Спецкурсы и спецсеминары кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур
Спецсеминар
д.к., проф. Маргариты Михайловны Лоевской
Спецкурс и спецсеминар к.к., доц. Ирины Леонидовны Анастасьевой
Спецсеминар к.к., доц. Олега Александровича Комкова
Спецкурс и спецсеминар к.к., доц. Юлии Сергеевны Барковой
Спецкурс и спецсеминар д.к., проф. Олега Александровича Корнилова
Спецкурс и спецсеминар д.ф.н., доц. Ирины Васильевны Моклецовой
Спецсеминар к.к., ст. преподавателя Инны Вячеславовны Васильевой
Спецкурс и спецсеминар к.к. доц. Константина Валерьевича Дудакова-Кашуро
Спецсеминар доц. Натальи Валерьевны Карташевой
- 'Исторические и художественные хронотопы культуры' (4, 5 курсы ЛМКК и Культурологии)
Спецкурсы и спецсеминары кафедры на 2013-2014 учебный год
Спецсеминар
д.к., проф. Маргариты Михайловны Лоевской
«Архаическое, традиционное, новаторское литературное творчество»
Цель
- Ознакомление с древнерусской культурой.
- Изучение процесса взаимодействия древнерусской книжности и народной культуры; влияние древнерусской литературы на литературу нового времени.
- Рассмотрение воздействия народной культуры на древнерусскую книжность и современные произведения.
Задачи курса
- Рассмотрение основных жанров древнерусской книжности, иконописи и фольклора в их историческом развитии; владение методологией историко-философского исследования; развитие навыков самостоятельного исследования и изложения его результатов.
- Укрепление навыков сопоставления древнерусских текстов с современными произведениями (религиозными, публицистическими, художественными).
- Выявление религиозной значимости, эстетической сущности культуры XI-XVII вв., связи памятников этого периода с литературой нового времени.
Тематика курса
Древнерусская литература не только подготовила появление великой русской литературы нового времени, но и сохранила свое значение в XXI веке, в связи с этим особое внимание уделено таким проблемам, как святость (святые) в византийской, древнерусской и современной агиографии; христианские ереси и секты борьба с ними (X-XXI вв.), смеховая культура, образ 'доброй' и 'злой' жены в литературе (ветхо- и новозаветной, византийской и древнерусской); отношение к женщине в средневековом обществе и проблема эмансипации в современном обществе и многое другое.
Форма итогового контроля - зачет. Студенты могут также выполнить курсовую работу по одной из предложенных тем или самостоятельно сформулировать тему исследования.
тел.: (495) 734 00 70
Спецкурс и спецсеминар
к.к., доц. Ирины Леонидовны Анастасьевой
«Литература и культура русского зарубежья»
Спецкурс и спецсеминар предназначены для студентов 3 и 4 курсов, обучающихся на отделении лингвистики и межкультурной коммуникации, на отделении региональных исследований и международных отношений и на отделении перевода и переводоведения.
Предмет курса
История русской зарубежной литературы и культуры в контексте истории русской национальной культуры.
Цель курса
Познакомить студентов с жизнью русской диаспоры (первой волны эмиграции) за рубежом, с культурными центрами русской эмиграции (исходом русской эмиграции в Турцию, Германию, Францию, Сербию, Болгарию, Китай (Маньчжурию), Польшу, Чехословакию, Северную и Южную Америку и др.). На занятиях изучается деятельность литературно-художественных, театральных центров, центров русской живописи, писательских организаций (эмиграции и метрополии), история возникновения периодических изданий за границей, деятельность благотворительных обществ; история Русских общественных библиотек за рубежом (Тургеневская, Пражская и др.); общественная деятельность русских эмигрантов; история зарубежных съездов русских писателей и журналистов. Студенты знакомятся с творчеством выдающихся русских эмигрантов.
Задачи курса
Курс призван систематизировать знания студентов о жизни и деятельности русской эмиграции первой волны, познакомить студентов с литературными и культурными исканиями в среде писателей-эмигрантов, содействовать освоению литературоведческого и культурологического словаря, показать многомерность научного исследования темы через призму комплексных исследований культурологов, социологов, философов; выявить основания для разногласий внутри эмигрантских групп и групп метрополии, а также обозначить основные направления в развитии советской и эмигрантской литературы, определить место русской эмигрантской литературы и культуры в советском и мировом культурном процессе.
Требования к уровню освоения курса
В результате изучения курса студент должен знать особенности, закономерности развития эмигрантской литературы, изучить проблемы истории эмигрантской литературы, владеть навыками самостоятельного анализа источников, навыками компаративного культурологического исследования, написания научных статей, эссе.
