанском дне, структуры разрезов осадков специфических условий накопления и т.д. Дается обзор новейших данных и современных идей по проблеме формирования океанических и морских впадин, тенденций в развитии представлений о геологической истории океанов. Темы курса: Космическая альтиметрия для решения задач морской геологии. Аккумулятивные хребты. Взаимодействие карбонатной, карбонатно-силикатной, глинистой, био-хемогенной и органо-минеральной систем в процессах накопления осадков и в формировании среды осадкообразования. Подводные гидротермы. Место и роль пирокластов в накоплении океанского осадочного слоя. Структура второго ("вулканогенного") слоя земной коры океанского типа. Магматические формации, связь с главными тектоническими элементами океанского (морского) дна. Земная кора, литосфера и верхняя мантия под океанами. Возможная количественная оценка масштабов спрединга, субдукции, коллизии и рифтогенеза в механизмах образования литосферных плит. Астеносферный слой: модели структуры, мощности, состава пород и их физического состояния, гипсометрическое положение в гетерогенных блоках земной коры. Типы и структура переходных зон от континентов к океанам. Региональные разрывные зоны, трансформные разломы, обычные разрывы сплошности пород, их роль в генезисе макро- и микролитосферных плит. Отражение в естественных геофизических полях главных тектонических элементов океанского дна. Суперконтиненты, вероятные механизмы их образования, разрушения и перемещений. Связь суперконтинентальных циклов в развитии литосферы и земной коры с орогеническими эпохами на материках. Современные идеи о формировании океанов.
Форма контроля: семинары по группам тем и экзамен.

Проблемы седиментологии

Авторы - проф. П.П.Тимофеев, проф. О.В.Япаскурт.
Читается в 10 семестре для магистрантов по магистерским программам "Литология" и "Геология дна морей и океанов".
Объем курса - 24 часа лекций.
Цель курса - углубить знания, полученные при изучении курсов "Литология" и "Учение о фациях и палеогеография", дав разделы, которые не были подробно освещены ранее. Подчеркивается, что на рубеже XXI века в литологии обособились два фундаментальных направления: 1) учение о седиментогенезе и 2) учение о постседиментационных преобразованиях отложений (литогенезе). При рассмотрении проблем учения о седиментогенезе уделяется внимание следующему: 1) процессам седиментации в конкретных фациально-ландшафтных обстановках континентов, морей и океанов с акцентом на опубликованные в научных изданиях результаты новейших исследований отечественных и зарубежных литологов; 2) первичным (седиментогенным) признакам фацильно-ландшафтных обстановок, запечатленным в структурах, текстурах, компонентном составе, цвете и др. свойствах современных отложений; 3) проблеме сохранности или искаженности этих признаков в древних (дочетвертичных) образованиях; 4) анализу цикличности седиментации в геологической истории Земли; 5) конкретному использованию этих данных при палеогеографических и палеотектонических исследованиях.

Региональная геология океанов и морей

Автор - проф. П.Н.Куприн.
Читается в 9 семестре для студентов специализации "Морская геология" и для магистрантов по магистерской программе "Геология дна морей и океанов".
Объем курса - 42 часа лекций.
Основой курса служат материалы новейших геолого-геофизических исследований и глубоководного бурения в морях и океанах, проинтерпретированные с учетом полученных студентами знаний из предшествующих дисциплин. Рассматривается геотектоническое положение ложа Мирового океана в структуре земного шара. На основе совокупного анализа батиметрических, геоморфологических, тектонических и историко-геологических данных проводится районирование дна Северного Ледовитого, Атлантического, Индийского и Тихого океанов с входящими в них морями, намечаются границы крупных региональных тектонических элементов. Геологическая характеристика каждого региона заключается в последовательном рассмотрении морфологии дна, особенностей естественных геофизических полей, структуры, мощностей и взаимоотношения слоев коры континентального и океанического типов, схем сопоставления разрезов отложений, структурных форм и их взаимного расположения в I и II слоях океанической коры. Устанавливаются тенденции и этапы геологического развития региона, оцениваются существующие модели формирования региональных тектонических элементов океанического дна. Подчеркиваются существенные различия внутренней структуры блоков с корой различного типа, отмечается, что гетерогенность этих блоков отражает множественность механизмов их образования.

