История отечественного телевидения «от света до света».
(Взгляд из – под палубы).
Маковеев В.Г., кандидат технических наук, доцент Московского технического университета связи и информатизации
История мира важнее самого мира!
Стивен Спиллберг
1. Немного личного.
Дорогие друзья! Почти полвека назад я начал работу на телевидении и, помню, очень гордился штампом в паспорте «принят старшим техником» (был такой порядок). Теперь, «страницы дней перебирая», я перебрал и свои сохранившиеся записные книжки. Системы в них не обнаружилось, но даже отрывочные заметки напомнили мне много интересного. Жизнь и работа на телевидении по природе своей богата разнообразными происшествиями, то веселыми и забавными, то драматическими и печальными. Время здесь течет много быстрее, чем, например, в кино или театре! Вспомните старую шутку: «На телевидении все нужно успеть к вечеру, а в кино – можно и к осени!»
Телецентр в Останкино и по форме, и по сути очень похож на корабль: на палубе – щеголеватые офицеры, под палубой – чумазые механики. Почти вся моя жизнь и прошла, образно говоря, «под палубой» отечественного телевидения, и первоочередные заботы были о том, чтобы «уголек был запасен, машины смазаны и кочегары не пьяны». Если я здесь и шучу, то только наполовину! Кстати, на ТТЦ применено много общеинженерного оборудования корабельного типа. Любимый тост у нас тоже почти морской: «За тех, кто в эфире!
Однако «люди под палубой» все знают и понимают, а по всем вопросам телевидения имеют свое мнение, но жизнью приучены не высказывать его без приказа или крайней необходимости.
2. Проблема периодизации в истории телевидения.
Уважаемые коллеги, я, как и все, ранее выступавшие, коротко говорить не умею, хотя и постараюсь быть кратким. Должен сказать, кланяясь в сторону Ясена Николаевича, это я у него на факультете с перерывами в общей сложности 23 года читал лекции по технике электронных СМИ и многие мои привычки оттуда.
Говорят, что Блока, когда ему было уже довольно много лет, спросили: «У вас было много женщин. Как вы теперь о них вспоминаете?» Он удивился. «Почему, – говорит – много? Всего две – Люба и все остальные».
Поэтому для меня (инженера) споров насчет периодизации истории телевидения не существует, - есть только два периода – первый (лет 30, т.е. примерно до 1970 – х годов), когда главным в телевидении была техника. В это время технические специалисты считались почти что людьми, а главный инженер был первым заместителем директора телецентра, - я когда–то занимал такую должность в Останкине.
Ну, второй период, - с 1970–х годов и по настоящее время. Но об этом пусть скажут другие люди.
Уважаемые коллеги, из восьмидесяти лет, которые мы здесь отмечаем, три первые года (1931-1934 годы) телевидение было в руках инженеров. Тогда ни политики, ни творческие работники им не интересовались. Только осенью 1934 года в нашей стране появился первый творческий работник телевидения – редактор телевидения Абрам Ильич Сальман, для меня человек святой. Прошу студентов эту фамилию запомнить.
Потом уже к картинке прибавился звук, передачи стали иметь художественный смысл, их программы стали заранее публиковаться в газетах.
Среди объективных характеристик первого в общем-то, довольно большого периода можно отметить довольно капризную и мало надежную ламповую аппаратуру и ведомственная принадлежность технической базы телевидения Министерству связи (организация технократическая и военизированная). Тогда все было просто: насущный вопрос, - хорошая или плохая эта программа телевидения определялась отделом технического контроля по количеству брака и техостановок. Я не считаю эту систему правильной, но она работала. Возможно вам будет интересно узнать, но последний в истории отечественного телевидения федеральный норматив по этому поводу утверждал (по просьбе регионов!) именно я лет 15 назад. Забыть не могу, - это было три минуты на сто часов вещания. Такая была норма брака и техостановок. Если где–то было больше, то слетали премии, кого-то снимали с работы, так сказать, и так далее, и так далее. Сейчас другие имеются критерии, может быть они более правильные, но сведения об этом противоречивы.
Коллеги, что касается периодизации телевидения, я хотел сказать, в такой аудитории трудно говорить об истории телевидения, не прослыв занудой, а мне этого не хочется. Поэтому я коротко обозначу какие-то периоды, которые я считаю особо важными с моей сугубо технократической точки зрения , - из под палубы.
Забегая немного вперед, отметим значительные прорывы в технике и технологиях, изменившие оперативные и художественные возможности телевидения как СМИ, - появление средств внестудийного вещания, электронного монтажа и, конечно же, Интернета.
