МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА
ВЫСШАЯ ШКОЛА (ФАКУЛЬТЕТ) ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Методические рекомендации
по подготовке ВКР и материалов для защиты (автореферата)
выпускной квалификационной работы в магистратуре
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий кафедрой
журналистики и телевидения
________________ В.Т.Третьяков
«_____»________________ 20___г.
К окончанию преддипломной практики магистранты должны завершить работу над ВКР. Одной из форм отчетности о прохождении практики будет автореферат, который по сути в сжатом виде представляет всю выпускную квалификационную работу. Ниже приведены рекомендации по написанию магистерской диссертации и автореферата.
На протяжении всего периода преддипломной практики магистрант анализирует, систематизирует и структурирует методы исследования, эмпирическую базу, определяет структуру своего выступления на защите выпускной квалификационной работы, далее ВКР, готовит автореферат и сдает его научному руководителю. Так же, как и магистерская диссертация (далее ВКР), автореферат должен быть распечатан на страницах формата А4 и сброшюрован. В нем магистрант представляет: введение, краткое содержание всех глав диссертации и заключение, содержащее выводы и практические рекомендации.
Во Введении магистерской диссертации (ВКР) должны быть представлены методологические элементы квалифицированной научной работы:
1. Тема исследования
2. Актуальность исследования
3. Степень разработанности темы
4. Проблема исследования
5. Объект исследования
6. Предмет исследования
7. Цель исследования
8. Задачи исследования
9. Методы исследования
10. Гипотеза исследования
11. Теоретико-методологическая база исследования
12. Эмпирическая база исследования
13. Научная новизна исследования
14. Положения, выносимые на защиту (приветствуются)
15. Теоретическая значимость исследования
16. Практическая значимость исследования
17. Структура исследования
На усмотрение автора ВКР и его научного руководителя во Введении могут быть сформулированы положения, выносимые на защиту и ключевые понятия исследования.
Обоснование актуальности исследования занимает 1-3 страницы текста.
Степень разработанности темы исследования
Необходимо сделать краткий обзор предпосылок для исследования (3-4 абзаца):
• что сделано предшественниками (указать авторов, которые занимались данной проблемой)
что осталось нераскрытым
что предстоит сделать настоящим и будущим исследователям данной темы
Проблема исследования
Чтобы дать формулировку проблемы исследования, необходимо сформулировать противоречие, т.е. несогласованность, несоответствие между какими-либо выявленными противоположностями рассматриваемого явления.
На основании показанного противоречия формулируется проблема исследования.
Исследование должно быть направлено на разрешение выявленного противоречия.
Объект и предмет исследования
Объект исследования - это процесс или явление, в контексте которого исследуется рассматриваемая тема.
Предмет исследования - это часть объекта исследования, которую необходимо рассмотреть во всей возможной полноте.
Предмет исследования иногда обозначают как аспект рассмотрения объекта исследования.
Формулировка предмета исследования близка к формулировке темы.
Цель и задачи исследования
Цель исследования – это 'то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге' исследования.
Цель исследования должна логически соответствовать теме, объекту и предмету исследования.
Цели и задачи исследования формулируются в виде некого действия: выявить, рассмотреть, описать и т.п.
Задачи исследования - это логические шаги для достижения цели.
Иногда задачи исследования рассматривают как микроцели.
При формулировке задач исследования важно, чтобы:
- была выстроена строгая логическая последовательность планируемых действий - предыдущий шаг предопределяет последующий
- задачи однозначно вели бы к достижению цели, а не останавливали процесс исследования на полпути и не уводили в сторону
- среди задач были бы как теоретические, так и прикладные
- все задачи были бы реализуемы
Четко прописанные задачи предопределяют структуру текста квалификационной работы.
Методы исследования
В научном исследовании метод выступает в роли средства для достижения цели.
Достичь цели исследования без метода невозможно
Это утверждение касается как общей, главной цели исследования, так и микроцелей-задач. Для каждой задачи исследования существуют свои методы.
Типология методов научного исследования
Общенаучные методы:
Анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование и др.