Сейсмогеология

Автор - докт. г.-м. н. Анатолий Федорович Лимонов (Кафедра динамической геологии).
Читается в 6 семестре для студентов специализаций "Литология" и "Морская геология".
Объем курса - 24 часа: лекции - 10 часов, практические занятия - 14 часов.
Темы курса: Краткие сведения о морфологических элементах морского дна и строении земной коры в морях и океанах. Области применения различных акустических и сейсмических методов исследования морского дна. Навигация и морские карты. Устройство и принцип работы однолучевых и многолучевых эхолотов, локаторов бокового обзора, донных профилографов и оборудования для непрерывного сейсмического профилирования. Физические основы метода непрерывного сейсмического профилирования. Структурная интерпретация сейсмических данных, выделение и прослеживание опорных отражающих горизонтов, построение структурных карт и карт мощностей. Сейсмостратиграфическая интерпретация. Понятие сейсмостратиграфического комплекса и сейсмофации, принципы их выделения. Интерпретация для определения условий седиментации. В практические занятия включаются следующие задания: прослеживание опорных сейсмических горизонтов; построение структурной карты; простейшая сейсмостратиграфическая интерпретация разреза.

Стадиальный анализ литогенеза

Автор - проф. О.В.Япаскурт.
Читается в 5-6 семестрах для студентов специализации "Литология".
Объем курса - 56 часов: лекции - 28 часов, лабораторные занятия - 28 часов.
Рассматриваются методы стадиального анализа - ретроспективного распознавания в породе признаков, обретенных ею при литогенезе (метагенезе, катагенезе, диагенезе) с целью реконструирования первичного состава и строения осадка, из которого развилась исследуемая порода. Приобретаются навыки: 1 - установления парагенетических минеральных, структурных и текстурных ассоциаций, которые характеризуют различные стадии возникновения и существования породы (посредством оптического изучения шлифов и изучения пород растровой электронной микроскопией); 2 - корреляции этих стадий с этапами геологической истории эволюции осадочного бассейна; 3 - выяснения причинных (генетических) зависимостей между выявленными структурно-минеральными ассоциациями и экзогенными или эндогенными факторами породообразования путем синтеза данных стадиального анализа с результатами литолого-фациальных исследований. В лекциях рассматриваются конкретные способы решения таких задач, а также критерии для диагностики стадиальных рубежей литогенеза и начального метаморфизма. На лабораторных занятиях осваиваются навыки изучения шлифов и препаратов для электронной микроскопии с извлечением и расшифровкой информации об этапности и особенностях литогенетических процессов.

Стадии литогенеза осадочных образований

Автор - проф. О.В.Япаскурт.
Читается в 10 семестре для магистрантов по магистерской программе "Литология".
Объем курса - 48 часов: лекции - 24 часа, лабораторные занятия - 24 часа.
Цель курса - дать магистрантам углубленные представления о принципах реконструкции стадий породообразования (литогенеза) в древних осадочных бассейнах. Подробно анализируются многофакторные процессы диагенеза, катагенеза, метагенеза (предметаморфизма), их унаследованность от экзогенных условий предшествующего осадконакопления (седиментогенеза) и зависимость от эндогенных факторов; принципы типизации, а также диагностические признаки различных стадий. Внимание акцентируется на различиях между стадиальными постседиментационными преобразованиями и наложенными (вторичными) изменениями осадочных пород.

Учение о геологических осадочных формациях

Автор - проф. П.П.Тимофеев.
Читается в 9 семестре для студентов специализаций "Литология" и "Морская геология" и для магистрантов по магистерским программам "Литология", "Геология дна морей и океанов".
Объем курса - 28 часов: лекции - 24 часа, практические занятия - 4 часа.
Учение об осадочных формациях является квинтэссенцией теоретических и практических знаний об осадочных образованиях континентальных участков земной коры и бассейнов Мирового океана. В курсе дается представление об осадочной формации как генетически обусловленном теле: естественных, парагенетически связанных местом и условиями накопления комплексах фациальных типов осадков, которые приурочены к конкретной палеотектонической структуре и возникли при соответствующем геотектоническом режиме, климате и типе исходного вещества. Подчеркивается обязательность предварительных литолого-фациальных построений с познанием генезиса осадков. Дается понятие об элементарных единицах формаций: это парагенезы генетических типов осадков, циклы осадконакопления и парагенезы фаций (обстановки осадконакопления), рассматривается их распределение и соотношение в разрезе и на площади; циклическое строение формаций (трансгрессивные и регрессивные циклы), мегациклы и подформации различных порядков; вертикальные формационные ряды,секции и градации. Рассматриваются формациобразующие факторы: палеоструктура, палеотектонический режим, палеогеография, палеоклимат и вещества, поступающие в бассейн седиментации. Формационный анализ - метод решения крупных проблем развития осадочной оболочки Земли.

