Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова
Высшая школа (факультет) телевидения
Кафедра словесности
Утверждаю
Зав. кафедрой
доктор филологических наук
проф. Иванова М.В.
«______»___________________2009 г.
Учебная программа дисциплины
«История отечественной литературы первой половины XIX в.»
(бакалавриат, 2 курс)
(Проект)
Автор: доктор филологических наук проф. Тахо-Годи Е.А.
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
ЦЕЛЬ КУРСА
Сформировать представление о литературной ситуации первой половины XIX века как об эпохе становления русского романтизма и реализма, а вместе с тем смены и взаимодействия различных литературных школ, жанровых и стилевых приоритетов.
ЗАДАЧИ КУРСА
Совместить общую характеристику отдельных этапов литературного движения с анализом индивидуальных художественных миров, зачастую несводимых к установкам тех или иных направлений и течений, дать сведения о современных интерпретациях классических текстов первой половины XIX в.
МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА
Курс призван сформировать базовые знания по истории отечественной литературы, неразрывно связанной с историей формирования и становления отечественной журналистики, расширить и повысить обще-культурный уровень учащихся.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Для успешного освоения содержания курса от учащегося требуется не только посещение лекций, но и сопутствующая самостоятельная работа: работа с учебниками, чтение художественных текстов, рекомендуемой научной литературы.
2.Творчество авторов рубежа XVIII – начала XIX вв. Творчество Г.Р. Державина (сборник «Анакреонтические песни», драматургия), Н.М. Карамзина (повести периода «Вестника Европы», «История государства российского»), И.И. Дмитриева (басни, апологи) в XIX веке. Драматургия В.А. Озерова («Дмитрий Донской»).
4. Творчество В.А. Жуковского.Становление романтизма в поэзии Жуковского. Элегии («Сельское кладбище», «Славянка») и баллады («Людмила», «Светлана», «Двенадцать спящих дев», «Замок Смальгольм», «Кубок»). Специфика гражданской поэзии Жуковского («Певец во стане русских воинов»). Поэтические «манифесты» («Теон и Эсхин», «Невыразимое», «Таинственный посетитель»). Жуковский-переводчик. Эпические жанры в творчестве Жуковского.
5. Творчество К.Н. Батюшкова. Жанры дружеского послания («Мои пенаты») и элегии в творчестве Батюшкова. Патриотические и исторические элегии («К Дашкову», «Переход через Рейн», «Умирающий Тасс»). Анакреонтическая и антологическая лирика («Вакханка»). Структура сборника «Опыты в стихах и прозе». Батюшков – теоретик литературы («Речь о влиянии легкой поэзии на язык», «Нечто о поэте и поэзии»).
6.Творчество А.С. Грибоедова. Ранние комедии Грибоедова. История создания «Горя от ума». Своеобразие структуры и жанра комедии. Н.В. Гоголь и И.А. Гончаров о комедии Грибоедова. На путях к трагедии (замысел трагедий «1812 год», «Грузинская ночь», «Родамист и Зенобия»).
7. Типология русского романтизма. Творчество декабристов. Разновидности русского романтизма (субъективно-лирический, байронический, гражданский, философский, народно-исторический, славянофильский). Творчество поэтовК.Ф. Рылеева («Думы», поэма «Войнаровский»), В.К. Кюхельбекера (мистерия «Ижорский, историческая драма «Прокопий Ляпунов»), лирика А.И.Одоевского («Ответ на послание Пушкина “В Сибирь”»), исторические и кавказские повести А.А. Бестужева-Марлинского («Ревельский турнир», «Аммалат-Бек»). А.И. Полежаев как продолжатель декабристской традиции в русской поэзии (вольнолюбивая поэма «Сашка», кавказские поэмы «Эрпели»,«Чир-Юрт»).
