Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.ftv.msu.ru/units/cathedras/prog/soft_science/extreem.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 02:45:08 2016
Кодировка: Windows-1251
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
  О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск
parta.png
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
Снимок экрана 2015-10-22 в 19.32.34.png

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени М.В. ЛОМОНОСОВА
ВЫСШАЯ ШКОЛА ТЕЛЕВИДЕНИЯ

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий кафедрой

общественных наук

А.И. Фурсов

апреля 2010 г.

Учебная программа дисциплины

СОЦИОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Москва

2010


Автор: доктор философских наук, профессор Сундиев И.Ю.

Рецнзент:

Учебная программа утверждена на заседании кафедры ( апреля 2010 г., протокол ? 6).

организационно-методический раздел

ЦЕЛЬ КУРСА

Сформировать у слушателей 1 курса магистратуры представления о специфике экстремальных социальных процессов.

ЗАДАЧИ КУРСА

- Познакомить слушателей магистратуры с современными научными представлениями о динамике личностного и социального развития, роли в ней экстремальных компонентов;

- сформировать представление о сущности экстремального воздействия на, разнообразии форм и последствий для личности, группы, общества в целом;

- выработать у слушателей магистратуры адекватные представления об угрозах, связанных с экстремумом различной этиологии;

- сформировать у студентов навыки выживания и успешной профессиональной деятельности в экстремальных условиях;

МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРА

Курс читается во втором семестре 1-го курса магистратуры. Курс призван дать студенту знания об особенностях протекания психических и социальных процессов в экстремальных условиях, напрвлениях трансформации ценностно-ориентировочной и мотивационных структур личности, группы, общества в целом.

В то же время курс обеспечивает необходимую информационную базу для усвоения других курсов – особенно истории и экономики, безусловно полезен для понимания многих современных политических и общественных явлений, демографических процессов, тенденций экономического развития.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Магистрант должен иметь представление:

l о сущности экстремума различной этиологии;

l о механизме влияния экстремума на сущностные характеристики личности, группы, общества в целом;

l о роли экстремума в формировании личности исторических деятелей;

l о специфике когнитивных (познавательных) процессов в экстремальных условиях, их проявлениях в профессиональной области деятельности магистров;

Магистр должен уметь:

l Прогнозировать влияние экстремума на личностном и микросоциальном уровнях;

l Учесть влияние экстремума для успешной реализации задач профессиональной деятельности.

II. Содержание курса

1. Введение. Понятие социального экстремума и его структура.

Зарождение понятия «максимальной» и «минимальной» функции в естественных науках. Использование понятии экстремума при анализе социальных кризисов и революций. Экстремальный фактор, экстремальная ситуация, экстремальные условия. Природно-климатические, техногенные, социально-политические очаги экстремальности.

2. Личность в экстемуме.

Экстремум как источник личностного развития (от «Поэтики» Аристотеля до теории хаоса И.Пригожина). Трансформация и деформация личности в экстремуме – условия и границы. Психолого-культурные версии инициации (посткризисного проявления новых качеств личности) .

3. Типологические формы личностного поведения в экстремуме.

3.1 Рождение личности – «трансформатора нормы» (харизматические личности).

«Уход – возврат» А.Тойнби, «просветление отшельника» В.Ильина; «пассионарии» Л.Гумилева; катарсис, как общий механизм индивидуального перерождения.

3.2.»Массовый человек» в экстремальных условиях

Деформация социальных и психологических качеств жертвы природных и техногенных катастроф; концентрационные лагеря как механизмы формирования личности с социально заданными качествами; современные информационные технологии как качественно новая форма экстремального воздействия на личность.

3.3. Профессионал в экстремальных условиях

Зависимость доминирующей модели профессионала от состояния социума; типология профессиональных моделей для деятельности в экстремальных условиях, типы отбора; профессиональная подготовка и реабилитация.