Учение о фациях и палеогеография

Автор - проф. П.П.Тимофеев.
Читается в 8 семестре для студентов специализаций "Литология" и "Морская геология".
Объем курса - 72 часа: лекции - 60 часов, практические занятия - 12 часов.
Преподается главный метод познания генетической природы осадочных образований. Основные рассматриваемые категории: генетический тип (ГТ) (один или несколько парагенетически связанных литотипов, обладающих совокупностью генетических признаков осадков, отражающих общность условий их образования и накопления; фациальный тип (ФТ) (комплекс физико-географических условий среды осадконакопления, в которых сформировались парагенетически связанные генетические типы осадков, а также сами осадки с определенным сочетанием генетических типов, т.е. условия + осадки). Выделение генетических типов и фациальных типов осадков основывается на большом комплексе признаков осадков (свыше 20) и их соотношении в разрезе и на площади. ГТ и ФТ - элементарные генетические единицы осадочных отложений. Дается генетическая классификация осадочных образований. Рассматриваются уровни организации парагенетических комплексов (фации, макрофации и мегафации). Описываются генетические признаки широкого спектра осадочных образований, от континентальных (элювий, коллювий, озерные, болотные, пустынные, аридные, ледниковые и др.) до прибрежно-морских и океанических (литоральные, шельф, подводная дельта, заливы, лагуны, континентальный склон и глубоководная платформа). Рассматриваются методы построения фациальных профилей и, на их основе, палеогеографических карт. Дается сравнительная характеристика современных и древних фациально-ландшафтных обстановок.

Учение о фациях с основами литологии

Авторы - проф. О.В.Япаскурт, канд. г.-м. н. Н.А.Соловьева, канд. г.-м. н. Т.А.Шарданова.
Читается для студентов 2-х кафедр Географического факультета (группы геоморфологов и криолитологов).
Объем курса - 96 часов, с лабораторными занятиями.

Физико-химические методы изучения компонентов осадков

Автор - докт. г.-м. н. И.И.Плюснина.
Читается в 5 семестре для студентов специализации "Морская геология".
Объем курса - 32 часа: лекции - 16 часов, лабораторные занятия - 16 часов.
В задачи курса входит изучение физических основ, особенностей техники эксперимента и приемов интерпретации аналитических данных, полученных методами рентгенофазового анализа, электронной микроскопии, инфракрасной спектроскопии и термического анализа. Значительная часть курса посвящена глинистым минералам, их кристаллохимическим характеристикам и особенностям диагностики рентгенофазовым методом. На примере кремнистых и карбонатных пород реализуется комплексный подход в использовании физико-химических методов в целях получения наибольшей информации об их веществе. В курсе сделан акцент на изучении различными методами компонентов морских и океанских осадков.

Физико-химические методы исследования осадочных пород

Автор - докт. г.-м. н. И.И.Плюснина.
Читается в 6 семестре для студентов специализации "Литология".
Объем курса - 36 часов: лекции - 16 часов, лабораторные занятия - 20 часов.
Целью курса является ознакомление студентов с основами современных физико-химических методов изучения вещества. Показываются возможности и ограничения этих методов на примере минерального вещества осадочных пород. Ход рентгенографического анализа рассматривается на примере изучения глинистых минералов. Рассматривается сущность и прикладная ценность методов электронной микроскопии, микрозондового анализа, инфракрасной микроскопии и термогравиметрии в целях получения наиболее полной информации о компонентах осадочных пород.

Физико-химические процессы образования осадков

Автор - докт. г.-м. н. И.И.Плюснина.
Читается в 6 семестре для студентов специализации "Морская геология".
Объем курса - 24 часа лекций.
Рассматриваются: взаимосвязь химического состава вод океана, атмосферы и физико-химических условий среды осадкообразования; донные осадки и иловые воды; окислительные и восстановительные процессы в осадке; водородный и окислительно-восстановительный потенциал; роль биоса в осадконакоплении; биогенное осадконакопление; механизм распределения и накопления кремнистых осадков; механизм распределения и накопления карбонатных осадков; накопление фосфорсодержащих осадков; накопление глинистых осадков; накопление Fe-Mn-группы; сероводородная система; конкрециеобразование; хемогенное осадконакопление.