Но думаю, что любая культовая дата в отечественном телевидении будет выглядеть как-то несерьезно, - развитие телевидения всегда было всемирным процессом, и это признавалось даже во времена пресловутых железного и бамбукового занавесов. Нам с вами проще считать историю телевидения на древнегреческий манер по Олимпиадам,- «забытая» Берлинская Олимпиада 1936 года переломила ситуацию в пользу систем высококачественного электронного телевидения, Токийская Олимпиада 1964 года дала жизнь массовому цветному телевидению, Московская Олимпиада 1980 года благословила систему «Мировидения» с раздачей программ на все континенты Земли и т.д.
Однако, чтобы соблюсти «штабную культуру» и обеспечить «связь времен» коротко расскажем об истории отечественного телевидения так, как она видится «из под палубы».
Кстати, мне, в принципе, импонирует мысль киногения, вынесенная в эпиграф, но становится как–то не по себе при попытке перефразировать ее применительно к телевидению.
3. Даешь «связь времен» в развитии телевидения»!
Современное телевидение инженеры разных стран придумывали почти сто лет, но до этого были многие столетия и даже тысячелетия накопления знаний. Первая система передачи неподвижных изображений по проводной линии электросвязи была разработана в Англии в 1843 году А. Беном и продемонстрирована в 1851 году на Лондонской всемирной выставке. Однако первая действующая замкнутая система (т.е. без выхода в эфир) передачи сигналов телевидения (движущихся изображений) была создана англичанином Д. Бердом (с применением немецкого изобретения - диска Нипкова) только в 1925 году. Первые передачи в эфир состоялись несколько позже: в 1927 году в США, 1928 году в Англии и в 1929 году в Германии.
В России такая передача состоялась 29 апреля 1931 года: из Москвы в Ленинград через коротковолновый передатчик Всесоюзного электротехнического института (56,6 м.) был передан сигнал телевизионного изображения с разверткой на 30 строк при 12,5 кадрах в секунду, успешно принятый на Ленинградском радиоцентре. Руководил работами П.В. Шмаков. Мы можем с полным правом считать, что отечественное телевидение как разновидность радиосвязи родилось именно 29 апреля 1931 года!
Нам теперь непросто понять настроения людей начала 1930–х годов: они были просто без ума от радиовещания и звукового кино! На разрабатывающих телевидение инженеров «давили» успехи смежников, - казалось бы, нет ничего невозможного, нужно «всего - лишь» совместить кино и радиовещание в приемлемом виде. Но понимая сложность задачи, многие специалисты предлагали для начала создать нечто среднее, - «иллюстрированное радиовещание»: сменяющиеся неподвижные картинки на экране должны были дополнять радиопрограмму.
К тому времени, благодаря успехам кино и полиграфии, было уже понимание о минимально допустимом качестве ТВ изображения по (принципу «отсутствия зрительского дискомфорта»): формат кадра 4:3 (таково поле ясного видения глаза); число кадров с секунду не менее 12 (чтобы не искажалось движение в кадре); число полей не менее 40 (чтобы изображение не мерцало); число строк в растре не менее 300 (чтобы при нормальном расстоянии от экрана не мешала строчная структура).
Задачу предельно четко сформулировал на презентации системы электронного телевидения в 1934 году Д. Сарнов, глава RCA, финансировавший телевизионные разработки в США: «Несмотря на растущий интерес общества, коммерческое применение возможно только для системы телевидения с изображением высокого качества».
Штурм проблемы в мировой науке и технике шел по двум направлениям:
- консерваторы верили, что создать такое изображение можно с помощью старой доброй и понятной механики, нужно только еще немного подумать … Мешала инерционность: просто решалась система на 30 строк, в экспериментах достигали 120, мечтали о 240 строках, но … не успели, - электроника победила!. Возродилось же механическое телевидение четверть века спустя на новом витке диалектической спирали в советских аппаратах исследования дальнего космоса (например, Луна – 9, 1966 г.).
- новаторы учились управлять не имеющим инерции электронным лучом, развивая идеи русского ученого Б.Л. Розинга. В итоге в 1931 году в США, Германии и России были созданы три разные по принципам полностью электронные лабораторные системы телевидения, в 1935 году в Германии началось электронное вещание в эфир, а в 1936 году уже велись электронные телетрансляции с Берлинской олимпиады.
Но это было потом, а в 1931 году более чем в десяти странах велось опытное телевизионное вещание с механической системой развертки (30 строк при 12,5 кадрах в секунду). Этот формат, созданный в Германии с участием упомянутого выше Д. Берда, стал в то время фактически международным стандартом, поскольку хорошо сопрягался с обычным вещательным радиоканалом. Хотя на экране размером в спичечный коробок можно было лишь с некоторым энтузиазмом узнать знакомых, отличить мужское лицо от женского, однако интерес к такому телевидению усиливался возможностью дальнего радиолюбительского приема (2 – 3 тыс. км.) и относительной простотой телевизионной приставки к радиоприемнику, вполне доступной для повторения радиолюбителю – конструктору средней квалификации. В радиолюбительских журналах, например, печатался чертеж диска Нипкова на 30 строк, который нужно было наклеить на жесткий картон и вырезать. Можно было купить или выписать специальные неоновые лампочки и другие детали.
