Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.ftv.msu.ru/units/cathedras/critique/crit_prog.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 02:22:12 2016
Кодировка: Windows-1251
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
  О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск
parta.png
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
Снимок экрана 2015-10-22 в 19.32.34.png
Учебная программа дисциплины «Телекритика» (проект)

Составитель: А.А.Новиков-Ланской, заведующий кафедрой телекритики, кандидат филологических наук


Цель курса

Помочь обучающимся овладеть навыками анализа и критической оценки телевизионных программ и телепроцесса в целом.

Содержание курса

I. Сущность телекритики. Определение телекритики. Социальная
востребованность телекритики. Посредническая функция телекритики между
телевидением и телеаудиторией. Эстетические, этические и прагматические
задачи телекритики. Телепрограмма и телевизионный процесс в целом как
главные объекты телекритики.

Телекритика в ряду родственных дисциплин. Критика и академическое искусствоведение. Критический анализ и научное исследование телевидения. Общее и различное в методологии и функционировании литературной, театральной, музыкальной, художественной, кинокритики — и телекритики.


II.Телепрограмма как объект телекритики. Телепрограмма как основная
форма телевизионного искусства. Телепрограмма как целостное идейно-
художественное произведение. Инструментальное разграничение формы и
содержания.Единство образно-эмоциональной формы и заданного
содержания. Соподчиненность формальных элементов творческому замыслу.

Категории содержания. Тема телепрограммы как проявление авторской активности. Понятия «проблемы» и «идеи» как развития темы.

Актуальные, новаторские и традиционные («вечные») темы. Ценностный аспект и эмоциональная направленность в разработке темы.

Мировоззренческое, этическое и эстетическое содержание темы. Тенденция и тенденциозность в раскрытии темы телепрограммы.

Категория пафоса как особого настроения, создаваемого телепрограммой. Виды пафоса: трагический, героический, романтический, сентиментальный, комический.

Эпичность как умудренно-созерцательный взгляд на мир. Драматизм как ощущение острых противоречий. Лиризм как возвышенно-эмоциональная настроенность.

Категории формы. Композиция как формальная категория. Темп и ритм телепрограммы. Структура композиции, линейная и нелинейная последовательность эпизодов. Соотношение монологов и диалогов. Рамочные конструкции и вставные эпизоды.

Внешний и внутренний, хроникальный и концентрический сюжет. Конфликт как основной двигатель сюжета. Формула развития конфликта: завязка, перипетии, кульминация, развязка. Понятия коллизии и интриги. Типология конфликтов (в художественной и психологической литературе).

Образы участников телепрограмм. Изображение человеческих телеобразов в зависимости от функции (автор, ведущий, диктор, интервьюер, шоумен, комментатор, обозреватель, телерепортер, приглашенный эксперт и т.д.).

Естественное и выстроенное в телеперсонаже. Речевые и невербально-портретные характеристики телеперсонажа. Вопрос о критериях телегеничности и харизматичности. Типология человеческих образов в мифологии, литературе, психологии.

Стилистика телепрограммы. Бытовое и искусствоведческое понятие стиля. Стиль как проявление смысла в форме. Элементы формы как носители стиля. Понятия традиционности и новаторства, эклектики, стилевого влияния, реминисценций, стилизации, подражания, пародии, эпигонства. Фундаментальные стили культуры: «классика» и «романтика».

Визуальный ряд. Ритм визуального ряда, его единство со звуковым и содержательным рядом. Критерии мастерства оператора.

Кадр, план и ракурс как основные элементы экранного изображения. Общий, средний и крупный план. Монтаж как расстановка кадров.

Вмещающее пространство телепрограммы (студия, пленэр и т.д.). Структурирование вмещающего пространства, мизансцена и композиция кадра. Формула «золотого сечения».

Символика традиционных пространственно-временных координат (замкнутое/открытое, верх/низ, граница). Предметная детализация. Цвето-световая организация и психологический язык спектра.

Звуковой ряд. Мастерство музыкального редактора. Уместность и гармоничность музыкально-звукового оформления телепрограммы как проявление вкуса и стиля. Психологическое восприятие реверберационных и других звуковых эффектов.

