Направление по изучению речного стока и его закономерностей
|
Речной сток (вода, минеральные частицы и растворенные вещества, организмы, теплота и энергия водных потоков) − необходимое условие для возникновения и развития природных и природно-техногенных ландшафтов. Речной сток – это количественная характеристика процессов трансформации атмосферных осадков в бассейнах водных объектов в сток воды, эрозионно-аккумулятивных процессов на водосборах в сток наносов, процессов растворения горных пород, других геохимических процессов в сток растворенных веществ, комплекса биологических процессов в сток живого вещества, сезонного изменения притока солнечной радиации к земной поверхности в сток теплоты.
В конкретном створе русловой сети любой территории измерения речного стока и его составляющих позволяют определить водные ресурсы и их внутригодовое распределение, оценить их соответствие с потребностями в воде населения и хозяйства, охарактеризовать интенсивность процессов денудации, заиление водохранилищ, направленность русловых и устьевых процессов, качество воды, отепляющее (охлаждающее) влияние речных вод на состояние приемных водоемов.
Даже из этого перечисления следует, что речной сток является разделом гидрологии суши, тесно связанным с решением разнообразных практических задач, возникающих в связи с обслуживанием разных отраслей экономики России. Одновременно без информации о составляющих речного стока невозможно решать и контролировать эффективность разрешения проблем рационального использования и охраны водных ресурсов. Учет пространственно-временной изменчивости составляющих речного стока лежит в основе изучения причин возникновения наводнений, маловодий, других опасных гидрологических явлений. Этот раздел гидрологии соединяет теоретические и экспериментальные исследования речного стока с инженерно-строительной и водохозяйственной практикой. По этой причине обучение студентов закономерностям формирования и изменения речного стока преследует цель подготовки специалистов к инженерной деятельности в области гидротехнического и водохозяйственного проектирования. Научная обоснованность решений в этой сфере деятельности опирается, в первую очередь, на результатах расчета составляющих речного стока, оценке вероятности их формирования, точности исходных данных и расчетных методов. Именно эти данные определяют масштаб водохозяйственных мероприятий, размер, стоимость и эффективность работы гидротехнических сооружений, надежность водохозяйственных решений, безопасность водных и околоводных экосистем. Поэтому реально существует большой спрос на специалистов-гидрологов, владеющих теоретическими основами и практическими навыками расчетов речного стока (в организациях и учреждениях, связанных с водоснабжением, мелиорацией, гидроэнергетикой, дорожным строительством, речным транспортом, защитой населения и хозяйства от наводнений, охраной водных ресурсов, планированием комплексного использования водных ресурсов).
Подготовка гидрологов в области речного стока базируется на изучении курсов: «Сток», 'Гидрология рек', 'Гидрология озер и водохранилищ', 'Охрана и использование водных ресурсов', 'Гидрохимия', 'Гидрофизика' и др. Теоретическая подготовка сочетается с практическими работами, при выполнении которых студенты приобретают навыки и умения проведения гидрологических расчетов. В дальнейшем
они оказываются востребованными при работе выпускников кафедры в научных и производственных организациях. Исследования речного стока - одна из наиболее популярных областей гидрологии в отношении подготовки кандидатских и докторских диссертаций.
Версия для печати