Вернемся, однако, в Москву: после целого ряда других опытных сеансов телевизионной связи (как теперь говорят, «точка – точка») было решено провести по примеру европейских стран пробные передачи телевизионного вещания («точка – многоточие»). Для этой цели аппаратура была перенесена в здание Московского радиотрансляционного узла (МРТУ) на Никольскую д.7, откуда была возможность подачи сигнала на вещательные радиопередатчики и где была оборудована небольшая студия (В этом историческом для нас здании позже располагалась Московская дирекция радиосвязи и вещания – «МДРСВ», а теперь помещается руководство «РТРС»).
Такая передача состоялась в ночь на 1 октября 1931 года во время технического перерыва в штатной работе через радиостанцию Московского совета профсоюзов (МОСПС) на волне 379 метров. Сколько ее в этот момент принимало телевизоров, документы молчат, но современники в беседах утверждали, что их было не менее десяти! Содержательная сторона этой передачи специально не готовилась. Это была самодеятельность в очень несложной форме, поскольку выступать приходилось в практически темной студии, освещаемой лишь «бегущим лучом», создаваемым светом кинолампы, закрытой вращающимся диском Нипкова с 30 – ю отверстиями. Отраженный свет от объектов передачи воспринимался фотоэлементами, превращавшими его в сигнал изображения. Звукового сопровождения на данном этапе еще не было. На приемной стороне сигнал изображения модулировал свет точечной газосветной лампы, между которой и глазом зрителя вращался синхронно и синфазно такой же диск Нипкова, и за счет инерционности зрения строчки сливались в полный кадр. Поскольку в телевизоре применялись обычно неоновые лампочки с красноватым свечением, то такое телевидение именовалось в шутку «черно - красным»!
Сведения об этой первой вещательной телепередаче в эфир 1 октября 1931 года попали во все центральные газеты, и дата эта оказалась «занесенной в святцы»! В 1981 году «золотой» 50 – летний юбилей отечественного телевизионного вещания впервые торжественно отмечался на государственном уровне. С докладом на торжественном заседании выступил председатель Госкомитета по телевидению и радиовещанию Совета Министров СССР С. Г. Лапин. На заседании было оглашено «высочайшее» приветствие от тогдашнего руководства страны «Работникам советского телевидения, связи и телевизионной промышленности».
Вернемся же на полвека назад: даже это кратковременное полуночное телевещание (специального передатчика выделить не удалось) из Москвы вызвало бурю энтузиазма среди радиолюбителей, - самодельных телевизоров стало много больше, чем промышленных. Московские передачи принимались в Томске и Берлине, берлинские в Москве, Харькове, Ленинграде … Уже в том же 1931 году начались передачи из Ленинграда, Томска и Одессы. Летом 1932 года из Москвы стали передаваться кинофильмы, а осенью 1934 года к телевизионному изображению был добавлен звук, - состоялась первая постановочная звуковая телепередача – концерт мастеров искусств. Если бы в те времена была бы известна современная терминология, то эту передачу наверняка назвали бы в газетах «мультимедийной»! Хотя бы потому, что для ее приема нужно было одновременно использовать два радиоприемника, настроенные на разные радиовещательные станции (379 метров – сигнал изображения, 720 метров – звуковое сопровождение). К этому времени на нескольких заводах был организован выпуск телевизоров – приставок, но наиболее удачным оказался телевизор «Б – 2» завода ленинградского им. Козицкого (Популярная шутка тех времен: «Телевизор размером с почтовый ящик, картинка – с почтовую марку!»). Выпускались также комплекты деталей для радиолюбителей. Хотя именно к 1934 году всем в мире уже стало ясно, что механические системы телевещания так и останутся интересным техническим аттракционом, но передачи по механической системе благодаря радиолюбительскому интересу продолжались до апреля 1940 года.
К этому же времени стали ясны фундаментальные преимущества более высококачественного электронного телевидения, на технической базе которого и родилось современное телевизионное вещание как система массовой информации.
Первый бесспорный реальный шаг в электронное телевидение сделал в 1907 году в Петербурге Б.Л. Розинг (кстати, один из учителей В.К. Зворыкина), который доказал, что именно электронный луч в вакуумной колбе будет тем «безинерционным пером», которое способно нарисовать высококачественное телевизионное изображение. Хотя Розингу удалось сформировать электронным путем только очень простые изображения (крест и решетку), но семена были посеяны и начали расти.
