Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.ffl.msu.ru/research/avtoreferats/122-filatova-avtoreferat.doc
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Feb 3 01:37:19 2013
Кодировка: koi8-r


На правах рукописи



Филатова Анна Владимировна


ОПТИМИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ БЛОГ-ТЕХНОЛОГИЙ
(для студентов языковых специальностей вузов)

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания
(иностранные языки)


АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени
кандидата педагогических наук








Москва - 2009






Работа выполнена на кафедре теории преподавания иностранных языков
факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного
университета имени М.В.Ломоносова

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
Титова Светлана
Владимировна


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Сафонова Виктория
Викторовна,
кандидат педагогических
наук, доцент
Аксёнова Елена
Евгеньевна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Брянский государственный
университет им.
И.Г.Петровского»

Защита состоится « 21» апреля 2009 г. в 15.30 на заседании
диссертационного совета Д 501.001.04 при Московском государственном
университете имени М.В.Ломоносова по адресу: 119192, г. Москва,
Ломоносовский пр-т, д. 31, корп. 1, комн. 107-108.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке МГУ им. М.В.
Ломоносова.
Автореферат разослан « 5 » марта 2009 г.


Ученый секретарь
диссертационного совета Маринина Е.В.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В настоящее время высшая школа вынуждена как
никогда чутко реагировать на происходящие в обществе процессы и вносить
изменения в существующую систему образования. Предпосылками к
реформированию высшей школы является принятие Федерального закона ? 232-ФЗ
(24 октября 2007г) о вхождении в Болонский процесс. Интернационализация
образования и введение двухуровневой системы в высшей школе предполагает
концептуально новые подходы к формированию содержания образования, к
дидактическим методам и технологиям контроля качества и результативности
обучения, новым способам организации и оптимизации самостоятельной работы
студентов. С другой стороны, экономика сегодняшнего дня, основанная на
высоких технологиях и интеллектуальном труде, требует специалистов,
компетентных в различных областях.
Современные тенденции развития Интернета требуют пересмотра того, как
человек учится и приобретает знания в новых социально-экономических
условиях, когда компьютерные сети становятся основным универсальным
средством социальной коммуникации. Перед образованием стоят задачи
формирования личности, конкурентоспособной и успешной в электронной
информационной среде.
Технологии Интернета второго поколения (Веб 2.0.), к которым относятся
блог-технологии, представляют собой некую платформу, поддерживающую
определенную архитектуру взаимодействия, строящегося на принципах
демократии. Если в Интернете первого поколения определяющим являлись
технологии (Веб 1.0. - это время сайтов), то в Веб 2.0. определяющим
фактором является человек, его социальные коммуникации и личные
предпочтения. Таким образом, в отличие от Интернета первого поколения, в
котором сайты были носителями информации, платформы Веб 2.0. выступают
посредниками между пользователями в процессе их социального взаимодействия.
Именно благодаря внедрению инноваций в области программного обеспечения
стало возможным перенести акцент с компьютерных и мультимедийных технологий
на общение и сотрудничество.
Технические изменения в сфере социальных сервисов Интернета столь
значительны и стремительны, что разработка методики использования сервисов
Веб 2.0. в образовании рассматривается сегодня как комплексная
междисциплинарная проблема. В учебной практике процессы формирования
сетевых, децентрализованных моделей обучения используются недостаточно
широко, но именно новейшие сетевые технологии готовят для них почву.
Как показал анализ методических публикаций и зарубежная практика
последних пяти лет, наиболее полному решению проблемы оптимизации
организации учебной деятельности в обучении иностранным языкам способствуют
блог-технологии в силу таких их дидактических свойств как простота
использования и доступность, эффективность организации информационного
пространства, интерактивность и мультимедийность, надежность и
безопасность.
Актуальность исследования состоит в решении целого ряда противоречий
между:
1.постоянным совершенствованием ИКТ (информационно-коммуникационных
технологий) и уровнем методических разработок, ориентированных на их
использование в образовательном процессе;
2.между декларируемой целью обучения иностранным языкам, состоящей в
развитии иноязычной коммуникативной компетенции и реальным уровнем
сформированности этой компетенции у студентов языковых специальностей
вузов;
3.между социальной потребностью в подготовке творческой, инициативной
личности и распространенной организацией обучения иностранному языку в
