Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.geogr.msu.ru/science/projects/our/web/
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 03:11:03 2016
Кодировка: Windows-1251
WEB семинары по УР на географическом факультете МГУ

Географический факультет МГУ
   сегодня 10 апреля / воскресенье / неделя верхняя
Выберите кафедру  
 

WEB семинары по УР на географическом факультете МГУ

Зародившееся в 1990-е годы и по этой причине еще относительно новое явление в современном обществе, образование для устойчивого развития (ОУР) поразительно быстро обрастает респектабельными атрибутами глобального цивилизационного проекта: от частных акций на уровне отдельных учебных заведений до формирования инфраструктуры управления в этой сфере на национальном и интернациональном уровнях и даже до объявления Декады ООН образования в интересах устойчивого развития. Казавшийся поначалу данью моде на все, имеющее отношение к идеям устойчивого развития, феномен ОУР доказал к настоящему времени свою реальную востребованность в абсолютном большинстве стран мира.

Как нередко случается в подобных ситуациях, ОУР предстояло пройти все три неизбежных стадии формирования отношения к нему в социуме: скепсис, доходящий до полного неприятия; осторожное, а иногда и снисходительное допущение возможности существования заявившего о себе явления; и, наконец, его полное и безоговорочное признание. До полного триумфа ОУР, соответствующего третьей стадии, еще довольно далеко практически во всех странах мира, но уверенное движение к ней практически несомненно. И, похоже, что именно это обстоятельство самым решительным образом повлияло на пересмотр отношения к ОУР в России.

Изначально идея ОУР воспринималась крайне настороженно одними и определенно негативно другими людьми. Абсолютное большинство специалистов не видело в ней реальной перспективы для отечественной образовательной системы. Профессионалы воспринимали ОУР как нечто случайное, возможно даже спекулятивное или насильно внедряемое со стороны. При этом они справедливо полагали, что будущее есть только у того, что органично соответствующему национальному контексту, что преемственно российским традициям и реалиям. И наоборот, если всего этого нет, то даже давлением сверху – под воздействием политической конъюнктуры - для концепции ОУР в России весьма непросто будет обеспечить благоприятное будущее.

В начале XXI столетия, в полном соответствии с Повесткой дня на XXI век, идеи ОУР все же стали обретать под собой почву в России. У профессионального сообщества сферы образования проявился объективный интерес к этой образовательной концепции. Преподаватели и организаторы этой сферы увидели в ОУР реальный потенциал если не спасения советской образовательной системы, бывшей некогда лучшей в мире, то, по меньшей мере, предотвращения ее полного крушения и адаптации сохраняемых элементов к современным реалиям.

Аналогичную позицию в нашей стране могло бы занять и государство, хотя бы потому, что образование и в нашей стране является «решающим фактором перемен». Более того, именно в нашей стране, задолго до принятия Йоханнесбургского меморандума и других документов ООН, давшим зеленый свет ОУР, образование было провозглашено фактическим национальным приоритетом, ставшим основой успешной культурной революции и обусловленной ею всесторонней модернизации страны в послеоктябрьский период. Нелишне вспомнить в связи с этим знаменитое ленинское 'учиться, учиться и учиться!'.

Однако государство в России не спешит определиться в своем отношении к ОУР, что явно не содействует его продвижению. Не исключено, что этому объективно препятствует такой важный фактор, как отсутствие представлений об отношении учащихся - тех на кого, в конечном счете, и направлена новая образовательная идеология - к ОУР. Сформировался удивительный парадокс: нам известно в целом отношение к ОУР педагогического сообщества, поддается прогнозированию отношение государственных структур, но об отношении к нему со стороны школьников, студентов и прочих категорий учащихся практически нет никаких сведений. А они принципиально важны, ибо успех внедрения ОУР, которое невозможно навязать по определению, напрямую зависит от его поддержки учащимися. Вспомним еще раз, что обращение 'учиться, учиться и учиться!' - от лица идейного лидера, фактически олицетворявшего государство, вначале было воспринято (принято, одобрено, поддержано) молодежью страны, а уж потом реализовано в конкретную государственную образовательную политику.

