Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.ffl.msu.ru/research/general-info/
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:00:21 2016
Кодировка: Windows-1251
Научная жизнь
Учеба
Факультет иностранных языков

Научная жизнь на факультете

Сегодня на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ работают 35 докторов наук и 143 кандидата наук.

Научно-исследовательская работа на факультете осуществляется главным образом в русле утвержденных Советом факультета приоритетных научных направлений:

На факультете сложилась научная школа лингвистики и межкультурной коммуникации - школа основателя и президента факультета профессора Тер-Минасовой С.Г., получившая в  2006 году государственную поддержку и статус одной из ведущих научных школ РФ.

Результаты научных исследований сотрудников факультета находят свое воплощение в научных и научно-методических публикациях. Профессорами и преподавателями факультета издаются монографии, учебники и учебные пособия по иностранным языкам, регионоведению и культурологии, а также различные словари. Среди последних работ можно отметить следующие монографии и словари:

  • Баркова Ю.С. Музыкальное МироТворчество: традиционная музыка в культуре народов мира, М.: МГУ, 2013;
  • Бельчиков Ю.А. «Русский литературный язык во второй половине XIX века», изд. 3. М., URSS, 2012;
  • Бельчиков Ю.А. 'Лексическая стилистика. Проблемы изучения и обучения', изд.3. М., URSS, 2012;
  • Бестолкова Г.В. 'Межкультурная коммуникация и языковая политика'. Saarbrücken, LAP, 2012;
  • Бубнова Г.И. 'Компетентностный подход. Оценивание иноязычной коммуникативной компетенции. Французский язык'. Saarbrücken, LAP, 2011;
  • Ващенко А.В. 'Столб, подпирающий мир. Традиция и современность на Хайда Гвай. Владения гитксанов'. М., Аналитика-Родис, 2012;
  • Давыдова М.В. 'Проблема теодицеи в Книге Иова и культуре Нового времени'. М., ФИЯР МГУ, 2011;
  • Есина Ю.Г. 'Показатели региональной идентичности в культуре Франции (Вандея, Руссильон)'. М., МГУ, 2011;
  • Иванов А.М. 'Культурные концепты ‘Island’ и 'Moor' эпохи Елизаветы I и их отражение в пьесах Шекспира'. М., КДУ, 2011;
  • Комарова А.И. Котляков В.М. Толковый двуязычный словарь по географии: русско-английский, англо-русский. (Научно-справочное издание) М.: АНО 'Диалог культур', 2012;
  • Комарова А.И., Котляков В.М. Туризм: природа-культура-путешествия. Пятиязычный словарь. Русский (с краткими дефинициями), английский, французский, испанский, немецкий. - (Научно-справочное издание) М.: Издательский дом 'Кодекс', 2013;
  • Комков О.А. 'Образ - Человек - Слово. Ранние труды по иконологии, антропологии и герменевтике'. Saarbrücken, LAP, 2011;
  • Коренев А.А. 'Современная концепция пособия и занятия по домашнему чтению'. Saarbrücken, LAP, 2011;
  • Кульпина В.Г. Очерки по ономастическому переводу и лингводидактике, Wydawnictwo BEL Studio, Warszawa (Польша), 2013;
  • Милославский И.Г. 'Морфологические категории русского языка' (переиздание). М., Наука, 2011;
  • Моклецова И.В. 'Русские духовные традиции в литературном контексте XIX века и творческом наследии' А.Н. Муравьева, М.: МГУ, 2013;
  • Моргун Н.Л. 'Теория и практика обучения научной гипертекстовой коммуникации в условиях вариативной образовательной среды вуза'. М., Приоритет-МВ, 2011;
  • Новикова Л.Г. 'Провинциальная 'контрреволюция': Белое движение и Гражданская война на русском Севере, 1917-1920' (Серия 'Historia Rossica'). М., Новое литературное обозрение, 2011;
  • Павлова Е.К. 'Проблемы взаимопонимания в глобальном политическом дискурсе'. М., МАКС Пресс, 2012;
  • Петросян И.В.'Сборник тестов по английскому языку для абитуриентов'. М., КДУ, 2016;
  • Рогулева А.С. 'Г. Белль и Ю. Домбровский. Образы ненасилия. Этические аспекты творчества'. Saarbrücken, LAP, 2011;
  • Руцинская И.И. 'Путеводитель как феномен массовой культуры. Образы российских регионов в провинциальных путеводителях второй половины XIX-начала XX веков', М. 2013;
  • Шевлякова Д.А. 'Доминаты национальной идентичности итальянцев'. М., КДУ, 2011;
  • Шевырдяева Л.Н. 'Язык современного судебного дискурса как семиологическая система (на материале решений Верховного суда США)'. Saarbrücken, LAP, 2011.
В 2005 году коллективом авторов (Павловская А.В., Титова С.В., Фатющенко А.В. и др.) запущен фундаментальный долгосрочный проект 'Страны и народы через языки и культуры', направленный на создание уникальной серии учебно-методических комплектов по изучаемым на факультете языкам. Первым был создан УМК 'Англия и англичане', состоящий из 6 DVD фильмов об Англии на русском и английском языках. В 2008 году вышел в свет следующий УМК - 'Италия и итальянцы', который включает в себя научную монографию профессора Павловской А.В. 'Италия и итальянцы', видеокурс из 4 DVD фильмов об Италии на итальянском и русском языках и учебное пособие к видеокурсу на итальянском языке. В 2010 году была завершена работа над УМК 'Россия и русские', в который входит одноименная монография профессора Павловской А.В. и 5 DVD с фильмами на русском языке с английскими субтитрами.

