Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.ftv.msu.ru/units/cathedras/prog/soft_science/sis_aproach.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 02:54:13 2016
Кодировка: Windows-1251
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
  О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск
parta.png
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
Снимок экрана 2015-10-22 в 19.32.34.png

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени М.В. ЛОМОНОСОВА
ВЫСШАЯ ШКОЛА ТЕЛЕВИДЕНИЯ

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий кафедрой

общественных наук

А.И. Фурсов

24 апреля 2009 г.

Учебная программа дисциплины

ЛОГИКА. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Москва

2009

Автор: д.филос.наук, проф. Б.И. Пружинин

Рецензенты: акад., проф. В.А. Лекторский

Учебная программа утверждена на заседании кафедры (24 апреля 2009 г., протокол ? 6).


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ЦЕЛЬ КУРСА

Привить студентам навыки научного мышления и познакомить их с основными проблемами и историческим развитием мировой логической и философско-методологической традиции, раскрыть содержание основных концепций, выделить приоритетные темы, проблемы и направления логики и философии науки.

ЗАДАЧИ КУРСА

состоят в том, чтобы научить студентов

- оперировать понятиями и категориями логики;

- овладеть основными методологическими приемами современной науки;

- анализировать любые тексты с точки зрения их соответствия логике и рациональности;

- уметь самостоятельно развивать свою научную картину мира.

МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА

Курс читается в первом семестре 1-го курса бакалавриата. Он призван сформировать у студента основы научного мировоззрения, логического анализа и системного подхода к реальности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

По завершении обучения дисциплине студент должен:

· овладеть системой знаний о законах логики;

· уметь ориентироваться в школах, течениях и тенденциях логической и философско-методологической мысли;

· овладеть навыками использования логических процедур и философской методологии;

· приобрести необходимую эрудицию: терминологическую и концептуальную;

· уметь решать логические задачи, анализировать философские и научно-гуманитарные тексты, обосновывать свое отношение к изложенным в них оценкам, составлять краткие конспекты, тезисы прочитанного.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Элементы логики (22 часа)

Предмет и значение логики 2 часа

Понятие. Отношение между понятиями

Логические операции с понятиями 2 часа

Суждение. Виды суждений. Отношения между суждениями 2 часа

Умозаключение 2 часа

Дедуктивные умозаключения 4 часа

Индуктивные умозаключения 2 часа

Основные законы логики 2 часа

Способы рассуждения: доказательство, опровержение, аргументация. 2 часа

Парадокс и логическая диверсия 2 часа

О математической логике 2 часа

2. Наука в системе культуры (10 часов)

Образ науки – реальность и мифы 2 часа

Возникновение науки – культурные условия и обстоятельства 2 часа

Античная наука 2 часа

Средневековая наука 2 часа

Наука Нового времени и контуры современной науки 2 часа

3. Методология научного знания (12 часов)

Общие характеристики научного мышления (рациональность, истина, опыт, эксперимент и пр.) Понятие научного метода. 2 часа

Критерии научности. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их соотношение. 2 часа

Анализ языка науки. Гипотетико-дедуктивная модель теории. 2 часа

Общие модели истории науки: кумулятивистская модель, развитие через научные революции. 2 часа

Модели динамики научного знания (Кун, Лакатос, Фейерабенд и др.). Понятие научного сообщества. 2 часа

Понятие социокультурной детерминации познания. Об историзме и релятивизме в научном познании («case study»). 2 часа

4. Научная картина мира и общенаучные подходы (10 часов)

Системный подход: 4 часа

· Понятийный аппарат системного исследования. Инструменты системного анализа.

· Вспомогательный аппарат системного анализа (методы моделирования и анализа)

· Системный подход в социально-гуманитарных исследованиях.

Синергетический подход: 2 часа

1. Общенаучная методология синергетики универсальной теории о законах самоорганизации систем.

2. Основные принципы и понятия теории самоорганизации (порядок, хаос, открытые системы, неравновесность, флуктуация, бифуркация, когерентность, нелинейность, режимы рождения и сохранения порядка и др.)

Прикладное и фундаментальное в современной науке 2 часа

Научная этика и псевдонаука 2 часа

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Вопросы к экзамену

1. Понятие научного знания его структура и функции

2. Специфика античной и средневековой науки

3. Наука Нового времени: основные принципы, эксперимент.

4. Понятие о рациональности. Основные формы мышления, их взаимосвязь

5. Критерии научности. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их соотношение.

6. Общие модели истории науки

7. Модели динамики научного знания. Понятие научного сообщества.

8. Понятие социокультурной детерминации познания.

9. Понятие логического закона. Основные формально-логические законы.

10. Логика как инструмент познания и общения. Роль логики в теоретической и практической деятельности человека.

11. Взаимосвязь мышления и языка. Основные аспекты языка.

12. Понятие как форма мышления.

13. Объем и содержание понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

14. Виды понятий по объему и содержанию. Отношения между понятиями. Круги Эйлера.

