Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.ftv.msu.ru/gont_workshop/prog_test/prog/literature/tv_speach.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 03:01:50 2016
Кодировка: Windows-1251
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
  О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск
parta.png
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
Снимок экрана 2015-10-22 в 19.32.34.png

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

Высшая школа (факультет) телевидения

Кафедра словесности

Утверждаю

Зав. кафедрой

доктор филологических наук

проф. М.В.Иванова

«_______»____________________2009 г.

Рабочая программа курса

«Основы речевого поведения и телевизионная речь»

Спецкурс для бакалавров

(Проект)

Автор-составитель: доктор филологических наук проф. Бельчиков Ю.А.

Пояснительная записка

Задача курса – на основе базовых понятий и категорий теории речевого акта, коммуникативно-прагматического аспекта речевого общения как одного из фундаментальных факторов, обеспечивающих взаимодействие членов социального коллектива, его основных групп, индивида и социума, гражданского общества и государства, дать общее систематизированное представление об основных принципах, понятиях, механизмах речевого поведения применительно к типизированным, наиболее распространенным в современном телевидении речевым ситуациям, актуальным для тележурналистов (ведущих, интервьюеров, комментаторов, корреспондентов и т.п.).

В лекциях излагаются основы теории речевого акта, раскрываются

а) понятия «речевой акт», «высказывание», «коммуникативный акт», соотношение между ними;

б) связанные с этими понятиями такие категории речевого поведения, как коммуникативная цель (коммуникативная интенция, или намерение), стратегия речевого общения, тактика речевого общения, перформативы, иллокуция, их роль в процессе речевого общения, в реализации речевого поведения коммуникантов;

в) принципы, на которых строится речевое общение и достигается его положительный результат и которые определяют продуктивное речевое поведение коммуникантов;

г) раскрывается роль паралингвистических (невербальных) средств речевого общения в их взаимодействии с языковыми средствами;

д) устанавливается взаимосвязь речевого поведения и культуры речи.

Изложение теоретического и практического материала ориентировано на типизированные коммуникативные ситуации, актуальные для тележурналиста в его работе в эфире.

Курс завершается дифференцированным зачетом. В течение семестра – два коллоквиума по основным темам курса.

Содержание курса

Предмет и задачи курса лекций «Основы речевого поведения и телевизионная речь».

Из теории языкознания: язык, речь, речевая деятельность (общие положения).

Речевое поведение в аспектах лингвопрагматики (общие положения).

Речевое поведение – разновидность поведения человека.

Речевое общение. Социальная природа речевого общения. Типология общения:

по социальной направленности – предметно ориентированное, социально ориентированное, личностно ориентированное; по теме общения; по цели общения; по степени официальности общения; по форме общения.

Соотношение понятий «речевая деятельность», «речевое общение», «речевое поведение».

Разновидности речевой коммуникации: межличностная (неформальная), групповая, массовая (последние две – в условиях официальности). Специфика речевого общения и соответственно – речевого поведения в условиях массовой коммуникации, перед телеобъективом в связи с формулой соотношения изобразительного, звукового и языкового(речевого) рядов в телевизионном тексте.

Основные принципы речевого общения: принцип кооперативности и принцип вежливости:

а) постулаты и максимы принципа кооперативности;

б) постулаты принципа вежливости (на материале телетекстов и применительно к телевизионной речи).

Речевой акт. Высказывание. Их соотношение. Основные виды речевых актов (на материале телетекстов).

Перформативы. Их основные разновидности.

Коммуникативный акт. Коммуникативная цель. Условия реализации коммуникативного акта. Шумы и помехи (применительно к ситуациям ТВ).

Адресант и адресат. Их соотношение и роли в коммуникативном акте (применительно к ситуациям массовой коммуникации и ТВ).

Коммуникативная неудача. Основные причины коммуникативных неудач:

а) коммуникативные неудачи, порождаемые свойствами конкретного языка;

б)коммуникативные неудачи, порождаемые неверным пониманием коммуникативных намерений говорящего;

в) коммуникативные неудачи, порождаемые различиями в индивидуальных свойствах говорящих (психологические различия участников речевого общения, несовпадения в их «картинах мира», уровне образования, общей культуры, в степени владения литературными нормами и системой стилей литературного языка и т.п.);

г) коммуникативные неудачи, порождаемые собственно коммуникативными факторами;

д) коммуникативные неудачи, порождаемые манипулятивными речевыми актами.