3.4. Когнитивные процессы в экстремальных условиях

Специфика восприятия экстремального события в зависимости от личностных особенностей; механизмы трансформации памяти об экстремальном событии; влияние статусно-ролевого положения личности на формирование картины о пережитом экстремуме.

4. Группа в экстремуме.

4.1. Роль экстремума в формировании властных элит.

От «творческого меньшинства» к правящему меньшинству; «теневая родственность» элитарных групп. Технологии ускоренного «взращивания» публичных элитарных групп («цветные революции»).

4.2. Экстремизм и экстремистские сообщества.

Естественный и политизированный радикализм. Экстремизм как инструмент социального давления и подготовки передела власти. Гендерный, контркультурный, религиозный, политический, криминальный экстремизм. Стихийные и «профессиональные» экстремистские сообщества.

4.3. От экстремизма к терроризму.

Экстремизм как ресурсная база терроризма. История терроризма как традиционного инструмента экстремального воздействия на власть. Трансформация объекта и способов совершения террористических актов от древности до современности. Структура и составные части современного терроризма. Террористические организации и террористическая среда. Специфика субъектов суицидального террора.

4.4. Особенности социально-психологических процессов в экстремуме.

4.4.1. Толпа.

Понятие и типология «традиционной» толпы (Г.Лебон, Г.Тард), «умная толпа» Г.Рейнгольда (флеш-моб), «стадо» М.Эрлса. Механизмы формирования, функционирования и распада криминальной толпы.

4.4.2. Паника.

Ситуационные, психо-физиологические, социальные условия, генерирующие паническое поведение. Виды и динамика панического поведения. Краткосрочное и долгосрочное деформирующее влияние паники на личность.

4.4.3. Слухи.

Руморология – наука о слухах. Понятие и типология слухов, динамика их формирования. Спонтанное возникновение и целевой запуск слухов.

5. Социум в экстремуме.

Цивилизационные кризисы, техногенные и природные катастрофы, революции и перевороты.

Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу

1. Понятие экстремума в естественных и социальных науках. Отличие природно-климатического экстремума от техногенного и социального.

2. Понятие экстремального фактора, экстремальной ситуации, экстремальных условий.

3. Типология очагов экстремальности.

4. Экстремум как источник личностного развития.

5. Трансформация и деформация личности в экстремуме.

6. Психолого-культурные версии инициации.

7. Формирование (раскрытие) харизматических личностей.

8. Катарсис как общий механизм социального перерождения.

9. Деформация социальных и психологических качеств жертвы катастроф и стихийных бедствий.

10. Специфика деформации жертвы криминальных посягательств.

11. Современные информационные технологии как качественно новая форма экстремального воздействия на личность.

12. Социально-психологическая специфика профессиональной деятельности в экстремальных условиях.

13. Зависимость доминирующей модели профессионала для деятельности в экстремальных условиях от состояния социума.

14. Адаптация и реадаптация к экстремальным условиям.

15. Специфика восприятия экстремального события.

16. Механизмы трансформации памяти об экстремальном событии (конфабуляция).

17. Влияние статусно-ролевого положения личности на формирование картины о пережитом экстремуме (статусная и ролевая депривации).

18. От творческого меньшинства к правящему меньшинству.

19. «Теневая родственность» элитарных групп.

20. Естественный и политизированный радикализм.

21. Экстремизм как политический инструмент.

22. Типология экстремистских проявлений.

23.Экстремизм как ресурсная база терроризма.

24. Историческая трансформация субъектов и объектов террористических акций.

25. Структура и составные части современного терроризма.

26. Террористические организации и террористическая среда.

27. Суицидальный террор.

28. Понятие и типология криминальной толпы.

29. Механизмы формирования, функционирования и распада криминальной толпы.

30. Ситуационные, психофизиологические и социальные условия возникновения паники.

31. Динамика панического поведения.

32. Формы влияния паники на личность.

33. Слухи: понятие и типология.

