Представление веб-семинара
«Риски устойчивому развитию России: географический дискурс»
В конце весеннего семестра 2012-13 учебного года в рамках учебного курса 'Географические основы устойчивого развития' состоялся плановый веб-семинар. Его тема была обозначена как 'Риски устойчивому развитию России: географический дискурс'.
Участниками семинара стали студенты 5-го курса, магистранты 1-го года обучения географического ф-та, а также студенты других факультетов университета, выбравшие курс устойчивого развития в рамках межфакультетских курсов, впервые введенных в практику учебной работы в МГУ.
Формат выступлений на семинаре был оговорен следующими условиями:
Было объявлено также, что все работы студентов будут представлены на сайте географического ф-та МГУ практически в авторской редакции в открытом доступе в течение неограниченного времени. В обозначенное время студенты представили свои работы, которые теперь представлены на этом сайте, как и обещано, практически в авторской редакции (внесена лишь техническая правка - в интересах более адекватного восприятия текстов читателем, а также обеспечена унификация текстов).
В работах студентов отражены идеи, представленные в лекциях курса, в том числе - в лекциях профессора В.Л. Бабурина и доцента А.С.Наумова. Считаю необходимым выразить искреннюю признательность своим коллегам за ценный и незаменимый вклад в формирование у слушателей современных научных представлений об устойчивом развитии.
На самом первом занятии в рамках установочного теста студентам - впервые в практике занятий по этому курсу - предложено было сделать свои пожелания относительно приглашаемых лекторов в рамках настоящего курса. Реакция, как и в большинстве подобных случаев, была неоднозначной, вплоть до такой сердитой: 'Очень странный вопрос, … учебная часть должна выбирать преподавателей, а не студенты'. Однако абсолютное большинство респондентов воспользовались этой возможностью. В результате были предложены конкретные персоны и были сформулированы неперсонифицированные предложения. В числе последних:
-
зав. кафедрами ГМХ, экорос, зарубежных стран, :;
-
: иностранные специалисты;
-
: люди, которые практически внедряют идеи УР в жизнь, связанными с правительственными организациями;
-
: работники политической сферы, политики или крупные бизнесмены.
Но чаще назывались конкретные персонажи, чаще всего - следующие (без имен и отчеств):
-
Касимов, Бабурин, Казьмин, Козлов, Пакина, Хорошев, Шупер, :
-
Бобылев, Буторин, Данилов-Данильян, Захаров, Петросянц, Носов, :, Брундтланд, Медоуз, :
-
Садовничий, Медведев, Путин.
Исходя из этих предложений, а также ряда других адекватных учебно-методических критериев были выбраны персоналии в наибольшей степени соответствующие объективным интересам аудитории. Это член-корреспондент РАН, профессор В.М. Захаров, член совета Общественной палаты РФ, президентом Центра экологической политики России и председателем Общероссийской общественной организации 'Центр экологической политики и культуры' и директор департамента устойчивого развития Оргкомитета Олимпийских игр 'Сочи 2014' М.С. Верхунова. Нам повезло и приглашаемые согласились встретиться с аудиторией слушателей курса по устойчивому развитию. Встречи состоялись, и у студентов была возможность получить самую актуальную информацию по проблематике устойчивого развития из первых рук. Память о этих встречах теперь представлена в фотоочерке о курсе по устойчивому развитию 2013 года на настоящем сайте.
Пользуясь случаем, хотел бы высказать слова благодарности нашим уважаемым гостям М.С. Верхуновой и В.М. Захарову, своим участием в этом курсе продемонстрировавшим приверженность идеологии устойчивого развития. Говорю об этом в настоящем представлении, поскольку полагаю, что эти встречи повлияли на мировоззренческие позиции наших студентов, выраженные, в том числе, и в итоговых работах, представленных для веб-семинара.
Последнее занятие по курсу состоялось 3 апреля. Так случилось, что оно было совмещено с круглым столом 'Географическое образование: инструкция по применению'. Предполагалось проинтегрировать итоговый семинар 'Риски устойчивому развитию России: географический дискурс' и тему круглого стола. При этом мы исходили из практически очевидного: географическое образование работает на устойчивое развитие, а проявления его несовершенства - это несомненный фактор риска для устойчивого развития. Однако надо признать, что эксперимент оказался неудачным - интеграция не удалась. Искренне сожалея об этом, полагаю, что из этого следует извлечь соответствующий урок на будущее - в полном соответствии с идеологией устойчивого развития.
В заключение хотел бы поблагодарить также П.М. Умнова за техническую поддержку настоящего веб-семинара.
Не сомневаюсь, что материалы семинара интересны не только самим его участникам - студентам и преподавателям настоящего курса. Они интересны и важны и другим преподавателям географического факультета, его сотрудникам, многим в МГУ в целом, а также всем тем в образовательном сообществе нашей страны, кто ощущает свою профессиональную и гражданскую причастность к судьбам образования в России.
Ю.Л. Мазуров,профессор кафедры рационального природопользования
географического ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова,
преподаватель курса 'Географические основы устойчивого развития'
Версия для печати