Эволюция осадочных образований Земли

Автор - проф. В.Т.Фролов.
Читается в 9 семестре для студентов специализации "Литология" и для магистрантов по магистерской программе "Литология".
Объем курса - 28 часов лекций.
Ставятся цели изучения эволюции литогенеза Земли. Приводятся методы восстановления эволюции литогенеза. Рассматриваются: размещение во времени каустобиолитов, карбонатолитов, силицитов, эвапоритов, фосфоритов, железных, алюминиевых, марганцевых, глинистых и обломочных пород, цикличность их образования и направленность развития; размещение в геологической истории некоторых минералов-индикаторов условий и этапов развития; распределение во времени генетических типов типов пород и отложений (планктонных биолитов и бентолитов, биогермных известняков, хемолитов наземных, мелководных и глубоководных центрально-бассейновых, наземного и подводного элювия и отдельных его типов, турбидитов, шельфовых отложений, приливных отложений, тиллитов, гидротермолитов и туфов; эволюция космогенной, астроблемной, вулканогенной, терригенной, биогенной и хемогенной седиментации; начало эндогенной активности Земли, появление гидросферы и ее эволюция; эволюция атмосферы и биосферы; движущие факторы эволюции, энергетическая характеристика экзосферы; эволюция бассейнов седиментации; техногенный фактор; распределение во времени полезных ископаемых. Доказывается большое теоретическое значение изучения эволюции литогенеза.

Новые спецкурсы для факультета повышения квалификации

Методы исследования вулканогенно-осадочных образований

Автор - проф. В.Т.Фролов.
Объем курса - 28 часов: лекции - 14 часов, лабораторные занятия - 14 часов.
Курс знакомит учащихся с современными разработками теории вулканогенно-осадочного седименто- и литогенеза с акцентом на генетические связи этих процессов с рудогенезом. Рассматриваются нижеследующие аспекты. Эффузивная, эксплозивная и гидротермальная формы вулканизма и соответствующие экзогенные образования. Лаво- и гиалокластиты. Туфы - определение, классификация, типы, распространение, диагностические признаки. Ошибки в генетической расшифровке разрезов вулканические районов. Туффиты, тефроиды и вулканитовые экзокластолиты. Классификация смешанных пирокласто-экзокластовых пород. Вторичные преобразования пирокластолитов и их диагностическое значение. Способы и дальность транспортировки пирокластов, вулканические провинции. Гидротермы и фумаролы, их типы, источники воды, газов, металлов и неметаллов. Процессы переработки гидротермами вулканитов и их продукты: минералы, породы, литотипы и генетические типы. Сходство с экзохемоэлювием и отличия. Вулканогенно-элювиальные руды, каолины, опалиты, сульфатолиты и другие образования. Хемогермы, сулфулиты. Гидротермные отложения, их геохимическая зональность и ареалы рассеяния. Подводно-осадочно-вулканические образования. Металлоносные осадки, железо-марганцевые конкреции, хемогермы рифтовых зон и др. Эволюция вулканогенно-осадочного литогенеза, основных и региональных структур земной коры, значение этих образований. Вулканогенно-осадочные формации и геодинамические режимы. На лабораторных занятиях изучаются образцы и шлифы вулканитов разного генезиса.
Форма контроля: зачет.
Литература:
1. Систематика и классификация осадочных пород и их аналогов. СПб.: Недра, 1998. 352 с. Авторы: В.Н.Шванов, В.Т.Фролов, Э.И.Сергеева и др.
2. Фролов В.Т. Литология. М.: Изд-во МГУ. Кн. 1, 1992; Кн. 2, 1993; Кн. 3, 1995.
 

