Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.ftv.msu.ru/about/scientific/80let/lazutkin.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 02:13:09 2016
Кодировка: Windows-1251
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
  О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск
parta.png
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
Снимок экрана 2015-10-22 в 19.32.34.png

Говоря об истории отечественного телерадиовещания, мы часто сетуем на наличие в ней большого числа «белых пятен» и зачастую пасуем перед этим препятствием. Строго говоря, «белое пятно» - это либо совсем не описанный ее отрезок или существенный фрагмент, либо крайне недостаточно описанный, не отраженный в документах или других источниках. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, крупнейший ученый в области истории культуры, отмечал, что история как таковая была всегда, но не всегда были летописи.

В сухом остатке термин «телевидение» означает не более, чем передачу изображения на большие расстояния. Контент, творчество, брэнды, бизнес и многое другое без прочной инженерно-технической базы вещания «не живут». Мне представляется, что системный подход к изучению истории нашего телерадиовещания должен базироваться на тщательном анализе научно-технических аспектов, вопросов формирования и развития инженерной идеологии и организационно-практических решений. Отрадно, что именно здесь уже проведена значительная работа. Особенно хочу отметить фундаментальные исследования Л.С.Лейтеса. В его работах мы находим огромный спектр систематизированной информации, причем не обезличенной, а прочно «привязанной» к именам разработчиков и создателей вещательных систем, названиям научных и авторских коллективов. При этом Лев Семенович не замыкается в технократической среде, а как бы наполняет огромную работу наших ученых и практиков гуманитарным смыслом: творим во имя Его Величества Эфира.

В нашей отраслевой мемуаристике, публицистических статьях встречается такой историографический метод – «это было при председателе Месяцеве, а это – при Лапине» и т.д. Конечно, такой подход имеет право на жизнь, но все же мне он представляется недостаточно корректным и полным. Начиная с 1917 года, отечественное радио, а затем и телевидение постоянно находятся в зоне повышенного внимания государства, а до 1991 года – и правившей партии, КПСС. Само создание радиовещательной отрасли, ее выход на новые научно-технические рубежи, и как следствие – на новый уровень возможностей в идеологической, социально-культурной, просветительской и художественной сферах всегда определялось решениями т.н. директивных органов – ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Хочу напомнить об одном из последних таких решений – Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 20 августа 1984 года «О развитии в 1984-1990 гг. материально-технической базы телевизионного вещания страны». Оно заложило основы для серьезного качественного прорыва в этой области. Специалисты считают, что фактически постановление «работало» и после 1991 года, поскольку в его основу были положены глубокие технико-экономические проработки. Конечно, не надо умалять реального вклада руководителей Гостелерадио в развитие отрасли. От их умения опираться на специалистов, готовности поддержать прогрессивные идеи и подходы, создать условия для проявления творческих начал, личной смелости и решительности, наконец, на телевидении и радио зависит многое. И все-таки периодизация должна идти не от одного большого начальника к другому, а по наиболее значительным этапам базового развития. Например, от черно-белого – к цветному, от монопрограммного – к многопрограммному ТВ, от наземных способов передачи сигнала – к космическому и т.д.

Возвращаясь к «белым пятнам», осмелюсь предположить, что абсолютно белых пятен все-таки нет. Исследователь, который возьмется за недостаточно изученный отрезок отраслевой истории, обязательно найдет источники формирования научного знания, просто они не всегда прямые, надо много покопаться в госархивах, провести сравнительные исследования «параллельных миров» - связь, кинематограф, наука и даже военное дело, и обязательно обнаружатся косвенные ценные источники.

15 лет назад мы с коллегами образовали редакционный совет нового журнала «Broadcasting. Телевидение и радио». В.Г.Маковеев, Г.А.Шевелев, С.И.Никаноров, В.И.Осколков и другие признанные авторитеты, входящие в этот совет, много работают именно по исторической тематике. Скоро выйдет 100-й номер журнала, и мы уже опубликовали более 150 полновесных статей по самым различным аспектам истории развития отрасли. Читаешь эти материалы и понимаешь, что интересных исследований много, просто они не всегда доходят до заинтересованного читателя. Уверен, что если собрать все эти статьи в сборник, систематизировать их, то получится увесистый «кирпич» в здание отраслевой истории (кстати, радийщиками такой труд создан - это «Великая книга дня…» Радио в СССР. Документы и материалы», М., 2007г.).

Многие интересные разделы отраслевой истории еще ждут своих исследователей. Например, история отечественных телевизионных брэндов. Я имею ввиду не только программу «Время», передачи «КВН», «Что? Где? Когда?», «Очевидное-невероятное» и другие. А разве И.Л.Андронников, Ю.М.Лотман, С.В.Ямщиков сюда не относятся? Или все то бесценное, что сделал на ТВ Л.Н.Николаев? Или Ю.А.Сенкевич и Р.И.Рождественский? Перечень получится большой, а написано еще крайне мало. А ведь это – гордость отечественного телевидения!

