Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.ftv.msu.ru/units/cathedras/prog/soft_science/h_soc_sis.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 02:50:27 2016
Кодировка: Windows-1251
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
  О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск
parta.png
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
Снимок экрана 2015-10-22 в 19.32.34.png

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени М.В. ЛОМОНОСОВА
ВЫСШАЯ ШКОЛА ТЕЛЕВИДЕНИЯ

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий кафедрой

общественных наук

А.И. Фурсов

16 апреля 2009 г.

Учебная программа дисциплины

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И ИСТОРИЮ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ

Москва

2009

Автор: к.и.н. А.И. Фурсов


Учебная программа утверждена на заседании кафедры (16 апреля 2009 г., протокол ? 5).

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ЦЕЛЬ КУРСА – дать магистрантам представление о:

- теории систем и связанных с ней теориях и дисциплинах;

- основных типах идеальных систем (религия, наука, идеология);

- основных типах социальных систем, логике и истории их развития;

- принципах и методах их анализа, включая сравнительный;

- системном состоянии современного мира и основных теориях, объясняющих его.

ЗАДАЧИ КУРСА – научить магистрантов:

- практике системного анализа, объектом которого являются большие и сложные системы и широкомасштабные долгосрочные процессы;

- анализировать содержание и цели идеальных конструкций, таких как религия, наука и идеология, выявлять стоящие за ними социальные интересы;

- методам исследования различных социальных систем, выявлению их противоречий, потенциала, уязвимых мест;

- самостоятельно разбираться в процессах, тенденциях и событиях современного мира в целом и в отдельных его регионах (включая нашу страну), анализируя прежде всего открытые информационные потоки.

Сверхзадача курса – способствовать:

- формированию у магистрантов адекватного знания и понимания развития исторических систем, включая современный мир, на основе рационального мировоззрения, самостоятельного мышления, патриотической и гражданской позиции, широкого кругозора, высокого уровня эрудиции;

- умения применять эти качества и знания в своей профессиональной сфере – работе на телевидении.

МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА

Курс читается в первом семестре 1-го года магистратуры. Он призван дать магистранту общее представление о развитии различных социальных систем, их взаимодействии; особое внимание уделяется капиталистической системе.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

По окончании курса магистрант должен:

l усвоить основные методологические приемы анализа структуры и развития сложных социальных систем;

l уметь определять базовые единицы социальной организации различных социальных систем;

l уметь сравнивать различные социальные системы, определять их положение в мировой система;

l иметь представление о современном мире как системе, прогнозировать его развитие;

l иметь представление об основных теориях развития социальных систем, включая современный мир.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Общие основы теории систем

Понятие «система». Тектология А.А. Богданова. Теория систем Л. фон Берталанфи. Кибернетика Н. Винера. Синергетика. Теории сложности и хаоса. Типы и классы систем. Материальные и идеальные системы. Социальные системы.

Идеальные системы

Религия. Наука. Идеология. Феномен марксизма.

Системы производства

Присвоение. Производство. Потребление. Совокупный процесс производства. Силы и отношения производства. Власть и собственность. Типы социальности. Субъект и система. Формации и цивилизации.

Происхождение человека как системный кризис биосферы

Основные теории антропогенеза. Кризисы биосферы. Новейшие археологические данные о происхождении человека и общества. Неандертальская проблема. Кроманьонская проблема. Палеолит как система. Кризис верхнего палеолита. «Неолитическая революция». Протоисторическая цивилизация.

Докапиталистические системы

Варианты развития доклассовых обществ. Поздневарварские социумы.

Античная система. Полис. Афина и Спарта. Имперские структуры эллинистической эпохи. Римская республика. Римская империя. Кризис античной системы. Византия. Феодализм. Технические и социальные революции феодальной эпохи.

Кризис «длинного XVI века» (1453–1648 гг.)

и генезис капиталистической системы

Кризис XV в. Агросфера. Социальный строй. Власть. Религия. Наступление низов (XIV – начало XVI в.). «Новые монархии». Открытие Америки и возникновение нового международного разделения труда. Военная революция XVI в.

Реформация. Контрреформация. Религиозные войны. Борьба за гегемонию в Европе. Революции и восстания XVIXVII вв. «Тридцатилетняя война» (1618–1648 гг.).

