Учебная программа дисциплины «Телекритика» (проект)
Составитель: А.А.Новиков-Ланской, заведующий кафедрой телекритики, кандидат филологических наук
Цель курса
Помочь обучающимся овладеть навыками анализа и критической оценки телевизионных программ и телепроцесса в целом.
Содержание курса
I. Сущность телекритики. Определение телекритики. Социальная
востребованность телекритики. Посредническая функция телекритики между
телевидением и телеаудиторией. Эстетические, этические и прагматические
задачи телекритики. Телепрограмма и телевизионный процесс в целом как
главные объекты телекритики.
Телекритика в ряду родственных дисциплин. Критика и академическое искусствоведение. Критический анализ и научное исследование телевидения. Общее и различное в методологии и функционировании литературной, театральной, музыкальной, художественной, кинокритики — и телекритики.
II.Телепрограмма как объект телекритики. Телепрограмма как основная
форма телевизионного искусства. Телепрограмма как целостное идейно-
художественное произведение. Инструментальное разграничение формы и содержания.Единство образно-эмоциональной формы и заданного
содержания. Соподчиненность формальных элементов творческому замыслу.
Категории содержания. Тема телепрограммы как проявление авторской активности. Понятия «проблемы» и «идеи» как развития темы.
Актуальные, новаторские и традиционные («вечные») темы. Ценностный аспект и эмоциональная направленность в разработке темы.
Мировоззренческое, этическое и эстетическое содержание темы. Тенденция и тенденциозность в раскрытии темы телепрограммы.
Категория пафоса как особого настроения, создаваемого телепрограммой. Виды пафоса: трагический, героический, романтический, сентиментальный, комический.
Эпичность как умудренно-созерцательный взгляд на мир. Драматизм как ощущение острых противоречий. Лиризм как возвышенно-эмоциональная настроенность.
Категории формы. Композиция как формальная категория. Темп и ритм телепрограммы. Структура композиции, линейная и нелинейная последовательность эпизодов. Соотношение монологов и диалогов. Рамочные конструкции и вставные эпизоды.
Внешний и внутренний, хроникальный и концентрический сюжет. Конфликт как основной двигатель сюжета. Формула развития конфликта: завязка, перипетии, кульминация, развязка. Понятия коллизии и интриги. Типология конфликтов (в художественной и психологической литературе).
Образы участников телепрограмм. Изображение человеческих телеобразов в зависимости от функции (автор, ведущий, диктор, интервьюер, шоумен, комментатор, обозреватель, телерепортер, приглашенный эксперт и т.д.).
Естественное и выстроенное в телеперсонаже. Речевые и невербально-портретные характеристики телеперсонажа. Вопрос о критериях телегеничности и харизматичности. Типология человеческих образов в мифологии, литературе, психологии.
Стилистика телепрограммы. Бытовое и искусствоведческое понятие стиля. Стиль как проявление смысла в форме. Элементы формы как носители стиля. Понятия традиционности и новаторства, эклектики, стилевого влияния, реминисценций, стилизации, подражания, пародии, эпигонства. Фундаментальные стили культуры: «классика» и «романтика».
Визуальный ряд. Ритм визуального ряда, его единство со звуковым и содержательным рядом. Критерии мастерства оператора.
Кадр, план и ракурс как основные элементы экранного изображения. Общий, средний и крупный план. Монтаж как расстановка кадров.
Вмещающее пространство телепрограммы (студия, пленэр и т.д.). Структурирование вмещающего пространства, мизансцена и композиция кадра. Формула «золотого сечения».
Символика традиционных пространственно-временных координат (замкнутое/открытое, верх/низ, граница). Предметная детализация. Цвето-световая организация и психологический язык спектра.
Звуковой ряд. Мастерство музыкального редактора. Уместность и гармоничность музыкально-звукового оформления телепрограммы как проявление вкуса и стиля. Психологическое восприятие реверберационных и других звуковых эффектов.
Критика телевизионных жанров. Понятие формата как набора постоянных признаков телепрограммы. Специфика исследования телепрограмм по видам вещания (информационное, общественно-политическое, деловое, научно-популярное, образовательное, развлекательное, художественное, спортивное, музыкальное). Критика смежных жанров (телесериалы, телеспектакли, рекламно-коммерческие жанры).
III.Телевизионный процесс как объект телекритики. Системность
телевизионного процесса. Внутренние и внешние детерминанты
телевизионного процесса.
Телевидение как эстетическая система. Телевидение как знаковая и коммуникативная система. Телевидение как социокультурная система. Телевидение как корпоративная структура. Телевидение как технология.
Актуальные направления развития телевидения.
IV.Методология телекритики. Методологические проблемы телекритики, обусловленные ее предметом: спецификой телевидения как массового искусства и культурного явления, его генезисом, историей развития, социальной важностью.
Методология телекритики, опирающаяся на историю мировой эстетики и искусствоведения. Представление о множественности методов, подходов и оценок.
Внутренняя непротиворечивость и внешняя уместность как необходимые условия осмысленного критического высказывания. Системность и историзм как априорные принципы анализа телевизионного процесса.
Систематизация существующих методов, подходов и школ анализа, исходя из базовой коммуникативной формулы искусства «автор — произведение — аудитория».
Синтетические методы, изучающие произведение как реализацию целостного авторского замысла.
Аналитические методы, исследующие форму и структуру. Прагматические методы, делающие акцент на воспринимающем сознании и функционировании произведения.