Критика телевизионных жанров. Понятие формата как набора постоянных признаков телепрограммы. Специфика исследования телепрограмм по видам вещания (информационное, общественно-политическое, деловое, научно-популярное, образовательное, развлекательное, художественное, спортивное, музыкальное). Критика смежных жанров (телесериалы, телеспектакли, рекламно-коммерческие жанры).


III.Телевизионный процесс как объект телекритики. Системность
телевизионного процесса. Внутренние и внешние детерминанты
телевизионного процесса.

Телевидение как эстетическая система. Телевидение как знаковая и коммуникативная система. Телевидение как социокультурная система. Телевидение как корпоративная структура. Телевидение как технология.

Актуальные направления развития телевидения.


IV.Методология телекритики. Методологические проблемы телекритики, обусловленные ее предметом: спецификой телевидения как массового искусства и культурного явления, его генезисом, историей развития, социальной важностью.

Методология телекритики, опирающаяся на историю мировой эстетики и искусствоведения. Представление о множественности методов, подходов и оценок.

Внутренняя непротиворечивость и внешняя уместность как необходимые условия осмысленного критического высказывания. Системность и историзм как априорные принципы анализа телевизионного процесса.

Систематизация существующих методов, подходов и школ анализа, исходя из базовой коммуникативной формулы искусства «автор произведение аудитория».

Синтетические методы, изучающие произведение как реализацию целостного авторского замысла.

Аналитические методы, исследующие форму и структуру. Прагматические методы, делающие акцент на воспринимающем сознании и функционировании произведения.

Системный метод. Понятие системы. Система и структура. Взаимная зависимость и обратные связи. Системные принципы: целостность, структурность, взаимозависимость, иерархичность, множественность.

Синергетический метод. Синергетика (или комплексный метод) как развитие системного метода. Понятия равновесности и неравновесности, открытости и закрытости, самоорганизации системы, вероятностных описаний, несводимости.

Герменевтический метод. Герменевтика как теория понимания и практика истолкования. Ключевые понятия: интерпретация, смысл, диалогичность, герменевтический круг, «предпонимание» и «ожидание». Герменевтические практики М.Хайдеггера, Г.Гадамера, П.Рикера, Г.Шпета.

Формальный метод. Понятие формы, оппозиции формы и содержания, формы и материала. Конструкция, функция и доминанта в произведении. Концепция «искусства как приема». Отказ от изучения автора и аудитории (воспринимающего сознания). Методология исследования явлений культуры, выраженная в работах Р.Якобсона, В.Проппа, Ю.Тынянова, В.Шкловского.

Структурный метод. Структурализм как естественное развитие формального метода. Ю.Лотман и московско-тартуская семиотическая школа и французские структуралисты. Основные структуралистские понятия (структура, элемент, уровень, бинарная оппозиция, вариант/инвариант, синтагматика/парадигматика, синхрония/диахрония, «минус-прием»).

Постструктуралистские методы. Семиотические подходы Р.Барта и У.Эко, деконструкция Ж. Деррида, археология культуры и эпистемы М.Фуко, интертекстуальность Ю.Кристевой, шизоанализ Ж. Делеза и Ф.Гваттари, понятия симулякров и символического обмена

Ж. Бодрийяра.

Социологический метод. Понятие социально-исторического контекста (фона, среды). Типическое и приемы типизации. Марксистское представление о базисе и надстройке. «Вульгарный социологизм» в критике и искусствоведении.

Сравнительно-исторический метод и компаративистика. Типологическое и генетическое в возникновении явлений. Понятия «своего и чужого», «встречного течения», рецепции, диалога, генезиса, интертекстуальности.

Психологический метод. Принципы фрейдистского толкования явлений. Критика психоаналитического анализа искусства учениками З.Фрейда и школой Л.Выготского. Юнгианский мифологизм, представления о коллективном бессознательном и архетипах. Исследования массовой культуры Э.Фроммом.

Культурологический метод. Топика и система общих мест как язык телевидения. Национальная картина мира и ментальность. Исследование телевидения в контексте массовой, элитарной, маргинальной и сетевой культур. Клиповость и брендированность массового сознания.