34. Динамика формирования слухов.

35. Виды цивилизационных кризисов.

III. Распределение часов по темам и видам работ

NN

Наименование темы

Количество часов

1

Понятие социального экстремума и его структура.

Л-2

2

Личность в экстремуме.

Л-2

3

Типологические формы личностного поведения в экстремуме

Л-8

3.1

Рождение личности – «трансформатора нормы»

(харизматические личности).

Л-2

3.2

«Массовый человек» в экстремальных условиях.

Л-2

3.3

Профессионал в экстремальных условиях.

Л-2

3.4

Когнитивные процессы в экстремальных условиях.

Л-2

4

Группа в экстремуме

Л-16

4.1

Роль экстремума в формировании властных элит.

Л-2

Технологии ускоренного «взращивания» публичных элитарных групп (цветные революции)

Л-2

4.2

Экстремизм и экстремистские сообщества.

Л-4

4.3

От экстремизма к терроризму.

Л-2

4.4

Специфика социально-психологических процессов в экстремуме

Л-6

4.4.1

Толпа.

Л-2

4.4.2

Паника.

Л-2

4.4.3

Слухи.

Л-2

5

Социум в экстремуме

Л-6

5.1

Цивилизационные кризисы

Л-2

5.2

Техногенные и природные катастрофы

Л-2

5.3

Революции и перевороты

Л-2

Итого: 36 лекционных часов

IV. Форма итогового контроля

Зачет.

V. Учебно-методическое обеспечение курса

Основная рекомендуемая литература

1. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990

2. Бурковская В.А. Криминальный религиозный экстремизм. М., 2006

3. Буровский А.М. Экстремальные ситуации и мыслящее вещество. В сб.: Общественные науки и современность. 2000, ?5

4. Бэрон Б., Ричардсон А. Агрессия. СПб., 2000

5. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993

6. Зиновьев А.А. Глобальный человейник. М., 2000

7. Красиков В.И. Экстрим. Междисциплинарное философское исследование причин, форм и паттернов экстремистского сознания. М., 2006

8. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995

9. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории (синергетика, психология и футурология). М., 2001.

10. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979

11. Райх В. Психология масс и фашизм. М., 2004

12. Сундиев И.Ю. Андерклассы и социальные слои в социальной структуре трансформируемого российского общества. В кн.: Тезисы докладов и выступлений на 11 Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в ХХ1 веке: социальные вызовы и альтернативы». М., Альфа-М, 2003

13. Сундиев И.Ю. Криминологические компоненты социальной динамики современной России. Бизнес и политика, ?10, 1995

14. Сундиев И.Ю. Личность, группа, общество в экстремальные периоды развития. М., 1993

15. Сундиев И.Ю. Молодежная преступность в России в начале ХХ1 века: особенности, тенденции и их учет в предупредительной деятельности. В сб.: Организованная преступность, терроризм, коррупция в их появлениях и борьба с ними. М., РКА и НИИ проблем укрепления законности и правопорядка. 2005.

16. Сундиев И.Ю. Мотивации преступного поведения участников террористических и экстремистских организаций. В кн.: Криминальное насилие: общие проблемы и опыт борьбы в Республике (Саха) Якутия. М., РКА, 2004.- 0,8 п.л., в соавторстве.

17. Сундиев И.Ю. Неформальные молодежные объединения: опыт экспозиции. Социологические исследования, ?5, 1987

18. Сундиев И.Ю. Постперестройка: концептуальная модель развития нашего общества, политических партий и общественных организаций. М., 1990; в соавторстве.

19. Сундиев И.Ю. Самодеятельные объединения молодежи. Социс, ?2 , 1989

20. Сундиев И.Ю. Социальные и психологические экстремальные процессы. М., 1996

21. Сундиев И.Ю. Терроризм в России начала ХХ1 века: социо-культурный и психологический контекст явления. В кн.: Актуальные проблемы борьбы с организованной преступностью и терроризмом. М., 2003.