вузах, характеризующейся академизмом и ведущей ролью преподавателя.
Таким образом, несмотря на имеющиеся исследования в области оптимизации
преподавания иностранного языка средствами Интернет-технологий, приходится
констатировать ряд неразработанных и недостаточно изученных проблем, а
именно:
. не определены дидактические функции технологий Веб 2.0.;
. не разработаны требования к сформированности информационно-
коммуникационной компетенции для работы с блог-технологиями;
. не выявлены условия формирования информационно-коммуникационной
компетенции средствами блог-технологий;
. отсутствует методика оптимизации преподавания иностранных языков
посредством блог-технологий в условиях обучения иностранному
языку на продвинутом этапе.
На основании выявленных противоречий сформулирована проблема
исследования, которая состоит в поиске адекватного педагогического
обеспечения процесса оптимизации преподавания иностранных языков
посредством блог-технологий.
В рамках данной проблемы была определена тема исследования: «Оптимизация
преподавания иностранного языка посредством использования блог-технологий
(для студентов языковых специальностей вузов)».
Объектом исследования является преподавание иностранных языков студентам
языковых специальностей в высшей школе.
Предмет исследования - технология использования блог-технологий для
оптимизации процесса преподавания иностранных языков студентам языковых
специальностей вузов.
Цель исследования состоит в разработке теоретически обоснованной и
опытно проверенной технологии оптимизации преподавания английского языка
посредством блог-технологий в языковом вузе.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что оптимизация
преподавания иностранного языка студентам языковых специальностей может
быть обеспечена за счет использования:
1) особых функций преподавательского блога, а именно: социальная,
коммуникативная, информативная, административная функции;
2) дидактических свойств преподавательского блога (в частности
интерактивности и мультимедийности) для работы над совершенствованием всех
видов иноязычной речевой деятельности студентов с помощью таких социальных
сервисов Веб 2.0., как блоги, Википедия, подкасты, системы видео- и
фотошаринга (YouTube.com, TeacherTube.com, Flickr.com, Slide.com,
slideshare.net);
3) блог-технологий как средства оптимизации учебного процесса;
4) блог-технологий в качестве электронного портфолио студентов на этапе
подготовки групповых веб-проектов для осуществления мониторинга и контроля
с целью своевременной коррекции.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, целью и предметом исследования
были определены следующие задачи исследования:
1) раскрыть сущность, дать содержательную и структурную характеристики
Веб 2.0. и социальных сервисов Веб 2.0.;
2) выявить дидактические свойства и дидактические функции блог-
технологий;
3) теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность
использования преподавательского блога как средства администрирования
учебного процесса и творческого саморазвития студентов;
4) теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность
использования блогов в качестве электронного портфолио студентами в работе
над веб-проектами;
5) изучить механизм использования преподавательского блога для работы над
письменной речью и аудированием.
Для реализации цели и поставленных задач использовались следующие методы
исследования: моделирование процесса организации и администрирования
учебного процесса посредством блог-технологий в рамках курса «Практика
иностранного языка (первого)» (аспект - «Американская литература») для
студентов II курса отделения межкультурной коммуникации и лингвистики
факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В.Ломоносова;
моделирование процесса работы над всеми видами речевой деятельности c
применением других сервисов Веб 2.0.; наблюдение; экспериментальное
обучение; анкетирование; анализ количественных и качественных результатов
экспериментального обучения.
Теоретическую основу исследования составляют личностно-деятельностный
подход к обучению и воспитанию (Рубинштейн С.Л, Выготский Л.С., Леонтьев
А.Н., Зимняя И.А); современные подходы к обучению иностранным языкам -
коммуникативный (Бим И.Л., Китайгородская Г.А., Пассов Е.И.);
социокультурный (Тер-Минасова С.Г., Сафонова В.В., Гальскова Н.Д.); теория
компьютерно-опосредованного обучения (Беспалько В.П, Войскунский А.Е.,
Гершунский Б.С., Машбиц Е.И., Тихомиров О.К., Розина И.Н.); концепция
дидактической среды сети Интернет (Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Дмитриева
Е.И., Хуторской А.В.); концепция компьютерной лингводидактики (Бовтенко
М.А., Воршэр М., Леви М., Раицкая Л.К.); компьютерно-информационная модель
обучения иностранным языкам (Титова С.В.); концепция Веб 2.0. (О'Рейли) и
теория использования социальных сервисов Веб 2.0. в обучении (Гольдин А.М.,
Патаракин Е.Д., Ярмахов Д.Б, В.Alexander, T.Anderson, B.Benziger,
B.Brandon, C.Dalsgaard, R.Dawson, S.Downes, L.Evans, M.Kerres & A.Nattland,
