Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.geogr.msu.ru/science/projects/our/web/2014/students/rychkova.doc
Дата изменения: Fri Nov 7 19:22:40 2014
Дата индексирования: Sun Apr 10 06:00:16 2016
Кодировка: koi8-r

Рычкова Т.С., гр. 509
Культура - понятие, имеющее огромное количество значений в различных
областях человеческой жизнедеятельности; в основном, под культурой понимают
определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей
человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности
людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и
культурных ценностях. Географическая культура является неотъемлемой частью
общечеловеческой культуры.

В своей книге «Географическая культура» В.П. Максаковский подробно
раскрывает это понятие, выделяя в нем основные признаки:

. географическая картина мира;

. географическое мышление;

. методы географии;

. язык географии.

Географическая картина мира представляет собой своеобразный триптих:
первая ее часть включает географическую картину земной природы; вторая ее
часть охватывает географическую картину населения Земли; третья -
охватывает географическую картину мирового хозяйства.

Чем выше уровень географической культуры, тем более глубокое понимание
географической картины мира, ее комплексности и многоаспектности и
неразрывной взаимосвязи между ее элементами: территорией с ее природными и
ресурсными факторами, населением и его хозяйственной деятельностью. К тому
же, особенность географии (а вместе с ней и географической культуры),
заключенная в том, что это наука синтетическая, привыкшая не забывать и
учитывать множество аспектов и нюансов изучаемых процессов и явлений, учит
так же принимать во внимание, не игнорируя, и другие факторы устойчивого
развития (например, политический, экономический и т.д.).

Без наличия географической культуры, дающей представление и возможность
полного осознания географической картины мира, невозможно до конца понять и
грамотно следовать концепции устойчивого развития.

Впервые термин «устойчивое развитие» был использован в отчете о работе
Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию в 1987 году, призывая
народы и правительства к «новой эре человеческого развития, безопасного для
природной среды». На Конференции ООН по окружающей среде и развитию,
проходившей в Рио-де-Жанейро в 1992 году, это понятие было охарактеризовано
как «стратегия, реализованная таким образом, чтобы в равной степени
обеспечить удовлетворение потребностей в развитии и сохранении окружающей
среды как нынешнего, так и будущего поколений».

Стратегия устойчивого развития затрагивает множество задач:
экологическую устойчивость, экономическое развитие, социальную стабильность
и прочие.

Устойчивое развитие подразумевает снижение удельных показателей
потребления сырья и энергии при одновременном переходе от не возобновляемых
к возобновляемым видам природных ресурсов, внедрение рационального
природопользования, безотходных и энергосберегающих технологий, замкнутых
циклов производства, переработки отходов.

Достигнуть устойчивого развития возможно при условии гармоничного
сосуществования трех основных элементов: природы, человека и его
хозяйственной деятельности. Их грамотное сочетание обеспечивается высоким
уровнем развития географической культуры общества.

На сегодняшний день в России уровень географической культуры не
достаточно высок, связано это, прежде всего, с недостаточным вниманием к
уровню географического образования. Сегодня предмет географии относится у
большинства российских школьников к второстепенным предметам, т.к. для
поступления в ВУЗ для ЕГЭ он нужен лишь узкому кругу специальностей, также
ученики при выборе будущей профессии предпочитают те сферы деятельности, в
которых средний уровень доходов достаточно высок, чего не скажешь о
специальностях географо-экологического направления.

Низкий уровень географической культуры и ориентация только на
экономическую выгоду приводят к безответственному использованию природных
ресурсов, что ведет к истощению минерально-сырьевых запасов, нарушению и
уничтожению природных экосистем. Сегодня основой экономического роста в
нашей стране является высокая стоимость углеводородного сырья. Добывая на
экспорт нефть и газ, мы не достаточно задумываемся о методах его замещения,
о разработке и создании альтернативных источников энергии.