тел.: (495) 734 00 70
Спецсеминар
к.к., доц. Олега Александровича Комкова
"IMAGO HOMINIS: концепции человека в истории европейской культуры"
Спецсеминар предназначен для студентов 3, 4 и 5 курсов, обучающихся на отделении лингвистики и межкультурной коммуникации, на отделении региональных исследований и международных отношений и на отделении перевода и переводоведения. Методологически ориентирован на расширение альтернативного спектра концептуализированных культуроведческих дисциплин для обеспечения глубокой и разносторонней подготовки широкого круга будущих высококвалифицированных специалистов-гуманитариев.
Спецсеминар состоит из нескольких частей, каждая из которых посвящена определенному отрезку европейской истории и рассчитана на 1 семестр аудиторной работы.
Тематический материал первой части спецсеминара охватывает антропологию древнего мифа, античной и эллинистической культур. Изучение данного материала рассчитано на 32 аудиторных часа.
Основная цель спецсеминара – дать студентам общее представление о наиболее важных и ценных формах и путях развития мысли о человеке в истории европейской культуры от эпохи мифологического сознания до рубежа третьего тысячелетия. Подача и обсуждение информативного материала подчинены главным образом хронологическому принципу.
Приоритетные задачи спецсеминара включают:
- изучение многообразных антропологических моделей (традиционных, мировоззренческих, персональных), во многом определивших облик культурных эпох и региональных ойкумен в их развитии и оставивших след в современном сознании и науке;
- анализ константных составляющих человеческого способа существования (язык, речь, мышление, понимание, интерпретация, общение, деятельность, отношение, целеполагание и т.д.) в диахронической и синхронической перспективе с позиций междисциплинарного, интегрирующего научно-гуманитарного подхода;
- исследование морфологии образа человека в различных видах и жанрах формосозидающей духовной деятельности (философия, религиозный культ, наука, литература и словесное творчество, музыка, театр, визуальные и пластические искусства) в рамках осмысления и реконструирования тех или иных антропологических парадигм;
- освоение студентами релевантного понятийного аппарата в области антропологии (философской, религиозной, культурной, художественной), истории культуры и искусства, герменевтики, психологии и социологии и других сфер гуманитарного знания.
Форма проведения занятий совмещает лекционную подачу материала, обсуждение источников и литературы, работу в режиме свободной дискуссии и краткие доклады-презентации по желанию студентов.
Форма итогового контроля - зачет. Студенты могут также выполнить курсовую работу по одной из предложенных тем или самостоятельно сформулировать тему исследования.
Спецкурс и спецсеминар
к.к., доц. Юлии Сергеевны Барковой
«Традиционная музыка в культуре народов мира»
Спецкурс и спецсеминар предназначены для студентов 3, 4 и 5 курсов, обучающихся на отделении культурологии, на отделении лингвистики и межкультурной коммуникации и на отделении региональных исследований и международных отношений.
Курс имеет культурологическую направленность и основывается на методологических положениях отечественной этнокультурологии, этномузыкологии, этноорганологии, музыкознания, лингвистики, истории литературы, палеологии, востоковедения, американистики, африканистики, компаративной культурологии.
Основная идея курса - найти общее и особенное в традиционной музыкальной культуре разных народов, изучая музыку как культурологическое явление, позволяющего глубже понимать этнические картины мира.
В задачи курса входит знакомство студентов с многообразием музыкальной культуры народов мира, с основными музыкальными формами традиционной культуры и их эволюцией с древних времен до наших дней, исследование музыкальных универсалий и взаимосвязи истоков этнических музыкальных традиций, выявление особенностей межцивилизационного звуко-музыкального взаимодействия.
Курс призван:
- познакомить студентов с музыкальным своеобразием культуры народов мира с помощью компаративного анализа музыкальных культур разных стран и регионов: России, Ближнего и Среднего Востока (Иран), Южной (Индия) и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока (Китай, Корея, Япония), Восточной, Северной, Западной и Южной Европы (Балканские страны, Скандинавия, Великобритания, Испания, Португалия, Греция), Центральной и Южной Америки (Перу, Боливия, Эквадор, Куба, Бразилия, Аргентина), Северной Америки (Мексика, США, Канада), Тропической Африки и др.;
- дать представление о взаимосвязи музыкального творчества с такими составляющими культуры, как традиционные ценности, национальный характер, ментальность, общественное самосознание;
- осветить проблему самоидентификации традиционной и национальной культуры в современном мире;
- выявить роль музыки в сохранении традиционной культуры;
- познакомить с проблемами когнитивной этномузыкологии;
- способствовать пониманию места музыкального фольклора в традиционной культуре и его связей с другими видами творчества;
- осветить историю, происхождение, эволюцию, символику и взаимосвязь музыкальных инструментов разных стран и народов;
- изучить подходы к пониманию структурной иерархии, темброартикуляции, интонации и контонации, модальности, ритма и образно-смыслового содержания традиционной музыки как явления культуры.