S.Lee & M.Berry, M.Madden, M.Notari, P.McGee & V.Diaz, J.Siemens, D'Souza,
V.Stevens, G.Vossen); теория обучения посредством блог-технологий (Раицкая
Л.К, Иванченко Д.А., H.Barret, A.Barlett-Bragg, P.Baumgartner, J.Bloch,
R.Blood, J.Bunari, A.Campbell, A.Carvin, J.Chao, A.Davis, B.Dieu, B.Doyle,
J.Duber, P.Duffy & A.Bruns, T.Fellner & M.Apple, R.Ferdig & K.Trammel, S.
Fiedler, S.Glogoff, B.Godwin-Jones, S.Hargadon, D.Huffaker, A.Johnson,
D.McDowell, L.Milligan, J.van Niekerk, D.Parry, C.Polling, S.Schaffert,
J.Ward, W.Wu и др.).
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые:
1) разработана модель оптимизации процесса преподавания иностранного
языка (первого) студентам языковых специальностей посредством
преподавательского блога;
2) выявлены частнометодические основы использования сервисов Веб 2.0.
для совершенствования всех видов речевой деятельности студентов;
3) описана специфика применения блогов в качестве электронного портфолио
при работе над групповыми веб-проектами;
4) предложена типология преимуществ использования учебных блогов перед
традиционными средствами обучения в плане организации учебного процесса и
взаимодействия.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:
- рассмотрены и обобщены все определения и концепции Веб 2.0.;
- осуществлен анализ новейших зарубежных публикаций (2005-2008) по
теоретическим проблемам внедрения технологий Веб 2.0. в образовательную
практику;
- уточнена ранее описанная периодизация применения ИКТ в практике
преподавания иностранных языков с учетом общих тенденций развития
Интернета;
- выявлены социальные характеристики сервисов Веб 2.0., а также
дидактические свойства и дидактические функции блог-технологий;
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем:
- дано описание принципов использования блог-технологий и других
сервисов Веб 2.0. для работы над всеми видами иноязычной речевой
деятельности;
- предложены методические рекомендации для организации работы с
технологией блогов в рамках преподавания курса «Практика иностранного языка
(первого)» на продвинутом этапе;
- составлен аннотированный список веб-сервисов, способствующий развитию
учебной автономии и творческого потенциала обучающихся посредством
социальных сервисов Веб 2.0;
- разработан аннотированный список веб-сервисов для преподавателей
иностранного языка для работы над всеми видами иноязычной речевой
деятельности.
Достоверность исследования обеспечивается функционированием в Интернете
двух блогов, созданных автором в рамках опытно-экспериментальной работы.
Режим доступа: http://american-literature-projects.blogspot.com,
http://american-literature-msu.blogspot.com.
На защиту выносятся следующие положения:
1) преподавательский блог служит интерактивной платформой для реализации
методических и педагогических целей обучения. Преподавательский блог
позволяет эффективно управлять самостоятельной внеаудиторной работой
студентов по изучению иностранного языка;
2) интеграция блогов в учебную деятельность усиливает учебную мотивацию
студентов к более глубокому и тщательному изучению иностранного языка за
счет таких дидактических свойств блогов, как открытость, доступность и
социальность;
3) использование блогов позволяет продолжить работу над развитием
иноязычной речевой деятельности студентов во внеаудиторное время за счет
таких дидактических свойств, как мультимедийность, интерактивность,
эффективность организации информационного пространства;
4) Оптимизация процесса преподавания иностранных языков средствами блог-
технологий достигается благодаря обучению, включающему этапы: вводно-
побудительный, организационно-ориентационный, регулятивно-практический,
творческо-формирующий, диагностический. Реализации предложенной методики
способствуют разработанные задания, соотносимые с каждым из
вышеперечисленных этапов. Данные задания предполагают соответствующие
информационные и коммуникативные умения.
Поставленные задачи определили структуру и содержание диссертации. Данное
исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и
приложения. В приложении приведены примеры страниц преподавательского
блога, примеры страниц студенческих блогов, анкеты, аннотированный список
социальных сервисов и сервисов Веб 2.0., используемых в преподавании
иностранных языков; а также методические рекомендации по использованию
блогов в преподавании иностранных языков в языковых вузах.
Апробация результатов исследования проводилась на блогах:
1. http://american-literature-projects.blogspot.com (создан в феврале
2007 года, на февраль 2009 года число посетителей указанного блога
составило 15265);оздан в феврале 2007 года, врале 2007 года блоге реения,
ртации.нии (Патаракин Е.И., Ярмаховми приэтрольной группами.
2. http://american-literature-msu.blogspot.com (создан в сентябре 2007
года).
Представление результатов опытно-экспериментальной работы на различных
стадиях исследования проводилось в ряде выступлений, в том числе: научно-
методические семинары для преподавателей иностранных языков российских