8. Творчество А.С. Пушкина (этот раздел включает три темы: «Периодизация творчества А.С. Пушкина. Ранний и южный периоды творчества», «Творчество Пушкина середины 1820-х – начала 1830-х гг.», «Творчество Пушкина 1830-х гг.»). Периодизация творчества Пушкина. Особенности ранней лирики (1811–1817). Свободолюбивая лирика («Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву») петербургского периода (1817–1820). Пушкин и «Арзамас». Поэма «Руслан и Людмила». Ссылка на юг (1820–1824). Композиция и стиль «южных поэмы» («Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»).Лирика начала 1820-х годов. Романтическое свободомыслие и его кризис («Кинжал», «Наполеон», «Свободы сеятель пустынный»).Ссылка в Михайловское (1824–1826).Структура, композиция и стиль исторической трагедии «Борис Годунов». Трактовка проблемы «народ и власть» в трагедии Пушкина. Возвращение из ссылки. Отношение к декабристам и самодержавию в лирике второй половины 1820-х годов («Послание в Сибирь», «Арион», «Анчар», «Стансы»). Жанр, композиция и стиль поэмы «Полтава». Болдинская осень 1830 г. Лирика. «Повести Белкина» как начало русской реалистической прозы. Проблематика, стиль. «Маленькие трагедии». Конфликт персонажей «маленьких трагедий» как столкновение различных типов историко-культурной среды. Завершение первого русского реалистического романа «Евгений Онегин». История создания. Художественное своеобразие. Жанр, композиция, стиль, стих («онегинская строфа»). «Принцип противоречий» в структуре романа, соотношение «литературности» и «жизненности». Проблематика и образы героев романа, их типичность. Религиозно-философские мотивы в лирике 1830-х годов. Проблемы личности и государства, «стихийного» и «цивилизационного» начал в поэме «Медный Всадник». Пушкина и фольклор (сказки, «Песни западных славян», «Русалка»). Расцвет прозы Пушкина в 30-е годы («Пиковая дама», «Дубровский»). «Капитанская дочка» – «исторический» и «художественный» взгляд на восстание Пугачева. Исторические труды Пушкина («История Пугачева», материалы к «Истории Петра I»). Пушкин-журналист («Литературная газета», журнал «Современник»).
9.Литературное движение 1825–1842 гг. Творчество поэтов пушкинской поры. Гусарская лирика и элегии Д. Давыдова. Идиллии А. Дельвига («Конец золотого века»). Кружок любомудров. Философские мотивы в поэзии Д. Веневитинова. Эволюция литературной позиции Н.М. Языкова и П.А. Вяземского. Жанр «песни» в творчестве А.В. Кольцова. Развитие прозы в 30-е гг. Цикл «Русские ночи» В.Ф. Одоевского. Исторический роман (М.Н. Загоскин, И.И. Лажечников).
10. Творчество Е.А. Боратынского. Своеобразие элегий Боратынского («Последняя смерть», «Последний поэт»), поэмы («Эда», «Бал», «Цыганка»). Е.А. Боратынский как «поэт мысли».
11. Творчество М.Ю. Лермонтова (этот раздел включает три темы: «Периодизация творчества М.Ю.Лермонтова. Ранний период творчества», «Поэмы Лермонтова», «Лермонтов-прозаик).Многообразие раннего творчества Лермонтова (лирика, поэмы, драмы, роман «Вадим»). Проблема «байронизма» Лермонтова. Стихотворения «1831-го июня 11 дня» как поэтический манифест. Мотивы «маскарада» и «игры» как структурообразующие в романтической драме «Маскарад». «Смерть поэта» и первая ссылка. Романтические и мистические мотивы в лермонтовской лирике («Парус», «Ангел», «Сон», «Выхожу один я на дорогу…»). Своеобразие патриотической позиции Лермонтова («Бородино», «Родина»). Историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича…». Поэма «Демон». История создания. Мотивы изгнанничества и богоборчества в поэме. Поэма «Мцыри». Сатирическая поэма «Тамбовская казначейша». Проблема реализма в творчестве Лермонтова. Лермонтов-прозаик. Роман «Княгиня Лиговская». «Герой нашего времени» как социально-психологический и философский роман. Внутренняя хронология романа и его композиция. Смысл названия, принципы психологического анализа/самоанализа характеров, взаимодействие аналитического и нарративного начал.
12. Творчество Н.В. Гоголя (этот раздел включает три темы: «Периодизация творчества Н.В. Гоголя. Ранний период», «Драматургия Гоголя», «Роман “Мертвые души”. Духовные искания Гоголя последних лет жизни»). Ранний романтический период. Национально-историческая тематика и фантастика в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Своеобразие композиции сборника «Миргород». Героика исторического прошлого («Тарас Бульба») и пошлость современности («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). Структура сборника «Арабески». Гротеск и фантастика в Петербургских повестях («Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Шинель»). Драматургия Гоголя. Комедия «Ревизор»: «миражная интрига», смысл эпиграфа и «немой сцены». Авторская религиозная интерпретация смысла комедии («Развязка Ревизора»). Роман «Мертвые души». История создания. Проблема жанра. Специфика «масштабности взгляда». «Субъективное» и «эпическое» в романе. Духовные искания Гоголя последних лет жизни. Жанр и проблематика книги «Выбранные места из переписки с друзьями».
