Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.geogr.msu.ru/science/projects/our/web/2014/students/shestakova.doc
Дата изменения: Fri Nov 7 19:06:21 2014
Дата индексирования: Sun Apr 10 06:09:01 2016
Кодировка: koi8-r

Шестакова А.А., гр. 514

Формирование географической культуры человека - это способ гармонизации
отношений между обществом и природой, направленный на сохранение нашей
планеты, на сознательную социально-экономическую деятельность общества.
Определение устойчивого развития имеет по сути такую же формулировку,
однако является более общим понятием. Ясно, что географическая культура,
как часть общей культуры, является необходимым атрибутом человека в
устойчиво развивающемся мире. Географическая культура закладывается в
процессе образования - школьного и высшего - поэтому пренебрежение
проблемами географического образования недопустимо. Географическое
образование дает представление о картине мира, о планете Земля и о месте
человека в этом мире. География суть наука синтетическая, объединяющая в
одну систему геофизику, биологию, экономику и социологию. Сложно думать о
судьбах мира, не зная этого мира, не зная законов, по которым он живет. В
особенности сложно человеку с низкой географической культурой в современном
обществе, точнее с 30-х годов 20 века, когда эпоху манипуляции общественным
сознанием открыл министр пропаганды нацистской Германии Геббельс. Хотя это
относится не только к географическому, но и к образованию вообще. Например,
бесконечные заявления СМИ о катастрофическом глобальном потеплении или еще
более сенсационные заявления о его прекращении и начале глобального
похолодания окончательно ставят в тупик несведующего человека. При этом не
обязательно быть специалистом по климатологии, достаточно иметь минимальную
географическую культуру, чтобы понимать, что в природе существуют свои
циклы и периодичности, что изменения никогда не происходят одномоментно. И
если потепление происходит (а это подтверждается данными наблюдений не на
одной, не на двух, а на подавляющем большинстве метеорологических станций),
то это не значит, что завтра в Москве воцарится тропический климат, а Санкт-
Петербруг окажется под водой.

Опять воспользуемся для примера климатологическими инсинуациями. В
последние 100 лет содержание углекислого газа и других парниковых газов в
атмосфере значительно увеличилось. Достоверно известно, что в далеком
прошлом, в палеозое, мезозое и начале кайнозоя, содержание углекислого газа
достигало значений, в четыре раза превышающих современные. Однако никогда
ранее не наблюдалось такого сильного роста, такой скорости поступления CO2
в атмосферу. В связи с этим ученые-климатологи естественно задались
вопросом о причнах, об источнике этого изменения. В прошлом изменения CO2
были связаны 1) с поступлением этого парникового газа из недр земли в
периоды активной тектонической деятельности, 2) с жизнедеятельностью биоты
(в периоды угнетения растительности содержание CO2 увеличивалось), 3) в
ледниковые эпохи содержание CO2 сильно сокращалось, а в межледниковье
увеличивалось в связи с зависимостью растворимости газов в океане от
температуры (закон Генри, при низких температурах растворимость газа в воде
увеличивается, поэтому поток углекислого газа направлен из атмосферы в
океан, соответственно содержание углекислого газа в атмосфере падает).
Температура по большей части следует за изменением парниковых газов, при
этом имеется положительная обратная связь между изменением температуры и
CO2. В настоящее время тектоническая активность очень низкая, естественная
жизнедеятельность биоты кардинально не меняется и таких сильных изменений
температуры, как в эпохи ледниковья и межледниковья не происходит.
Соответственно, можно сделать вывод о влиянии другого фактора, а именно
антропогенного (данное утверждение подтверждается также и некоторыми
другими фактами). Люди, отрицающие это, выглядят довольно странно, так как
данные наблюдений по большому количеству станций находятся в свободном
доступе (например, http://meteo.ru/data) и сомнению не подлежат.

Но какое же отношение все вышеизложенное имеет к устойчивому развитию?
Самое прямое. Организация IPCC в прошлом году подготовила очередной, пятый
доклад, в котором описаны возможные изменения климатической системы в
зависимости от социально-экономического сценария развития мира. В этих же
докладах публикуются различные социально-экономические последствия этих
изменений и способы адаптации к ним. Так вот, если общество выберет
сценарий, близкий к концепции устойчивого развития, негативные последствия
климатических изменений будут минимальны.

Так, географическая культура, а по сути географическое образование
приводит нас к концепции устойчивого развития как наиболее адекватной
концепции, позволяющей миру развиваться сбалансированно, с минимальным
количеством рисков как для природы, так и для человека.