ВУЗов (февраль 2008, апрель 2008, июнь 2008, январь 2009), которые
проводились на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ им.
М.В.Ломоносова; доклад на IV Всероссийской научно-практической конференции
"Учитель, ученик, учебник", июнь 2006 года, МГУ им. М.В.Ломоносова;
выступление на XIV Международной конференции студентов, аспирантов и
молодых ученых «Ломоносов» в апреле 2007 года, МГУ им. М.В.Ломоносова;
участие в Первой международной конференции «Web 2.0.: Социальные сервисы
для науки, образования, бизнеса и искусства» 26.04.2007, РГГУ (г. Москва);
ряд докладов на V Всероссийской научно-практической конференции «Языки в
современном мире», июнь 2007 года, г. Москва;
выступление на секционном заседании «Информатизация образования как
современное педагогическое условие создания развивающей среды в профильном
обучении» XVII Международной конференции-выставки "Информационные
технологии в образовании" и межрегиональная конференция "Эффективное
внедрение новых педагогических технологий и учебных материалов нового
поколения в учебный процесс", г. Москва в 2007 году.
Структура и объем диссертации обусловлены целью и задачами настоящего
исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и
списка использованной литературы, изложенных на 165 страницах, а также
приложений объемом 37 страниц. В работе содержится 20 таблиц, 2
гистограммы.
Список использованной литературы включает труды отечественных и
зарубежных ученых и составляет 319 наименований.
Приложения содержат список основных социальных сервисов и их краткое
описание; описание сервисов Веб 2.0. для обучения иностранному языку;
примеры заданий, направленных на развитие всех видов речевой деятельности,
опубликованных на авторском блоге; примеры студенческих блогов и веб-
сайтов; образец анкеты; методические рекомендации по использованию
преподавательского блога для оптимизации обучения иностранному языку.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В центре внимания реферируемой диссертации находится вопрос разработки
модели оптимизации преподавания иностранных языков студентам языковых
специальностей вузов посредством преподавательского блога.
В первой глава «Теоретико-методические основы использования ИКТ в
образовании» рассматривается вопрос влияния информатизации общества на
образовательный процесс. На данном этапе развития информатизации общества
можно говорить о влиянии ИКТ на изменение способов представления и
восприятия информации; возникновении новых видов коммуникации; новом
понимании грамотности, ключевых компетенций личности и профессиональной
компетенции; массовом использовании ИКТ неспециалистами для решения
практический задач в повседневной жизни.
В I главе также рассматривается содержание информатизации образования
согласно концепции информатизации образования и национальному проекту
«Образование»; этапы информатизации образования - электронизации,
компьютеризации, информатизации. Далее дается характеристика нового этапа
информатизации образовательных процессов, связанных с появлением сервисов
Веб 2.0. Условно этот этап был назван социально-информационным.
В разделе «Этапы применения ИКТ в преподавании иностранных языков» дана
история внедрения ИКТ в преподавании иностранных языков, подходы
(бихевиористский, интеграционный, коммуникативный) и предложено введение
нового этапа и нового подхода (социальный подход), связанного с появлением
социальных сервисов Интернета второго поколения (Веб 2.0.).
В разделе «Дидактические возможности и свойства ИКТ в преподавании
иностранных языков» рассматриваются дидактические свойства информационно-
коммуникационных технологий, а также дидактические возможности социальных
сервисов Веб 2.0.
Во второй главе диссертации «Технологии Веб 2.0. в преподавании
иностранных языков» рассматриваются социальные и технологические
характеристики Веб 2.0. (технология Ajax, веб-синдикация, открытые
общественные серверы API, постоянные ссылки, теги).
Веб 2.0 - это глобальная концепция, созданная в противовес старому Веб
1.0, для обозначения некой общей тенденции развития Интернет-сообщества и
определенных общих принципов построения некоторых сайтов. Однако, несмотря
на то, что в данный момент не существует четкого определения термина Веб
2.0, специалисты выделяют несколько основных характеристик Веб 2.0
(Alexander, 2006; Anderson, 2007; D'Souza, 2006; Kerres, Nattland, 2007,
Lee, Berry, 2006; O'Reily, 2005). К наиболее часто выделяемым
характеристикам следует отнести: индивидуальное производство и создаваемый
пользователями контент, использование коллективного разума, грандиозные
объемы информации, сетевые эффекты, доступность.
Кроме того, Веб 2.0. представляет собой непрерывно растущий арсенал
прикладных программ для получения и обработки информации, что коренным
образом меняет способ организации исследовательской деятельности. Способы
организации исследовательской деятельности в условиях существования Веб-
сервисов первого поколения и второго поколения можно представить следующим
образом (Таб.1).