Или такой аспект – отечественное и мировое телевидение. Практически нет работ о нашем участии в международных вещательных структурах – Международной организации радио и телевидения (ОИРТ), Интервидении. Как функционер, несколько лет возглавлявший Совет Интервидения, могу утверждать, что эти организации практически не ставили перед собой и не решали идеологических задач. Созданные изначально социалистическими странами при участии Финляндии, а затем выросшие в крупнейшие мировые вещательные структуры, они были прежде всего профессиональными объединениями и сыграли огромную роль в последующем создании общеевропейских институтов.

Как это ни странно, не встречаются исследования о становлении и развитии государственной политики в области телерадиовещания в постсоветский период. Только профильных указов Президента РФ Б.Н.Ельцина – больше десятка, и каждый из них является осмысленным этапным шагом. Может быть, еще мало лет прошло? Но новейшая история - это все-таки История, и ее познание немаловажно не только для ученых, но и для современных политиков.

Есть такое терминологическое клише – Гостелерадио СССР. Мы уже забыли, что с начала 1991 года это уже не был Госкомитет, т.е. большое союзное министерство, а на его основе создавалась Всесоюзная телерадиовещательная компания. Этому процессу предшествовал Указ Президента СССР М.С.Горбачева «О демократизации и развитии телевидения и радиовещания в СССР». Новая структура просуществовала недолго и после ликвидации СССР была переименована в РГТРК «Останкино». Мы еще шутили, что хорошо, что не в «Кашонкин луг» (следующая троллейбусная остановка за Останкинским телецентром). Установились непростые отношения между ВГТРК (Российское телевидение и радио) и РГТРК «Останкино», началась конкуренция, коммерциализация эфира. В «Останкино» – кадровая чехарда, частая смена председателей. Вещание постоянно под угрозой срыва – почти нет финансирования, изношено студийное оборудование, нарастающие разговоры об акционировании, закончившиеся созданием ОРТ. Довольно сложный и драматический период, отраженный в мемуарах О.М.Попцова, А.Г.Лысенко, М.Н.Полторанина, Л.П.Кравченко и некоторых других. Об одних и тех же событиях названные мемуаристы пишут по-разному. Вообще мемуары в силу их субъективной природы можно принимать как дополнительный источник информации, но формировать научное знание лучше на базе формализованных источников. Они есть, ждут пытливых и дотошных.

Не встречал серьезных работ об истории и сегодняшнем дне российского регионального телерадиовещания, хотя бы чисто описательных. Рынок-то уже сложился, работают около 3 тысяч вещателей. Россия – крупная вещательная держава, о чем мы не всегда задумываемся. Вот бы поисследовать и этот вопрос.

Очень противоречиво освещена в источниках роль телерадиовещания в периоды общественно-политических кризисов в стране (август 1991г., октябрь 1993г.). Есть несколько клише, разошедшихся по мемуарам и сборникам, но как далеки они от реальных событий! «Назначены» иные, чем в реальности, действующие лица, сочинившие для себя легендарные поступки и подвиги, переписаны и перевернуты отдельные эпизоды, а ведь живы еще, слава Богу, многие участники – реальные источники информации для заинтересованного исследователя.

А есть ли эти исследователи? Вообще - мы интересуемся нашим прошлым, готовы делать из него выводы, или нам спокойнее не знать? Исхожу из того, что человек культурный и интеллигентный всегда интересуется тем, что было до него, понимает, что не с его прихода в профессию она началась. Когда начинаешь погружаться в исторические пласты, то видишь, что сам-то еще очень маленький и что предстоит огромный труд, чтобы соответствовать этому великому прошлому.

Пожелаем же удачи исследователям истории отечественного телерадиовещания – и сегодняшним, и будующим.

Есть вопросы?

Вы можете их задать
по телефону
(495) 939-4461
(495) 939-3749

Электронной почте
hstv@bk.ru


Слово декана

23.11.2015
Телевизор должен стоять на книгах
Виталий Третьяков,
декан ВШТ

Виталий Третьяков считает, что телевидение должно иметь 'книжный фундамент', то есть опираться на традиционные культурные ценности человечества...

Наш факультет

Новая жизнь нашей телестудии 18.11.2015
Новая жизнь нашей телестудии
Надежда Цымбалова,
руководитель учебной телестудии

Наша телевизионная студия начала новую жизнь! Обновился парк телевизионных камер, режиссерский пульт, контрольные мониторы, служебная связь и многое другое...

Слово студента

Теория и практика, или Ожидания и реальность 16.03.2016
Теория и практика, или Ожидания и реальность
Людмила Удовик, студентка 2-го курса бакалавриата

...тебе будет сложно остановиться - читая где-нибудь новости, ты уже будешь прикидывать, как лучше из этого сделать сюжет...