Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.geogr.msu.ru/science/projects/our/web/2014/students/galochkina.doc
Дата изменения: Fri Nov 7 18:35:45 2014
Дата индексирования: Sun Apr 10 06:08:34 2016
Кодировка: koi8-r

Галочкина Анастасия,
магистрантка 1 г.о. каф. экономической и социальной географии России


- А кем ты будешь после университета?

- Где ты будешь работать?

Вопросы, знакомые каждому студенту, начиная с первого года обучения.
Даже самым близким не понятен ответ "я будущий географ", этого людям просто
не достаточно.

Географы, это этакие скрытые агенты, они везде, и они нигде. Буквально
в каждой сфере, каждой отрасли такого нового и такого современного мира,
сидит географ и тихо выполняет свою работу. Вот почему важна географическая
культура, мир должен знать об этом трудяге. Самому географу, вероятно, и не
нужна эта "слава", но достойная замена просто необходима.

Так что же такое географическая культура и как привить её населению,
если у него происходит полное её отторжение?

Географическая культура включает не только знание и понимание
географической картины мира, но и особый способ пространственного мышления.
Всё это не даётся с рождения, зато при желании приобретается в течении
жизни. Сложнее всего с географическими методами. Сами географы разных
направлений не всегда интересуются методами своих же коллег из других сфер.

Теперь о так называемой "прививке". Конечно, важно отношение окружения
к предмету, но на мой взгляд, достаточно школьного "укола" географией,
чтобы обычный интерес перерос в географическую культуру каждого человека.
Образование, как мне кажется, закладывает один из главных кирпичиков этого
понимания, и кроме того помогает сделать огромный шаг к принятию идей
устойчивого развития.

Простой пример из жизни. Как и многие студенты, а тем более
иногородние, мне приходится подрабатывать. Так сложилось, что я нашла
замечательного ученика, которому помогала готовиться к ГИА (экзамен к 9-м
классе) по географии. Женя очень хороший, что важно, увлеченный этой наукой
молодой человек. Как и у любого современного школьника его неделя
загружена: занятия по флейте, репетитор по математике, английский. Но самое
главное, ему по-настоящему нравится география. И я не просто так повторяю
это несколько раз. Он искренне заинтересован, и иногда даже удивляет своими
знаниями. Как ни странно, это прозвучит, но мне хотелось бы пожелать всем
такого географического мышления, как у этого 9-тиклассника. Мы прилежно
готовились к ГИА несколько месяцев (форме современных экзаменов, вероятно,
можно посвятить отдельное эссе), но как в последнее время часто бывает, что-
то где-то кто-то подписал, изменилось количество экзаменов, и Жене,
оказалось, географию сдавать не нужно (а только математику, русский и
английский - по выбору школы). Что самое интересное, он был единственным,
кто выбрал географию из нескольких 9-х классов всей школы (и тут я поняла,
почему так сложно найти учеников). Мы и сейчас продолжаем заниматься.
Просто так, для души. Женина мама все чаще стала жаловаться, что её ребенок
буквально не знает, что делать "с этой географией". Поэтому я рассказываю
своему ученику о друзьях-студентах, которые уже успешно применили свои
знания в интересной для них сфере, и мне кажется, что в эти моменты он
особенно увлечен. Когда наши занятия закончатся, я знаю, что не просто так
там работала. Я знаю, что в следующем году Женя пойдет на курсы для
школьников в МГУ, где встретит своих единомышленников, которых ему так не
хватает. А затем, надеюсь, поступит в МГУ, а у его мамы больше не будет
сомнений: "А разве там всё не платно?" Таков мой небольшой вклад в развитие
географической культуры.

Хотелось бы отметить, что говоря о важности образования, я имею в виду
не только школьных учителей, преподавателей в университете или репетиторов,
огромную (если не самую главную роль) играет и самообразование. Простые
вопросы - "а где это находится", "как это происходит и почему" - не стоит
оставлять без ответа.

Кажется, что для себя я сузила тему до "Образование как фактор
географической культуры", которая плавно перетекает в понимание
географической культуры как фактора устойчивого развития. Ведь что такое
объект концепции устойчивого развития? Социум. А что такое социум без
географической культуры? Без знания географической картины мира не
рекомендуется смотреть даже новости. Без развития географического мышления
не стоит отправляться в путешествие дальше родного города. Отсюда и
ценность образования.

Значение географии так велико, а знают об этом лишь немногие. Это не
должно останавливать. Нас мало, но в наших рюкзаках таится еще много новых
открытий.