Реконструирование палеобассейнов седиментации при геолого-поисковых работах

Авторы - Япаскурт О.В., Ростовцева Ю.В., Шарданова Т.А.
Объем курса - 24 часа лекций.
Задачей курса является ознакомление геологов-практиков с принципами современных методик генетического анализа осадочных образований, с которыми связаны своим происхождением или условиями локализации большинство известных видов полезных ископаемых, и в которых закодирована летопись геологического прошлого. Даются приемы расшифровки этой летописи: методы литолого-фациального анализа и палеогеографических реконструкций, выполняемых на основе информации, которая извлекается в процессе детального описания обнажений, керна скважин и петрографического исследования шлифов осадочных пород. Показываются способы отделения признаков первичных (седиментогенных) вещественных и структурно-текстурных образований от вторичных (постседиментационных) новообразований, а также приемы расшифровки процессов и обстановок осадконакопления на конкретных примерах исследования разнообразных терригенных и карбонатных комплексов платформенных областей и подвижных поясов.
Форма контроля: зачет.
Литература:
1. Япаскурт О.В. Исследование осадочных горных пород при составлении средне- и мелкомасштабных геологических карт нового поколения: методические рекомендации. Часть I. Теоретические основы. М.: Изд-во МГУ, 1988. 167 с.
2. Япаскурт О.В., Ростовцева Ю.В., Соловьева Н.А. и др. Исследование осадочных горных пород при составлении средне- и мелкомасштабных геологических карт нового поколения. Часть II. Генетический анализ морских отложений. М.: Изд-во МГУ, 1998. 162 с.
3. Япаскурт О.В., Соловьева Н.А., Шарданова Т.А., Ростовцева Ю.В. Исследование осадочных горных пород при составлении средне- и мелкомасштабных геологических карт нового поколения. Часть III. Генетическая интерпретация признаков древних обстановок седиментации. М.: Изд-во МГУ, 2001. 158 с.
4. Фролов В.Т. Литология. Книга 3. М.: Изд-во МГУ, 1995. 352 с.
 

Стадиальный анализ процессов формирования осадочных пород и полезных ископаемых

Автор - Япаскурт О.В.
Объем курса - 32 часа, в том числе: лекции - 28 часов и лабораторные практикумы - 14 часов.
Стадиальный анализ - один из неотъемлемых методов современного литологического исследования. Он позволяет реконструировать недоступные прямым наблюдениям процессы древнего породообразования и осадочного рудообразования на стадиях седиментогенеза, диагенеза, катагенеза, метагенеза (начального метаморфизма) и регрессивного эпигенеза в периоды заложения, погружения и инверсионно-тектонических изменений структуры осадочного бассейна (ОБ). Сущность стадиального анализа сводится к выявлению (с помощью визуальных, оптических и электронно-микроскопических наблюдений) признаков последовательной этапности зарождения, развития, изменения или исчезновения в породах конкретных минеральных и текстурно-структурных парагенетических ассоциаций, а также к коррелированию этапов формирования этих ассоциаций с историко-геологическими событиями, происходившими в течение длительного периода эволюции исследуемого ОБ. Стадиально-литологические исследования осуществляются в комплексе с литолого-фациальным и формационным анализом осадочных образований. Это непременный элемент современного бассейнового анализа.
Прикладное значение стадиальных исследований: 1) применительно к научно обоснованным палеогеографическим построениям - благодаря четкому разграничению признаков внешне схожих между собой седиментогенных и постседиментационных минеральных компонентов уверенно диагностируется вещественный состав исходного осадка, который мог быть существенно измененным диагенетическими и последующими процессами; 2) в частности, для аргументированного отличия древних глинистых кор выветривания от конвергентно подобных им продуктов аргиллизации и других эндогенно-гидротермальных породных изменений; 3) для объяснения причин и механизмов формирования коллекторских и/или флюидоупорных свойств, приобретаемых либо утрачиваемых породой в периоды эволюционирования структуры ОБ; 4) для объяснения этапности и условий формирования, изменений вещественного состава и качества стратиформных руд железа, магния, меди, полиметаллов, благородных металлов и других полезных ископаемых; 5) для коррелирования этапности изменений минерального и органического вещества при исследованиях углей и других твердых горючих ископаемых.
В лекциях показываются способы решения таких задач, а также новейшие данные по теории постседиментационного литогенеза. На лабораторных практикумах осваиваются навыки неформального петрографического описания шлифов осадочных пород, преобразованных на различных стадиях катагенеза и метагенеза, с акцентом на способы извлечения и расшифровки "скрытой" информации относительно этапности и особенностей литогенетических процессов. Учащиеся знакомятся также с приемами расшифровки данных прецизионных лабораторных исследований.
Форма контроля: зачет.
Литература:
1. Япаскурт О.В. Стадиальный анализ литогенеза: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995. 142 с.
2. Япаскурт О.В. Предметаморфические изменения пород в стратисфере: Процессы и факторы. М.: ГЕОС, 1999. 260 с.
3. Махнач А.А. Стадиальный анализ литогенеза: Учебное пособие. Минск: БГУ. 2000. 255 с.
 

Оптимизировано для экранного разрешения 800х600
Подготовка материалов и оформление Web-страницы Н.Клавдиевой