В ведущих российских издательствах преподавателями факультета опубликована целая серия учебников и учебных пособий по иностранным языкам и культурам говорящих на них народов, многие из которых выдержали не одно издание и имеют гриф УМО по образованию в области лингвистики, Научно-методического совета по иностранным языкам Министерства образования и науки, ФИПИ и других ведомств:

  • Алексеева А.А. 'Франция и глобальные проблемы: La France et les problèmes mondiaux', 2 изд. М., МАКС Пресс, 2012;
  • Алексеева А.А. 'Знаете ли Вы Францию?', М.: Издательство КДУ, 2013;
  • Андрющенко Т.Я. Немецкий язык. Начальный этап, Изд. второе, исправленное, М., Икар, 2014;
  • Андрющенко Т.Я., Слесарев А.Г. О журналистике по-немецки. ÜBER JOURNALISMUS AUF DEUTSCH., М.: Факультет журналистики МГУ, 2013;
  • Арапова М.А. Образование и культура (пособие для изучающих русский язык как иностранный), М., 2014;
  • Архипова И.А., Бабанина В.В. Выдающиеся немецкие и австрийские деятели искусства, М.: Издательство КДУ, 2013;
  • Афинская З.Н. Языковая личность в контексте взаимодействия науки и культуры (на материале французского языка), Sociosfera-CZ, Прага, 2013;
  • Башкиров В.М., Карапетян Г.К. Unser Deutsch/Наш немецкий. Учебное пособие, М., Университетская книга, 2014;
  • Богданова Л.И. 'Стилистика русского языка и культура речи. Лексикология для речевых действий'. М., Флинта: Наука, 2011;
  • Бубнова Г.И. 'Фонетика французского языка. Справочник'. СПб., 'Люмьер', 2011;
  • Буэно Томмазо. Разговорный итальянский, М.: АСТРЕЛЬ, 2013;
  • Васильева И.В. Русская культурная парадигма XX века, М.: ФИЯР МГУ, 2013;
  • Ващенко А.В. Возвращение на Итаку: Этнокультурный фактор в художественном пространстве XX века, М.: МГУ, 2013;
  • Воробьева Е.Ю. Лексические трудности французского языка, М.: ФИЯР МГУ, 2013;
  • Городецкая Л.А., Скугарова Ю.В. и др. 'Cambridge English. Вариативные программы дополнительного образования по английскому языку'. М., 'Британия Холдинг', 2011;
  • Гульцева И.В., Краснова Т.В. Social Media, М: Факультет журналистики МГУ, 2013;
  • Гульцева И.В., Муратова И.А. English without limits. Учебное пособие, М., факультет журналистики МГУ, 2014;
  • Гульцева И.В., Свенцицкая Л.П. Newspapers in the Modern World, М.:Факультет журналистики МГУ, 2013;
  • Гуманова Ю.Л. и др. 'Just English. 101 Texts on Law. Для будущих юристов и политологов'. М., 'Кнорус', 2011;
  • Давыдова М.В. Гамбург - туда и обратно. Сборник упражнений. Уровень А1, М., Макс Пресс, 2014;
  • Добросклонская Т.Г. 'Язык политического медиадискурса Великобритании и США'. М., МГУ, 2012;
  • Долтмурзиев Д.О., Колесников Б.М., Попова М.Г. Учебное пособие по английскому языку для биофизиков, М., ФИЯР МГУ, 2014;
  • Дорофеева Е.А. 'Фразеологизмы современного немецкого языка в современном мире', М.: ФИЯР МГУ, 2013;
  • Егорова О.А., Козлова О.Н., Кожарская Е.Э., Вельштейн А.М. Учебное пособие для студентов экологов и почвоведов, М.: ФИЯР МГУ, 2013;