22. Сундиев И.Ю.«Основной вопрос» стратегии борьбы с терроризмом. В сб.; Особенности противодействия терроризму на современном этапе развития общества. М., ВНИИ МВД РФ, 2006.

23. Сундиев И.Ю.Профессионал в экстремальных условиях. Социологические исследования, ?4, 1988

24. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1997

25. Тойнби Дж. А. Цивилизация перед судом истории. М., 2006

26. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2004

27. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2005

28. Этнорелигиозный терроризм. Под ред. Ю.М.Антоняна. М., 2006

Специальная литература:

1. Аксенова О.В., Халий И.А. Развитие общественных движений в современной России // Россия реформирующаяся: Ежегодник – 2003 / Отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Институт социологии РАН, 2003. С. 281-307

2. Беззубцев С.А. Слухи, которые работают на Вас. - М.; СПб.:Питер, 2003.

3. Беляева Н. "Когда существующая неоспоримая легитимность разрушится, сможет ли система адекватно отразить выбор граждан?" Интервью «Волга-Информ» 11 марта 2008 г. http://www.volgainform.ru/allnews/229801/

4. Биндюков Н.Г. Глобализация и Россия: парадигма, социально-политический аспект, стратегия левых сил. - М.: ИТРК, 2004.

5. Бузгалин А. Теория и практика "антиглобалистского движения". М.: УРСС, 2003

6. Булавка Л.А. Портрет протестного движения в постсоветской России. - М.: Б-ка журнала «Альтернативы». Сер. Самозащита трудовых коллективов. Вып. 1(5) 2001; Нонконформизм: социокультурный портрет рабочего протеста в современной России. - М., 2004.

7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1997.

8. Бызов Л. Становление новой политической идентичности в постсоветской России. Эволюция социально-политических ориентаций и общественного запроса. В монографии «Россия: становление демократических ценностей?». М., Центр Карнеги, 1999.

9. Бызов Л. Растет ли социальная напряженность в современной России? Выступление на семинаре АСПЭК в декабре 2002 года. Материал есть на сайте ИГПИ IGPI.RUБызов Л. "Средний класс" как основа "путинского консенсуса" и перспективы его ценностной трансформации Август, 2003. Материал есть на сайте ИГПИ IGPI.RU

10. Бызов Л. «Общество процветания в контексте нации прозябания». М.: журнал «Апология», ? 3, 2005

11. Бызов Л. Выступление на семинаре у А. Ципко в ЛГ, июнь 2005 года Материал есть на сайте ИГПИ IGPI.RU

12. Бызов Л. Ждет ли Россию всплеск русского национализма? (по данным исследований Института комплексных социальных исследований РАН и ВЦИОМ, июнь-июль 2004 г., август 2004 г. Вестник РАН, ? 3, 2005. Материал на сайте ИГПИ IGPI.RU

13. Бызов Л. Социальное обострение нынешнего года и перспективы «левой» оппозиции. Яварь-2005. Материал есть на сайте ИГПИ IGPI.RU

14. Бызов Л. Межнациональные отношения в России продолжают обостряться (хотя за последний год появились обнадеживающие симптомы. Август, 2005. Материал на сайте ИГПИ IGPI.RU

15. Л.Бызов. Что мешает русскому прорыву и в чем кризис русского патриотического движения?
Май, 2005. Материал на сайте ИГПИ IGPI.RU

16. Бызов Л. Национальная идентичность («Россия для русских»)
Сентябрь, 2005 Материал есть на сайте ИГПИ IGPI.RU.

17. Гражданская активность и Я. Лучшие модели по вовлечению молодежи. М.: 2004.

18. Гордон Л., Гимпельсон В., Клопов Э., Комаровский, В. Рабочее движение в сегодняшней России. Социально-трудовые исследования ИМЕМО РАН. – М., 1995.

