Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.ffl.msu.ru/research/avtoreferats/122-filatova-avtoreferat.doc
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Feb 3 01:37:19 2013
Кодировка: koi8-r


На правах рукописи



Филатова Анна Владимировна


ОПТИМИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ БЛОГ-ТЕХНОЛОГИЙ
(для студентов языковых специальностей вузов)

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания
(иностранные языки)


АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени
кандидата педагогических наук








Москва - 2009






Работа выполнена на кафедре теории преподавания иностранных языков
факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного
университета имени М.В.Ломоносова

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
Титова Светлана
Владимировна


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Сафонова Виктория
Викторовна,
кандидат педагогических
наук, доцент
Аксёнова Елена
Евгеньевна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Брянский государственный
университет им.
И.Г.Петровского»

Защита состоится « 21» апреля 2009 г. в 15.30 на заседании
диссертационного совета Д 501.001.04 при Московском государственном
университете имени М.В.Ломоносова по адресу: 119192, г. Москва,
Ломоносовский пр-т, д. 31, корп. 1, комн. 107-108.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке МГУ им. М.В.
Ломоносова.
Автореферат разослан « 5 » марта 2009 г.


Ученый секретарь
диссертационного совета Маринина Е.В.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В настоящее время высшая школа вынуждена как
никогда чутко реагировать на происходящие в обществе процессы и вносить
изменения в существующую систему образования. Предпосылками к
реформированию высшей школы является принятие Федерального закона ? 232-ФЗ
(24 октября 2007г) о вхождении в Болонский процесс. Интернационализация
образования и введение двухуровневой системы в высшей школе предполагает
концептуально новые подходы к формированию содержания образования, к
дидактическим методам и технологиям контроля качества и результативности
обучения, новым способам организации и оптимизации самостоятельной работы
студентов. С другой стороны, экономика сегодняшнего дня, основанная на
высоких технологиях и интеллектуальном труде, требует специалистов,
компетентных в различных областях.
Современные тенденции развития Интернета требуют пересмотра того, как
человек учится и приобретает знания в новых социально-экономических
условиях, когда компьютерные сети становятся основным универсальным
средством социальной коммуникации. Перед образованием стоят задачи
формирования личности, конкурентоспособной и успешной в электронной
информационной среде.
Технологии Интернета второго поколения (Веб 2.0.), к которым относятся
блог-технологии, представляют собой некую платформу, поддерживающую
определенную архитектуру взаимодействия, строящегося на принципах
демократии. Если в Интернете первого поколения определяющим являлись
технологии (Веб 1.0. - это время сайтов), то в Веб 2.0. определяющим
фактором является человек, его социальные коммуникации и личные
предпочтения. Таким образом, в отличие от Интернета первого поколения, в
котором сайты были носителями информации, платформы Веб 2.0. выступают
посредниками между пользователями в процессе их социального взаимодействия.
Именно благодаря внедрению инноваций в области программного обеспечения
стало возможным перенести акцент с компьютерных и мультимедийных технологий
на общение и сотрудничество.
Технические изменения в сфере социальных сервисов Интернета столь
значительны и стремительны, что разработка методики использования сервисов
Веб 2.0. в образовании рассматривается сегодня как комплексная
междисциплинарная проблема. В учебной практике процессы формирования
сетевых, децентрализованных моделей обучения используются недостаточно
широко, но именно новейшие сетевые технологии готовят для них почву.
Как показал анализ методических публикаций и зарубежная практика
последних пяти лет, наиболее полному решению проблемы оптимизации
организации учебной деятельности в обучении иностранным языкам способствуют
блог-технологии в силу таких их дидактических свойств как простота
использования и доступность, эффективность организации информационного
пространства, интерактивность и мультимедийность, надежность и
безопасность.
Актуальность исследования состоит в решении целого ряда противоречий
между:
1.постоянным совершенствованием ИКТ (информационно-коммуникационных
технологий) и уровнем методических разработок, ориентированных на их
использование в образовательном процессе;
2.между декларируемой целью обучения иностранным языкам, состоящей в
развитии иноязычной коммуникативной компетенции и реальным уровнем
сформированности этой компетенции у студентов языковых специальностей
вузов;
3.между социальной потребностью в подготовке творческой, инициативной
личности и распространенной организацией обучения иностранному языку в
вузах, характеризующейся академизмом и ведущей ролью преподавателя.
Таким образом, несмотря на имеющиеся исследования в области оптимизации
преподавания иностранного языка средствами Интернет-технологий, приходится
констатировать ряд неразработанных и недостаточно изученных проблем, а
именно:
. не определены дидактические функции технологий Веб 2.0.;
