Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.geogr.msu.ru/news/news_detail.php?ID=5542
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 07:03:20 2016
Кодировка: Windows-1251
НИКОЛАЙ КАСИМОВ: 'ПРЕПОДАВАНИЕ ГЕОГРАФИИ В ШКОЛАХ НЕРЕДКО ВЕДЕТСЯ ПО ОСТАТОЧНОМУ ПРИНЦИПУ'

Географический факультет МГУ
   сегодня 10 апреля / воскресенье / неделя верхняя
Выберите кафедру  
 

НИКОЛАЙ КАСИМОВ: 'ПРЕПОДАВАНИЕ ГЕОГРАФИИ В ШКОЛАХ НЕРЕДКО ВЕДЕТСЯ ПО ОСТАТОЧНОМУ ПРИНЦИПУ'

04.10.2011

Три дня осталось до окончания регистрации и приема тезисов на Всероссийский съезд учителей географии (7 октября). Регистрация открыта на сайте: http://geogr.teacher.msu.ru/registration. О проблемах и перспективах школьной географии рассуждает декан географического факультета МГУ, академик РАН Николай Сергеевич Касимов.

— Николай Сергеевич, насколько отличается уровень знаний по географии нынешних абитуриентов от абитуриентов 10-15 лет назад? Выявляются ли какие-либо тенденции? В чем их причины, по-вашему?

- Сложно судить однозначно об уровне знаний абитуриентов. С одной стороны, они несколько ниже по сравнению с уровнем подготовки поступающих в вуз 10-15 лет назад. Это связано с тем, что в последние 20 лет изменилось само качество школьного образования. Преобразования носят, к сожалению, регрессивный характер. Школьная география - не исключение. Кроме того, качественно снизилось то значение, которое придают данному предмету сами школьники и учителя. Поэтому значительная часть абитуриентов, поступающих на факультет, недостаточно подготовлена к тому, чтобы углубленно изучать географию. С другой стороны, есть и весьма положительный аспект, отличающий знания нынешних абитуриентов от тех знаний, с которыми приходили на факультет их предшественники 10-15 лет назад. В частности, это является следствием компьютеризации, которая сегодня охватывает все сферы общественной жизни, в том числе и школьное образование, а также не углубленное, но все же более широкое использование студентами иностранных языков, прежде всего английского.

- Что, на Ваш взгляд, стоит сделать сегодня в первую очередь для повышения качества преподавания географии в школах?

- Современное школьное географическое образование сталкивается с целым рядом проблем. К примеру, географию в рамках программы школьного образования относят к блоку общественных дисциплин, в то время как данный предмет в своей сущности является наукой о Земле. За рубежом существует так называемая гуманитарная география, которая действительно относится к циклу общественных дисциплин. Но в условиях российского образования география на 2/3 состоит из курсов, являющихся науками о Земле. Тот факт, что география в рамках школьной программы значится как общественная дисциплина, с одной стороны позволяет ей существовать в качестве школьного предмета, а с другой - лишает возможности восприятия ее естественнонаучной части. Причем не воспринимаются и игнорируются не только естественнонаучные знания, но и целый ряд методов преподавания географии. К примеру, отсутствует такая важная часть учебного процесса, как практикум, который в первую очередь необходимо сделать неотъемлемой составляющей школьного географического образования. Другая проблема преподавания географии в школе связана с низким уровнем качестве большинства издающихся сегодня учебников. Они крайне скучны, представляя своего рода справочники, направленные на получение так называемого инвентаризационного знания. Лично я не знаю ни одного учебника, который был бы написан красочным и живым языком. Также необходимо отметить, что многие современные учебники содержат немало устаревших знаний и даже неточностей. Именно поэтому на сегодняшний день значительное число учебников по географии не рекомендуется к изданию Российской академией наук. Третья проблема заключается в недооценке значимости как такового предмета «география» - преподавание нередко ведется по остаточному принципу. По моему, необходимо, чтобы большее количество вузов имели в составе вступительных экзаменов географию для того, чтобы абитуриенты, поступая в вуз, получали эколого-географические знания, которые человеку могут дать только география и биология. Отмечу, что я против введения в общей школе предмета 'Экология'. Учитывая общее количество часов школьного образования, экологии нет места между биологией и географией. Необходимо, чтобы география и биология 'договорились' о том, каким разделам экологии они обучают школьников. А ввод отдельного предмета 'Экология' только размывает содержание как географии, так и биологии.

