Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.geogr.msu.ru/science/projects/our/web/2014/students/vasilenko.doc
Дата изменения: Fri Nov 7 19:25:50 2014
Дата индексирования: Sun Apr 10 06:03:25 2016
Кодировка: koi8-r

Василенко К.И., гр. 508
Устойчивое развитие общества представляет собой такой развитие, которое
обеспечивает переход на новый уровень и выход на более высокий качественный
уровень трех компонентов общественной системы - человеческого,
экономического и природного капитала. То есть, прогресс в экономики должен
гармонично сочетаться с всесторонним развитием личности при условии, что
социально - экономическое развитие должно идти по пути уменьшения
антропогенного воздействия на окружающую среду, за счет перехода на новый
технологический и нравственный уровень. Единая география (физическая и
общественная) в этом отношении всегда доказывала (и доказывает) о
возможности и необходимости подобного развития.

Следует отметить, что на данном этапе развития общества устойчивое
развитие на глобальном уровне не возможно по ряду причин:

1. диспропорции в развитии территорий (есть развитые страны, где выше
человеческий капитал, выше уровень жизни, а есть страны, где голод
повседневное явление)

2. рост населения (прирост населения в целом по миру идет опережающими
темпами в сравнении с приростом экономических благ)

3. разные потенциалы и природные условия территорий.

Для определения роли географической культуры как фактора устойчивого
развития, на мой взгляд, необходимо первом делом ответить на вопрос, что
есть географическая культура?

Из определения, данного в Большой Советской Энциклопедии следует, что
Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование,
развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и
человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности
людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. По
сути, культура подразделяется на два сектора: материальную культуру и
духовную.

Под материальной культурой мы понимаем совокупность средств
производства материальных благ, созданных человеческим трудом и
обеспечивающих жизнедеятельность людей, общества. Это - орудия труда и
средства передвижения, жилые и хозяйственные постройки, мебель, одежда и
др. К духовной культуре людей, общества относятся знания, умения, навыки,
уровень интеллекта, мировоззрение, способы и формы общения людей, нравы и
обычаи, связанные с хозяйственной, семейной и общественной жизнью, правовые
нормы, различные виды искусства и народного творчества, религиозные
верования и культы.

Из понятия культуры, следует, что весь мир состоит из ряда
территориальных культурных образований разного уровня. Например: есть малые
коренные народы севера, которые можно отнести к культуре локального уровня.
Также, можно говорить и о культуре ислама, который охватывает значительную
часть населения мира и является глобальным культурным уровнем.
Следовательно, культура явление повсеместное, но уровень колеблется в
довольно широких пределах.

Понятие географическая культура, на мой взгляд, является скорее
мировоззренческим, то есть, оно отражает в себе уровень географической
«просвещенности» личности, следовательно, одним из главных компонентов
географической культуры являются географические знания.

В.П. Максаковский предполагает, что географическая культура состоит из
четырёх компонентов: географической картины мира, географического мышления,
методов географии и языка географии. Теперь рассмотрим каждый этот элемент
по отдельности, акцентируя внимание на его влияние по закреплению
устойчивого типа развития как ценностной установки.

Географическая картина мира представляет собой совокупность учений,
теорий, концепций, гипотез и понятий, которые человек должен знать и уметь
ими оперировать, с помощью которых человек имеет возможность понять,
оценить и даже спрогнозировать взаимодействие природы и общества. География
в обыденном плане расширяет кругозор человека. Географические знания
способствуют тому, что человек видит в природе полноценного агента
всемирного развития, наравне с обществом, что помогает изменить отношения
к ней на более гуманное.

Географическое мышление подразумевает под собой географические подходы,
т.е. географические взгляды стратегического характера на предмет
исследования. Наиболее характерными и важными являются территориальный,
комплексный и системный, исторический, типологический подходы.

Географические методы выступает в роли специфического географического
способа достижения поставленной цели. Пространственная информация в своём
роде специфична, т.к. она многообразна и распределяется по территориальным
ячейкам разного масштаба. Поэтому такую информацию необходимо определенным
методом анализировать и визуализировать. Специфическими географическими
методами (общегеографического характера) являются описательный,
картографический и сравнительно-географический (а также количественные,
математические и моделирование, но они менее специфичны именно для
географии), из которых картографический является уникальным методом именно
географии, позволяющим в наиболее экономичной форме отражать
пространственную информацию.

Географическая культура также обладает специфическим языком, состоящим
из специфических знаков, символов, цифр, понятий и терминов, географических
названий, которым необходимо для пространственной ориентировки, прочтения
географических карт, для коммуникации с людьми, знающими этот язык.
Особенностью географической культуры, конечно, является умение читать
географические карты.

Таким образом, чем выше будет у человечества географическая культура,
тем ближе они будут к устойчивому развитию, так как теория устойчивого
развития в концептуальном плане очень тесно связана с географией и во
многом опирается на географические знания. Следовательно, роль
географической культуры как фактора устойчивого развития состоит в том,
чтобы взаимоувязывать отношения между природой, человеком, обществом.



Используемая литература:

1. Касимов Н.С, Мазуров Ю.Л. Концепция устойчивого развития и её
производные: студенческий дискурс - М.-Смоленск: Универсум, 2007.

2. Максаковский В.П. Географическая культура: учебное пособие для
студентов вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. -1998.