26.08.2013
In memoriam. Вадим Юсов (20.04.1929 - 23.08.2013)
Ушел из жизни кинооператор Вадим Юсов, работавший оператором в фильмах Андрея Тарковского: 'Иваново детство' и 'Андрей Рублев', снимал фильм Георгия Данелии 'Я шагаю по Москве', 'Не горюй!', 'Паспорт'. Также работал с Сергеем Бондарчуком, Никитой Михалковым, Иваном Дыховичным. По признанию режиссеров, Юсов был не только главным учителем всех современных российских операторов, но и вообще лучшим оператором в мире - уникальным художником, умеющим снимать абсолютно разные по жанру кинокартины. Об этом сообщает РИА 'Новости'.
'Я считаю, что Юсов был лучшим оператором в мире. Были классные операторы, блестящие, потрясающе талантливые, но таких, которые выхватывали бы суть драматургии, я не встречал. Это человек, который снял "Я шагаю по Москве" и "Иваново детство" - абсолютно разные фильмы, абсолютно разный стиль', - говорит в интервью РИА 'Новости' Георгий Данеллия.
Юсов родился 20 апреля 1929 года в деревне Клавдино Ленинградской области. В 1947-1949 годах работал на Московском заводе металлоизделий. В 1954 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Бориса Волчека), работал ассистентом оператора, а с 1957-го года стал оператором-постановщиком киностудии 'Мосфильм'. Судьбоносной для него стала встреча с Андреем Тарковским. В 1960 году именно дебютный фильм Тарковского 'Каток и скрипка' стал первой крупной работой оператора. Затем последовали совместные работы 'Иваново детство', 'Андрей Рублев' и 'Солярис'. В 1970-х фильмография Юсова дополнилась картиной Сергея Бондарчука 'Они сражались за Родину'. В 1980-х появились 'Красные колокола' и 'Борис Годунов'.
Помимо этого Юсов работал над телевизионным фильмом Льва Кулиджанова 'Карл Маркс. Молодые годы'. А уже в конце 1980-х началось тесное сотрудничество тогда уже известного оператора с молодым режиссером Иваном Дыховичным. Этот творческий тандем дал свет картинам 'Черный монах', 'Прорва', 'Копейка'.
'Он очень нелегкий партнер на площадке, требовательный, всегда обговаривал очень много условий, что я уже начинал беситься. Но со временем я понял, что это, прежде всего, высокий профессионализм. Я счастлив, что я с ним пообщался и как с художником, и как с человеком', - рассказывает Владимир Меньшов, работавший с Юсовым над картиной 'Большой вальс'.
Говорит режиссер Андрей Прошкин 'Это великая жизнь. Это эпоха в русском кино, в киноизображении. Причем он был мастер абсолютно признанный - не только для нас, но и для всего мира. Я с ним однажды работал. Это было непросто, но совершенно замечательно, потому что он был человеком очень творческим и одновременно невероятно требовательным - в первую очередь к себе'. И далее: 'Почти все российские операторы могут назвать себя учениками Юсова. Какое количество сил, энергии, страсти он вкладывал в операторский факультет ВГИКа, как он переживал, старался создать и поддерживать эту школу, последствия этого мы видим: это, наверное, одна кинематографическая специальность, к которой ни у кого нет претензий. У нас действительно выдающаяся операторская школа. И Вадим Иванович - это человек, на котором все это и держалось'.
Вся статья здесь:
http://ria.ru/culture/20130823/958254889.html#ixzz2coO2mQze