  • Ермаков О.А. 'История и культура Германии. С древних времен и до ее объединения в 1990 году'. М.: ФИЯР МГУ, 2013;
  • Ермаков О.А. 'Страноведение Германии. После ее объединения в 1990 году и до наших дней'. М., ФИЯР МГУ, 2013;
  • Есина Ю.Г. Читаем по-французски. 1993г. В. Гюго. Учебное пособие по французскому языку, М.: МГУ 2013;
  • Есина Ю.Г. Читаем по-французски "Девяносто третий год" В.Гюго, М., ТЕЗАУРУС, 2014;
  • Ефимцева О.Е., Кривцова Т.Ф., Сыпалова Н.О. Fuer die Pruefung gut gewappnet. Teil 2, М., Университетская книга, 2014;
  • Загрязкина Т.Ю. (ред.) 'Франкоязычный мир: взаимодействия и контакты'. М., МГУ, 2012;
  • Загрязкина Т.Ю. (в соавт.) "Образ жизни современного француза: праздники и будни" (пособие по французскому языку и культуре Франции). 2-е изд., испр. и доп, М.: МГУ, 2013;
  • Загрязкина Т.Ю. (ред.) "Франкофония: культура повседневности", М.: МГУ, 2013;
  • Захаров В.В., Тимофеева Т.Ю. "История Германии", М.: МГУ, 2013;
  • Иванова И. Учебник по сърбски език за начинаещи, Softis Варна, 2014;
  • Игнатов К.Ю., Аветисян Н.Г. "Английский делового общения", М.: ООО Кно Рус, 2013;
  • Именитова И.П. 'Comment vivent les Français. для бакалавров по практике французского языка'. М., ФИЯР МГУ, 2012;
  • Кажуков А.А. 'Мировые религии'. Учебное пособие для изучающих французский язык. М., Тезаурус, 2012;
  • Кажуков А.А. Современная Россия глазами французов. Учебное пособие по французскому языку, М., ТЕЗАУРУС, 2014;
  • Карташева Н.В. Учебно-методический комплекс дисциплины 'Русский мир в контексте мировых цивилизаций'. М., ФИЯР МГУ, 2012;
  • Кожарская Е.Э., Даурова Ю.А. 'English for Sciences. Английский язык для студентов естественнонаучных факультетов'. М., Академия, 2011;
  • Кожарская Е.Э., Козлова О.Н., Колесников Б.М. и др. Английский язык для направления 'Биология' (под редакцией Л.В.Полубиченко), М., Академия, 2014;
  • Комарова А.И. Функциональная стилистика: научная речь. Язык для специальных целей (LSP), М., Издательство ЛКИ, 2014;
  • Корнилов О.А. Язык инков - кечуа: экспериментальное учебное пособие по языку и культуре кечуа. -- 3-е изд., исправленное и дополненное, М., КДУ, 2014;
  • Костанян З.В. Учебное пособие "English for material scientists" (английский язык для студентов - материаловедов), М., 2013;
  • Краснова Т. В., Муратова И. А. 'Media World' (учебник английского языка для журналистов). М., УПЛ факультета журналистики МГУ, 2012;
  • Кудинова В.А. Практический курс перевода. Итальянский язык, М., ФИЯР МГУ, 2014;
  • Кудрявцева И.Н. 'Искусство заключения договоров'. М., МГУ, 2012;
  • Кулаженкова Л.Н. 'Французский язык специальности' Пособие по страноведению для студентов химического факультета. М., МГУ, 2012;
  • Курасовская Ю.Б. 'Learn English Grammar. Test English Grammar'. М., КДУ, 2011;
  • Курындина Т.Г. Пособие по переводу (общественно-политическая тематика), М., Издательство Спутник+, 2014;
