Географизация стадий инновационного процесса
|
Доклад мл.науч.сотр. Ачкасовой Т.А., профессора Горкина А.П.
Авторами предлагается методика географической интерпретации инновационного процесса. С этой целью составлена модель инновационного процесса, разбивающая его на четыре последовательные стадии (информация → знание → инновации → потребление инноваций) и раскрывающая три содержательных уровня (функции, целеполагание функций, географизация функций).
I стадия – информация. Инновации зарождаются в инновационной среде. С точки зрения целеполагания функций, на этом этапе происходит определение целей инновационного процесса. С целью географизации данной стадии информационную среду можно представить как совокупность глобальной информационной системы и локализованных информационных систем. Под первой авторы подразумевают систему Интернет и телекоммуникационные системы, которые создают информационное поле, покрывающее весь земной шар. Локализованные информационные системы - это библиотеки, образовательные учреждения и др., которые являются стационарными хранилищами информации. Подобная интерпретация информационной среды позволяет подобрать статистические показатели, характеризующие каждый из компонентов, и в итоге представить полную картину развития явления.
II стадия - знание. Знанием становится информация, расшифрованная и усвоенная человеком. На этом этапе происходит принятие теоретических решений. Их результатом являются патенты, доклады, статьи, монографии, лекции и проч. Соотнесенные с территориальными образованиями они позволяют судить об интенсивности и эффективности научной деятельности в разных регионах.
III стадия - инновации - практическое воплощение теоретических решений. Инновации бывают как овеществленными (новые продукты), так и неовеществленными (новые услуги, процессы, маркетинговые и организационные методы). Данные о доле новых товаров и услуг в общем объеме произведенных товаров и услуг, наложенные на карту, демонстрируют степень инновационности экономики разных территорий.
IV стадия - потребление инноваций. Их продвижение зависит от условий рынка и наличия внерыночных сегментов (например, государственных программ). Доля новых товаров и услуг в торговом товарообороте того или иного региона характеризуют качество потребления.
Анализ картосхем, иллюстрирующих каждую из стадий, дает возможность проследить пространственную динамику инновационного процесса и оценить степень вовлеченности регионов на разных этапах.
Данная методика подводит к введению нового понятия - «инновационный ландшафт». 'Инновационный ландшафт' - территория с разным уровнем и характером взаимодействия и взаимообусловленности результатов инновационного процесса на разных его стадиях. Авторами было выделено три типа инновационного ландшафта: креативный ландшафт (преобладают I и II стадии), например, т.н. силиконовые 'ландшафты' (Силиконовая долина, Силиконовая прерия, Силиконовый лес и т.п.); производственный инновационный ландшафт (доминирует III стадия) - страны НИС первой волны; ландшафт с резко выраженным потреблением результатов инновационной деятельности (IV стадия) - высокоразвитые экономические центры и регионы.
Предлагаемая модель является этапом географического анализа инновационного процесса и требует дальнейшей разработки и апробации.
Версия для печати
|