В связи с этим представляется чрезвычайно важным выявление отношение учащихся к идеологии ОУР. Более того, отношение учащейся молодежи к ОУР можно считать одним из наиболее точных индикаторов адекватности формируемой национальной образовательной политики. Разумеется, что сказанное верно лишь в тех случаях, когда высказывающие свое отношение учащиеся обладают достаточными представлениями о предмете оценки. Таким образом, размышляя об идеологии ОУР в нашей стране, мы пришли к фундаментальному и при этом почти очевидному выводу о необходимости учета мнений, интересов и настроений учащихся на всех этапах формирования этой идеологии и ее реализации в конкретные образовательные практики.

Зафиксировав сформулированный выше вывод, мы на протяжении последних лет ищем возможности следовать ему везде, где это представляется уместным. Одна из таких возможностей представляется нам в форме веб-семинара, проводимого в рамках учебного курса по устойчивому развитию, читаемого на 5-ом курсе географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова для аудитории численностью более 200 человек. Каждый год студентам предлагается новая и всегда оригинальная тема семинара, что позволяет студентам в полной мере реализовать свой творческий потенциал, а преподавателям факультета и другим заинтересованным лицам - получить уникальный социальный срез зрелого и представительного профессионального сообщества. За период с 2006 г. были проведены следующие веб-семинары:

    • 'Стратегия образования для устойчивого развития в РФ' - 2006 г.
  • 'Идеология УР в географическом образовании' - 2007 г.
  • 'Идеология УР в высшем образовании / Вклад (название частной географической дисциплины) в теорию и практику устойчивого развития' - 2008 г.
  • 'Идеология устойчивого развития в высшем образовании в РФ' - 2009 г.
  • 'Потенциал УР России: предпосылки, факторы и риски' - 2010 г.

Проведение подобных семинаров - это, в сущности, многоаспектная попытка эксперимента по внедрению идеологии ОУР в конкретную образовательную практику. Полученные результаты этого эксперимента представляются настолько существенными, что мы считаем необходимым систематически представлять их общественности. С этой целью ежегодно мы представляем наиболее полные, насколько это возможно, блоки выступлений на семинаре на сайте факультета. Мы стараемся также знакомить широкую преподавательскую общественность с результатами этого нашего проекта посредством докладов на конференциях и других научных и методических мероприятиях, а также публикаций. Содержание первых двух семинаров представлено в частности в издании: Н.С. Касимов, Мазуров Ю.Л. Концепция устойчивого развития и ее производные: студенческий дискурс. - М. - Смоленск: Универсум, 2007. - 192 с.

До последнего времени материалы очередного семинара были представлены на сайте в течение года, а затем удалялись, заменяясь новым блоком материалов очередного семинара. А в этом году мы решили, что в интересах дела сохранять материалы и всех предшествующих годов. Поэтому мы откорректировали дизайн этого сайта, где наши читатели смогут теперь найти материалы семинаров с комментариями преподавателя уже двух последних лет.
Для кого эти материалы? Прежде всего - для студентов-авторов соответствующих выступлений и их однокурсников, а также всех других студентов, так или иначе имеющих отношение к проблематике устойчивого развития, т.е. для той целевой аудитории, на которую и направлена новая образовательная парадигма. Помимо этого представляемые электронные публикации адресованы руководителям вузов, вовлеченным в процесс формирования образования для устойчивого развития в вузах и в других секторах сферы образования. Они могут представлять интерес и для широкого круга специалистов в области образовательной, экологической и культурной политики, представителей неправительственных организаций, научных сотрудников, преподавателей, а также всех тех, кого волнуют проблемы совершенствования образования в России и в других странах мира.

Ю.Л. Мазуров,
профессор кафедры рационального природопользования
географического ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова,
преподаватель курса 'Географические основы устойчивого развития'

Версия для печати

Полезные ресурсыВопросы и ответыФотогалереяСотрудникам

Диссертации

Информация о предстоящих защитах диссертаций на соискание ученой степени кандидата, доктора географических наукПодробнее 

Публикации

Модели управления транснациональными корпорациями
Гречко Е.А.
2006. Подробнее Все 

Дополнительное образование

Предлагаем программы дополнительного образования в сфере устойчивого развития, экологии, рационального природопользования, ... Подробнее