Системный метод. Понятие системы. Система и структура. Взаимная зависимость и обратные связи. Системные принципы: целостность, структурность, взаимозависимость, иерархичность, множественность.
Синергетический метод. Синергетика (или комплексный метод) как развитие системного метода. Понятия равновесности и неравновесности, открытости и закрытости, самоорганизации системы, вероятностных описаний, несводимости.
Герменевтический метод. Герменевтика как теория понимания и практика истолкования. Ключевые понятия: интерпретация, смысл, диалогичность, герменевтический круг, «предпонимание» и «ожидание». Герменевтические практики М.Хайдеггера, Г.Гадамера, П.Рикера, Г.Шпета.
Формальный метод. Понятие формы, оппозиции формы и содержания, формы и материала. Конструкция, функция и доминанта в произведении. Концепция «искусства как приема». Отказ от изучения автора и аудитории (воспринимающего сознания). Методология исследования явлений культуры, выраженная в работах Р.Якобсона, В.Проппа, Ю.Тынянова, В.Шкловского.
Структурный метод. Структурализм как естественное развитие формального метода. Ю.Лотман и московско-тартуская семиотическая школа и французские структуралисты. Основные структуралистские понятия (структура, элемент, уровень, бинарная оппозиция, вариант/инвариант, синтагматика/парадигматика, синхрония/диахрония, «минус-прием»).
Постструктуралистские методы. Семиотические подходы Р.Барта и У.Эко, деконструкция Ж. Деррида, археология культуры и эпистемы М.Фуко, интертекстуальность Ю.Кристевой, шизоанализ Ж. Делеза и Ф.Гваттари, понятия симулякров и символического обмена
Ж. Бодрийяра.
Социологический метод. Понятие социально-исторического контекста (фона, среды). Типическое и приемы типизации. Марксистское представление о базисе и надстройке. «Вульгарный социологизм» в критике и искусствоведении.
Сравнительно-исторический метод и компаративистика. Типологическое и генетическое в возникновении явлений. Понятия «своего и чужого», «встречного течения», рецепции, диалога, генезиса, интертекстуальности.
Психологический метод. Принципы фрейдистского толкования явлений. Критика психоаналитического анализа искусства учениками З.Фрейда и школой Л.Выготского. Юнгианский мифологизм, представления о коллективном бессознательном и архетипах. Исследования массовой культуры Э.Фроммом.
Культурологический метод. Топика и система общих мест как язык телевидения. Национальная картина мира и ментальность. Исследование телевидения в контексте массовой, элитарной, маргинальной и сетевой культур. Клиповость и брендированность массового сознания.
Маркетологический анализ. Социологические методики исследования СМИ. Интервью, анкетирование, квотные выборки, статистический анализ. Методология GallupMedia и ее критика. Сущность рыночных исследований. Понятия рейтинга, доли, ниши. Целевая аудитория и позиционирование. Технологии брендинга. Контент-анализ.
V. Жанры телекритики. Единство жанровой системы в журналистике.
Статья, интервью и репортаж как основные жанры в прессе. Колонка, обзор и эссе как разновидности статьи, часто используемые в печатной телекритике.
Комментарий как внежанровая форма телекритики. Выступление (монолог) как жанр телекритики в теле- и радиоэфире.
VI. История телекритики. История советской телекритики как отражение истории советского телевидения. Политическая поляризация российской телекритики в постсоветские годы. Развитие телекритики как сферы профессиональной деятельности. Становление профессионального образования в области телекритики. Имена в современной телекритике (А.Вартанов, Ю.Богомолов, И.Петровская, А.Бородина, А.Мельман, А.Качкаева, Е.Сальникова и др.). Специфика телекритики в зарубежных СМИ.
Ориентировочные вопросы к экзамену
Сущность телекритики
1.Цели и задачи телекритики.
2.Телекритика в ряду искусствоведческих дисциплин.
3.Телевизионный процесс как объект телекритики.
4.Телепрограмма как объект телекритики.
5.Жанры телекритики.
6.Телеаудитория как аудитория телекритики.
7.Телепроизводители как аудитория телекритики.
8.Система методологических подходов в телекритике.
9.Психологические методы в телекритике.
10.Структуралистские методы в телекритике.
11.Культурологические методы в телекритике.
12.Критерии оценки в телекритике.
13.Содержательные категории анализа телепрограмм.
14.Формальные категории анализа телепрограмм.
15.Этические проблемы телекритики.
16.Телекритика в контексте коммерческого телевидения.
17.Телевизионные премии и телекритика.
18.История российской телекритики.
19.Особенности современной телекритики.
Основная литература
Больц Н. Азбука медиа. М., 2011.
Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002.
Голядкин Н. Анализ аудитории. М., 2000.
Киттлер Ф. Оптические медиа. Берлинские лекции 1999 года. М., 2009
Маклюэн Г.М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М., 2007.
Муратов С. Телевидение в поисках телевидения. М., 2001.
Телевизионная журналистика: учебник / Редкол.: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский). М., 2005.
Дополнительная литература
Барт Р. Мифологии. М., 2004.
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.
Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. М., 1996.
Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. М., 1994.
Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 2005.
Саппак В. Телевидение и мы. М., 1988.
Сто одна теленеделя с Ириной Петровской. М., 1998.
Тынянов Ю.Н. Поэтика. Литература. Кино. М., 1975.
Успенский Б. Поэтика композиции. М., 2000.
Хейзинга Й.HomoLudens. М, 1994.
Юнг К.-Г. Человек и его символы. М., 1995.
|