Конкретно-научные методы, широко используемые в медиаисследованиях:
методы измерения аудитории, контент-анализ и др.
Эмпирические методы, широко используемые в медиаисследованиях:
наблюдение, интервью, экспертный опрос и др.
Методы как теоретического, так и эмпирического характера, широко используемые в медиаисследованиях:
статистический анализ и др.
Гипотеза исследования
В научном исследовании важную роль играет гипотеза - 'мостик' между существующим и предполагаемым знанием на пути к достижению цели.
Гипотеза - это предположение, представленное в утвердительной форме, которое должно быть доказано.
В квалификационных работах главное требование к гипотезе - верифицируемость, т.е. возможность проверки утверждения на истинность.
Отсюда связь гипотезы с целью и методами исследования. Типичный вопрос на защите: 'Как, какими методами проверялась гипотеза?'
Поэтому при описании методологического аппарата исследования гипотезу часто размещают до методов.
В заключительной части квалификационной работы необходимо указать, подтвердилась ли гипотеза. Возможны всего три варианта: подтвердилась, не подтвердилась, подтвердилась частично.
Типичные ошибки при формулировании гипотез в студенческих выпускных квалификационных работах:
- расплывчатая формулировка, затрудняющая доказательство или опровержение гипотезы,
- банальная формулировка - свершившийся и широко известный факт выдается за положение, якобы требующее доказательства,
- смешение нескольких гипотез в одной формулировке.
Теоретико-методологическая (или теоретическая) база исследования
Имеется в виду краткое перечисление ключевых теорий и/или теоретических концепций, моделей, на основе которых строится исследование.
Перечисление ключевых теорий сопровождается указанием основных авторов, разрабатывающих эти теории, и соответствующими ссылками на библиографические источники.
Эмпирическая база исследования
Состоит из разного рода документов, используемых в исследовании. В медиаисследованиях в качестве эмпирической базы чаще всего используют:
материалы СМИ;
статистические данные;
официальные документы государственных, общественных и бизнес-структур;
внутренние документы организаций;
личные документы людей - письма, дневники, фотографии, видео- и аудиозаписи и т.п.;
материалы, самостоятельно собранные исследователем в виде расшифровок интервью, стенограмм дискуссий, результатов опросов и т.п.;
аналитические материалы по теме и др.
Научная новизна исследования
Это указание, какие новые результаты в сравнении с предыдущими исследованиями по сходной тематике получены автором.
Научная новизна может проявляться на двух уровнях - теоретическом и эмпирическом.
На теоретическом уровне - введение и разработка новых категорий, новая типология явлений и процессов, установление новых связей между известными явлениями, новая интерпретация ранее известных фактов.
На эмпирическом уровне - получение новых важных фактов, доказывающих какие-либо теоретические положения, обнаружение новых явлений и процессов, ранее не описанных в научных публикациях.
Теоретическая значимость исследования
О теоретической значимости на уровне студенческих ВКР, включая магистерские диссертации, говорить сложно. Данный элемент может отсутствовать в студенческой квалификационной работе.
Если получается важное теоретическое достижение, то по сути оно совпадает с научной новизной теоретического уровня.
Практическая значимость исследования
Практическая значимость - это те полезные для практики результаты исследования, которые могут быть внедрены или уже внедрены в конкретных СМИ. Желательно такого рода достижения подкрепить справкой о внедрении от организации - она служит доказательством того, что работа действительно важна для практики.
Структура диссертации
ВКР состоит из Введения, глав, Заключения, Списка источников и Приложений (количественный показатель).
Традиционно введение строится следующим образом.
Сначала заявляется (1) тема и обосновывается ее выбор, затем обосновывается ее (2) актуальность, дается историографический обзор, (4) формулируется проблема исследования, (5) объект и (6) предмет исследования, обозначаются границы объекта исследования (рамки), формулируются (7) цель и (8) задачи, (9) методы исследования, (10) гипотеза исследования, (11) теоретико-методологическая база исследования, (12) эмпирическая база исследования, (13) формулируются положения, выносимые на защиту, (14) научная новизна исследования, (15) теоретическая значимость работы, (16) научно-практическая значимость работы, (17) характеризуется структура диссертации.
