Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова
Высшая школа (факультет) телевидения
Кафедра словесности
Утверждаю
Зав. кафедрой
доктор филологических наук
проф. Иванова М.В.
«______»___________________2009 г.
Учебная программа дисциплины
«Основы теории литературы»
(Проект)
Составитель: кандидат филологических наук Поликарпик Л.К.
ЦЕЛЬ КУРСА:
помочь студентам дополнить и расширить гуманитарные знания, ознакомиться с основами теории художественной литературы.
ЗАДАЧИ КУРСА:
знакомство с литературоведением, его структурой, терминологией, научными подходами к словесному художественному произведению, а также кратко к литературному процессу; овладение принципами анализа произведения в его художественной целостности для научной, редакторской и практической деятельности журналиста.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
Введение
Литературоведение — филологическая наука о сущности, про-исхождении и развитии художественной словесности как вида ис-кусства. Место литературоведения в системе гуманитарного зна-ния. Его взаимодействие с лингвистикой, риторикой, искусствоз-нанием, эстетикой, культурологией, тележурналистикой, общественной историей, а также с социологией и психологией. Проблема точности знания и трудности терминологии в литерату-роведении. Историческая изменяемость литературоведческой тер-минологии и неоднозначное истолкование терминов в различных научных школах.
Состав литературоведения. Основные дисциплины: история на-циональных литератур, (история мировой литературы), литератур-но-художественная критика, теория литературы. Вспомогательные дисциплины: историография, текстология, библио-графия. Теория литературы — дисциплина, которая систематизирует понятия о специфике художественной литературы, об особен-ностях ее содержания и формы в их историческом развитии, о це-лостности художественного произведения и его функционирова-нии, о литературном процессе.
Искусство и его виды
Искусство — особая сфера человеческой культуры. Три значе-ния слова «искусство» в русском языке, их истоки. Искусство как художественное творчество («художество») — специфически сози-дательная деятельность, удовлетворяющая эстетическим потребно-стям людей. Эстетическое совершенство (красота) произведений прикладных и изящных искусств, специфика красоты в каждом виде искусства.
Образная природа искусства. Термин «образ» в философии, психологии, лингвистике, искусствознании, тележурналистике. «Самодостаточность» образов искусства в отли-чие от других видов образности, имеющих вспомогательное значе-ние иллюстрации (научной, рекламной, публицистической) и фак-тографии (мемуарной, документальной).
Происхождение искусства из первобытного синкретического творчества.
Виды искусства, их классификация. Экспрессивные и пластиче-ские начала в фактуре художественного образа, их смысловое зна-чение. Взаимонезаменимость и самоценность видов искусства. Место художественной литературы в их ряду. Трактат Лессинга о границах живописи и поэзии.
Литература как вид искусства
Художественная литература — искусство слова. Эстетические свойства звучащего слова; его «музыкальность». Интонационная экспрессивность и ритмичность художественной речи как факторы эстетического впечатления.
Знаковость слова, его «невещественность» (Лессинг). Отсутствие наглядности и конкретно-чувственной достоверности в словесном изображении.
Литература как временное искусство, воспроизводящее явления жизни в их развитии. Изобразительно-экспрессивные и познава-тельные возможности речи. Литература как отражение действительности, форма ее художе-ственного познания, осмысления, оценки, претворения. Аристотель о поэзии как искусстве «мимезиса», подражающем не тому, что было, но что «возможно».
Отличие художественного обобщающе-целостного и ценностно-го осмысления жизни от научного, абстрактного знания. Соотно-шение понятий «прототип», «тип», «художественный характер», «персонаж», «герой», «образ». Аналитичность и проблемность литературы, ее ценностный смысл. Интеллектуально-духовное бо-гатство литературы. Литература и средства массовой коммуникации.
3. Содержание и форма художественного произведения
Целостность литературного произведения как идейно-художест-венной системы. Его концептуальность и специфическая художе-ственная завершенность, «самодостаточность».Органическое единство образной формы и эмоционально-обобщающего содержания.Проблема их аналитического разграничения.
4. Содержание художественного произведения
Поэтическая идея (обобщающая эмоционально-образная мысль) как основа художественного содержания в его отличии от анали-тического суждения; органическое единство объективной (предмет-но-тематической) и субъективной (идейно-эмоциональной) сторон.
Категория художественной темы, позволяющая соотнести по-этическую идею с ее предметом, с внехудожественной реальностью. Авторская активность в выборе темы.
Категория пафоса. Неоднозначное употребление термина «па-фос» в науке о литературе. Связь пафоса с категорией возвышенного.
Героическое в литературе. Трагическое в литературе. Критическая направленность литературы.