Однако последователей у Розинга оказалось так много, что приоритет в изобретении электронного телевидения – дело небесспорное. В США господствует мнение, что электронное телевидение изобрел в 1931 году выходец из России В.К. Зворыкин по поручению другого выходца из России Д.А. Сарнова. Но есть также сведения о приоритете от 1929 года американца Ф.Т. Фарнсуорта. В мои молодые годы я уверовал, что электронное телевидение началось в 1931 году с изобретения нашего соотечественника С.И. Катаева, однако есть много публикаций о попытках создания в 1928 году системы электронного телевидения изобретателем из Ташкента Б.П. Грабовским. В Германии же убеждены, что первую полностью электронную систему телевидения создал в начале 1931 года М. фон Арденне.
Однако В.К. Зворыкин сообщил о завершении своей работы лишь в 1933 году, публичная же демонстрация электронного телевидения состоялась только в 1934 году, на которой его шеф Сарнов произнес речь, которая нами
процитирована выше. Первые упоминания в печати о работах Фарнсуорта появились только в 1931 году, а возможность провести публичную демонстрацию появилась у него в 1932 году. Приоритет Катаева на изобретение передающей трубки с накоплением зарядов, мозаичной мишенью и коммутацией с использованием вторичных электронов (авторское свидетельство от 24.09.1931 года) юридически бесспорен. Но такую трубку (позже ее Зворыкин назовет иконоскопом, именно с нее началось настоящее электронное телевидение) в СССР удалось изготовить только в 1934 году, а официальная демонстрация для Государственной комиссии состоялась в 1935 году.
Заметим, что все изобретатели в воспроизводящих устройствах использовали по – разному доработанные осциллографические трубки немецкого ученого К. Брауна; отличия были только на передающей стороне.
Наиболее плодотворным в итоге оказался путь с применением иконоскопа с таким распределением ролей: Катаев – автор изобретения, Зворыкин - создатель действующей системы на базе иконоскопа, разработавший его самостоятельно, но патент получивший лишь после долгой судебной тяжбы. Путь Фарнсуорта оказался тупиковым: его «диссектор» имел недопустимо низкую для вещательных целей чувствительность. Фон Арденне пошел по «боковой дорожке», - он передавал кинокадр, просвечивая его «бегущим лучом», создаваемым с помощью кинескопа. Этот способ применяется и сейчас для передачи кинофильмов, слайдов, открыток. Тем не менее, следует признать, что именно фон Арденне первым осуществил публичную демонстрацию действующей полностью электронной системы телевидения в 1931 году в рамках Берлинской радиовыставки на стенде фирмы «Loeve», кстати, возрожденной несколько лет назад.
Успех электронных телетрансляций с прогрессивной разверткой на 180 строк с Олимпиады 1936 года в Берлине, подготовленный более чем годовым опытом регулярных передач для довольно многочисленной аудитории, стимулировал аналогичные работы во многих странах. Например, уже в августе 1936 года в Лондоне благодаря объединенным усилиям упомянутых выше Д. Бэрда и Ф. Фарнсуорта начались телепередачи с прогрессивной разверткой на 240 строк, а в ноябре того же 1936 года знаменитая ВВС начала вещание по стандарту с чересстрочной разверткой на 405 строк, в разработке которого решающее участие принимал выходец из России И. Шенберг.
Успех телетрансляций с «забытой» Берлинской Олимпиады 1936 года, который убедил правительства и общественность во многих странах в преимуществах электронного телевидения, дал старт почти всем масштабным телевизионным проектам в мире. В СССР уже осенью 1936 года была начата разработка плана телефикации страны с использованием уже весьма успешного опыта радиофикации. Центральным звеном телевизионной системы СССР должен был стать высотный Дворец Советов, который с 1931 года проектировался в Москве. В проекте этого огромного здания, по объему в семь раз большего, чем АСК -1 ТТЦ (7,5 млн. куб. метров против 1,07 млн. куб. метров), был предусмотрен большой двухпрограммный телецентр, внутренняя система кабельного телевидения на 20 тыс. абонентов, а в венчающую дворец статую Ленина на высоте 420 метров предполагалось встроить антенны телепередатчиков.
В марте 1939 года «План телефикации СССР» был одобрен XVIII съездом ВКП (б). Он предполагал строительство телецентров в 10 крупнейших городах и охват двухпрограммным телевещанием «в основном всего населения страны», причем в связи с успешным развитием в СССР систем проводной радиофикации, планировалось большую часть населения охватить телевидением с помощью домовых кабельных сетей. Одну из таких построенных в 1939 году экспериментальных сетей на 30 квартир (Москва, Петровский бульвар д.17) я видел в рабочем состоянии в 1956 году.
