Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.geogr.msu.ru/science/projects/our/web/2014/students/harkovskaya.doc
Дата изменения: Fri Nov 7 18:35:45 2014
Дата индексирования: Sun Apr 10 06:09:44 2016
Кодировка: koi8-r

Харьковская Мария,
магистрантка 1 г.о. кафедра географии мирового хозяйства

Актуальность данного вопроса объясняется ухудшением экологической
ситуации во многих точках земного шара. Специфика большинства стран такова,
что население, к сожалению, лишь частично обладает экологической культурой,
владеет и умеет пользоваться экологической информацией.

«Из всех людских безумств и заблуждений самым непостижимым мне кажется
то, что человек, живя на Земле, не стремится познать ее всю целиком». Эти
слова сказаны мореплавателем Фестисем де Тольном, и, на мой взгляд,
географическая составляющая должна стать необходимым элементом культуры
каждого современного человека.

Географическая же культура для подавляющего большинства населения
остается малоизвестным понятием. Тем не менее, все процессы на Земле - и
природные, и антропогенные - протекают в географической среде. Именно
состояние географической среды определяет экологическую ситуацию в каждом
регионе. В этой ситуации одним из приоритетных целевых направлений
образовательной работы общеобразовательной школы должно стать формирование
у учащихся высокого уровня экологической и географической культуры.

Вопросы экологического воспитания в системе образования и сохранения
окружающей среды постоянно поднимаются на международном, федеральном и
региональном уровнях: вошли в план ЮНЕСКО «Человек и биосфера», «Программа
ООН по окружающей среде» (ЮНЕП), ведущие Международные проекты («Мировая
культура», «Экологическое образование в Европе», «Экологическая культура»).
Они обращены к пониманию системы - Человек - Природа, а также направлены на
гармонизацию отношений между этими двумя понятиями.

Таким образом, возрастает роль общественных организаций в сфере
пропаганды и экологического воспитания среди населения. Несомненно,
наибольшее влияние уделяется подрастающему поколению: отсюда появление в
учебном плане уроков по экологии, экологической культуре.

В моем понимании переход к устойчивому развитию имеет глобальный и
региональный аспекты. Есть смысл начать этот переход с регионального
уровня. На мой взгляд, при разработке комплексов эколого-образовательных
программ не в полной мере учитывается специфика экорегионов. В организации
образовательного процесса чаще всего слабо выражена ориентированность на
практику и система массовых мотивационных мероприятий. Однако, в России не
все так плохо и грустно. Могу это сказать уверенно и точно. Пока в стране
есть люди, всерьез заинтересованные этой проблемой и пытающиеся найти ее
решение.

Хотелось бы поделиться тем, как под эгидой всего одной организации в
прошлом году со всей России 2,6 миллиона человек вышло на субботник для
приведения в порядок своих населенных пунктов, районов, дворов. Это было
поистине массовое мероприятие. Теперь из всего этого выросла целая
организация - Общероссийское экологическое общественное движение «Зеленая
Россия». Сейчас Президентом данного движения является Анатолий Евгеньевич
Карпов. Главной целью «Зеленой России» является содействие переходу
общества на путь устойчивого развития, когда потребности человека
согласованы с возможностями природы, и когда окружающая среда остается в
максимальной степени сохранности.

Всего за полгода было проведено около 15 круглых столов на тему
экологического воспитания, образования, правового регулирования по вопросам
окружающей среды. У данного Движения есть такие проекты, как Общественные
экологическое приемные, Экологические третейские суды, а также разработан
проект «Школьные экологические дружины».

На данный момент идет подготовка к семинару с представителями по 43
регионам России для разъяснения проектов, возможностей их внедрения и
алгоритм подготовки к Всероссийскому субботнику, который состоится 30
августа. Недаром дата выбрана накануне учебного года. Это некий
«экологический» урок для детей, который вполне реально могут преподнести
своим детям родители и учителя. Урок любви к своему дому, окружающему его
миру. Ассоциация природы как родного дома подразумевает содержание ее в
чистоте и обязывает защищать ее и беречь.

На мой взгляд, это достаточно эффективно. Зная другие экологические
кампании, могу с уверенностью утверждать, что эта действенна и подтверждает
свои слова реальными делами. Наверное, именно поэтому она меня
заинтересовала и незаметно для меня поглотила в свою деятельность.

Так, осознавая свою значимость в сохранении окружающего мира и путем
экологического просвещения вполне реально перейти к устойчивому развитию.
Дорогу осилит идущий!!!