Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.flogiston.ru/forum/topic_show.pl?pid=4119
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 19:49:28 2016
Кодировка: Windows-1251
Инклюзивное образование: плюсы и минусы.
Имя: Регистрация
Забыли пароль?
Войти по OpenID
Пароль:  
Флогистон / Психологические форумы / Психологический форум на "Флогистоне". / Инклюзивное образование: плюсы и минусы. (9127 просмотра)

Дополнительно

Инклюзивное образование: плюсы и минусы.

аваторочка

110690ShashkovaYana
Написано: 2014-10-02 09:44

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.
- Есть пять вещей, которые ты должен знать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не зыбывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.
Первое - ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать себя в Своей руке.
Второе - ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.
Третье - ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.
Четвертое - твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.
И пятое - на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.
Инклюзивное образование, о котором так много сегодня говорится, широко распространено в Европейских странах, но в России - это достаточно новое явление.
В  1994 году под эгидой ЮНЕСКО в г. Саламанка прошла Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, на которой был введен в международный обиход термин 'инклюзия' и провозглашен принцип инклюзивного образования.
Что же такое инклюзивное образование?
(ЮНЕСКО) В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
(франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю,включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
Инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ограниченными возможностями в образовательном процессе обычной школы, но в большей мере перестройку всей системы образования для обеспечения образовательных потребностей всех детей.
Включенное образование базируется на восьми принципах:
1.  Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2.  Каждый человек способен чувствовать и думать;
3.  Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4.  Все люди нуждаются друг в друге;
5.  Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6.  Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7.  Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8.  Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
На мой взгляд,  самое главное из них - все люди равны!
Внедрение инклюзии возможно только на основе принципов демократизации и при отсутствии дискриминации по любому признаку. Сегодня мы хорошо понимаем, что развитие инклюзивного образования - это длительный и достаточно противоречивый процесс преобразований. Его развитие невозможно без поддержки общественных организаций.   Инклюзия касается всех субъектов образовательного процесса:
- детей с ОВЗ и их родителей;
-физически здоровых обучающихся и членов их семей;
- учителей и других специалистов  образовательного пространства;
-администрации;
-структур дополнительного образования.
Принятый 29 декабря 2012 года Федеральный закон ? 273-Ф3 'Об образовании в Российской Федерации' вводит в российское образовательное пространство понятие 'инклюзивное образование'. Пункт 27 статьи 2 этого закона звучит так: ' Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Это важная веха в истории развития прав человека в России: политика включения лиц с ограниченными возможностями здоровья и трудностями обучения в систему общего образования теперь закреплена на государственном уровне.'
Закон ' Об образовании в РФ' закрепляет не только понятие, но ряд важных механизмов.
1.  Специальные образовательные условия - 'условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ, и методов обучения и воспитания,  специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечения доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья'.
2.  Образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Готова ли школа дать качественное образование детям, которые в нее придут? Анализируя сегодняшнее состояние школ России, мы хорошо понимаем, то школы не готовы отвечать всем требованиям инклюзии.  Важной проблемой здесь выступает готовность школ к инклюзии. Нам не обойтись без всестороннего изучения возможных препятствий на пути внедрения инклюзивного образования.
С какими трудностями внедрения инклюзивного образования могут столкнуться участники образовательного процесса?
Дети с ОВЗ и родители. Очевидна значимость барьеров 'архитектурного' окружения ученика - физическая недоступность окружающей среды (например, отсутствие пандусов, лифтов в школе, недоступность транспорта между школой и домом, отсутствие звуковых светофоров на переходе по пути в школу и т.д).
Еще более значимыми трудностями оказываются  'барьеры', возникающие во взаимоотношениях людей. Давайте представим с вами на минутку, что вы живете в обществе, где вы особенный, потому что здоровы. С вами повсюду говорят языком жестов, вам дают документы, заполненные шрифтом брайля, и в конце концов вас провожаю косыми взглядами на улице. И вы начинаете болеть только от того, что вы не приспособлены к такому миру. Так, только с точностью все наоборот, в нашем современном мире живут люди, которые ограниченны в своих возможностях. И главным ограничением выступает не их здоровье, а мы - все общество.
Отношение к детям с инвалидностью является сложной проблемой прежде всего для взрослых участников образовательного процесса, потому что нет культурной традиции в обществе, нет опыта взаимодействия и общения с такими людьми. Наличие хотя бы малого личного опыта изменяет отношение и восприятие людей с инвалидностью, рождает психологическую готовность принять их.
