Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.ftv.msu.ru/units/cathedras/prog/jour_tv/muz_tv.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 02:32:08 2016
Кодировка: Windows-1251
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
  О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск
parta.png
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
Снимок экрана 2015-10-22 в 19.32.34.png

Курс «Режиссура музыкального телевидения»

Автор: Г.С. Скоморовский

План курса

Современное музыкальное телевидение составляет значительную долю в общем телевизионном процессе и является одним из самых популярных жанров на телевидении в любой стране мира. Количество музыкальных телеканалов неуклонно растет, и потребность в подготовленных режиссерах музыкального телевидения становится все более актуальной.

Курс «Режиссура музыкального телевидения» - это специальный курс, сфокусированный на технологиях, теории и практике одного из самых захватывающих жанров телевидения. Он представляет собой системный свод теоретических знаний и практических навыков, который призван помочь не только будущим режиссерам, но и журналистам, продюсерам редакторам, а также другим специалистам отечественного музыкального и entertainment ТВ.

Введение

1.Цели, задачи и структура курса.

2.Организация работы. Сочетание теории и постоянной практики. Постоянный разбор практических примеров: «как это было поставленно и снято».

3.Несколько слов о таких смысловых пространствах, как искусство, телевидение, человек, художественное творчество, музыка.

4.Музыкальное телевидение: режиссура высоких энергий.

История вопроса

1.MTV и основные этапы истории музыкального телевидения

a.Pre-MTV эпоха.

b. Элементы музыкального телевидения в США, Англии, Франции, Германии, Италии, Японии.

c. Элементы музыкального телевидения в СССР.

d. Первые музыкальные телеканалы (QUBE).

e. Создание MTV – первого только-музыкального телеканала.

f. MTV Network сегодня.

g. Обзор актуальных музыкальных телеканалов.

h. Феномен Mezzo и французское «противостояние эпохе MTV».

i. Влияние MTV на культуру.

2.Музыкальное телевидение – часть музыкальной индустрии.

a.Музыкальная индустрия в Европе и Северной Америке. Современные зарубежные музыкальные телеканалы и сети.

b.Музыкальная индустрия в России. Отечественные музыкальные телеканалы. МУЗ-ТВ, MTV-Russia, A-One, O2 и другие.

c.Мобильные медиа. «Поколение mp3». Тенденции развития музыкального телевидения и музыкального телевизионного контента.

Выразительные средства музыкального телевидения

I.Технологические средства

1.Звук. Как пишется звук. Многоканальная запись с последующим сведением. Звук в студии. Звук на большой площадке. Виды микрофонов. Саундчеки. Проблемы живого звука («live») на музыкальном телевидении: этическая, творческая и техническая сторона. Визуальная эстетика звукового оборудования. Понятие райдера и рассадка музыкантов (стейджплан). Акустические ширмы. Особенности работы со звуком на съемках с участием оркестра.

2.Визуальные технологии I. Экраны-источники различных типов и их комбинации. Светодиодные экраны. Жилек. Мартин. Бесшовная плазма. Барко. Светодиодные блоки в декорациях. Проблема разрешения («зерно»). Проблема качества и надежности экранной техники, риски при съемке live-шоу и прямых эфиров. Экраны в кадре с движения (как часть организации студийного пространства).

3.Визуальные технологии II. Проекции и поверхности.

1.Проектора.

a.Мощность проекции, разрешение, реар-проекция, фронт-проекция.

b.«Классические» SD видео проектора.

c.HD видео проектора типа Christie.

d.Проектора со встроенным сервером.

e.Редкие реар-проекционные системы (шары и др.).

f.Слайдпроектора PiGi.

g.Трафаретные проектора и «гобо».

h.Практическая работа с поставщиком проекторов и художниками видеоконтента.

2.Поверхности.

a.Экраны. Серые и черные экраны.

b.Тюли.

c.Архитектурные элементы.

d.Водные экраны.

e.Паровые экраны.

f.Естественные поверхности (горы, земляные валы, водоемы).

g.Другие поверхности.

3.Mapping-проекции.

4.Одновременная работа проекции и света.

5.Поверхности в кадре и совмещение различных поверхностей и экранов, юстировка по интенсивности, по температуре.

4.Визуальные технологии III. Серверы.

1.Видеосерверы. Единое визуальное пространство. Catalyst. 2.Форматы видео для сервера.

3.Графика для сервера: «из подбора» и оригинальная.