  • Левицкий А.Э. (ред.) Коммуникативные стратегии. Английский язык как второй иностранный, Видавничо-пол?граф?чний центр ''Ки?вський ун?верситет", Ки?в, 2014;
  • Лоевская М.М. Литература древней Руси: Хрестоматия, М.: ФИЯР МГУ, 2013;
  • Медведева Н.Е. Writing your way to the top. Практическое пособие по развитию навыков деловой письменной речи, М., URSS, Книжный дом 'Либроком', 2014;
  • Милославский И.Г. 'Говорим правильно по смыслу или по форме', М.: АСТ, 2013;
  • Моклецова И.В. Россия и Испания: диалог культур, Издательство Гранадского университета (Испания), 2013;
  • Молчанова Г.Г. Когнитивная поликодовость межкультурной коммуникации: вербалика и невербалика, М., ОЛМА Медиа Групп, 2014
  • Муратова И.А., Костанян З.В. Media Studies. English for Journalists, М., 2014;
  • Муратова И.А., Краснова Т.В. Media World, М., 2014;
  • Муратова И.А., Свенцицкая Л.П. Грамматика и лексика для студентов первого курса, М., факультет журналистики МГУ, 2014;
  • Муратова И.А., Свенцицкая Л.П. Словообразование в современном английском языке. Сборник упражнений и тестов. Книга для учителя, М., факультет журналистики МГУ, 2014;
  • Назаренко А.Л. 'Информационно-коммуникационные технологии в лингводидактике: дистанционное обучение'. М., МГУ, 2013;
  • Низовец Т.И. 'Vocabulary Test in English for Intermediate Students'. М., Московская гуманитарно-техническая академия, 2011;
  • Окс И.Ю., Комарова А.И., Бадмаева Ю.Б. Английский язык для географических специальностей/English for Geographers, Изд. четвертое, М., ЛЕНАНД, 2014;
  • Олейникова С.Ф. Учебное пособие по французскому языку: биология, М., Механико-математический факультет МГУ, 2014;
  • Павловский И.В. 'История Отечества. Учебное пособие для студентов 1 курса'. М., ФИЯР МГУ, 2011;
  • Павловский И.В. 'Введение в регионоведение'. М., ФИЯР МГУ, 2012;
  • Печатнова Е.Г., Розум О.Г. Управление логистикой во Франции: учебное пособие для вузов на французском языке/Le management logistique en France: manuel en français pour les étudiants enéconomie.', М., Университетская книга, 2014;
  • Платонова И.В., Гливинская В. Н. 'Давайте вместе учить болгарский. Учебник для начинающих'. М., Астрель, 2011;
  • Поцыбина Е.П. 'Введение в языкознание'. М., ВГНА, 2012;
  • Прошина З.Г. (в соавт.) "Translation Challenges (English and Russian Languages)"; Учебное пособие по теории перевода, Морской гос. ун-т, Владивосток, 2013;
  • Раевская М.М., Машихина Е.В., Горячева И.Н. Неличные формы глагола в испанском языке, М.: ФИЯР МГУ, 2013;
  • Рожкова Г.В. Краткий курс немецкого языка в упражнениях, М., 2014;
  • Руцинская И.И. Методы региональных исследований. Учебно-методическое пособие, М., ФИЯР МГУ, 2014;
  • Руцинская И.И. Проблемы взаимодействия культур. Хрестоматия по курсу, М.: Эдитус, 2013;
  • Смирнова В.Е. Французский язык для студентов-культурологов, М.: ФИЯР МГ, 2013;
