Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова
Высшая школа (факультет) телевидения
Кафедра словесности
Утверждаю
Зав. кафедрой
доктор филологических наук
проф. М.В.Иванова
«_______»____________________2009 г.
Рабочая программа курса
«Основы речевого поведения и телевизионная речь»
Спецкурс для бакалавров
(Проект)
Автор-составитель: доктор филологических наук проф. Бельчиков Ю.А.
Пояснительная записка
Задача курса – на основе базовых понятий и категорий теории речевого акта, коммуникативно-прагматического аспекта речевого общения как одного из фундаментальных факторов, обеспечивающих взаимодействие членов социального коллектива, его основных групп, индивида и социума, гражданского общества и государства, дать общее систематизированное представление об основных принципах, понятиях, механизмах речевого поведения применительно к типизированным, наиболее распространенным в современном телевидении речевым ситуациям, актуальным для тележурналистов (ведущих, интервьюеров, комментаторов, корреспондентов и т.п.).
В лекциях излагаются основы теории речевого акта, раскрываются
а) понятия «речевой акт», «высказывание», «коммуникативный акт», соотношение между ними;
б) связанные с этими понятиями такие категории речевого поведения, как коммуникативная цель (коммуникативная интенция, или намерение), стратегия речевого общения, тактика речевого общения, перформативы, иллокуция, их роль в процессе речевого общения, в реализации речевого поведения коммуникантов;
в) принципы, на которых строится речевое общение и достигается его положительный результат и которые определяют продуктивное речевое поведение коммуникантов;
г) раскрывается роль паралингвистических (невербальных) средств речевого общения в их взаимодействии с языковыми средствами;
д) устанавливается взаимосвязь речевого поведения и культуры речи.
Изложениетеоретическогои практического материала ориентировано на типизированные коммуникативные ситуации, актуальные для тележурналиста в его работе в эфире.
Курс завершается дифференцированным зачетом. В течение семестра – два коллоквиума по основным темам курса.
Содержание курса
Предмет и задачи курса лекций «Основы речевого поведения и телевизионная речь».
Из теории языкознания: язык, речь, речевая деятельность (общие положения).
Речевое поведение в аспектах лингвопрагматики (общие положения).
Речевое поведение – разновидность поведения человека.
по социальной направленности – предметно ориентированное, социально ориентированное, личностно ориентированное;по теме общения; по цели общения; по степени официальности общения; по форме общения.
Разновидности речевой коммуникации: межличностная (неформальная), групповая, массовая (последние две – в условиях официальности). Специфика речевого общенияи соответственно – речевого поведения в условиях массовой коммуникации, перед телеобъективом в связи с формулой соотношения изобразительного, звукового и языкового(речевого) рядов в телевизионном тексте.
Основные принципы речевого общения: принцип кооперативности и принцип вежливости:
а) постулаты и максимы принципа кооперативности;
б) постулаты принципа вежливости (на материале телетекстов и применительно к телевизионной речи).
Речевой акт. Высказывание. Их соотношение. Основные виды речевых актов (на материале телетекстов).
Перформативы. Их основные разновидности.
Коммуникативный акт. Коммуникативная цель. Условия реализации коммуникативного акта. Шумы и помехи (применительно к ситуациям ТВ).
Адресант и адресат. Их соотношение и роли в коммуникативном акте (применительно к ситуациям массовой коммуникации и ТВ).
Коммуникативная неудача. Основные причины коммуникативных неудач:
в) коммуникативные неудачи, порождаемые различиями в индивидуальных свойствах говорящих (психологические различия участников речевого общения, несовпадения в их «картинах мира», уровне образования, общей культуры, в степени владения литературными нормами и системой стилей литературного языка и т.п.);
г) коммуникативные неудачи, порождаемые собственно коммуникативными факторами;
Роль паралингвистических (невербальных) средств в речевом общении (применительно к типизированным речевым ситуациям на ТВ).
Непосредственное и опосредованное речевое общение. Специфика речевого общения в условиях массовой коммуникации на ТВ (в том числе в интерактивных жанрах – с позиций принципов речевого общения).
Письменное и устное речевое общение (общее и различия).
Стратегии речевого поведения.
Тактики речевого поведения.
Речевой этикет.
Речевое поведение и культура речи.
Литература
Основная
Арутюнова Н.Д. Фактор адресата // Известия АН СССР. ОЛЯ. М., 1981, ?4.
Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи. М., 2002. Раздел1; раздел 2, глава 2.
Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. М., 1985. С.217-234.
Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Омск, 1999.
Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник. М., 2003.
Леонтьев А.А. Психология общения. 3 изд. М., 1999.
Лингвистический энциклопедический словарь. 2 изд. М., 2002. Статьи по вопросам речевого поведения и речевого общения.
Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект / Отв. редакторы Е.А.Земская, Д.Н.Шмелев. М., 1993. Главы 1 и 2.
Стернин И.А. Введение в речевое взаимодействие. Воронеж, 2001.
Эффективная коммуникация: история, теория, практика. Словарь-справочник. М., 2005.
Leech G.N. Principales of Pragmatics. N.Y., 1983.
Дополнительная
Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. М., 1976. Раздел «Логико-философские теории речевого акта».
Богданов В.В. Речевое общение. Л., 1990.
Гордон Д., Лаков Дж. Постулаты речевого общения // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. М., 1985.
Крысин Л.П. Речевое общение и социальные роли коммуникантов // Крысин Л.П. Русское слово, свое и чужое. Исследования по современному русскому языку и социолингвистике. М., 2004. С. 425-436.
Кузнецов М., Цыкунов И. Как позволить другим делать по-вашему: речевые и поведенческие стратегии журналиста. М., 1999.
Леонтьев А.А., Базылев В.Н., Бельчиков Ю.А., Сорокин Ю.А. Понятия чести и достоинства, оскорбления и ненормативности в текстах права и средств массовой информации. М., 1997. С. 61-64.
Понятия чести, достоинства и деловой репутации: Спорные тесты СМИ и проблемы их анализа и оценки юристами и лингвистами. 2 изд. М., 2004.
Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение. М., 2006.
Романова Н.Н., Филиппов А.В. Культура речевого общения. М., 2001.
Серль Дж. Косвенные речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. М., 1986.
Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. М., 2007.
Формановская Н.И. Русский речевой этикет: нормативно-социокультурный контекст. М., 2002.
Хорошая речь / Под ред. М.А.Кормилициной и О.Б. Сиротининой. Саратов, 2002.
Янко Т.Е. Коммуникативные стратегии русской речи. М., 2001.
Есть вопросы?
Вы можете их задать
по телефону
(495) 939-4461
(495) 939-3749
Наша телевизионная студия начала новую жизнь! Обновился парк телевизионных камер, режиссерский пульт, контрольные мониторы, служебная связь и многое другое...