Таблица 1
|Веб 1.0. |Веб 2.0. |
|Требуется установка на компьютер |Сервисы доступны через Интернет |
|специального программного |(Web-based) |
|обеспечения (application based) | |
|Изолированно |Совместно |
|В режиме офлайн |В режиме онлайн |
|Лицензионное программное |Бесплатные программы |
|обеспечение | |
|Автор один |Авторов много, совместное |
| |творчество |
|Запатентованное программное |Свободное программное обеспечение |
|обеспечение (proprietary code) |(open source) |
|Материал, охраняемый авторским |Материал коллективного пользования |
|правом (copyrighted content) |(shared content) |


Таблица 1. Сравнение способов организации исследовательской деятельности
в условиях Веб 1.0. и Веб 2.0., по G.Solomon & L.Schrum (2007)

Сервисы Веб 2.0., которые еще называют социальными сервисами ( «social
software»), включают:
[pic]
Рис. 1. Социальные сервисы Веб 2.0.
Социальные сервисы характеризуются открытостью, децентрализацией и
общением больших социальных групп, контролем со стороны пользователей,
отсутствием непосредственной обратной связи, наличием массовой, анонимной,
разрозненной аудитории; анонимностью, способствующей самораскрытию и
самовыражению; участием индивидуальных пользователей в развитии ресурса или
службы.
Блог (англ. blog, от «web log», «сетевой журнал или дневник
событий») является одним из самых популярных социальных сервисов. Он
представляет из себя веб-пространство, основное содержимое которого -
регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Существует
огромное количество блогов, в которых представлен широкий спектр интересов.
Блоги классифицируются по целому ряду признаков, из которых чаще выделяются
следующие критерии: медиатип (формат размещенного в блоге материала); жанр;
техническая основа и особенности контента, но все блоги имеют две основные
устойчивые характеристики: социальность и интерактивность.
Некоторые технологии Веб 1.0. (форумы, листы рассылки) тоже позволяют
большому числу пользователей общаться между собой в асинхронном режиме. Но
по отношению к форумам и листам рассылки, блоги представляют собой особый
вид компьютерного асинхронного общения, характеризующиеся особой схемой
интерактивности «я»>«всем», «все»>«мне», при которой автор блога обращается
ко всем потенциальным читателям из своего личного пространства. При этом он
может получить, а может и не получить обратную связь от других
пользователей.
Одними из первых преимущества использования блогов в учебных целях
оценили преподаватели иностранных языков (Bunari, 2004; Campbell, 2003,
2004,2005; Dieu, 2004; Duber, 2002; Efimova & de Moor 2005, Johnson, 2004;
Kavaliauskien?, Anusien?, Ma?eikien?,2006, Pinkman, 2005; Stanley,2005;
Ward, 2004, Wu, 2005, Раицкая, 2007).
Можно выделить следующие дидактические свойства и функции блога (Табл.
2):