19. Григорьев О., Малютин М. Профсоюзы, рабочее движение и связанные с ним политические партии в Советской России В книге О.Григорьев, М.Малютин, И Сунидев. Партия труда в современной России: необходимость и возможность. М.: Институт исследования экстремальных процессов. 1991 г.

20. Дискуссия о профсоюзах (апрель-май 2008 г.). Николай Блохин о статье Дмитрия Рублева. На сайте www.creativism.newmail.ru

21. Дискин И. Прорыв: как нам модернизировать Россию. М.: РОСПЭН. 2008

22. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. - М., 1995;

23. Здравомыслова О.. Социология общественных движений: Становление нового исследовательского направления // Социология в России / Под ред. Ядова В.А. – М.: Институт социологии РАН, 1998. – C. 545-569. http://www.i-u.ru/biblio/download.aspx?id=2420

24. Камю А. Человек бунтующий. - М., Прогресс, 1990.

25. Капустин Б.Г. Конец "транзитологии"? (О теоретическом осмыслении первого посткоммунистического десятилетия) // Полис. - 2001. - ? 4. - С. 6 - 26.

26. Кацва М.А. Массовые протестные действия в условиях общественной трансформации (90-е годы XX века) // Рабочий класс в процессах модернизации России: исторический опыт.-М,, 2001.

27. Кинсбурский А.В. Социальная напряженность и отношение россиян к массовым акциям протеста (1992-1993), неопубликованные материалы проекта «Социодинамика массовых действий» ИС РАН и Службы изучения общественного мнения Уох РориИ проф. Б. Грушина, 1994.

28. Клеман К. Вызов властным отношениям. Гражданские протестные движения в закрытой политической системе. // Свободная мысль. 2007. ?1. http://www.ikd.ru/node/78

29. Клеман К. Появление социальных движений нового типа в России// Россия реформирующаяся / Ежегодник Института социологии РАН, 2007.

30. Клеман К. От «обывателей» к «активистам». Условия «рефрейминга» // Как люди делают себя (Рефрейминг как механизм формирования групповой идентификации

31. Клеман К. Подъем рабочего и профсоюзного движения: итоги 2007 года, ИКД, дек.2007: http://www.ikd.ru/node/4834

32. Климов И. Протестная активность россиян: динамика и потенциал. ФОМ, 29.04.2004 http://bd.fom.ru/report/cat/societas/civil_society/protest_action/protest/d041724

33. Климов И. Деньги вместо льгот: история и значение протеста // Социальная реальность. ФОМ. 2006. ?4.

34. Ковалевская Е. Язык граждан общества // Институт национального проекта «Общественный договор». - М., 2005.

35. Конецкая В.П. Социология коммуникации. - М.,1997.

36. Круглый стол Ассоциации политических экспертов и консультантов (АсПЭК) 8 февраля 2007 г . «Анализ и прогноз ситуации в России (и ее «окрестностях») на 2007- 2008 г. На сайте htpp://malutin.naz-art.ru.

37. Круглый стол АсПЭК «Прогноз 2008-2020» 12 апреля 2008 г. На сайте htpp://malutin.naz-art.ru.

38. Кынев А. Инкубатор для демократии или зерно распада? Материал на сайте http://www.democracy.ru/ Левчик Д.А., Борисов В.А. Забастовки и голодовки как элемент политической борьбы // Труд и социальные отношения.- 1996. - ?1.-С.З-20.

39. Левада Ю. Массовый протест: потенциал и пределы // Экономические и социальные перемены: мониторинг общест
венного мнения // Инф. бюллетень. - 1997. - ?3. - С. 7-12.

40. Левчик Д.А. Самоуправление и российская трансформация. -М., 2003.

41. Левчик Д.А., Борисов В.А. Забастовки и голодовки как элемент политической борьбы // Труд и социальные отношения. - 1996. - ?1.-С.3-20.

42. Маркузе Г. Одномерный человек. М. Прогресс. 1994.