Война задержала реализацию этого плана на 12 – 15 лет. Дворец Советов так и не был построен, - его место в телевизионной системе СССР занял Общесоюзный телецентр (теперь ТТЦ). К 1956 году были построены предусмотренные Планом телецентры в крупнейших городах, к 1965 году свои телецентры были построены в 130 регионах СССР (из 170). В период 1965 – 1975 гг. строительство местных телецентров было временно прекращено, а средства и ресурсы были направлены на строительство Общесоюзного телецентра в Останкино и создание сетей связи для распространения программ Центрального телевидения по стране и взаимодействия с местными студиями телевидения
3. Внестудийное вещание – путь к неигровому телевидению!
Далее речь пойдет о двух важные фрагменты истории телевидения, связанных по жизни между собой философским постулатом о « единстве и борьбе противоположностей». Телевидение рвалось из студий телецентра в настоящую жизнь, к событиям, к репортажу. Вместе с тем не менее мощная сила влекла телевизионщиков к внедрению кинотехнологий в телевидение, к записи и монтажу телепрограмм, к мечте об уютном «монтажно – тонировочном периоде».
Попытку «убить сразу двух зайцев» предприняли немецкие специалисты еще в 1936 году для спортивных трансляций с Олимпийских игр в Берлине – они создали комбинированную кинотелевизионную систему с промежуточным фильмом (по – немецки «цвишенфильм»), впервые предложенную в 1922 году нашим соотечественником Г.В. Благовещенским (Примечание: такой же принцип был использован советскими специалистами на космической станции «Луна - 3» при первом фотографировании обратной стороны Луны в 1959 году).
На крыше специально оборудованного автобуса была установлена киносъемочная камера, отснятая пленка с которой по светонепроницаемому фильмоканалу подавалась в проявочную машину, смонтированную внутри автобуса. Проявленная, закрепленная и высушенная кинопленка сразу же подавалась в телекинопередатчик бегущего луча, телесигнал от которого по УКВ – радиолинии подавался на телецентр для передачи в эфир. Качество изображения при этом получалось даже несколько выше, чем при прямой телепередаче с помощью малочувствительной иконоскопной камеры, а некоторое запаздывание изображения зрители обычно не замечали. Кроме того для последующих повторов появлялась возможность монтажа телепередачи на кинопленке.
Примерно к этому же времени относятся первые советские эксперименты с внестудийными передачами с помощью телекамер механического телевидения, но есть основания полагать, что основные цели этих работ не имели отношения к вещательному телевидению, и были сугубо специальными.
Первую настоящую внестудийную телевизионную установку советское телевидение обрело в 1949 году, она была создана на базе трофейных малогабаритных камер фирмы «Фернзее» на супериконоскопе с промежуточным стандартом развертки на 441 строку и называлась «ПТУ -47».
Вскоре ее сменила первая промышленная «ПТУ -52» уже с разверткой на 625 строк с более чувствительными камерами на первых советских суперортиконах ЛИ – 3. Но эта установка не имела звукового оборудования и радиолинии. Поэтому в 1949 году появилась передвижная телевизионная станция «ПТС - МТЦ», созданная специалистами самого Московского телецентра c применением некоторых элементов, закупленных в США, и смонтированная в автобусе фирмы «Шкода».
Первые серийные черно – белые ПТС – 52 с тремя знаменитыми камерами КТ – 6 на суперортиконах появились только в 1954 году, но они дали возможность вести внестудийное вещание в регионах.
Следующим важным событием стало появление в Москве в 1967 году первой экспериментальной ПТС цветного телевидения, которую сменила в 1969 году импортная цветная ПТС фирмы «Маркони» с камерами на 4= х плюмбиконах. Примерно через год появился отечественный ее аналог ПТС «Лотос», которая с 1973 года стала выпускаться серийно.
В 1967 году вместо скромной базы ПТС в дворе на Шаболовке был построен Центр ПТС во Владыкине, где могли размещаться и обслуживаться до 12 ПТС и соответствующее количество вспомогательных машин.
Поясним для молодежи, - выезд ПТС на внестудийную трансляцию был обычно заранее запланирован. Развертывание станции требовало обычно около 3 – х часов. Кроме основного автобуса ПТС на место выезжал еще вспомогательный автобус. В котором перевозился персонал, передающие камеры, резервные кабели, свет и т. д. В Москве было примерно 100 освоенных точек, откуда часто велись трансляции, где были согласованные точки установки телекамер, антенн городских радиорелейных линий с радиовидимостью на Шуховскую или Останкинскую башни, а также согласованные точки подключения кабелей электропитания. В сложных случаях в кавалькаду включался «лихтваген» - машина с дизельгенератором, «тонваген», а также специальный автобус с комплектом аппаратуры для ретрансляции сигнала при отсутствии прямой видимости на телецентр.
4. «Догоним кино» – мечты о записи и монтаже телепрограмм!
