Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.ftv.msu.ru/gont_workshop/prog_test/prog/literature/med_ren.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 02:56:51 2016
Кодировка: Windows-1251
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
  О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск
parta.png
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
Снимок экрана 2015-10-22 в 19.32.34.png

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

Высшая школа (факультет) телевидения

Кафедра словесности

Утверждаю

Зав. кафедрой

доктор филологических наук

проф. Иванова М.В.

«______»___________________2009 г.

Учебная программа дисциплины

«ИСтория зарубежной литературы. литература средних веков и эпохи Возрождения»

(Проект)

Автор: кандидат филологических наук доц. Коровин Андрей Викторович

I.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ:

Цель курса

- сформировать у студентов систему ориентирующих знаний об основных литературных явлениях и крупнейших писателях в Средние века и эпоху Возрождения. Необходимое знание основных этапов историко-литературного процесса предусматривает последовательное членение курса на разделы по периодам развития культуры Западной Европы в 5-16 вв.;

- заложить методологические основы, необходимые для успешного и научно обоснованного анализа текстов, относящихся к Средневековью и Возрождению;

- научить рассматривать литературный процесс в историко-культурном контексте эпохи и связи с другими видами искусства;

- выявлять специфику национальных литератур в Средние века и эпоху Возрождения и их влияние на последующую литературную традицию;

- выделять круг конфликтов и художественных персонажей, составляющих арсенал «вечных», или «мировых» тем и образов; сформировать базовый понятийный аппарат.

Задачи курса

Студент, изучивший дисциплину, должен

знать:

- основные этапы развития литературы в Средние века и эпоху Возрождения;

- основных писателей и их творчество;

- тексты произведений, включенных в программу;

- имена ведущих переводчиков, исследователей, наиболее авторитетные издания, серии, учебные пособия и справочники;

уметь:

- отличать сходные литературные явления в Средние века и в эпоху Возрождения;

- дать грамотно построенный, развернутый устный ответ в ходе проведения контрольного мероприятия;

владеть:

- навыками чтения и конспектирования необходимой литературы;

- кругом эстетических понятий и терминов, используемых при анализе художественного произведения и литературного процесса в целом.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Данный курс позволяет сформировать представление об истории западноевропейской литературы в Средние века и эпоху Возрождения, лучше ориентироваться в мировом культурном процессе, осмыслить основные закономерности развития европейской цивилизации.

Требования к уровню освоения содержания курса:

В процессе обучения и по окончании курса студенты должны проявить определенный уровень компетентности, который определяется по результатам оценки качества усвоения знаний в течение семестра и итогового контроля в устной и письменной форме в виде:

- контрольных и проверочных работ с вопросами репродуктивного и проблемного характера;

- тестов;

- коллоквиумов по разделам курса;

- терминологических диктантов;

- творческих заданий;

- реферативных обзоров и др.

II. Содержание курса

Введение. Раннее Средневековье. Особенности Средневековья как нового этапа становления европейской культуры. Представление о раннем, высоком и позднем Средневековье. Переход от Античности к Средневековью. Ранее Средневековье - особенности культурного и политического развития, три национально-культурных компонента, легших в основу формирующейся западноевропейской цивилизации: античный, кельтский и германский.

Наследие Античности и христианство как основной источник духовного развития в переходный период. Риторическая поэзия: Авсоний, Намациан. Литература раннего христианства. «Новый Завет» как источник этой литературы. «Кредо» Тертуллиана. Патристика. Жизнь и труды Августина Блаженного. «Исповедь» Августина как литературный памятник – первый образец жанра исповеди в европейской литературе. Литературное творчество Боэция и Кассиодора. Роль папы Григория Великого в становлении средневекового сознания, его литературная деятельность. Упадок литературного творчества. «Каролингское Возрождение». Алкуин. Восстановление форм античной поэзии и их средневековое содержание.

Кельтская литературная традиция. Особенности культуры кельтских народов и ее значение для становления западноевропейской литературы. Специфика культурного развития в Ирландии: смешение языческих и христианских представлений о мире. Деятельность св. Патрика. Друиды и филиды. Монастыри как центры литературного творчества. Запись фольклорных текстов. Ирландский эпос. «Книга захватов Ирландии». Уладский цикл. Отражение в нем эпохи его возникновения. Воплощение в образе Кухулина идеала ирландцев. Художественные особенности уладского цикла.

Мифология и поэзия германцев. Роль германцев в формировании европейских государств. Христианство и язычество у германских народов. Древнеисландская литература как основной источник по мифологии и истории германцев в раннесредневековый период развития. Особенности скальдической поэзии - первого проявления индивидуального авторства со времен античности. «Старшая Эдда» и «Младшай Эдды» Снорри Стурлусона как литературные тексты, особенности формы и содержания. «Прорицание вельвы»: тема гибели богов. Отражение истории и культуры скандинавских народов в сагах. Типы саг.

Народный героический эпос и литературная традиция. Ранние этапы развития эпической поэзии у германских народов: «Песнь о Хильдебранте», «Беовульф» и их поэтика. Героический эпос развитого феодализма. Проблема соотношения фольклорного и литературного начал, проблема авторства памятников. Французский эпос. «Песнь о Роланде» в свете фольклора: фольклорная трансформация исторического события. Эпическая идея памятника. Особенности художественного мира «Песни о Роланде». Немецкий героический эпос и «Песнь о нибелунгах», его поэтика. Испанский героический эпос «Песнь о моем Сиде» в сопоставлении с французским и немецким героическим эпосом. Идея Реконкисты. Образ Сида.

Литература Высокого Средневековья. Представление о трехчастном делении культуры на куртуазную, клерикальную и народную. Особенности духовного и политического развития в эпоху развитого феодализма. Крестовые походы и их роль в формировании западноевропейской цивилизации. Становление авторской литературы.

Клерикальная литература. Жанры клерикальной литературы (видение, житие). «Видение Тнугдала». Роль жа