  • Смирнова Г.Е. 'Отчизны верные сыны: пути формирования понятия 'отечество' в английской и русской культурах XVIII в.'. М., Памятники исторической мысли, 2011;
  • Соколова В.М. 'Испанский язык на карточках'. М., Астрель, 2011;
  • Соловова Е.Н. Course Handbook for Promoting Sustainable Excellence in English Language Testing and Assessment, М., 2014;
  • Степанюк Ю.В. Лексико-грамматические тесты по французскому языку (учебное пособие), М., Университетская книга, 2014;
  • Сударь Г.С., Исабель Кардосо. 'Civilización de América Latina + 2 CD'. М., МГУ, 2011;
  • Тарабанова Т.А., Медведева К.Т. 'Русский мир' (для иностранцев 1 и 2 курса). М., МАКС Пресс, 2011;
  • Тер-Минасова С.Г., Костюкова К.С., Павловская О.А. Английский для начинающих, М., АСТ, 2014;
  • Титова С.В., Авраменко А.П. Мобильные устройства и технологии в преподавании иностранных языков, М.: МГУ, 2013;
  • Федосюк М.Ю. 'Синтаксис современного русского языка'. М., Изд. ИНФРА-М, 2013;
  • Федосюк М.Ю. Синтаксис современного русского языка: Учебное пособие, М., ИНФРА-М, 2014;
  • Федосюк М.Ю. и др. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие / 16-е М., изд. Флинта, Наука, 2014;
  • Фидарова Ф.К. 'Wozu den die Philosophie?'. М., МГУ, 2013;
  • Хлебников М.И. Практикум по использованию предлогов в итальянском языке, М., Книжная типография 'Буки Веди', 2014;
  • Шукунда С.З., Энгель Е.И., Reading and Discussing newspaper articles (книга для студента), М.: ФИЯР МГУ, 2013;
  • Яковлева Е.Б. 'English Phonetics. A summary of lectures and texts for classroom discussions'. Издание 3-е, переработанное и исправленное. М., КДУ, 2012;
  • Bueno Т., Грушевская Е.Г. Грамматика итальянского языка, М., АСТ, 2014;
  • Manella C., Galatenko Y., Yashina M., Fedorovskaya M. Ecco! Грамматика итальянского языка/Progetto Lingua Edizioni, Италия, 2014;
  • Shevliakova D., Bueno T., Andronov I. Geografia culturale, М., 2014.
Важным направлением научно-методической работы преподавателей факультета является написание учебников и учебных пособий для учащихся средней школы. Запущен фундаментальный долгосрочный проект 'Школа - ВУЗ', предусматривающий создание серии современных базовых учебников английского языка для 2-11 классов общеобразовательной школы и далее - вузовских учебников для студентов-нефилологов (коллектив авторов: Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Сухина Е.И., Обукаускайте Д.С. и др.). Уникальность данного проекта заключается в том, что впервые в истории преподавания иностранных языков в России создается непрерывная серия учебников от начала (2 класс общеобразовательной школы) до конца (3 курс вузов нефилологического профиля) обучения в системе государственного образования РФ и таким образом устраняется разрыв между средним и высшим языковым образованием. УМК по английскому языку для каждого класса включает в себя собственно учебник, рабочую тетрадь, книгу для учителя, звуковое пособие и книгу для чтения.