5.Визуальные технологии IV. Лазеры.

1.Зеленые и цветные лазеры. Т.н. «квантовая анимация». Сетки. Уместное и неуместное использование лазеров.

2.Практическая работа с художником по лазерной графике.

3.Проблема сохранения матриц камер. Фильтры.

4.Мифы и реалии лазерной графики.

6.Визуальные технологии V. Мир света.

1.Телевизионный и динамический свет.

2.Основные типы современных приборов.

3.Новое поколение диодных приборов.

4.Диодные трубки и «авроры».

5.Эстетика. Прибор в кадре и прибор вне кадра.

6.Особые световые эффекты. Синхролайты.

7.Проблема диффузионного дыма и видимости «рисующего» света.

8.Практическая работа с художником по свету при съемках шоу и при съемках клипа. Различные стили работы со светом. Акцентирование. Острые углы в совместной работе оператора-постановщика и художника по свету.

7.Визуальные технологии VI. Пиротехника и спецэффекты.

1.Виды пиротехники и вопросы безопасности.

2.Пирофонтаны. Огнепад.

3.Огненные флэши.

4.Углекислые (паровые) флэши.

5.Тяжелый дым.

6.Снег. «Кино» снег.

7.Генераторы мыльных пузырей.

8.Ветродуй.

9.Бенгальские огни.

10.Управляемые водные завесы. Проекции на воду и пар.

11.Пневматические фейерверки. Падение в кадре конфетти, лепестков роз, других материалов.

12.Эффект «больших шаров».

13.Работа на зал и работа на камеру. Сомнительная польза пирофонтанов на крупных планах.

14.Практические аспекты работы с операторами спецэффектов.

8.Съемочная техника в проекции музыкального телевидения.

1.Съемка музыки: движение и «многокамерность».

2.Кран в музыкальном телевидении.

3.Самобеглая телега, сдвоенная телега и разложение фаз.

4.Сдвоенные, строенные и т.д. камеры и разложение фаз.

5.Стедикам.

6.Подвесная дорога.

7.Крепление камер сверху.

8.Грип (крепеж) миникамер в студии, на сцене, на музыкальных инструментах (гриф гитары).

9.MTV-стиль съемки с плеча. Приемы «свободной камеры», «дриплинг-камеры», «скачки трансфокатора» и другие.

10.Ситуация с форматами. Что такое HD, 2К, 4К.

11.Многокамерные системы, ПТС в проекции к музыкальному телевидению. HD ПТС.

12.Клипы и цифровые камеры Sony, Panasonic, Arriflex D21/Alexa, Filmstream Viper, Red One.

13.Телевизионная оптика в проекции к музыкальному телевидению.

14.Slow Motion.

15.Использование кинокамер в съемках шоу и клипов. Телекино.

16.Съемка под спецэффекты (клипы).

a. Классика жанра: хромакей.

b. Дорисовка и наложение.

c. Индустриальные решения кинематографических спецэффектов для музыкального телевидения.

17.Работа с оператором-постановщиком.

9.Художественная задача синхронизации выразительных средств. Синхронизация действия и съемки. Совместная работа художника по свету, оператора видеосервера и оператора-постановщика.

II.Сценическая и студийная архитектура

1.Общая проблема: глубина кадра и собственный мир. Дизайн съемочного пространства: мир, конструируемый камерой.

2.Студия.

3.Открытая площадка.

4.Объемные декорации. Материалы.

5.Тенденции.

a. Легенда Марка Фишера (Англия).

b. Ис Делвин (Англия). Юрий Антизерский, «Два капитана» (Россия).

6.Практическая работа с художником-постановщиком. Постановка задачи.

7.Проблема монтажа декораций. Взаимодействие со службами студии. Роль технического директора / продакшен-менеджера.

8.Реквизит.

a.Реквизит – художественная задача.

b.Работа с реквизитором. Постановка задачи. Необходимость контроля.

c.Совместная работа реквизитора и декораторов.

d.Ситуация с реквизитом в Москве. Мосфильм. Медиа- Сити.

III. Артистические ресурсы

1.Виджей.

a.Виджей – ведущий музыкального телевидения.

b. Работа с виджеем, «ухо».

c. Съемка виджея. Прием двух камер.

d. Съемка интервью в проекции на музыкальное телевидение.

e. Self-камера виджея, съемка в движении. Бодигрип.