Какова же готовность педагогов обучать детей с различными  образовательными потребностями? Остро стоит проблема неготовности учителей массовой школы к работе с детьми  с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций педагогов в работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров, и профессиональных стереотипов учителей. Помочь педагогам в преодолении этих трудностей сможет повышение квалификации, программы магистратуры и бакалавриата, творческие мастерские, обмен опытом и стажировки.
В идеале, следует создать базовое образовательное учреждение, для того чтобы педагоги могли перенимать опыт, тех, кто непосредственно работает в среде инклюзии. В нашем городе этой площадкой может являться 30 школа. Для меня является важным - изменения ценностей педагогов, так как это является неизбежным в процессе инклюзии. Ценности должны закрепиться в культуре учителей, родителей, учащихся и школы в целом.
Немалую роль в вопросе успешного внедрения инклюзии играет консервативность общества и, в частности, косность взглядов родителей здоровых детей, которые часто выступают против того, чтобы их дети учились вместе с инвалидами. Родители полагают, что совместная учеба с таким ребенком их детям неполезна, потому что в результате они недополучат знания, внимания учителей. В общем итоге образование здоровых детей пострадает.
- На мой взгляд, факт совместного обучения ребенка с особенностями в обычном классе сам по себе недостаточен для каких-то выводов. Вопрос заключается ведь не в том, пострадают ли здоровые дети, а в том, будет ли образовательный процесс построен таким образом, что бы способствовать развитию детей, а не разрушать это развитие. Главное, что бы решение задач не шло одно за счет другого. Следует разграничить пространство взаимодействия детей и предметно-образовательное пространство. Для эффективности такого обучения, необходимо , как минимум, наличие несколько сопровождающих взрослых, способных помочь особому ребенку при решении сложной задачи, чтобы ребенок чувствовал себя включенным в процесс решения, и при этом другие дети занимались чем -то иным.
Немаловажную роль играет создание условий в школе для детей с ОВЗ, а именно наличие технических средств, многие школы попросту не оборудованы для нужд детей с ОВЗ. Первоначальная задача администрации школы изменить территориальное пространство, сделав  его инклюзивным, исходя из индивидуальных потребностей детей; введение в штат сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков, дефектологов, переоборудования мест общего пользования (класс, столовая, библиотека, туалетные комнаты, оборудовать въезд детей с ОВЗ в здание школы, предусмотреть транспортную поддержку, для доставки ребенка в школу). Все это требует дополнительного серьезного финансирования.
Школы способны преодолеть многие барьеры самостоятельно, если будет достигнуто понимание того, что недостаток материальных ресурсов не является основным и единственным барьером на пути развития образовательной инклюзии. Главная проблема заложена в современном обществе: эгоистичность, нежелание пересматривать систему ценностей, повышенная агрессивность.
Не стоит забывать, что составляет облик подлинного Человека - духовного и высокоразумного - человечность!
В ряде выше перечисленных минусов инклюзивного образования, есть и свои плюсы, о которых нужно говорить. Какие результаты сейчас имеет Российское образование по внедрению инклюзивного образования?
1.  В новых Федеральных Государственных стандартах начальной и основной школы  предусмотрено создание специальных условий для обучения детей с ОВЗ; их комплексное психолого-педагогическое сопровождение; создание индивидуального учебного  плана для детей с ОВЗ и одаренных детей.
2.  Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы определяет законодательное обеспечение равного доступа к качественному образованию, право на инклюзивное образование по месту жительства, право родителей на  выбор образовательного учреждения.
3.  Государственная программа 'Доступная среда' на 2011-2015 годы, которая создает условия без барьерной среды, а к 2016 году обеспечит совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве должна составить не менее 20 %, сейчас их только 2,5 %.
Основное преимущество инклюзивного подхода в обучении - это создание гибкой образовательной среды, удовлетворяющей каждого ребенка, соответствующей индивидуальным интеллектуальным, физическим и психическим потребностям.
Несомненным плюсом для общества, а в частности для родителей,  является интеграция и социализация детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
Но главное, к чему призывают сторонники совместного обучения, - это искоренение дискриминации и воспитание толерантности: дети, получающие инклюзивное образование, учатся милосердию, взаимоуважению и терпимости. Итогом внедрения такой методологии должно стать улучшение качества жизни учащихся в целом и тех из них, кто относится к социально-уязвимым группам.
Кроме того, инклюзивное образование способствует нравственному оздоровлению общества.
И в завершении, мне хотелось бы вернуться к моей притче. Трудности видят многие и педагоги и родители, при этом единицы готовы преодолевать их творчески, при появлении новой поверхности, в данном случае внедрения инклюзивного образования, в общество приходит изменение в сознании о недопустимости ранжировать и клеймить детей медицинскими и педагогическими диагнозами. Мы, как специалисты, должны уметь писать на любой поверхности, преодолевая любые трудности, дать возможность каждому оставит свой след.
© Copyright Flogiston 1998–2008. О проекте. По вопросам сотрудничества обращайтесь на адрес