Капиталистическая система

Феномен капитала. Капитал и капитализм. Рынок и монополия. Пространственная организация капиталистической системы: центр, периферия, полупериферия. Основные классы буржуазного общества. Феномен среднего слоя.

Основные социально-политические институты капиталистической системы. Государство. Нация. Гражданское общество. Идеология. Наука.

Антисистемные движения. Системный антикапитализм.

Циклы накопления капитала: генуэзский, голландский, британский, американский. Гегемонии: Голландия, Великобритания, США.

Реальная власть в капиталистической системе. Аристократия. Крупная буржуазия.

Финансовый капитал. Структуры мирового (глобального управления).

История капитализма. Старый порядок (1648–1789 гг.). Эпоха революций и рождение Модерна (1789–1848 гг.). Империализм (1873–1914 гг.). Тридцатилетняя война ХХ в. (1914–1945 гг.). «Славное тридцатилетие» (1945–1975 гг.).

Советский коммунизм

Коммунизм как понятие и реальность. Основные теоретические интерпретации коммунизма как системы. Базовые противоречия коммунистической системы.

Основные этапы развития советского социума. Варианты «реального социализма»: восточноевропейский, восточноазиатский, Куба.

СССР, ГДР, КНР – сравнительный анализ.

Мировое коммунистическое движение – от Коминтерна к еврокоммунизму.

Структурный кризис советского коммунизма в 1970-е – 1987 гг. и его перерастание в системный в 1988–1989 гг.

Холодная война – война систем

Феномен Холодной войны. Начало Холодной войны. Основные этапы, главные зоны и сферы Холодной войны. Социально-экономические изменения на Западе в результате Холодной войны. Советское общество и Холодная война. Экономические, социотехнологические и информационные методы ведения Холодной войны.

Глобализация

Феномен глобализации, его суть и происхождение. Научно-техническая революция, Холодная война и глобализация. «Неолиберальная контрреволюция», ее идеологи и идеология.

Выигравшие и проигравшие в процессе глобализации. Транснациональные корпорации. Финансовый капитал. Наднациональная бюрократия. Корпоратократия.

Нация-государство. Средние слои. Рабочий класс. Крестьянство. «Трущобные люди».

Социокультурные изменения. Кризис идентичности. Культура виртуальности.

Глобальный кризис. Экономика и финансы. Социальный строй. Политика. Демография. Экология. Культура. Наука и образование.

Перспективы развития глобального мира.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Феномен идеологии. Идеология, наука, религия

2. Основные постулаты и формы консерватизма

3. Основные постулаты и формы либерализма

4. Основные постулаты и формы марксизма

5. Исторические типы производства и социальности

6. «Азиатские» социальные системы: типология

7. Античная система

8. Феодальная система

9. Специфика русского пути исторического развития

10. Генезис капитализма: проблемы теории

11. «Длинный» XVI век (1453–1648): варианты развития

12. Капитализм как экономическая система

13. Капитализм как социально-политическая система. Феномены государства и гражданского общества

14. Классы и классовая борьба в капиталистической системе

15. Феномен революции в капиталистической системе

16. Эволюция ядра капиталистической системы

17. Эволюция периферии капиталистической системы

18. Роль полупериферии в истории капиталистической системы

19. Циклы накопления капитала, гегемонии и мировые войны

20. Генуэзский цикл накопления и Испанская империя

21. Голландский цикл накопления и гегемония Голландии

22. Британский цикл накопления и гегемония Великобритании

23. Американский цикл накопления и гегемония США

24. Кризис 1970-х годов и неолиберальная контрреволюция

25. Феномен коммунизма как социальной системы

26. Системный антикапитализм в мировой системе

27. Основные этапы развития коммунизма как системы

28. Феномены фашизма и национал-социализма

29. Англосаксы и Россия: основные этапы противостояния в XIXXX вв.

30. Феномен Холодной войны

31. Глобализация: происхождение, суть, основные этапы

32. Глобализация в сфере экономики и финансов

33. Социально-политические последствия глобализации

34. Глобализация, культура и образование

35. Глобальная криминальная система

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

п/п ??