2. Артист. Группа. Оркестр.

a.Практическая работа с артистом. Сотворчество.

b.Стиль солиста, стиль группы, стиль оркестра.

c.Работа на площадке.

d.Задача передачи «ансамблевого» духа работы группы.

e.Творческое взаимодействие с оркестром. Дирижер. Первая скрипка. Проблема крупного плана музыкантов при многокамерной съемке: они все думают, что их не видно индивидуально.

3.Зритель в студии.

a.Зрители.

b.Фан-зона.

c.Массовка и приемы работы с массовкой.

4.Костюмы и стиль.

a. Работа с художником по костюмам. Постановка задачи и дальнейшее взаимодействие.

b.Практическая работа. Гримеры и стилисты на площадке.

5.Хореография.

a.Хореография как визуальное искусство.

b.Стили. Понятие хореографической лексики.

c.Пластика.

d.Акробатика, паркур.

e.Практическая работа с хореографом. Постановка задачи. Сотворчество. Репетиционный процесс. Взаимодействие на площадке.

f.Проблема «дальнего видения» и зрительном зале при двойной задаче – работе на зал и на эфир одновременно.

5.Цирковые актеры.

a.Современный цирк. ДюСолей. Китайский цирк.

b.Телевизионность цирковых номеров.

c.Практическое взаимодействие с цирковыми артистами.

d.«Проблема верха»: верховые и акробатические номера.

6.Персонажи. Массовка.

a.Персонажи, фрики, типажи.

b.Персонажи в студийной съемке.

c.Персонажи в клипе.

IV. Монтаж

1.Монтаж – одно из главных выразительных средств музыкального телевидения.

2.Клиповый монтаж и его влияние.

3.Форматы и совмещение форматов.

4.Монтажные платформы: несколько проекций на музыкальное телевидение. Платформа Final Cut (среда решений от Apple, интеграция с Logic и Apogee). Платформа Avid (среда решений от Avid, интеграция с ProTools).

5.Синхронизация.

6.Практический монтаж в музыкальном телевидении.

7.Монтаж и спецэффекты.

ПРАКТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

I. Вступление

1.Парадигмы художественного творчества: информация или чувство.

2.Работа с продюсером: со-трудничество, со-творчество, со-ответственность.

3.Режиссер - réalisateur (фр.) - «реализатор», режиссура – профессия конкретики.

4.Команда режиссера. Второй режиссер. Продакшен-менеджер.

5.Смета – производственный документ.

II. Музыкальный телеканал

1.Организация работы современного музыкального телеканала.

2.Авторские права.

3.Ключевые фигуры.

a.Взаимодействие с продюсером.

b.Работа с музыкальным редактором.

c.Взаимодействие с музыкальными продюсерами.

d.Взаимодействие с менеджментом артистов.

4.Сетка музыкального телеканала и программирование.

III. Клип

1.Клип – маленькое кино.

2.Стили и концепции. Обзор клипов.

3.Съемка клипа: периоды. Взаимодействие с артистом. Продюсирование клипа.

4.Подготовительный период.

a.Идея, сценарий: слушаем, слушаем, слушаем.

b.Работа с оператором. Раскадровка и мифы раскадровки.

c.Поиск пространства (location).

d.Подбор команды. Оператор. Хореограф.

e.Роль второго режиссера.

f.Планирование спецэффектов. Работа с супервизором спецэффектов.

g.Второй режиссер и постановочный план.

h.Подбор и заказ техники.

4.Съемочный период.

a.Чаще всего съемка клипа – один день.

b.Организация пространства. Это ваш мир!

c.Работа на площадке. Что такое кинематографическое состояние и атмосфера.

d.Некоторые приемы съемки клипа. Съемка под клиповый монтаж: ритм, фазы, ракурсы и планы. Соло инструментов. Ищем «фишки», но сохраняем ощущение.

e.«Концертный вариант» клипа.

f.Разбор клипов: как это было сделано.

5.Монтажный период.

a.Круг понятий и приемов классического монтажа игрового кино в проекции на монтаж музыкального клипа.

b.Особенности монтажа клипа. Информация и эмоции. Музыка в объеме: солист, ансамбль, окружение. Сильная доля.

c.Постпродакшен и спецэффекты.

d.Озвучание.

IV. Музыкальные шоу. Церемонии

1.Музыкальные шоу: исторический экскурс и современные тенденции. Музыкальные шоу в России. Увлеченность «концепциями» и проблема репетиций.