Одной из центральных задач данного проекта стала подготовка школьников к сдаче ГИА и ЕГЭ по иностранному языку, а также качественная разработка экзаменационных материалов по ГИА и ЕГЭ, осмысление и распространение богатого опыта факультета в проведении олимпиад по иностранным языкам. Регулярно проводятся олимпиады для учащихся средней и старшей школы: олимпиада 'Покори Воробьевы горы!' для школьников 5-11 классов по английскому, французскому, немецкому и испанскому языкам совместно с газетой 'Московский Комсомолец'; олимпиада 'Ломоносов' для школьников 5-11 классов по английскому, французскому, немецкому и испанскому языкам.

Большая научно-исследовательская и научно-методическая работа коллектива факультета позволяет внести реальный вклад в развитие программы непрерывного образования 'Школа - ВУЗ', что находит отражение в многочисленных публикациях:

Силами профессоров и преподавателей факультета издается периодический научный журнал - 'Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация'.

С 2006 года в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова ежегодно проходит Фестиваль науки, в проведении которого факультет принимает активное участие. Цели Фестиваля науки - популяризировать науку, объяснить обществу, чем она занимается, сколь важны ее результаты, что они могут и должны дать для повышения качества нашей жизни.

Ежегодно факультетом проводится более 10 международных, всероссийских и межвузовских конференций и научно-практических семинаров по темам, отражающим приоритетные направления научных исследований. Наибольшей популярностью пользуются международные конференции 'Россия и Запад: диалог культур' (проводится с 1994 года), "Информационно-коммуникационные технологии в лингвистике, лингводидактике и межкультурной коммуникации" ( с 2004 года - с регулярностью один раз в два года), 'Учитель. Ученик. Учебник',  'Феномен творческой личности в культуре. Фатющенковские чтения', привлекающие внимание лингвистов и культурологов России и зарубежных стран.

Научную деятельность на факультете ведут не только маститые профессора и доценты: студенты старших курсов, аспиранты, соискатели и молодые преподаватели также активно принимают участие в научной жизни факультета, делают свои первые шаги в научном мире, и в этом им помогает Совет молодых ученых факультета.

На факультете ведется большая научно-методическая работа по созданию концепций новых курсов и новых учебных программ. Ежегодно студентам факультета предлагаются уникальные спецкурсы и спецсеминары. Ученые факультета принимают участие в конкурсах научных проектов, получают гранты на проведение научных исследований, конференций и других мероприятий.

Факультет имеет договоры о международном сотрудничестве с 25 вузами Австралии, Австрии, Германии, Испании, Италии, Китая, Кореи, Новой Зеландии, США, Франции, Чехии и Японии, а также поддерживает постоянные научные и научно-педагогические контакты со многими вузами России, осуществляя совместные научные разработки и оказывая им помощь в подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации.

На факультете функционируют специализированные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций, отдел аспирантуры и докторантуры факультета ведет подготовку аспирантов, докторантов и соискателей. Работают научные центры и лаборатории (центр по изучению взаимодействия культур, центр по изучению медиаречи, центр дистанционного образования, лаборатория языкового контроля).

В настоящее время в аспирантуре факультета проходит подготовку 91 выпускник вузов из Москвы, Мурманска, Пензы, Рязани, Твери, Вичуга, Каспийска, Курска, Санкт-Петербурга, Советска, Краснодара, Тулы, Сочи, Новосибирска и других городов России.

35 сотрудников факультета являются членами различных научных обществ, в том числе - международных и зарубежных. Два профессора факультета являются почетными профессорами и докторами зарубежных университетов (Тер-Минасова С.Г. и Корнилов О.А.). Профессор Милославский И.Г. является академиком Международной академии наук высшей школы.

Научные достижения профессоров и преподавателей факультета отмечены многими государственными наградами России и зарубежных государств, почетными званиями и международными и отечественными премиями.

Ряд профессоров и преподавателей факультета удостоены званий 'Заслуженный профессор МГУ' и 'Заслуженный преподаватель МГУ'.

Заместитель декана по научной работе - профессор Полубиченко Лидия Валериановна.


Сведения о наиболее значимых научных результатах, полученных в 2013 году
Сведения о наиболее значимых научных результатах, полученных в 2012 году
Сведения о наиболее значимых научных результатах, полученных в 2011 году
Сведения о наиболее значимых научных результатах, полученных в 2010 году
Сведения о наиболее значимых научных результатах, полученных в 2009 году
Сведения о наиболее значимых научных результатах, полученных в 2008 году

Сведения о наиболее значимых научных результатах факультета за последние 5 лет (2003-2008)
Наиболее значимые публикации 2007 года
Сведения о наиболее значимых научных результатах, полученных в 2007 году
Сведения о наиболее значимых научных результатах, полученных в 2006 году


Контактная информация

Научный отдел
адрес: Москва, Ломоносовский пр-т, д. 31, корп. 1, комн. 524
тел.: (495) 734 10 00
эл. почта: lpolubichenko@ffl.msu.ru

Научная жизнь

Факультет иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова

119192, Россия, Москва, Ломоносовский проспект, дом 31, корпус 1

эл. почта: info@ffl.msu.ru

Редакция сайта: fflas-msu@yandex.ru