Таблица 2
|Дидактические |Дидактические функции блога |
|свойства блога | |
|Существование в |Мотивация познавательной деятельности; создание |
|контексте автора |благоприятной среды для индивидуального обучения; |
| |развитие учебной автономии и креативности |
|Интерактивность по |Формирование умения вести дискуссию (приводить |
|принципу «я»>«всем»,|аргументы и контраргументы, делать выводы, выносить|
|«все»>«мне» |собственное независимое суждение); развитие |
| |эмпатии; совершенствование навыков письменной речи |
| |разных стилей (формальный, разговорный, высокий). |
|Эффективность |Возможность оперативного поиска информации через |
|организации |систему рубрикации (тегов) и архивы; возможность |
|информационного |оперативного информирования и обновления |
|пространства |информации с применением RSS-потоков для синдикации|
| |контента, |
|Максимальная степень|Мотивация учащихся и формирование творческого |
|реализации |мышления; совершенствование рецептивных видов |
|мультимедийности |речевой деятельности (аудирование, чтение); учет |
| |индивидуальных стилей обучения. |
|Простота |Повышение мотивации; устранение тревожности и |
|использования |неуверенности в отношении навыков пользования |
| |компьютерно-информационными технологиями |
|Безопасность |Обеспечение свободы самовыражения |


Таблица 2. Дидактические свойства и дидактические функции блогов.

С точки зрения технологии блог можно использовать как: а) инструмент
администрирования учебного процесса; б) платформу для проведения дискуссий;
в) среду для размещения публикаций в Интернете.
Типология учебные блоги представлена в виде таблицы (табл.3)



Таблица 3

|Критерий |Название блога |Основные характеристики |
|По авторскому |преподавательский |ведётся преподавателем, включает |
|составу |(tutor blog) |в себя учебный план, задания для |
| | |студентов, тематические ссылки на|
| | |ресурсы Интернета. |
| |студенческий |принадлежат отдельным студентам |
| |(learner blog) |или малым группам, работающих |
| | |над общим проектом. |
| |коллективный блог |является совместным пространством|
| |курса (class blog) |преподавателя и учебной группы, |
| | |используется для ведения |
| | |обсуждений по темам курса |
|По типу мультимедиа|текстовый |основное содержание - тексты; |
| | |электронное портфолио (хранилище |
| | |письменных работ) студента по |
| | |изучаемому курсу |
| |подкаст |основное содержание - личные |
| | |аудиозаписи учебного характера |
| | |(лекции, декламации стихотворных |
| | |произведений, монологи на |
| | |заданные темы) |
| |фотоблог |основное содержание - графические|
| | |файлы |
| |видеоблог |основное содержание - видеофайлы |
| | |с текстовыми комментариями. |
| | |Используется преподавателем для |
| | |демонстрации конкретных явлений и|
| | |процессов |
| |мультимедийный блог|основное содержание- различные |
| | |виды аудио/видео сервисов, |
| | |слайд-шоу, графические |
| | |изображения, элементы для |
| | |интерактивного голосования и т.д.|
|По форме |макроблоги |большой объем учебной информации |
| |микроблоги |ограниченный объем (140-200 |
| | |символов), носят неформальный |
| | |характер |
|По степени |основной или |основан на каком-либо учебном |
|интегрированности в|коллективный |курсе |
|учебный процесс | | |
| |поддерживающий блог|создается для выполнения |
| |студента/ов или |какого-то задания или проекта, |
| |преподавателя |проведения дискуссии по |
| | |конкретной теме |
|По представлению |открытые |блог открыт для широкой |
|права участвовать в| |аудиотории Интернета, любое |
|дискуссиях и | |заинтересованное лицо может |
|публиковать | |оставить комментарии о |
|сообщения | |публикациях как преподавателя, |
| | |так и студентов |
| |закрытые |преподаватель решает, кому |
| | |предоставить доступ блогу. Этот |
| | |выбор определяется уровнем |
| | |владения языка, сложностью |
| |