Наименование тем и разделов

Всего (часов)

Аудиторные занятия (часы)

Самостоятельная работа

лекции

семинары

1

Современная наука об обществе: структура, проблемы, решения

2

2

2

Феномен идеологии

2

2

3

Система: понятие и реальность. Системный анализ в общественных науках

2

2

4

Структуры производства и типы социальности

2

2

5

Докапиталистические социальные системы

2

2

6

Самодержавие как система

2

2

7

Возникновение капитализма как методологическая проблема

2

2

8

Капитализм как система: время и пространство, капитал и государство

2

2

9

Динамика капитализма: Циклы накопления и гегемонии

2

2

10

Основные этапы развития капиталистической системы

2

2

11

Советский коммунизм как система

2

2

12

Структуры мирового управления, их роль в капиталистической системе

2

2

13

Холодная война как противостояние систем

2

2

14

Феномен глобализации

2

2

15

Системные кризисы в истории

2

2

ИТОГО

30

30

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Экзамен.

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Основная рекомендуемая литература

1. Аверьянов А.Н. Система: философская категория и реальность. М., 1976.

2. Крылов В.В. Теория многоукладности // Русский исторический журнал. – М., 2000. – Т. III, ? 1–4. – С. 247–327.

3. Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. М., 2000.

4. Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству // Маркс К., Энгельс Ф. Экономические рукописи 1857–1861 гг. – М., 1980, ч. I. – С. 466–514.

5. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1984.

6. Садовский В.И. Основания общей теории систем. М., 1974.

7. Фурсов А.И. «Биг Чарли», или о Марксе и марксизме: эпоха, идеология, теория // Русский исторический журнал. – М., 1998. – Т. I, ? 2. – С. 335–429.

8. Фурсов А.И. Колокола Истории. М., 1996.

Дополнительная рекомендуемая литература

1. Арриги Дж. Долгий ХХ век. Деньги, власть и истоки нашего времени. М., 2006.

2. Берталанфи Л. фон. История и статус общей теории систем // Системные исследования, М., 1973. – С. 20–37.

3. Богданов А. Тектология. Всеобщая организационная наука. М., 2003.

4. Валлерстайн И. Исторический капитализм. М., 2008.

5. Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958.

6. Гленни М. Современная международная мафия. М., 2008.

7. Дехийо Л. Хрупкий баланс. Четыре столетия борьбы за господство в Европе. М., 2006.

8. Даймонд Дж. Ружья, микробы и сталь. М., 2009.

9. Даймонд Дж. Коллапс. Почему одни общества выживают, а другие вымирают. М., 2008.

10. Егишянц С.А. Тупики глобализации. М., 2004.

11. Калашников М. Глобальный смутокризис. М., 2009.

12. Мартин Г.-П., Шуманн Х. Западня глобализации. М., 2001.

13. Поланьи К. Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени. Спб., 2002.

14. Тили Ч. Принуждение, капитал и европейские государства, 990–1992. М., 2009.

15. Фурсов А.И. Saeculum vicesimum: In memoriam (Памяти ХХ века) // Русский исторический журнал. – М., 2000. – Т. III, ? 1–4. – С. 17–154.

16. Хаггер Н. Синдикат. М., 2008.

17. Хобсбаум Э. Век революции, 1789–1848. Ростов н/Д, 1999.

18. Хобсбаум Э. Век капитала, 1848–1875. Ростов н/Д, 1999.

19. Хобсбаум Э. Век империи, 1875–1914. Ростов н/Д, 1999.

20. Хобсбаум Э. Век крайностей, 1914–1991. М., 2001.

Есть вопросы?

Вы можете их задать
по телефону
(495) 939-4461
(495) 939-3749

Электронной почте
hstv@bk.ru


Слово декана

23.11.2015
Телевизор должен стоять на книгах
Виталий Третьяков,
декан ВШТ

Виталий Третьяков считает, что телевидение должно иметь 'книжный фундамент', то есть опираться на традиционные культурные ценности человечества...

Наш факультет

Новая жизнь нашей телестудии 18.11.2015
Новая жизнь нашей телестудии
Надежда Цымбалова,
руководитель учебной телестудии

Наша телевизионная студия начала новую жизнь! Обновился парк телевизионных камер, режиссерский пульт, контрольные мониторы, служебная связь и многое другое...

Слово студента

Теория и практика, или Ожидания и реальность 16.03.2016
Теория и практика, или Ожидания и реальность
Людмила Удовик, студентка 2-го курса бакалавриата

...тебе будет сложно остановиться - читая где-нибудь новости, ты уже будешь прикидывать, как лучше из этого сделать сюжет...