Маркетологический анализ. Социологические методики исследования СМИ. Интервью, анкетирование, квотные выборки, статистический анализ. Методология GallupMedia и ее критика. Сущность рыночных исследований. Понятия рейтинга, доли, ниши. Целевая аудитория и позиционирование. Технологии брендинга. Контент-анализ.


V. Жанры телекритики. Единство жанровой системы в журналистике.
Статья, интервью и репортаж как основные жанры в прессе. Колонка, обзор и эссе как разновидности статьи, часто используемые в печатной телекритике.
Комментарий как внежанровая форма телекритики. Выступление (монолог) как жанр телекритики в теле- и радиоэфире.


VI. История телекритики. История советской телекритики как отражение истории советского телевидения. Политическая поляризация российской телекритики в постсоветские годы. Развитие телекритики как сферы профессиональной деятельности. Становление профессионального образования в области телекритики. Имена в современной телекритике (А.Вартанов, Ю.Богомолов, И.Петровская, А.Бородина, А.Мельман, А.Качкаева, Е.Сальникова и др.). Специфика телекритики в зарубежных СМИ.



Ориентировочные вопросы к экзамену


Сущность телекритики

1.Цели и задачи телекритики.

2.Телекритика в ряду искусствоведческих дисциплин.

3.Телевизионный процесс как объект телекритики.

4.Телепрограмма как объект телекритики.

5.Жанры телекритики.

6.Телеаудитория как аудитория телекритики.

7.Телепроизводители как аудитория телекритики.

8.Система методологических подходов в телекритике.

9.Психологические методы в телекритике.

10.Структуралистские методы в телекритике.

11.Культурологические методы в телекритике.

12.Критерии оценки в телекритике.

13.Содержательные категории анализа телепрограмм.

14.Формальные категории анализа телепрограмм.

15.Этические проблемы телекритики.

16.Телекритика в контексте коммерческого телевидения.

17.Телевизионные премии и телекритика.

18.История российской телекритики.

19.Особенности современной телекритики.



Основная литература


Больц Н. Азбука медиа. М., 2011.

Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002.

Голядкин Н. Анализ аудитории. М., 2000.

Киттлер Ф. Оптические медиа. Берлинские лекции 1999 года. М., 2009

Маклюэн Г.М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М., 2007.

Муратов С. Телевидение в поисках телевидения. М., 2001.

Телевизионная журналистика: учебник / Редкол.: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский). М., 2005.



Дополнительная литература


Барт Р. Мифологии. М., 2004.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.

Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. М., 1996.

Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. М., 1994.

Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 2005.

Саппак В. Телевидение и мы. М., 1988.

Сто одна теленеделя с Ириной Петровской. М., 1998.

Тынянов Ю.Н. Поэтика. Литература. Кино. М., 1975.

Успенский Б. Поэтика композиции. М., 2000.

Хейзинга Й.HomoLudens. М, 1994.

Юнг К.-Г. Человек и его символы. М., 1995.







Есть вопросы?

Вы можете их задать
по телефону
(495) 939-4461
(495) 939-3749

Электронной почте
hstv@bk.ru


Слово декана

23.11.2015
Телевизор должен стоять на книгах
Виталий Третьяков,
декан ВШТ

Виталий Третьяков считает, что телевидение должно иметь 'книжный фундамент', то есть опираться на традиционные культурные ценности человечества...

Наш факультет

Новая жизнь нашей телестудии 18.11.2015
Новая жизнь нашей телестудии
Надежда Цымбалова,
руководитель учебной телестудии

Наша телевизионная студия начала новую жизнь! Обновился парк телевизионных камер, режиссерский пульт, контрольные мониторы, служебная связь и многое другое...

Слово студента

Теория и практика, или Ожидания и реальность 16.03.2016
Теория и практика, или Ожидания и реальность
Людмила Удовик, студентка 2-го курса бакалавриата

...тебе будет сложно остановиться - читая где-нибудь новости, ты уже будешь прикидывать, как лучше из этого сделать сюжет...