ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЭФФЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
|
31.10.2014
Круглый стол 'Перспективы развития экологически эффективных технологий с учетом глобальных и национальных вызовов' прошел 27 октября на географическом факультете МГУ. Участие в мероприятии приняли более 25 представителей научного и вузовского сообщества, реального сектора экономики, технологических платформ (ТП). Организаторами круглого стола выступили ТП 'Технологии экологического развития' и Отраслевой центр прогнозирования (ОЦП) по направлению 'Рациональное природопользование'.
Заместитель декана географического факультета МГУ, зам.председателя Научно-технического совета Технологической платформы 'Технологии экологического развития' С.А. Добролюбов в своем докладе 'Перспективы экологически безопасного развития Арктической зоны' рассказал об основных эколого-географических и социально-экономических характеристиках Арктического региона, их временной динамике. Также он проанализировал проблемы организации мониторинга, прогнозирования в условиях меняющегося климата и предпринимаемые для экологически безопасного развития меры, в числе которых - создание национального атласа Арктики, формирование системы комплексной безопасности (на базе аварийно-спасательных центров при сотрудничестве МЧС и Гидрометцентра России) и др.
Ведущий эксперт НИУ ВШЭ Л.Ю. Матич на примере нефтехимической отрасли рассказала о концепции разработки технологической дорожной карты на основе прогнозно-стратегических документов. В своем выступлении она акцентировала внимание на отсутствие связей между прогнозными и стратегическими документами, а также на возможное решение этой проблемы благодаря комплексному подходу, применяемому в технологических дорожных картах.
В ходе дискуссии участники круглого стола отметили необходимость использования различных стратегических документов, которые содержат российские прогнозные исследования. К ним относятся:
1. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный Правительством 25.03.2013 г.;
2. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный Правительством 03.01.2014 г.;
3. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (до 2030 г.), подготовленный РАН;
4. ГП РФ 'Развитие науки и технологий' на 2013 - 2020 годы;
5. Профильные государственные программы Российской Федерации;
6. Приоритетные направления и критические технологии Российской Федерации;
7. Стратегическая программа исследований Технологической платформы, тематика которой соответствует вашей специализации;
8. Программы инновационного развития компаний с государственным участием;
9. Стратегии развития отраслей.
По мнению А.М. Багина из НИУ ВШЭ недостаток существующих прогнозных и стратегических документов заключается в том, что постановка целей в них осуществляется исходя из сегодняшних условий, не учитывая перспективы будущего. Он отметил, что к обязательному использованию должны быть привлечены программы инновационного развития госкомпаний.
Наряду с такими ключевыми проблемами, препятствующими внедрению результатов прогнозов в управлении, как несогласованность действий ключевых министерств и ведомств и нежелание разработчиков адаптироваться под нужды заказчиков, эксперты отметили:
- Несовпадение интересов государства и бизнеса, слабую заинтересованность компаний в государственных прогнозах и стратегиях, отсутствие необходимой инфраструктуры для соответствия требованиям заказчика;
- Незаинтересованность компаний в сотрудничестве с государством; несогласованность интересов компании и государства в горизонтах планирования (наиболее актуальный для бизнеса горизонт планирования - полгода);
- Несогласованность компетенций и зон ответственности;
- Отсутствие доказательной базы; отсутствие регулирования по обновлению и формированию баз данных.
Участники круглого стола отметили, что функции мониторинга во многом могут быть сконцентрированы на технологических платформах. Были высказаны мнения о необходимости ликвидировать повторяемость научно-технологического мониторинга различными организациями. В настоящее время во многом функции мониторинга возложены на ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ.
По итогам работы круглого стола эксперты решили:
- Рекомендовать внести в прогнозно-аналитические документы обязательный раздел 'Меры государственной поддержки';
- Использовать ТП как площадку для обсуждения и продвижения экономически-обоснованных, экологически-эффективных технологических или организационных решений для удовлетворения запросов со стороны промышленности;
- Для создания центров научно-технологического прогнозирования (компании, вузы, научно-исследовательские организации и др.) максимально привлекать потенциал профильной ТП при тесном взаимодействии с экспертами Отраслевого центра прогнозирования;
- Использовать ТП для поддержки взаимодействия и коммуникации государства, науки и бизнеса.
Возврат к списку
Версия для печати