Еще совсем недавно многие теоретики были убеждены, что «удел телевидения — показ жизни в реальном времени, а все остальное — кино!» В прямом эфире есть, конечно, свои прелести и прежде всего чувство сопричастности. Поэтому живая передача с монтажом прямо в эфире не умрет никогда! Однако на заре телевидения, когда все передачи велись только в реальном времени, очень хотелось записать передачу, сохранить ее, повторить, размножить, перемонтировать, наложить новый звук, то есть использовать весь багаж творческих приемов кинематографа.
Первым практически примененным способом записи телепередач стала киносъемка с экрана особо яркого кинескопа специальной синхронной кинокамерой. Технология эта весьма капризная, качество невысокое и, главное — не гарантированное. Но альтернативы долго не было. Сейчас этот способ почти забыт и вытеснен видеозаписью разных технологий. Хотя магнитная запись электрических сигналов была изобретена более века назад, но только в 40 – ых годах был создан удобный и дешевый носитель, - магнитная лента на пластиковой основе и разработаны магнитофоны для радиовещания, а затем и для бытовых целей. Тут же родилась идея записать на магнитную ленту телевизионный сигнал. Однако сразу же возникли колоссальные технологические трудности: видеосигнал занимает полосу частот почти в 500 раз шире, чем звуковой.
Решить эту проблему удалось американской фирме «Ампекс», основателем и руководителем которой был русский человек Александр Матвеевич Понятое (первые три буквы в названии фирмы — его инициалы). Родился он в селе под Казанью, учился в Казанском университете и в МВТУ, служил в армии, а потом через Китай попал в Америку. Руководимая им фирма из четырех инженеров занялась разработкой и производством магнитофонов, и к 1956 году смогла построить первый пригодный для вещания видеомагнитофон. Они придумали поперечно-строчный принцип записи: на широкую ленту (50,8 мм), движущуюся со скоростью 38 см/сек, видеосигнал записывается вращающимися головками в виде плотных поперечных строчек — один полный кадр умещается в 60 таких магнитных строчках. Достигается компромисс: сама лента в аппарате протягивается с нормальной скоростью, а магнитная видеоголовка, расположенная на вращающемся диске, «чертит» на ленте поперечные строчки со скоростью около 40 м/сек. Видеомагнитофон долгое время был самым сложным и дорогим прибором в телевизионном вещании — сочетанием очень сложной электроники и очень точной механики (в блоке видеоголовок детали изготавливались с точностью до десятых долей микрона!). Появление видеомагнитофонов произвело фурор на американском, а затем и на мировом телевидении. В ряде стран некоторое время даже существовал термин «ампексование», то есть запись на видеомагнитофон.
Поскольку нашей стране видеомагнитофоны тогда не продавались — был запрет правительства США, то разработка была выполнена самостоятельно: в феврале 1960 года по Центральному телевидению был впервые показан концерт, записанный на видеомагнитофоне «Кадр-1».
Появление видеомагнитофонов решило многие проблемы телевизионного вещания, но создало еще больше. Во-первых, возникла проблема взаимозаменяемости записей — каждый блок видеоголовок из-за механических неточностей имел «свой почерк» при записи на видеоленту. Поэтому рулон видеоленты с записью хранили вместе с блоком головок, а при необходимости пересылали также вместе с блоком. Блоки были в дефиците: их давалось только три на аппарат, через 50 — 100 часов головки истирались и блок отсылали на завод в ремонт. Взаимозаменяемость в СССР была обеспечена только в 70-х годах на следующем поколении видеомагнитофонов «Электрон-2» и «Кадр-3».
Решение проблемы взаимозаменяемости позволило поставить вопрос о монтаже видеозаписей. Сначала был освоен монтаж механический: сигналограмма на магнитной видеоленте «проявлялась» с помощью очень тонкого магнитного порошка, под микроскопом лента разрезалась точно по границам кадров и склеивалась со стороны основы специальной металлизированной липкой лентой. Поскольку видеолента в то время была импортной, т. е. очень дорогой и дефицитной, а склеенный рулон видеоленты считался очень ненадежным и практически выбывал из оборота, то механический монтаж применялся только в особых случаях и с санкции высокого руководства.
Поэтому долгожданная новинка - электронный монтаж входил в практику советского телевидения весьма оригинальными путями. Тогдашние студийные видеомагнитофоны были сложными, капризными и ненадежными аппаратами, и большинство ответственных передач выдавалось в эфир с перестраховкой, - при параллельной синхронной работе двух машин. Однажды режиссеру срочно потребовалось убрать из записанной передачи забракованный начальством фрагмент и он каким – то чудом сумел уговорить инженеров пойти на риск и пустить резервный аппарат «с обгоном» на несколько минут. Затем переключением в эфире с рабочего на резервный видеомагнитофон этот фрагмент был исключен из программы. Случай стал известен, дежурную смену для порядка наказали: «Правила технической эксплуатации» были тогда законом, возможный брак в эфире на важной передаче – смертным грехом. Но стал известен и популярен «передовой опыт этого смелого режиссера, и очень скоро творческое руководство Центрального телевидения стало само разрешать такой режим, беря весь риск на себя.