Программа рассчитана на два семестра. Междисциплинарный характер исследования традиционной музыки определяет комплексный подход к изложению материала. Курс предполагает живое знакомство с этническими музыкальными инструментами, возможность совместной игры и пения, использование аудио- и видеоматериалов. В ходе спецсеминара планируется написание курсовой работы или диплома.
Форма итогового контроля - зачет.
тел.: (495) 734 00 70
Спецкурс и спецсеминар
д.к., проф. Олега Александровича Корнилова
«Национальная ментальность в зеркале фразеологии (на материале русского, китайского, испанского, корейского языков и языка кечуа)»
Спецкурс и спецсеминар предназначены для студентов 2, 3, 4 и 5 курсов, читаются на русском языке.
Продолжительность курса 1 семестр.
Целью данного спецкурса/спецсеминара является формирование у студентов навыков анализа иноязычного языкового материала (фразеологических единиц) с позиций лингвокультурологии и этнолингвистики, что предполагает установление корреляций между феноменами языка и особенностями национальной культуры и национальной психологии.
Достижение этой цели предполагает решение целого ряда конкретных задач:
- понять природу идиоматической номинации, ее роль и место в национальной языковой картине мира;
- научиться анализировать иноязычные паремии по предлагаемым параметрам (внутренняя форма - смысл - этимология + глубинная этимология - культурно-исторический и этнопсихологический контекст;
- уметь на основе проведенного анализа формулировать доминанты национальной ментальности носителей того или иного языка;
- получить навыки контрастивного анализа паремий;
- познакомиться с различными подходами к фразеографической практике.
Национальное мировидение проявляется на всех языковых уровнях, но фразеология - наиболее выигрышный в этом отношении пласт языка.
Курс состоит из двух частей: теоретической и практической.
Практическая работа по анализу иноязычных фразеологизмов проводится на обширном материале фразеологий трех языков: испанского, китайского и кечуа (язык инков). Фактический материал уникален и собран лично автором за годы работы в регионах распространения этих языков. Паремии этих языков позволяют сравнить максимально 'далекие' друг от друга культуры и заглянуть в 'дом бытия духа' жителей древнего Китая, Европы (в лице Испании) и Империи Инков. Предлагаемые студентам паремии переведены автором на русский язык и подробно описаны в книгах 'Жемчужины китайской фразеологии' и 'Язык инков - кечуа'. Особый интерес представляет аспект работы, предполагающий поиск студентами эквивалентов предложенных паремий в изучаемых ими языках и обнаружение смысловых лакун. Знакомство (через изучение фразеологии) с нравственными приоритетами носителей конфуцианской этики и морали и потомков Инков позволит расширить горизонты лингвокультурологической компетенции студентов и в какой-то мере компенсировать определенный 'европоцентристский крен' в их профессиональной подготовке.
Форма итогового контроля - недифференцированный зачета (для спецкурса) и курсовая работа (для спецсеминара).
тел.: (495) 734 02 44
Спецкурс и спецсеминар д.ф.н., доц. Ирины Васильевны Моклецовой
'Феномен путешествия в русской культуре'
Спецкурс и спецсеминар предназначены для студентов 3, 4 и 5 курсов всех отделений и магистрантов факультета иностранных языков и регионоведения.
Продолжительность курса 1-2 семестра.
Спецкурс и спецсеминар читаются на русском языке.
Задачей курса является ознакомление с феноменом путешествия в культуре с целью выработки навыка ориентирования в сложноорганизованном пространстве культуры и культурологии. Курс направлен на формирование и развитие различных интеллектуальных навыков студентов и магистрантов. Для анализа выбраны описания русских путешественников по России и за рубежом. Путешествия в русской культуре представлены религиозными, философскими, филологическими, лингвокультурологическими формами, анализ которых позволяет исследовать концептуальную сферу культуры.