- Насколько плотно факультет работает со школами? Есть ли профильные географические школы?

- Да, факультет сотрудничает с рядом школ. В качестве примера могу привести Пушкинский лицей ? 1500. Хотелось бы, чтобы со временем данное сотрудничество увеличило свои масштабы. Сильнейшие в плане географического образования школы выявляются в результате проведения ежегодной Всероссийской олимпиады школьников по географии. В этой олимпиаде участвуют школьники практически со всей страны - приблизительно из 50-60 субъектов России. Причем победителями олимпиады являются преимущественно ребята из регионов, не из Москвы. Всероссийская олимпиада крайне важна, так как из числа ее победителей впоследствии складывается та команда, которая борется за победу на Международных олимпиадах по географии. В начале 2000-х гг. участники российских команд получили ряд бронзовых и серебряных медалей. В последние годы Россия не перестает завоевывать золото: в 2008 г. обладателем золотой медали стал Алексей Фадеев, который сегодня является студентом 4 курса кафедры экономической и социальной географии России нашего факультета; в 2010 г. золотую медаль присудили Ксении Соколовой, которая также сейчас учится на нашем факультете. В этом году золотая медаль Всемирного чемпионата по географии, который проходил в Сан-Франциско, досталась также команде российских школьников. Причем Россия впервые одержала победу за все время проведения чемпионатов - с 1993 года (соревнования проводятся раз в 2 года, - прим. ред.). Столь положительная динамика не может не радовать. Такие результаты - свидетельство того, что несмотря на все недостатки современного школьного географического образования, в России не мало школ, где география преподается на хорошем уровне, а также немало увлеченных географией школьников. Это потенциал для дальнейшего развития географического образования и географической науки в нашей стране.

СПРАВКА:

Всероссийский съезд учителей географии пройдет 28-29 октября 2011 г. в МГУ имени М.В. Ломоносова. Подробная информация о Съезде доступна на сайте мероприятия: http://geogr.teacher.msu.ru/

Организаторами съезда являются Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Географический факультет, Русское географическое общество (РГО), Всероссийская ассоциация учителей географии (РАУГ).

Спонсоры съезда: ГК 'Метпрополь', Корпорация 'Металлы Восточной Сибири', Фонд содействия безопасности оз. Байкал, ООО ИТЦ 'СКАНЭКС, OOO 'РЕНЕ'.

Главный медиа-партнер Съезда: журнал 'Вокруг Света'.

Информационные партнеры: Центр СМИ МГУ, информационно-популярное издание географического факультета МГУ 'GeograpH', журнал 'География', журнал 'География и экология в школе XXI века', Полит.ру, газета 'Поиск', портал STRF.ru, газета 'Природно-ресурсные ведомости', Научно-популярный и образовательный журнал 'Экология и жизнь', журнал 'География в школе', Учительская газета, телеканал Russian Travel Guide, журнал 'Живописная Россия', журнал 'География. Все для учителя!'.



Возврат к списку

Версия для печати

Полезные ресурсыВопросы и ответыФотогалереяСотрудникам

Диссертации

Информация о предстоящих защитах диссертаций на соискание ученой степени кандидата, доктора географических наукПодробнее 

Публикации

Возобновляемые источники энергии: Курс лекций. Выпуск 7
Соловьев А.А., Киселева С.В.
2012. Подробнее Все 

Дополнительное образование

Предлагаем программы дополнительного образования в сфере устойчивого развития, экологии, рационального природопользования, ... Подробнее