Эти обстоятельства вынудили руководство Гостелерадио «нажать» на промышленность в части ускорения модернизации видеотехники, и вскоре в аппаратных Общесоюзного телецентра в Останкино в видеомагнитофонах были установлены блоки электронного монтажа.
«Нам не нужно, чтобы это было хорошо, нам нужно это в четверг!», - примерно такие слова во всем мире чаще всего слышат режиссеры от продюсеров. В «переводе» это означает, - монтируйте скорее! Однако прошло несколько лет, прежде чем электронный монтаж стал инструментом любого телевизионного режиссера: удалось закупить американские видеомагнитофоны и появились более совершенные советские аппараты. При электронном монтаже фрагменты будущей телепрограммы переписываются в нужном порядке с одного аппарата на другой, а специальный электронный блок обеспечивает переключение в выбранный монтажером момент и точно на стыке телевизионных кадров. В сложных случаях монтажа, когда передача собирается из множества коротких фрагментов, одновременно использовались четыре аппарата: три работали по очереди на воспроизведение и один на запись.
Электронные методы сделали монтаж вполне рутинным технологическим приемом, и очень быстро на телецентрах видеомагнитофонов стало больше, чем передающих камер. Поскольку стоимость полного комплекта оборудования монтажной аппаратной достигала в те времена одного миллиона рублей (и долларов тоже), то для повышения ее производительности впервые в телевизионной технологии были применены компьютеры для автоматизации процесса монтажа. В этом случае монтажер заранее при просмотре размечал на ленте фрагменты будущей передачи, а автоматика потом собирала фрагменты на одной ленте. Для обеспечения автоматического монтажа на специальную дорожку ленты записывался кодовый сигнал с «адресом» каждого записанного кадра («тайм – код» SMPTE). Это открыло новые возможности для творчества, но увлечение новыми технологиями привело к резкому удорожанию производства. На Центральном телевидении в некоторых передачах (например, знаменитых «Бенефисах») на час готовой передачи приходились десятки часов студийного времени (как в кино, стали писать «дубли») и сотни часов монтажного времени. Эта же проблема в еще более острой форме стояла за рубежом, где деньги считали гораздо аккуратнее, чем у нас при социализме.
Дальнейшая борьба за повышение художественных возможностей и оперативности в телевизионном вещании, а также за сокращение издержек привела к переходу от громоздких рулонных видеомагнитофонов к малогабаритным кассетным и дисковым аппаратам, а от аналоговой формы видеосигнала к цифровой.
5. Древний как мир Интернет.
Принято считать, что зародыш сети Интернет около 40 лет назад создали американские военные, и она довольно долго фактически управлялась правительственными организациями США. Но времена меняются, теперешняя Сеть (более 1,5 млрд пользователей) фактически перестала быть американской и перешла в новое качество, став всемирным достоянием. Но многих специалистов взволновало предположение о том, что современный Интернет как телекоммуникационная система – изобретение древнее и может иметь предшественников с теми же организационными принципами (например, маршрутизация пакетов) в виде древних систем массовых коммуникаций. Например, гидротехнических, от которых к нам в информатику дошли такие термины, как канал, шлюз, порт и т. д.
Ведь большие коммуникационные сети интересовали и наших далеких предков, будь то системы трасс "Великого шелкового пути", знаменитой "Дороги инков”, "Сибирского тракта” или "пути из варяг в греки”, которые, помимо прочего, были еще и важными информационными магистралями. Их логистика отрабатывалась столетиями (а возможно, и тысячелетиями) жестокой борьбы с природой и чужими людьми. Более того, если сопоставить основные организационные принципы этих древних инфокоммуникационных сетей как со старой (как ее еще назвать?) сетью абонентского телеграфа Telex, так и с теперешним Интернетом, то в глаза бросается демонстративное отсутствие в них единого руководства, открытость технических стандартов и главенство принципа маршрутизации пакетов, что делало эти системы достоянием всей соответствующей цивилизации, придавало этим сетям гибкость, прочность, долговечность.
Каждый рядовой участник этих гигантских проектов не ведал их истинных масштабов. Но внутри каждой подобной «товаропроводящей» и информационной сети всегда существовала сплоченная группа (практически секта!) купцов-проводников (древние персы называли их рахдонитами — «знающими путь», то есть маршрутизаторами?!), которые "ведали” свою часть сети и передавали караваны "по эстафете".
Можно предположить, что принципы IP-протокола в исторический период времени были уже не раз изобретены в разных частях Ойкумены, причем в настолько агностической форме, что были пригодны для любых сложных коммуникационных систем — от караванных троп до водных путей. Во всяком случае, уровень мышления от наших предков потребовался нисколько не меньший. Главная же разница была в быстродействии, но наши предки были счастливее нас: они не спешили!