Курс способствует выявлению у студентов и магистрантов творческих способностей, в том числе в сфере путешествий, дает возможность поделиться собственным опытом трэвелера. По результатам сделанных студентами проектов запланирован творческий конкурс. Победители и номинанты получат возможность провести авторскую презентацию.
Типология путешествия настолько обширна и многообразна, что позволяет рассмотреть практически все сферы культуры. Путешествия стали объектом изучения всех наук о человеке, в которых реализуются основные представления как о самом человеке, так и о человечестве в целом. В культуре путешествие - мощный инструмент воспитания и образования, диалог с миром других культур и цивилизаций, народов и государств, открытие мира живой природы.
В рамках спецсеминара слушатели имеют возможность получить навыки научной работы, выполнить курсовые и дипломные работы, а также подготовиться к поступлению в аспирантуру по направлению 'Культурология'.
Форма итогового контроля - экзамен.
Запись на кафедре сравнительного изучения национальных литератур и культур или по электронной почте
cafedra526@yandex.ru.
тел.: (495) 734 00 70
Спецсеминар
к.к., ст. преподавателя Инны Вячеславовны Васильевой
«Русская культура XX века: традиции и новации»
Спецсеминар предназначен для студентов 3, 4 и 5 курсов всех отделений. Рассчитан на 2 семестра.
Цели курса:
- ознакомление студентов с основными закономерностями и многочисленными эстетическими тенденциями русской культуры XX века;
- изучение основных этапов становления и генезиса, а также факторов, повлиявших на развитие русской культуры XX века;
- исследование процессов взаимодействия русской культуры XX века с другими культурными эпохами, традиции и новаторство.
Ключевыми вопросами спецсеминара являются гносеологические, экзистенциальные, типологические и теоретические проблемы и ситуации в русской культуре XX века.
Задачи курса:
- изучение многообразных традиционных и новаторских аспектов русской культуры XX века;
- комплексный анализ основных направлений, стилей, жанров, образов, относящихся к различным видам искусства XX века;
- исследование эстетической сущности русской культурной парадигмы в целом;
- выявление значимости культурных архетипов в процессе формирования русской общественной мысли XX века;
- овладение студентами навыками самостоятельной научной работы, методами анализа культурных моделей, освоение понятийного и терминологического аппарата, формирование навыков междисциплинарного исследования.
Форма итогового контроля - зачет. Студенты могут также выполнить курсовую работу по одной из предложенных тем или самостоятельно сформулировать тему исследования.
тел.: (495)734 00 70
Спецкурс и спецсеминар
к. к. доц. Константина Валерьевича Дудакова-Кашуро
«Модернизм/Авангард: теория, история, практика»
Начало занятий - март 2013 г.
Спецкурс и спецсеминар предназначен для студентов 3, 4 и 5 курсов, обучающихся на отделении лингвистики и межкультурной коммуникации, на отделении региональных исследований и международных отношений и на отделении перевода и переводоведения.
Продолжительность спецкурса и спецсеминара - 1 семестр. Занятия проводятся на русском языке.
В цели спецкурса/спецсеминара входит ознакомление студентов с основной проблематикой двух фундаментальных направлений художественной культуры первой половины ХХ в. в культурологическом ракурсе. Основным подходом в изучении эстетических, философских, социальных, научных аспектов авангарда и модернизма выбран тематический принцип, который будет раскрываться на материале программных авторских текстов (манифестов), изобразительных, литературных, кинематографических и музыкальных произведений. В спектр курса входят явления, как русского, так и европейского искусства.
Тематика курса:
- анализ ключевых проблем модернизма и авангарда в широком историко-культурном контексте и включает в себя следующие вопросы: география и периодизация авангарда и модернизма;
- проблема репрезентации времени и пространства: мифологическое, хронологическое, симультанное, монтажное;
- проблема традиции и новаторства;
- примитивистская компонента;
- модернизм через призму религиозных верований;
- наука и техника в отражении современного искусства;
- политики авангарда;
- проблема модернистского субъекта и коллективного стиля;
- национальное и интернациональное в авангарде и модернизме;
- диалектика реализма и беспредметности;
- комическое и серьезное: оппозиция или отождествление;
- искусство как средство преображения жизни и аннигиляция искусства в жизнестроительстве;
- в поиске языка искусства: отдельные виды искусств или их слияние в тотальности.
Форма итогового контроля - зачет.
тел.: (495) 734 00 70,
Контактная информация
Кафедра сравнительного изучения национальных литератур и культур
адрес: Москва, Ломоносовский пр-т, д. 31, корп. 1, комн. 526-527
телефон: (495) 734 00 70