13.Литературное движение 1842–1855 годов. «Мрачное семилетие» (1848–1855). Усиление роли литературных журналов («Отечественные записки», «Современник», «Библиотека для чтения»). Возникновение «натуральнойшколы» («Физиология Петербурга», «Петербургский сборник») и ее жанров: физиологического очерка, социальной повести, социально-психологического романа («Кто виноват?» А.И. Герцена, «Обыкновенная история» И.А. Гончарова, «Бедные люди» Ф.М. Достоевского). Славянофильство (А.С. Хомяков, И.С.Аксаков, К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, П.В. Киреевский) и западничество (В.Г. Белинский, А.И. Герцен) – два полюса русской мысли. Мемуарная проза С.Т. Аксакова «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» как культовые книги славянофильства. Особая позиция «молодой редакции» «Москвитянина» (А.А. Григорьев и А.Н. Островский) в споре между славянофилами и западниками.
Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., 1941; 2-е изд. М., 1999.
Воропаев В.А. Н.В. Гоголь: Жизнь и творчество. М., 1998.
Гершензон М.О. Избранное. Мудрость Пушкина М., 2007. (том включает три книги пушкинского цикла («Мудрость Пушкина», «Статьи о Пушкине», «Гольфстрем»), а также книги «Грибоедовская Москва» и «П.Я.Чаадаев. Жизнь и мышление»).
Н.В.Гоголь: Pro et contra. Личность и творчество Н.В.Гоголя в оценке русских писателей, критиков, философов, исследователей. Антология / Сост., вст. ст. С.А.Гончарова. Т. I. СПб., 2009.
Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965; 2-е изд. М., 1995.
Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.;Л., 1959.
Егоров Б.Ф. От Хомякова до Лотмана. М., 2003.
Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. М., 1978.
Кошелев В. А. Константин Батюшков: Странствия и страсти. М., 1987.
Кошелев В.А. Алексей Степанович Хомяков. Жизнеописание в документах, рассуждениях и разысканиях. М., 2000.
Кулешов В.И. «Натуральная школа» в русской литературе XIX в. 2-е изд. М., 1983.
Кулешов В.И. «Отечественные записки» и литература 40-х годов XIX в. М., 1958.
Литературное наследие декабристов. Л., 1975.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII–начало XIX века). СПб., 2008.
Лотман Ю.М. Евгений Онегин: Роман. Комментарий // А.С.Пушкин. Евгений Онегин. Ю.М. Лотман. Комментарий. СПб., 2008 (Сер. «Школа текста»).
Лотман Ю.М. Пушкин: Статьи и заметки. М., 2008.
Майофис М.Л. Воззвание к Европе. Литературное общество «Арзамас» и российский модернизационный проект 1815–1818 гг. М., 2008.
Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. М.;Л. 1964.
Манн Ю.В. В поисках живой души. Мертвые души: Писатель – критика – читатель.2-е изд. М., 1984.
Манн Ю.В. Гоголь. Труды и дни: 1809–1845. М., 2004.
Манн Ю.В. Творчество Гоголя: смысл и форма. М., 2007.
П.Я. Чаадаев: Proetcontra /Сост., вступит. ст. и прим. А.А. Ермичева и А.А. Златопольской. СПб., 1998.
Песков А.М. Боратынский. М., 1990.
Петрунина Н.Н. Проза Пушкина: Пути эволюции. Л., 1987.
Славянофильство: Proetcontra: Творчество и деятельность славянофилов в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология / Сост. В.А. Фатеев. СПб., 2006.
Сурат И.З., Бочаров С.Г. Пушкин. Краткий очерк жизни и творчества. М., 2002.
Томашевский Б.В. Пушкин. Т.1: Лицей, Петербург. М., 1990.
Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
Наша телевизионная студия начала новую жизнь! Обновился парк телевизионных камер, режиссерский пульт, контрольные мониторы, служебная связь и многое другое...