5. Художественная форма
а) словесный строй
Различия между понятиями речи, видов речи и языка. Обуслов-ленность речи содержанием и целью высказывания. Художествен-ная речь как одна из сторон образной формы произведения. Об-разность и экспрессивность художественной речи, ее высокая эсте-тическая организованность.
Лексико-семантические особенности художественной речи. Но-минативная изобразительность речи литературных произведений. Экспрессивное значение корней, суффиксов, префиксов. Использо-вание архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, прозаизмов в художественной литературе. Возможность нарушения норм литературного языка в художественной речи. Создание поэтиче-ских неологизмов.
Слово в художественном контексте. Иносказательность, ее ви-ды. Принципы переноса значения слов. Тропы: метафора, метони-мия, ирония. Виды метонимии. Виды метафоры. Перифраз. Про-стое сравнение. Развернутое сравнение. Олицетворение и образный параллелизм. Отрицательные сравнения и параллелизм. А. Веселовский о происхождении их в народной поэзии. Образы-символы, образы-аллегории, образы-эмблемы. Возврат утраченной образно-сти слова в художественном контексте. Гипербола и литота как виды словесно-предметной изобразительности.
Интонационно-синтаксическая выразительность художествен-ной речи. Эмоционально-речевые интонации, риторические фигу-ры (вопросы, восклицания, обращения). Синтаксическая инвер-сия и исторические нормы литературного языка. Словесные анти-тезы. Эллипсис. Словесные повторы. Их разновидности в поэзии (анафора, эпифора, стык, рефрен). Синтаксический параллелизм. Градация. Художественные эпитеты, их изобразительно-экспрессивное значение.
Ритмическая организация художественной речи. Понятие сло-весного ритма (в отличие от музыкального). Происхождение ритма в поэзии и прозе. Различие ритма в поэзии и прозе.
Аллитерация и ассонанс. Звукопись и звукоподражание. Звуко-вое единство стихотворной строки. Паронимы.
Слово в стихе. «Теснота стихотворного ряда» (Ю. Тынянов). Границы поэзии и прозы. Словесный текст произведения как эстетически организованное целое, как форма существования художе-ственного мира.
б) художественный мир и композиция
Художественный мир произведения, его эстетическая конкрет-ность, экспрессивность, смысловая и структурная многоплано-вость, символичность.
Компоненты и предметные детали изображения: воспроизведен-ные события, сюжет, персонажи, окружающая природа (пейзаж), бытовая обстановка. Его жизнеподобие (иллюзия реальности) или демонстративная сконструированность (вторичная условность ис-кусства: фантастика, гипербола, гротеск). Пространственно-временные границы, единство и завершенность художественного мира. Композиционные связи его элементов. Развертывание художе-ственного мира во времени, определяющее последовательность его восприятия читателем. Смысловые акценты изображения.
Персонаж (герой) иструктура его образа. Внешний (портретные детали, мимика, жесты) и внутренний об-лик персонажа. Средства его психологической характеристики: вос-создание процессов душевной жизни и их анализ. Психологические доминанты в характере (ум, воля, чувство, страсть), отражающие авторскую концепцию. Характер персонажа как устойчивая систе-ма поведения в сюжете (тип реакции на ситуации, на вещный и при-родный мир) и как носитель определенного ценностного отноше-ния к жизни.
Речь персонажа как предмет художественного изображения. Ре-чевое поведение персонажа. Формы речи: монолог, реплики в диалоге, «мысли вслух», внутренний монолог, поток сознания, письменная и несобственно-прямая речь. Характерологическое значение интонационно-синтак-сических, лексических, семантических, фонетических ее особенно-стей. Логическая и алогичная речь. Патетическая, интеллектуальная, дидактическая, бытовая речь в связи с ситуацией высказыва-ния. Цитаты в речи персонажа и повествователя.
Типология литературных персонажей (в творчестве писателя, литературном направлении, жанрах). «Вечные образы» в литерату-ре.
Система персонажей в произведении: главные, второстепенные, эпизодические персонажи.
Сюжет — динамическая сторона художественного мира. Две на-учных традиции в терминологическом обозначении изображаемых событий: сюжет и фабула. Понятие хронотопа.
Сюжет и жанр. Особенности сюжета в произведениях героиче-ских, нравоописательных, романических жанров. Типология сюжетов: сказочный, детективный, авантюрный, сюжет-испытание. Но-веллистический сюжет. Композиция сюжета в произведениях эпического рода. Сюжет и персонаж в произведениях драматического рода. Художественный мир и композиция лирического произведения.