43. Майнхоф У. От протеста к сопротивлению. - М.: Гилея, 2004.

44. Маклюэн Г.М. Понимая медиа: Внешнее расширение человека. - М., 2005.

45. Малютин М. Неформалы в перестройке: опыт и перспективы. В кн. Иного не дано, М.: Прогресс, 1988 г.

46. Малютин М. Российская политика 1995-96 годов. Хроника текущих событий. Комплекс-прогресс 1997 г.

47. Малютин М. Левое и рабочее движение – существует ли оно? М.: «Альтернативы», 1955 г. ?2

48. Малютин М. Левые о социализме 21 века. На сайте htpp://malutin.naz-art.ru

49. Малютин М. Выступление на «круглом столе» в Горбачев-фонде 27 февраля 2007 г. Материал на сайте htpp://malutin.naz-art.ru

50. Милосердов П. Русские горожане в поисках партии. Материал на сайте АПН.

51. Мониторинг протестного потенциала:

52. ФОМ: http://bd.fom.ru/cat/societas/civil_society/protest_action/protest

53. ВЦИОМ: http://wciom.ru/novosti/press-vypuski/press-vypusk/single/9099.html,

54. Левада-центр: http://www.levada.ru/press/2007072709.html

55. Московичи С. Век толп. - М., 1998.

56. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Глобальная экология. - М..2003.

57. Опсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. - М.: ФЭК, 1995.

58. Отцы и дети. Поколенческий анализ современной России (сост. Ю.Левада, Т.Шанин). М.: новее литературное обозрение 2005 г.

59. Панфилов О. Активное ненасилие. Как правильно проводить публичные акции протеста. - М., 2005.

60. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации: от речей президентов до переговоров с террористами. - М., 1998;
Коммуникативные технологии
XX в. - М.; Киев, 1999.

61. Прохоров Б.Б. Социальная экология. - М., 2005.

62. Профсоюзное пространство современной России / Под ред. В Борисова, С. Кларка. М.: ИСИТО, 2001.

63. Рублев Д. Современные профсоюзы – кандалы рабочего движения. На сайте www.creativism.newmail.ru

64. Рудык Э.Н., Керемецкий Я.Н., Булавка Л.А. Рабочий протест в России: опыт и проблемы. - М.: Экономическая демократия, 2000.

65. Рунец В., Львов О. Профсоюзный калейдоскоп. К столетию профсоюзов России (из истории профсоюзного движения пореформенной России конца 80-х гг. XX - начала XXI в.). - М.: Воскресенье, 2005.

66. Сайт Института «Коллективное действие» ikd.ru

67. Социальная стратификация российского общества / Отв. ред. З.Т. Голенкова. - М., 2003.

68. Сундиев И. Самодеятельные объединения молодежи. Социол. исслед. ? 2,1989.

69. Сундиев И. Социальные и психологические экстремальные процессы. М., 1996.

70. Сундиев И. Террористическое вторжение: социально-политические и криминологические аспекты. - М.: МВД, 2008.

71. Струкова Е. Альтернативная периодическая печать в истории российской многопартийности (1987-1996). - М.: ГПИБ России, 2005.

72. Тарабрина Н. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций // Методические указания / Ленинградский НИ психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева. - Л., 1984.

73. Терин В. Массовая коммуникация. - М., 2000.

74. Титов В. (рук.), Рожанский М., Елохина Ю. Феномен гражданского протеста: опыт и уроки "Байкальского движения". Доклад. / Центр независимых социальных исследований и образования (Иркутск), 2005: http://3mill.ru/?IdAction=docs&Event=read&id=4868

75. Турен А. Возвращение человека действующего. М.: Научный мир, 1998.