2.Работа на зал и работа на камеру, взаимосвязь. Проблема «среднего плана» и видимость из зала.

3.Типы музыкальных (телевизионных) шоу

a.Сольные.

b.Сборные.

c.Церемонии.

d.Новогодние шоу.

2.Разбор классических и современных музыкальных шоу.

3.Подготовка шоу.

a. Идея и партитура шоу. Понятие «номера» и проблемы «номерной организации» шоу.

b.Подбор команды. Художник-постановщик. Художник по свету. Экранный контент. Оператор-постановщик. Хореограф-постановщик. Режиссер площадки (студия). Выпускающий режиссер (большая студия или концертная площадка). Администраторы.

c.Разработка пространства. Сценическая архитектура. Контент проекций и экранов.

d.Разработка номеров.

e.Планирование съемки.

f.Планирование сценических спецэффектов.

h.Рабочая партитура шоу, режиссерский сценарий, сценарий подводок и скетчей, съемочная верстка, монтажный лист.

4.Постановка и съемка.

a.Живой звук или «под плюс»? Плюсы и минусы живого звука.

b.Работа на площадке и работа в ПТС. Live монтаж первой программы.

c.Многокамерная съемка шоу, варианты расстановки камер.

d.Запись звука.

e.Особенности церемоний.

f.Особенности съемки концертов классической музыки.

g.Туровые шоу и съемки.

5.Монтаж шоу и постпродакшен.

a.Многокамерный монтаж.

b.Озвучание.

V. Чарты, музыкальные новости и комбинированные постановочные программы

VI. Межпрограммное пространство

1.Анонсы.

2.Другие межпрограммные элементы.

3.Полиэкран эфира телеканала. Виджеинг.

VII. Одежда музыкального телеканала

1.Современная графика. Стили и тенденции.

2.Элементы одежды канала: плашки, перебивки, фоны и т.д.

3.Практическая работа с художником по графике.

Рекомендуемая литература

Дуков Е. В. Концерт в истории западноевропейской культуры. Серия «Классика XXI». М., 2003.

Искусство режиссуры. XX век. Антология [К. С. Станиславский, В. Э. Мейерхольд, Дж. Стрелер, Ежи Гротовский, Питер Брук]. М., 2008.

Линч Дэвид. Поймать большую рыбу. М., 2009.

Макаров С.М. От старинных развлечений к зрелищным искусствам. В дебрях позорищ, потех и развлечений. М., 2009.

Фрумкин Г. М.. Телевизионная режиссура. Введение в профессию. Серия «Gaudemus». СПб., 2009.

Чернышов А. В. Медиамузыка на телевидении. М., 2009.

Шерстобоева Е. А. Музыкальное телевидение: программные и структурно-функциональные особенности. Автореферат дисс…. канд. филол. наук (ВАК 10.01.10). М., 2009.

Эйзенштейн С. Психологические вопросы искусства [сб. статей] / Сост., ред., вступит. ст. Е.Басина. М., 2002.

Cury Ivan. Directing аnd Producing for Television. Лучше – четвертая (актуальная) редакция: A Format Approach / 4 edition. Focal Press, 2010. (доступна на Amazon, в электронных библиотеках, встречается на Ozon).

Denisoff R. Serge. Inside MTV.Transaction Publishers, 1991 (доступна на Amazon).

Hanson Matt. Reinventing Music Video: Next-Generation Directors, Their Inspiration and Work . Focal Press, 2006 (доступна на Amazon).

Jacobson Mitch. Mastering Multicamera Techniques: From Preproduction to Editing And Deliverables. Focal Press, 2010

Larmann Ralph. Stage Design. Daab, 2007.

On Air: The Visual Messages and Global Language of MTV [Robert Klanten, C. Jofre, B. Meyer]. Gestalten Verlag, 2006 .

Staged Architecture: The Work of Mark Fisher / Architectural Monographs, No. 52 / John Wiley & Sons, 2000 (доступна на Amazon).

Utterback Andrew. Studio Television Production and Directing/ Focal Press, 2007. (доступна на Amazon, в электронных библиотеках).

Vinet Mark. Entertainment Industry: The Business of Music, Books, Movies, TV, Radio, Internet etc. Wadem Publishing. August 29, 2005.

Есть вопросы?

Вы можете их задать
по телефону
(495) 939-4461
(495) 939-3749

Электронной почте
hstv@bk.ru


Слово декана