15. Определение (дефиниция) понятия. Правила и ошибки в определении.

16. Деление и классификация понятий. Правила и ошибки в делении. Виды классификации.

17. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение. Виды суждений.

18. «Логический квадрат».

19. Сложные суждения, их виды. Условия их истинности (таблица истинности).

20. Умозаключение как форма мышления. Классификация умозаключений.

21. Простой категорический силлогизм. Общие правила силлогизма. Фигуры и модусы силлогизма. Правила фигур.

22. Энтимема. Сложные и сложносокращенные силлогизмы.

23. Условные умозаключения, их виды и правила.

24. Индуктивные умозаключения, их роль в познании. Проблема индукции.

25. Умозаключение по аналогии, его виды.

26. Софизмы и паралогизмы. Логические парадоксы.

27. Аргументация, ее структура и виды.

28. Доказательство, его виды и структура. Правила и ошибки в доказательстве.

29. Опровержение и его виды.

30. Стратегия и тактика спора. Корректные и некорректные приемы ведения спора.

31. Основные формы развития знания: факт, проблема, гипотеза, теория. Их роль в развитии знания.

32. Гипотетико-дедуктивная модель теории.

33. Математическая логика и ее проблемы.

34. Понятийный аппарат системного исследования. Инструменты системного анализа

35. Моделирование как метод системного анализа

36. Системный подход в социально-гуманитарных исследованиях

37. Общенаучная методология синергетики универсальной теории о законах самоорганизации систем

38. Основные принципы и понятия теории самоорганизации

39. Прикладное и фундаментальное в современной науке

40. Научная этика и псевдонаука

Вопросы к зачету

1. Понятие научного знания его структура и функции

2. Специфика античной и средневековой науки

3. Наука Нового времени: основные принципы, эксперимент.

4. Понятие о рациональности. Основные формы мышления, их взаимосвязь

5. Критерии научности. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их соотношение.

6. Общие модели истории науки

7. Модели динамики научного знания. Понятие научного сообщества.

8. Понятие социокультурной детерминации познания.

9. Основные формы развития знания: факт, проблема, гипотеза, теория. Их роль в развитии знания.

10. Гипотетико-дедуктивная модель теории.

11. Математическая логика и ее проблемы.

12. Понятийный аппарат системного исследования. Инструменты системного анализа

13. Моделирование как метод системного анализа

14. Системный подход в социально-гуманитарных исследованиях

15. Общенаучная методология синергетики универсальной теории о законах самоорганизации систем

16. Основные принципы и понятия теории самоорганизации

17. Прикладное и фундаментальное в современной науке

18. Научная этика и псевдонаука

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

1, 2 семестр

Аудиторные занятия

54 часа

1, 2 семестр

Лекции

54 часа

1, 2 семестр

Практические занятия (семинары)

не предусмотрены

Лабораторные работы

не предусмотрены

Самостоятельная работа

Курсовые работы / рефераты

не предусмотрены

Вид итогового контроля

Экзамен (1), зачет (2)

Разделы дисциплины и виды занятий

? п/п

Разделы дисциплины

Лекции

Практические занятия, семинары

Лабораторные работы

1.

Элементы логики

22

2.

Наука в системе культуры

10

3.

Методология научного знания

12

4.

Научная картина мира и общенаучные подходы

10

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Зачет и экзамен.

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Основная рекомендуемая литература

1. Аверьянов А.Н. Система: философская категория и реальность. М., 1976.

2. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общество. М., 1991.

3. Ивлев Ю.В. Учебник логики. М., 2003.

4. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974.

Дополнительная рекомендуемая литература

1. Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать. М., 2002.

2. Ивлев Ю.В. Логика. Сб. упражнений. М., 2002.

3. Петрушенко Л.А. Самодвижение материи в свете кибернетики. М., 1971.

4. Философия науки. Хрестоматия. Отв. ред.-сост. Л.А. Микешина, науч. ред. Т.Г. Щедрина. М., 2006.

Есть вопросы?

Вы можете их задать
по телефону
(495) 939-4461
(495) 939-3749

Электронной почте
hstv@bk.ru


Слово декана

23.11.2015
Телевизор должен стоять на книгах
Виталий Третьяков,
декан ВШТ

Виталий Третьяков считает, что телевидение должно иметь 'книжный фундамент', то есть опираться на традиционные культурные ценности человечества...

Наш факультет

Новая жизнь нашей телестудии 18.11.2015
Новая жизнь нашей телестудии
Надежда Цымбалова,
руководитель учебной телестудии

Наша телевизионная студия начала новую жизнь! Обновился парк телевизионных камер, режиссерский пульт, контрольные мониторы, служебная связь и многое другое...

Слово студента

Теория и практика, или Ожидания и реальность 16.03.2016
Теория и практика, или Ожидания и реальность
Людмила Удовик, студентка 2-го курса бакалавриата

...тебе будет сложно остановиться - читая где-нибудь новости, ты уже будешь прикидывать, как лучше из этого сделать сюжет...