Обширные природные просторы и богатство минерально-сырьевых запасов
России выработали у россиян привычку безоглядного использования данных
ресурсов, в отличие от высокоразвитых (и в культурном, в частности, в
геокультурном, отношении тоже) стран с небольшой сырьевой базой. Так,
например, в Финляндии, которая обладает скудными энергетическими запасами
(древесина, гидроресурсы и торф), развернута интенсивная работа, связанная
с освоением новых видов энергии. В первую очередь, речь идет о
возобновляемых источниках энергии. Их использование не вызывает уменьшения
запасов энергетического сырья, и производство не связано с выделением
вредных отходов. Помимо экологического эффекта, использование
возобновляемых источников энергии уменьшает социальные и политические
риски, связанные с энергетическими проблемами. Цена на энергию такого вида
не подвержена колебаниям, вызванным экономической или политической
ситуацией в мире. В качестве возобновляемых источников энергии используют
энергию солнца, ветра, воды, биомассы, тепловой энергии недр и других.
Увеличение доли альтернативных источников энергии помогло стабилизировать
энергетическую политику страны. Теперь Финляндия не так сильно зависит от
импорта углеводородов, как раньше. По отчетам финского института Tekes,
нынешняя структура энергообеспечения Финляндии разделена на несколько
секторов. Около 30% энергии финны закупают у России; 35% вырабатывают пять
имеющихся в стране ядерных реакторов. Около 35% энергии вырабатывается из
отходов деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

Все та же экономическая выгода и проявление безграмотности в
планировании городского пространства приводит к тому, что во многих городах
увеличивается строительство жилищного сектора, торговых площадей без
увеличения строительства объектов социальной сферы (школ, детских садов,
поликлиник), расширения и улучшения транспортных магистралей и прочих
объектов инфраструктуры, что приводит к нарушению жизнедеятельности
населения городов (увеличение стрессовых ситуаций: пробки, очереди в
детские сады, недостаточный уровень медицинского обеспечения граждан и
т.д.).

Невысокий уровень географической культуры в решении вопросов,
касающихся планирования не только в рамках городской среды, но и в рамках
освоения новых территорий, размещения поселений, также приводит к
нерадостным последствиям, которые никак не укладываются в концепцию
устойчивого развития. Например, нередко населенные пункты образовывались
рядом с крупными производственными комплексами, занятость населения
обеспечивалась только одним градообразующим предприятием, создавались так
называемые моногорода. Зачастую градообразующим выступало предприятие
добывающей промышленности. Исчерпав минерально-сырьевые ресурсы данной
местности, останавливается производственная деятельность организации и,
соответственно, увеличивается безработица, снижается уровень жизни
населения, происходит отток в другие местности, а город попросту умирает,
остаются заброшенные заводы, неиспользуемое жилье. Много таких городов на
Урале (среди проблемных Асбест, Каменск-Уральский, Сатка, Карабаш), в
Карелии, где основные градообразующие предприятия - деревообрабатывающей,
целлюлозно-бумажной промышленности (Питкяранта, Кондопога), Игарка - еще
один яркий пример, где после закрытия лесоперерабатывающего комбината, где
грузили лес на суда, идущие далее северным морским путем, население упало с
25 тыс. человек до 5 тыс. человек, а сам город стал представлять собой
пепелище с одним кирпичным микрорайоном.



Приведенные выше печальные или, напротив, оптимистичные примеры еще раз
подтверждают мысль, что недостаточный уровень географической культуры,
неумение видеть взаимосвязи между основными составляющими географической
картины мира, приводит к дисбалансу в равновесии между ее основными
элементами: природой, человеком и хозяйственной деятельностью. Сейчас в
России уровень тяжести перемещен в сторону экономической выгоды, что
негативно сказывается на устойчивом развитии нашего общества. Надеемся,
что, будучи будущими выпускниками географического факультета, каждый из нас
будет всегда помнить о географической культуре как факторе устойчивого
развития.