Во введении так или иначе должно присутствовать движение от тематики к проблематике. Исследователь раскрывает ход своих мыслей и оправдывает свой научный выбор. Введение - это по сути развернутый план научной работы, ее спрессованное содержание, конспект. Приступать к работе над введением следует, собрав и проанализировав имеющийся материал и составив план. Этот этап - ключевой с методологической точки зрения. Решив концептуальные проблемы изначально, автор раскрывает и доказывает то, что им было сказано во введении.
Тема исследования
Важно осознавать, что ВКР как научное исследование - не реферат, который пишут по имеющимся источникам. Это открытие 'нового' на основе того, что 'уже открыто'.
Следовательно, при выборе темы необходимо не только ориентироваться на свой интерес, но и постоянно задавать себе вопрос: что нового здесь можно сказать и зачем (кому) это нужно. При выборе темы необходимо также хотя бы примерно представлять, к какому крылу исследователей данной проблемы относит себя автор. Для этого нужно ориентироваться в научных направлениях в области исследований СМИ.
Частой ошибкой авторов ВКР является желание написать много и обо всем сразу. Поэтому важным этапом работы является конкретизация темы. В начале научного исследования автор также должен, обосновав свой выбор темы, прийти от тематики к проблематике (конкретному аспекту темы). Должно быть ясно, почему была выбрана данная проблема и каким образом автор пришел к ней по своему выбору. Сама по себе проблема является таковой в том случае, если именно этот аспект темы содержит конфликт. Конфликт формируется путем выдвижения гипотез.
Актуальность исследования. Обоснование актуальности -тонкий момент работы над исследованием. Актуальность может быть (и часто бывает) спорной, поэтому автору необходимо сформулировать четкие аргументы в защиту своей позиции. В классическом научном понимании актуальность - это значимость чего-либо для настоящего момента. Отсюда следует, что актуальность данных - это свойство сведений, при котором они верны здесь и сейчас. Для точных наук данное условие является очевидной необходимостью. В гуманитарных исследованиях актуальность меньше привязана к категории времени. Актуальной может считаться такая работа, содержание которой имеет отношение к реальной действительности как в синхроническом, так и в диахроническом разрезе. Другими словами, актуально то, что имеет место в текущий момент или уже имело место, но по-прежнему значимо для сегодняшнего дня. Главное для автора, защищающего свою выпускную квалификационную работу, внятно объяснить (доказать), почему это так.
Историография исследования. Под историографией магистерской ВКР подразумевается корпус научных источников, на основании которых строится работа. К ним могут относиться монографии, учебные пособия, отчеты, обзоры, статьи, диссертации/авторефераты и пр. Научная работа (в особенности гуманитарная) без объемной историографии просто невозможна. В то же время историография - не просто библиографический список. Простое перечисление всего, что удалось найти, - признак поверхностного подхода к историографии. Нужно уметь проводить селекцию, оставляя в фокусе внимания наиболее значимые материалы и источники, отбрасывая второстепенные. Кроме того, единицы историографического обзора необходимо группировать: например, отделяя теоретические исследования от исторических, книги от статей, работы отечественных авторов от работ иностранных и т. д. Тем самым автор показывает, что им проделана серьезная подготовительная работа и он владеет теоретической основой своей темы, разбирается в истории вопроса. Главный итог историографического обзора - выявление состояния научной разработанности темы. Оценивается оно не в процентах и не в баллах, а скорее, такими понятиями, как 'глубина', 'подробность', 'объем' и пр.
Новизна исследования. Под новизной магистерской диссертации подразумевается авторский анализ имеющихся материалов и источников. По сути, автору необходимо изучить всю имеющуюся историографию на предмет выявления работ на совпадающую тему. Неверно полагать, что самостоятельно выбранная и сформулированная тема является ноу-хау по определению. При разработке ее возможна идентичность трудам других исследователей, тем более что в гуманитарной сфере исключительная уникальность - вообще редкое явление. В случае, если обнаружено стопроцентное совпадение с уже существующей работой, тему, конечно, придется менять; в случае частичного совпадения - акцентировать внимание на каком-то новом аспекте темы. Само обоснование новизны заключается в том, что автор, обязательно указывая на уже существующие достижения других исследователей, прямо констатирует, что именно таким образом (в таком контексте, в таком аспекте) его тема еще никем не рассматривалась. Допускать ошибку здесь нельзя, иначе работа со всей очевидностью теряет смысл.
