Гидрология суши – одна из комплекса гидрометеорологических наук. Она изучает водные объекты и процессы, которые характерны для этих объектов. Эта наука занимается исследованием закономерностей «жизни» поверхностных водных объектов: рек и ручьев, озер и водохранилищ. Они характеризуют состояние и изменение водных объектов в зависимости от природных условий их существования, а также от вида и масштаба хозяйственной деятельности на поверхности их бассейнов, в руслах и на акваториях водных объектов.
Гидрология суши делится на ряд дисциплин, изучающих физические, химические, биологические и специфические гидрологические явления в водных объектах в масштабах всей планеты, ее крупных регионов, природных зон, речных бассейнов, участков рек и менее крупных объектов и их частей. В зависимости от этого изменяются методы гидрологических исследований.
Глобальная гидрология исследует закономерности круговорота воды в природе, закономерности этого процесса в океаническом и материковом звеньях (совместно с океанологией, климатологией, гляциологией), закономерности водного баланса крупных регионов суши и речных бассейнов в зависимости от многолетних тенденций изменения окружающей среды. Эта наука занимается проблемами формирования синхронности (асинхронности) колебаний полноводности рек в пределах отдельных континентов, областей внутреннего стока. Обучение студентов в этом направлении науки достигается в рамках освоения учебных курсов 'Гидрология', 'Гидрология материков', 'Процессы глобального водообмена'.
Учение о речном стоке - центральная научная дисциплина в цикле гидрологических наук. Оно раскрывает суть географической роли стока воды, наносов, химических веществ, живого вещества (планктона), теплоты в окружающей среде. Этот процесс связывает в общую систему потоки влаги в атмосфере, их выпадение на земную поверхность, испарение и просачивание в горизонты почвенных, грунтовых и более глубоких подземных вод, разгрузку этих горизонтов в поверхностные водные объекты, стекание воды по поверхности склонов, концентрацию стока в русловой сети территорий и его поступления в приемные водоемы. Потоки воды разрушают подстилающие поверхности, пополняются взвешенными минеральными частицами, превращаются в слабые химические растворы за счет взаимодействия с почвами и горными породами. Вода с минеральными частицами, растворенными химическими веществами, планктонными организмами и соответствующим количеством теплоты поступают в озера и моря, изменяя их состояние и, следовательно, возобновляя процессы стока на новом этапе этого процесса.
Для теоретического исследования этих процессов и практического использования гидрологической информации гидрологов учат оценивать, рассчитывать и прогнозировать характеристики речного стока. Этому посвящены учебные курсы 'Гидрометрия', 'Сток', 'Гидрология рек', 'Гидрологические расчеты', 'Гидрологические прогнозы', 'Гидрохимия' и др. Их освоение позволяет получить необходимые методические и практические навыки определения характеристик речного стока при наличии информации, ее недостаточности или отсутствия.
На конкретных участках рек гидрология суши изучает относительно 'быстрые' процессы, для выявления закономерностей которых требуется знание математики, физики, химии и биологии. С использованием аппарата высшей математики разрабатываются модели движения воды на склонах и в руслах рек, разрабатываются методы решения разнообразных гидрологических задач. Освоение этих научных подходов обеспечивают на кафедре учебные дисциплины: 'Гидрология рек', 'Гидрофизика', 'Математическое моделирование в гидрологии'. Для изучения закономерностей взаимодействия поверхностных вод с подстилающими поверхностями и руслами студенты изучают 'Речную гидравлику', 'Динамику русловых потоков', 'Гидрофизику', 'Русловые процессы', 'Устья рек'. Эти разделы науки, а также методология исследований склоновых, русловых и устьевых процессов позволяют эффективно выявлять закономерности динамического, ледового, термического и руслового режима рек.
При подготовке гидрологов много внимания уделяется гидрологии озер и водохранилищ. Эта научная дисциплина изучает закономерности процессов в водных объектах с замедленным водообменом. Анализ гидрологических, гидрофизических, гидрохимических и гидробиологических особенностей этих процессов необходим для понимания механизмов эволюции водоемов, их эффективного и безопасного использования в интересах населения и хозяйства. Соответствующие разделы теории гидрологической науки осваивают в рамках преподавания учебных дисциплин 'Гидрология озер и водохранилищ', 'Гидрохимия', 'Водная экология' и др.
Существенной компонентой образования в области гидрологии суши является освоение учебных дисциплин, содержание которых ориентировано на формирование навыков научного обоснования различных водохозяйственных проектов (строительства водозаборов; каналов; переходов транспортных коммуникаций через водные преграды (мостовые переходы, ЛЭП, нефте- и газопроводы, линии связи и т.п.); водохранилищ; противопаводочных защитных сооружений; обновление трасс судовых ходов и др.). Для этого студенты осваивают содержание учебных курсов: 'Сток', 'Водохозяйственные расчеты', 'Оптимизация водопользования', 'Русловые процессы', 'Гидроэкологические расчеты'. Это позволяет также получить необходимые знания для проведения оценок воздействия хозяйственной деятельности на водные объекты и окружающую среду.
Для обеспечения полноценной работы выпускников кафедры в учебных, научных и научно-производственных организациях студенты должны освоить содержание специализированных учебных курсов 'Гидроинформатика', 'ГИС в гидрологии' и др.