УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий кафедрой
общественных наук
А.И. Фурсов
24 апреля 2009 г.
Учебная программа дисциплины
ЛОГИКА. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
Москва
2009
Автор: д.филос.наук, проф. Б.И. Пружинин
Рецензенты: акад., проф. В.А. Лекторский
Учебная программа утверждена на заседании кафедры (24 апреля 2009 г., протокол ? 6).
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
ЦЕЛЬ КУРСА
Привить студентам навыки научного мышления и познакомить их с основными проблемами и историческим развитием мировой логической и философско-методологической традиции, раскрыть содержание основных концепций, выделить приоритетные темы, проблемы и направления логики и философии науки.
ЗАДАЧИ КУРСА
состоят в том, чтобы научить студентов
- оперировать понятиями и категориями логики;
- овладеть основными методологическими приемами современной науки;
- анализировать любые тексты с точки зрения их соответствия логике и рациональности;
- уметь самостоятельно развивать свою научную картину мира.
МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА
Курс читается в первом семестре 1-го курса бакалавриата. Он призван сформировать у студента основы научного мировоззрения, логического анализа и системного подхода к реальности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
По завершении обучения дисциплине студент должен:
· овладеть системой знаний о законах логики;
· уметь ориентироваться в школах, течениях и тенденциях логической и философско-методологической мысли;
· овладеть навыками использования логических процедур и философской методологии;
· приобрести необходимую эрудицию: терминологическую и концептуальную;
· уметь решать логические задачи, анализировать философские и научно-гуманитарные тексты, обосновывать свое отношение к изложенным в них оценкам, составлять краткие конспекты, тезисы прочитанного.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Элементы логики (22 часа)
Предмет и значение логики 2 часа
Понятие. Отношение между понятиями
Логические операции с понятиями 2 часа
Суждение. Виды суждений. Отношения между суждениями 2 часа
Умозаключение 2 часа
Дедуктивные умозаключения 4 часа
Индуктивные умозаключения 2 часа
Основные законы логики 2 часа
Способы рассуждения: доказательство, опровержение, аргументация. 2 часа
Парадокс и логическая диверсия 2 часа
О математической логике 2 часа
2. Наука в системе культуры (10 часов)
Образ науки – реальность и мифы 2 часа
Возникновение науки – культурные условия и обстоятельства 2 часа
Античная наука 2 часа
Средневековая наука 2 часа
Наука Нового времени и контуры современной науки 2 часа
3. Методология научного знания (12 часов)
Общие характеристики научного мышления (рациональность, истина, опыт, эксперимент и пр.) Понятие научного метода. 2 часа
Критерии научности. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их соотношение. 2 часа
Анализ языка науки. Гипотетико-дедуктивная модель теории. 2 часа
Общие модели истории науки: кумулятивистская модель, развитие через научные революции. 2 часа
Модели динамики научного знания (Кун, Лакатос, Фейерабенд и др.). Понятие научного сообщества. 2 часа
Понятие социокультурной детерминации познания. Об историзме и релятивизме в научном познании («case study»). 2 часа
4. Научная картина мира и общенаучные подходы (10 часов)
Системный подход: 4 часа
· Понятийный аппарат системного исследования. Инструменты системного анализа.
· Вспомогательный аппарат системного анализа (методы моделирования и анализа)
· Системный подход в социально-гуманитарных исследованиях.
Синергетический подход: 2 часа
1. Общенаучная методология синергетики универсальной теории о законах самоорганизации систем.
2. Основные принципы и понятия теории самоорганизации (порядок, хаос, открытые системы, неравновесность, флуктуация, бифуркация, когерентность, нелинейность, режимы рождения и сохранения порядка и др.)
Прикладное и фундаментальное в современной науке 2 часа
Научная этика и псевдонаука 2 часа
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Вопросы к экзамену
1. Понятие научного знания его структура и функции
2. Специфика античной и средневековой науки
3. Наука Нового времени: основные принципы, эксперимент.
4. Понятие о рациональности. Основные формы мышления, их взаимосвязь
5. Критерии научности. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их соотношение.
6. Общие модели истории науки
7. Модели динамики научного знания. Понятие научного сообщества.
8. Понятие социокультурной детерминации познания.
9. Понятие логического закона. Основные формально-логические законы.
10. Логика как инструмент познания и общения. Роль логики в теоретической и практической деятельности человека.
11. Взаимосвязь мышления и языка. Основные аспекты языка.