6. Литературный род и жанр
Литературные роды и жанры как формально-содержательные категории. Принцип деления литературы на роды как теоретиче-ская проблема. Платон и Аристотель о «способах подражания» в по-эзии. Философское обоснование Гегелем и В. Белинским различия между литературными родами по содержательным и формальным признакам.
Концепция А. Н. Веселовского о происхождении литературных родов из обрядовой синкретической песни и о развитии их в связи с историческими изменениями личностного самосознания поэта.
Эпос как изобразительный вид словесного искусства: воспроизведение внешней и внутренней жиз-ни людей в ее целостности посредством повествования о событиях. Лирика как экспрессивно-изобразительный вид искусства: воспро-изведение процессов внутреннего мира людей (эмоциональных состояний, переживаний, размышлений) средствами словесно-предметной изобразительности. Драма как изобразительный вид искусства, предназначенный для театра; воспроизведение в пьесах (посредством диалогов и монологов) действий людей, вовлеченных в открытый или скрытый конфликт, который затрагивает их интересы и цели.
Пограничные межродовые явления: лиро-эпика, лирическая драма, драма для чтения и др. Жанровая классификация литера-турных произведений.
7. Стиль
Стиль как эстетическое единство и взаимодействие всех сторон, компонентов и деталей экспрессивно-образной формы художественного произ-ведения. Содержательная обусловленность такого единства. Эле-менты формы как носители стиля. Стилеобразующие факторы в их взаимодействии. Стиль как показатель эстетического совершенства произведения.
8. Литературный процесс и его закономерности
Литературный процесс в контексте культурно-исторического развития и проблема его периодизации.
Понятие художественной системы, творческого метода, литературного направления и течения. Различная трактовка этих катего-рий в науке. Художественные системы античности и раннего сред-невековья. Гуманистическая литература эпохи Возрождения как художественная система. Классицизм, сентиментализм, романтизм — ведущие направления в европейских литературах XVII-ХVIII - начала XIX вв. Литературные направления в XIX и XX вв. (Общая характеристика эстетической программы, творческого метода, системы жанров, стилевых тенденций). Проти-воборство и преемственность литературных направлений.
Краткая характеристика некоторых литературоведческих школ (культурно-исторической, компаративизма, формализма, струк-турализма) и современной ситуации в науке.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО ВСЕМУ КУРСУ:
1. Сущность искусства.
2. Искусство как явление эстетическое.
3. Искусство как познавательная деятельность.
4. Искусство как воплощение позиции и мироотношения автора.
5. Виды искусства, их классификация.
6. Литература как вид искусства.
7. Художественный образ. Образ и знак.
8. Литература как искусство слова. Речь как предмет изображения.
9. Невещественность образов в литературе.
10. Литература и средства массовой коммуникации.
11. Состав литературного произведения. Его форма и содержание.
12. Психологизм литературы.
13. Портрет персонажа.
14. Образы вещного мира в литературе.
15. Формы присутствия природы в литературе.
16. Специфика художественной речи.
17. Лексико-семантическая выразительность художественной речи.
18. Интонационно-синтаксическая выразительность художественной речи.
19. Понятие о сюжете.
20. Композиция литературного произведения.
21. Деление литературы на роды.
22. Эпос как литературный род.
23. Драма как литературный род.
24. Общие свойства эпоса и драмы.
25. Особенности лирики как рода литературы.
26. Понятие о жанре. Основные принципы жанровой классификации литературных
произведений.
27. Эпические жанры.
28. Драматические жанры.
29. Лирические жанры.
30. Лиро-эпические жанры.
31. Литературный процесс и его закономерности.
32. Художественные системы XIX – XX вв.
ОСНОВНАЯ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Введение в литературоведение. Хрестоматия / Под ред. П. А. Николаева, М., 2006 г.
Введение в литературоведение / Под ред. Г. Н. Поспелова, М., 1988 г.
Введение в литературоведение / Под ред. Л. В. Чернец, М., 2006 г.
Хализев В. Е. Теория литературы. М., 2002 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Гинзбург Л. Я. О лирике. Л., 1974.
Литературный энциклопедический словарь / Под ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А. М., 1987.
Лотман Ю. М. О русской литературе. С.-П., 2005
Николаев П. А., Курилов А. С., Гришунин А. Л. История русского литературоведения. М., 1980.
Теория метафоры / Составитель Н. Д. Арутюнова. М., 1990.
Хализев В. Е. Драма как явление искусства. М., 1978.
Есть вопросы?
Вы можете их задать
по телефону
(495) 939-4461
(495) 939-3749
Наша телевизионная студия начала новую жизнь! Обновился парк телевизионных камер, режиссерский пульт, контрольные мониторы, служебная связь и многое другое...