Объект и предмет исследования. В практике с формулированием понятий 'объект' и 'предмет' исследования часто возникают сложности. Между тем их определение и разграничение является обязательным требованием при подготовке научных работ. Философский энциклопедический словарь хотя и утверждает, что в общегносеологическом плане противопоставление объекта и предмета является относительным, тем не менее указывает, что основное структурное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные (в контексте данного исследования) свойства и признаки объекта исследования. Самая общая формулировка, помогающая понять различие между объектом и предметом, заключается в том, что объект исследования всегда гораздо шире предмета. То есть объект соответствует, скорее, теме, а предмет больше совпадает с проблемой. То, что изучается, а затем анализируется в данной работе, есть предмет. Обобщая, можно сказать, что предмет зачастую является характеристикой объекта.
В тексте работы объект и предмет исследования нужно обязательно разделять.
Границы объекта исследования или рамки исследования
Определение рамок исследования, как правило, необходимо еще на этапе работы с источниками. Смысл их существования - отсечение всего лишнего для более подробного погружения в самое нужное. Хронологические рамки - это границы начала и конца изучения материала, содержащего интересующую автора проблему Должны быть также также определены объем выборки, характер выборки и пр. Без четких рамок исследование может потерять определенность, а сам исследователь рискует запутаться в огромном объеме информации. При этом важно понимать, что рамки всегда должны быть обоснованы. Искусственные, взятые из ниоткуда границы сильно снижают научную ценность работы.
Гипотеза исследования
Сутью любого научного исследования является проверка (верификация) на истинность/ложность гипотез, выдвигаемых изначально. Проверкой является применение исследовательского метода (см. ниже). Гипотеза никогда не формулируется на пустом месте, а возникает из первоначальных знаний и представлений о предмете исследования. По существу, гипотеза - это авторское видение проблемы с версией ее развития или решения. При выдвижении гипотезы необходимо руководствоваться двумя правилами: она должна быть нова и проверяема при помощи имеющегося инструментария. Гипотеза, подобно теме, формулируется развернутой недвусмысленной фразой, но всегда как предположение.
Цель и задачи исследования
Цель научного исследования заключается в подтверждении или опровержении заявленной гипотезы (т. е. в ее проверке). Научную ценность имеют оба результата, поскольку опровержение ложного тезиса, очевидно, не бессмысленно. В ходе исследования, как правило, также приходится решать комплекс различных задач. Образно говоря, задачи - это ступени, ведущие к вершине лестницы (или средства достижения цели). Задачи всегда имеют более тактический характер. Это своего рода 'подцели' работы, из которых складывается общая стратегическая цель.
Метод исследования
Понятие 'метод' определяется как способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Сознательное применение научно обоснованных методов является существенным условием получения новых знаний. Проще говоря, метод - это тот прием, используя который исследователь познает новое. Выбор метода - один из ключевых моментов в работе над исследованием. Метод определяет, что делать с имеющимся материалом и как именно преподносить его в работе. Это алгоритм действий магистранта. К самым распространенным методам в гуманитарных исследованиях относятся: дедукция, индукция, анализ, синтез, аналогия, наблюдение, сравнение, измерение, сопоставление, систематизация, классификация, моделирование, абстрагирование, формализация, конкретизация, реже - экспериментирование. В случае исследования телевизионного контента либо структурно-содержательного анализа аудиовизуального продукта, а также, исследуя информационные потребности телевизионной аудитории, либо степень их удовлетворения аудиторией, автор исследования вправе применять методы социологических исследований - контент-анализ, анкетирование, социологические опросы фокус-групп и т.п.