12. Понятие как форма мышления.
13. Объем и содержание понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.
14. Виды понятий по объему и содержанию. Отношения между понятиями. Круги Эйлера.
15. Определение (дефиниция) понятия. Правила и ошибки в определении.
16. Деление и классификация понятий. Правила и ошибки в делении. Виды классификации.
17. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение. Виды суждений.
18. «Логический квадрат».
19. Сложные суждения, их виды. Условия их истинности (таблица истинности).
20. Умозаключение как форма мышления. Классификация умозаключений.
21. Простой категорический силлогизм. Общие правила силлогизма. Фигуры и модусы силлогизма. Правила фигур.
22. Энтимема. Сложные и сложносокращенные силлогизмы.
23. Условные умозаключения, их виды и правила.
24. Индуктивные умозаключения, их роль в познании. Проблема индукции.
25. Умозаключение по аналогии, его виды.
26. Софизмы и паралогизмы. Логические парадоксы.
27. Аргументация, ее структура и виды.
28. Доказательство, его виды и структура. Правила и ошибки в доказательстве.
29. Опровержение и его виды.
30. Стратегия и тактика спора. Корректные и некорректные приемы ведения спора.
31. Основные формы развития знания: факт, проблема, гипотеза, теория. Их роль в развитии знания.
32. Гипотетико-дедуктивная модель теории.
33. Математическая логика и ее проблемы.
34. Понятийный аппарат системного исследования. Инструменты системного анализа
35. Моделирование как метод системного анализа
36. Системный подход в социально-гуманитарных исследованиях
37. Общенаучная методология синергетики универсальной теории о законах самоорганизации систем
38. Основные принципы и понятия теории самоорганизации
39. Прикладное и фундаментальное в современной науке
40. Научная этика и псевдонаука
Вопросы к зачету
1. Понятие научного знания его структура и функции
2. Специфика античной и средневековой науки
3. Наука Нового времени: основные принципы, эксперимент.
4. Понятие о рациональности. Основные формы мышления, их взаимосвязь
5. Критерии научности. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их соотношение.
6. Общие модели истории науки
7. Модели динамики научного знания. Понятие научного сообщества.
8. Понятие социокультурной детерминации познания.
9. Основные формы развития знания: факт, проблема, гипотеза, теория. Их роль в развитии знания.
10. Гипотетико-дедуктивная модель теории.
11. Математическая логика и ее проблемы.
12. Понятийный аппарат системного исследования. Инструменты системного анализа
13. Моделирование как метод системного анализа
14. Системный подход в социально-гуманитарных исследованиях
15. Общенаучная методология синергетики универсальной теории о законах самоорганизации систем
16. Основные принципы и понятия теории самоорганизации
17. Прикладное и фундаментальное в современной науке
18. Научная этика и псевдонаука
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Семестры
|
Общая трудоемкость
|
|
1, 2 семестр
|
Аудиторные занятия
|
54 часа
|
1, 2 семестр
|
Лекции
|
54 часа
|
1, 2 семестр
|
Практические занятия (семинары)
|
не предусмотрены
|
|
Лабораторные работы
|
не предусмотрены
|
|
Самостоятельная работа
|
|
|
Курсовые работы / рефераты
|
не предусмотрены
|
|
Вид итогового контроля
|
|
Экзамен (1), зачет (2)
|
Разделы дисциплины и виды занятий
? п/п
|
Разделы дисциплины
|
Лекции
|
Практические занятия, семинары
|
Лабораторные работы
|
1.
|
Элементы логики
|
22
|
|
|
2.
|
Наука в системе культуры
|
10
|
|
|
3.
|
Методология научного знания
|
12
|
|
|
4.
|
Научная картина мира и общенаучные подходы
|
10
|
|
|
IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Зачет и экзамен.
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Основная рекомендуемая литература
1. Аверьянов А.Н. Система: философская категория и реальность. М., 1976.
2. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общество. М., 1991.
3. Ивлев Ю.В. Учебник логики. М., 2003.
4. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974.
Дополнительная рекомендуемая литература
1. Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать. М., 2002.
2. Ивлев Ю.В. Логика. Сб. упражнений. М., 2002.
3. Петрушенко Л.А. Самодвижение материи в свете кибернетики. М., 1971.
4. Философия науки. Хрестоматия. Отв. ред.-сост. Л.А. Микешина, науч. ред. Т.Г. Щедрина. М., 2006.
|