В том же году на географическом факультете МГУ была создана кафедра рекреационной географии и туризма, и Московский университет стал первым учебным заведением, открывшим у себя специальность 'Туризм'. А в 2007 г. МГУ разработал собственный стандарт интегрированного магистра по направлению 'Туризм', содержательная часть которого была создана при непосредственном участии заведующего кафедрой рекреационной географии и туризма В.И. Кружалина и сотрудников.
С 2004 года на географическом факультете были запущены программы специалитета, бакалавриата, магистратуры по направлению 'Туризм', а также широкий набор программ дополнительного образования - от 16 до 1450 часов.
13 августа 2015 г. премьер-министр РФ Д.А. Медведев впервые вручил премии правительства РФ в области туризма. Лауреата- ми стали 10 проектов. Премию за разработку и внедрение системы подготовки кадров для индустрии туризма в РФ получили профессор кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета МГУ А.Ю. Александрова, президент факультета Н.С. Касимов, зав. кафедрой рекреационной географии и туризма факультета В.И. Кружалин, его заместитель по практикам К.В. Кружалин и зам. декана по дополнительному образованию, доцент кафедры Н.В. Шабалина.
Н.В. Шабалина отвечает на вопросы редакции газеты 'Московский университет'.
Кто участвует в вашем проекте в качестве преподавателей, привлекаются ли практики?
— Кафедра активно привлекает к чтению лекций и ведению практических занятий специалистов туристического бизнеса и государственных структур. Наши студенты и слушатели программ дополнительного образования могут встретиться в аудитории, например, с исполнительным директором Ассоциации туроператоров России Майей Ломидзе, президентом Российского союза туриндустрии Сергеем Шпилько, вице-президентом Российского союза туриндустрии Юрием Барзыкиным и т.д. Всего более 30 процентов коллектива наших преподавателей - практики, руководители профессиональных туристических объединений и предприятий.
Подготовка кадров - задача стратегическая. Можно прогнозировать, какие специалисты будут востребованы в тури- стической сфере в 2020-2030 гг.?
- Индустрия туризма нуждается сегодня в географически грамотных сотрудниках, владеющих несколькими иностранными языками, успешно использующих информационные технологии, обладающих опытом проектной деятельности и работы в команде. С учетом переориентации потоков на российские регионы, сотрудники туристических компаний должны быстро осознать и учесть новые требования россиян, сформировать и предложить нашим гражданам качественные отечественные продукты и услуги.
Что система образования может сделать для развития туризма в России?
- Образование в сфере туристического бизнеса должно реагировать, совершенствуя содержание программ, создавая возможность подготовки в регионах страны специалистов 'под ключ'.
Опыт каких стран с успешно развитой туристической инфраструктурой нам стоит рассмотреть в качестве примера?
- Рейтинг стран-лидеров по туристским прибытиям включает такие государства, как Франция, Испания, Италия, США, Китай и другие. Для России, видимо, интересен как в целом зарубежный опыт развития туристической индустрии, включая механизмы продвижения национальных продуктов, так и формы поддержки отдельных социально значимых видов туризма, к которым относятся сельский (агро-) туризм, социальный туризм, детский туризм, этнографический туризм и т.д. МГУ обладает своими объектами, предназначенными для отдыха сотрудников и студентов.
Можно повысить качество отдыха людей Московского университета, применяя результаты вашей работы?
- Туристические услуги нематериальны. Обеспечить отдыхающим хорошее настроение и благоприятное впечатление способен только качественный сервис. Регулярное повышение квалификации сотрудников разного уровня (от линейного персонала до топ-менеджеров) способно повысить качество работы и, соответственно, качество отдыха людей Московского университета.