Так кто же сейчас ведает развитием сети Интернет? Один студент принес на лекцию вырезку из старой газеты с предложением дешевых услуг по международной IT-телефонии, где тарифы на звонки из России в США были в разы дешевле, чем в страны СНГ! Естественно предположить, что до сих пор значительная часть международного телефонного IP - трафика до сих пор проходит через США.
Формально роль регулятора в Сети играет международная некоммерческая организация 1С ANN, созданная в сентябре 1998 года при участии правительства США для решения вопросов, связанных с доменными именами, IP-адресами и прочими аспектами функционирования Интернета. До поры до времени это было логично, – на территории США находятся до сих пор все материальные ресурсы, объединяющие в Сеть бесчисленные каналы связи самых разнообразных типов и технологий. Теперешний Интернет обладает огромными экономическими и политическими возможностями. но для многих теоретиков он до сих пор является чем – то вроде «великого незнакомца» или «беззаконной кометы», не предсказанной наукой. Поэтому если и существует где – то на Земле у человечества исторический опыт использования систем массовых коммуникаций, подобный современному Интернету, то нет задачи актуальнее анализа этого опыта!
Наши коллеги в странах Восточной Европы, судя по публикациям, очень обеспокоены быстрым ростом информационного неравенства не только между странами, но и континентами, которое может привести (есть исторические параллели!) к появлению новых рабовладельческих демократий.
Есть горячие сторонники интернет – археологии и в России. Признаюсь, что я недавно сам был несколько ошеломлен восторженным напором группы патриотов, требующих немедленно признать как Рунет – Д (древний), речную систему массовых коммуникаций, объединившую с помощью каналов и волоков смежные бассейны трех больших рек: Волги, Днепра и Западной Двины, - родовое гнездо цивилизации с «российским лицом». Ведь все цивилизации как способ взаимодействия человека с природой, являлись «ответом на ее вызовы,- пустыни, моря и т.д. В нашем случае мы имеем ответ на вызов северного леса.
Эти патриоты полагают, что знаменитый путь «из варяг в греки» (равно как не менее знаменитый путь «из варяг в персы») – всего лишь «временное, локальное расширение национальной коммуникационной сети» для «пропуска выгодного международного трафика»! Масштабы и другие параметры «Рунета – Д» по мнению энтузиастов можно легко вычислить по географическим данным, а контуры рукотворной сети – определить по топонимике на картах: в десятках названий российских «городов и весей» зашифрован древний промысел местных жителей, - разведка, обустройство и эксплуатация волоков, - этих «маршрутизаторов» на древних товаропроводящих и информационных сетях. Кстати, ближайший к Москве волок, - «Яузское мытище», находился в г. Мытищи, - здесь близко подходят друг к другу реки Яуза и Клязьма.
Очень интересное мнение высказал краевед из Ижевска, который утверждает, что целенаправленный анализ финно – угорских названий в топонимике Северо – Западной России может серьезно уточнить историю и географические параметры этой явно очень древней коммуникационной сети.
Некоторые историки невысоко оценивают чисто коммерческие возможности тех маршрутов международных торговых путей, которые проходили через Россию, указывая, что западные торговые партнеры пользовались ими довольно редко, когда были природой или людьми нарушены более простые и скорые пути по морю или через Европу. Наши же авторы полагают, что торговля – торговлей, но надежная национальная сеть путей сообщения имеет гораздо большее государственное, военно – политическое значение, что именно эта сеть сделала возможным создание и сплочение единого Российского государства.
Шли столетия, менялась природа, менялись возможности и потребности людей. Но именно на базе этих, соединенных волоками водных путей, - «посланий от предков» потомкам были созданы в начале 19 века Вышневолоцкая, Мариинская и Тихвинская системы водных путей, без которых было бы невозможно строительство и существование Петербурга, а уже в наше время – Беломорско – Балтийского судоходного канала, сделавшего Москву «портом пяти морей!»
Изучая российскую историю, мы видим, что наши предки значительно умнее нас обращались с российской природой и поступали почти всегда более осмысленно. Поражен их глубокой осведомленностью в теории и практике создания коммуникационных систем передовых для того времени технологий, благодаря которым мир постоянно перегруппировывался, в нем формировались новые центры влияния.
Мне хотелось бы закончить свою статью знаменательной фразой, которую произнес в 1934 году глава Американской Радиокорпорации (RCA), почитаемый как создатель американского радиовещания и электромузыкальной индустрии, выходец из России Давид Сарнов на первой публичной демонстрации системы электронного телевидения, созданной на RCA под руководством другого выходца из России Владимира Зворына.
«Минувшие десять лет с радиовещанием прошли для
нас как сто лет, но будущие десять лет с телевидением
будут значить для людей, возможно, как тысяча лет!»
|