Автор ВКР вправе избрать какой-то один из известных методов, но может и комбинировать несколько из них. Очевидно, что в работе, посвященной, например, типологии телеканалов, главными методами будут систематизация и классификация, а в работе о жанрах телевизионной журналистики могут использоваться дедукция, анализ и сравнение. Недостаточно просто указать метод - необходимо пояснить, как именно он применяется в данной работе.
Эмпирическая база исследования
В отличие от историографии эмпирическая основа включает в себя корпус источников, непосредственно исследуемых самим автором. Это 'рабочий материал' исследования, требующий изучения с применением научной методологии. Эмпирической основой могут быть телевизионный контент, разнообразные медиаресурсы, архивные материалы, нормативные и хозяйственные документы, законодательные акты, собственные интервью и пр.
Положения, выносимые на защиту
Практика показывает, что иногда студенты не уделяют качеству защищаемых положений должного внимания, рассматривая их как необходимый, но формальный элемент исследования. Такой подход откровенно противоречит здравому смыслу. Положения, выносимые на защиту, - это и есть главный результат научной работы, ее сущностный итог, ее 'объявленная ценность'. Именно здесь автор максимально сжато и емко формулирует свои научные достижения, все то новое, что ему удалось выявить (открыть). Выдвижение положений - естественный финал квалификационной работы, в котором, собственно, и происходит либо подтверждение, либо опровержение выдвинутой гипотезы. Само собой разумеется, что положения, выносимые на защиту, не могут противоречить материалу исследования, но в то же время и не являются краткой суммой всего сказанного в нем. Это самостоятельные смысловые единицы ВКР, возникновение которых обусловлено всей совокупностью изложенного и логикой исследования. Они должны вытекать из потока научного текста, строиться на основе его структуры и закрывать собой изучаемый аспект темы.
По форме положения, выносимые на защиту, представляют собой несколько (3-5) самостоятельных законченных фраз, смысл каждой из которых должен быть обязательно ясен и вне контекста (но лексически положения должны быть связаны с заглавием работы). Они не могут быть неоднозначными, а также должны быть безупречными с точки зрения терминологии и логики построения. Стилистика положений должна быть максимально академичной. Это делается для того, чтобы, прочитав их, любой специалист мог сразу понять, о чем идет речь и что именно доказывает автор. Если возникновение такого понимания находится под сомнением, следует улучшить 'артикуляцию' мыслей, попытаться достичь предельной четкости формулировок.
Если у автора появляются затруднения при формулировке положений, это можно расценивать как факт серьезных методологических ошибок, допущенных в ВКР, - возможно, некорректно обозначена тема, неверно выбраны объект и предмет, неточно заявлены цель и задачи. Таким образом, если не удается выдвинуть четкие положения, то возникает самый принципиальный критический вопрос: зачем автор вообще взялся за такую работу, если он просто не знает, что хочет сказать. И такой вопрос более чем правомерен.
Научно-практическая значимость исследования
Под научно-практической значимостью подразумевается полезность данной работы для представителей масс-медиа, а также научного и преподавательского сообщества. Здесь как бы зашифрован ответ на вопрос, кому нужна такая работа, кроме самого автора, который стремится получить за нее оценку. Научно-практическая значимость может заключаться в рекомендациях (методических указаниях), которые автор дает практикам телевидения или исследователям, а также в том, что собранный в диссертации материал и сделанные выводы могут использоваться при разработке, например, отраслевого законодательства, профессиональных кодексов, правил, бизнес-планов и пр. или же при создании учебных курсов, тренингов, монографий, учебных пособий и т. д. По большому же счету, состоятельным с точки зрения научно-практической значимости можно считать такую ВКР, которую впоследствии можно переработать в научную (научно-популярную) книгу или положить в основу кандидатской диссертации.
Литература по подготовке автореферата:
1. Ф. А. Кузин. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов- магистрантов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: "Ось-89", 1999. - 304 с.) /
2. И. В. Кирия. Методика научных исследований СМИ. Методическая разработка по курсу для студентов V курса. - М. : Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2004.
3. Н. Смелзер. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1998. - 688 с.
Любая другая на усмотрение научного руководителя.
1 См.: Кирия И. В. Методика научных исследований СМИ. Методическая разработка по курсу для студентов V курса. - М. : Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2004.
|