Иллокуция. Ее разновидности.

Роль паралингвистических (невербальных) средств в речевом общении (применительно к типизированным речевым ситуациям на ТВ).

Непосредственное и опосредованное речевое общение. Специфика речевого общения в условиях массовой коммуникации на ТВ (в том числе в интерактивных жанрах – с позиций принципов речевого общения).

Письменное и устное речевое общение (общее и различия).

Стратегии речевого поведения.

Тактики речевого поведения.

Речевой этикет.

Речевое поведение и культура речи.

Литература

Основная

Арутюнова Н.Д. Фактор адресата // Известия АН СССР. ОЛЯ. М., 1981, ?4.

Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи. М., 2002. Раздел1; раздел 2, глава 2.

Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. М., 1985. С.217-234.

Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Омск, 1999.

Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник. М., 2003.

Леонтьев А.А. Психология общения. 3 изд. М., 1999.

Лингвистический энциклопедический словарь. 2 изд. М., 2002. Статьи по вопросам речевого поведения и речевого общения.

Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект / Отв. редакторы Е.А.Земская, Д.Н.Шмелев. М., 1993. Главы 1 и 2.

Стернин И.А. Введение в речевое взаимодействие. Воронеж, 2001.

Эффективная коммуникация: история, теория, практика. Словарь-справочник. М., 2005.

Leech G.N. Principales of Pragmatics. N.Y., 1983.

Дополнительная

Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. М., 1976. Раздел «Логико-философские теории речевого акта».

Богданов В.В. Речевое общение. Л., 1990.

Гордон Д., Лаков Дж. Постулаты речевого общения // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. М., 1985.

Крысин Л.П. Речевое общение и социальные роли коммуникантов // Крысин Л.П. Русское слово, свое и чужое. Исследования по современному русскому языку и социолингвистике. М., 2004. С. 425-436.

Кузнецов М., Цыкунов И. Как позволить другим делать по-вашему: речевые и поведенческие стратегии журналиста. М., 1999.

Леонтьев А.А., Базылев В.Н., Бельчиков Ю.А., Сорокин Ю.А. Понятия чести и достоинства, оскорбления и ненормативности в текстах права и средств массовой информации. М., 1997. С. 61-64.

Понятия чести, достоинства и деловой репутации: Спорные тесты СМИ и проблемы их анализа и оценки юристами и лингвистами. 2 изд. М., 2004.

Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение. М., 2006.

Романова Н.Н., Филиппов А.В. Культура речевого общения. М., 2001.

Серль Дж. Косвенные речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. М., 1986.

Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. М., 2007.

Формановская Н.И. Русский речевой этикет: нормативно-социокультурный контекст. М., 2002.

Хорошая речь / Под ред. М.А.Кормилициной и О.Б. Сиротининой. Саратов, 2002.

Янко Т.Е. Коммуникативные стратегии русской речи. М., 2001.

Есть вопросы?

Вы можете их задать
по телефону
(495) 939-4461
(495) 939-3749

Электронной почте
hstv@bk.ru


Слово декана

23.11.2015
Телевизор должен стоять на книгах
Виталий Третьяков,
декан ВШТ

Виталий Третьяков считает, что телевидение должно иметь 'книжный фундамент', то есть опираться на традиционные культурные ценности человечества...

Наш факультет

Новая жизнь нашей телестудии 18.11.2015
Новая жизнь нашей телестудии
Надежда Цымбалова,
руководитель учебной телестудии

Наша телевизионная студия начала новую жизнь! Обновился парк телевизионных камер, режиссерский пульт, контрольные мониторы, служебная связь и многое другое...

Слово студента

Теория и практика, или Ожидания и реальность 16.03.2016
Теория и практика, или Ожидания и реальность
Людмила Удовик, студентка 2-го курса бакалавриата

...тебе будет сложно остановиться - читая где-нибудь новости, ты уже будешь прикидывать, как лучше из этого сделать сюжет...