76. Фомичев С. «Хранители радуги» и гражданское общество в Касимове // Альманах «Участие». 1999. Вып. 1. С. 47-52

77. Халий И. Общественность регионов России на страже окружающей среды. М.: 2000;

78. Халий И. История становления неправительственных экологических организаций в России // в кн. Роль экологических неправительственных организаций в решении проблем окружающей среды: материалы межакадемического семинара РАН и Национальной академии наук США М: РАН. 2001;

79. Халий И. Современные общественные движения: инновационный потенциал российских преобразований в традиционалистской среде / М.: Институт социологии РАН, 2007.

80. Хренов А. Дети Маркса и «Кока-колы», или политизация эстетического. - М., 2004.

81. Чижиков А., Столярова Л. и др. Рабочее движение Москвы. 1993-2003 гг. - М., 2003.

82. Шанин Т. Революция как момент истины. Россия 1905-1907 — 1917-1922 годы / Пер. с англ. Е.М.Ковалева. М.: Весь мир, 1997.

83. Шанин Т. Социальная работа как культурный феномен современности. М.: Русский журнал, М.: апрель 1997 г. http://www.yabloko.ru/Themes/History/Shanin/shanin

84. Шанин Т.. Почему до сих пор не умер русский народ? (эксполярные структуры и неформальная экономика современной России. М.: Эксперт 1-2, 2000 г.

85. Шанин Т. Новый изоляционизм: Запад против России. Оценка ситуации. Цели, проект. «Окно в Россию». 2000 г. http://www.yabloko.ru/Themes/History/Shanin/shanin

86. Шанин Т. Европа прорубает окно в Россию. М.: Общая газета, 27.7 2000 г. http://www.yabloko.ru/Themes/History/Shanin/shanin

87. Шанин Т. Национализм – самая сильная манипулятивная система, которую я знаю. М.: Московские новости, 2006 г. 01.12.

88. Шанин Т. Маятник и выбор. М.: Российская газета, 7 февраля 2006 г.

89. Шанин Т. История поколений и поколенческая история России. Лекция, прочитанная в «Билигве»17.3 2005 г. в рамках проекта «Публичные лекции. Полит.ру» http://www.polit.ru/lectures/2005/03/23/shanin.html

90. Шубин А. Преданная демократия. СССР и неформалы. 1986-1989. М.: «Европа», 2006

91. Шубин А.Парадоксы перестройки. Упущенный шанс СССР.М.: Вече. 2005 г

92. Шубин А. Идеология зеленого движения. // Полития. ? 3. 1997, на сайте www.creativism.newmail.ru

93. Шубин А. Социально-экологический реформизм. На сайте www.creativism.newmail.ru

94. Шубин А. Социальная экология и преодоление индустриализма. // Индекс. ? 12. 2000 www.creativism.newmail.ru

95. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление: Сборник. - М., 2002.

96. Ядов В. (ред.). Становление трудовых отношений в постсоветской России. М.: Академический проект, 2004.

97. Янщкий О. Экологическое движение//Социологические исследования. - 1989. - ?6.

Есть вопросы?

Вы можете их задать
по телефону
(495) 939-4461
(495) 939-3749

Электронной почте
hstv@bk.ru


Слово декана

23.11.2015
Телевизор должен стоять на книгах
Виталий Третьяков,
декан ВШТ

Виталий Третьяков считает, что телевидение должно иметь 'книжный фундамент', то есть опираться на традиционные культурные ценности человечества...

Наш факультет

Новая жизнь нашей телестудии 18.11.2015
Новая жизнь нашей телестудии
Надежда Цымбалова,
руководитель учебной телестудии

Наша телевизионная студия начала новую жизнь! Обновился парк телевизионных камер, режиссерский пульт, контрольные мониторы, служебная связь и многое другое...

Слово студента

Теория и практика, или Ожидания и реальность 16.03.2016
Теория и практика, или Ожидания и реальность
Людмила Удовик, студентка 2-го курса бакалавриата

...тебе будет сложно остановиться - читая где-нибудь новости, ты уже будешь прикидывать, как лучше из этого сделать сюжет...