. не разработаны требования к сформированности информационно-
коммуникационной компетенции для работы с блог-технологиями;
. не выявлены условия формирования информационно-коммуникационной
компетенции средствами блог-технологий;
. отсутствует методика оптимизации преподавания иностранных языков
посредством блог-технологий в условиях обучения иностранному
языку на продвинутом этапе.
На основании выявленных противоречий сформулирована проблема
исследования, которая состоит в поиске адекватного педагогического
обеспечения процесса оптимизации преподавания иностранных языков
посредством блог-технологий.
В рамках данной проблемы была определена тема исследования: «Оптимизация
преподавания иностранного языка посредством использования блог-технологий
(для студентов языковых специальностей вузов)».
Объектом исследования является преподавание иностранных языков студентам
языковых специальностей в высшей школе.
Предмет исследования - технология использования блог-технологий для
оптимизации процесса преподавания иностранных языков студентам языковых
специальностей вузов.
Цель исследования состоит в разработке теоретически обоснованной и
опытно проверенной технологии оптимизации преподавания английского языка
посредством блог-технологий в языковом вузе.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что оптимизация
преподавания иностранного языка студентам языковых специальностей может
быть обеспечена за счет использования:
1) особых функций преподавательского блога, а именно: социальная,
коммуникативная, информативная, административная функции;
2) дидактических свойств преподавательского блога (в частности
интерактивности и мультимедийности) для работы над совершенствованием всех
видов иноязычной речевой деятельности студентов с помощью таких социальных
сервисов Веб 2.0., как блоги, Википедия, подкасты, системы видео- и
фотошаринга (YouTube.com, TeacherTube.com, Flickr.com, Slide.com,
slideshare.net);
3) блог-технологий как средства оптимизации учебного процесса;
4) блог-технологий в качестве электронного портфолио студентов на этапе
подготовки групповых веб-проектов для осуществления мониторинга и контроля
с целью своевременной коррекции.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, целью и предметом исследования
были определены следующие задачи исследования:
1) раскрыть сущность, дать содержательную и структурную характеристики
Веб 2.0. и социальных сервисов Веб 2.0.;
2) выявить дидактические свойства и дидактические функции блог-
технологий;
3) теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность
использования преподавательского блога как средства администрирования
учебного процесса и творческого саморазвития студентов;
4) теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность
использования блогов в качестве электронного портфолио студентами в работе
над веб-проектами;
5) изучить механизм использования преподавательского блога для работы над
письменной речью и аудированием.
Для реализации цели и поставленных задач использовались следующие методы
исследования: моделирование процесса организации и администрирования
учебного процесса посредством блог-технологий в рамках курса «Практика
иностранного языка (первого)» (аспект - «Американская литература») для
студентов II курса отделения межкультурной коммуникации и лингвистики
факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В.Ломоносова;
моделирование процесса работы над всеми видами речевой деятельности c
применением других сервисов Веб 2.0.; наблюдение; экспериментальное
обучение; анкетирование; анализ количественных и качественных результатов
экспериментального обучения.
Теоретическую основу исследования составляют личностно-деятельностный
подход к обучению и воспитанию (Рубинштейн С.Л, Выготский Л.С., Леонтьев
А.Н., Зимняя И.А); современные подходы к обучению иностранным языкам -
коммуникативный (Бим И.Л., Китайгородская Г.А., Пассов Е.И.);
социокультурный (Тер-Минасова С.Г., Сафонова В.В., Гальскова Н.Д.); теория
компьютерно-опосредованного обучения (Беспалько В.П, Войскунский А.Е.,
Гершунский Б.С., Машбиц Е.И., Тихомиров О.К., Розина И.Н.); концепция
дидактической среды сети Интернет (Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Дмитриева
Е.И., Хуторской А.В.); концепция компьютерной лингводидактики (Бовтенко
М.А., Воршэр М., Леви М., Раицкая Л.К.); компьютерно-информационная модель
обучения иностранным языкам (Титова С.В.); концепция Веб 2.0. (О'Рейли) и
теория использования социальных сервисов Веб 2.0. в обучении (Гольдин А.М.,
Патаракин Е.Д., Ярмахов Д.Б, В.Alexander, T.Anderson, B.Benziger,
B.Brandon, C.Dalsgaard, R.Dawson, S.Downes, L.Evans, M.Kerres & A.Nattland,
S.Lee & M.Berry, M.Madden, M.Notari, P.McGee & V.Diaz, J.Siemens, D'Souza,
V.Stevens, G.Vossen); теория обучения посредством блог-технологий (Раицкая
Л.К, Иванченко Д.А., H.Barret, A.Barlett-Bragg, P.Baumgartner, J.Bloch,
R.Blood, J.Bunari, A.Campbell, A.Carvin, J.Chao, A.Davis, B.Dieu, B.Doyle,
J.Duber, P.Duffy & A.Bruns, T.Fellner & M.Apple, R.Ferdig & K.Trammel, S.
Fiedler, S.Glogoff, B.Godwin-Jones, S.Hargadon, D.Huffaker, A.Johnson,
D.McDowell, L.Milligan, J.van Niekerk, D.Parry, C.Polling, S.Schaffert,
J.Ward, W.Wu и др.).
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые:
1) разработана модель оптимизации процесса преподавания иностранного
языка (первого) студентам языковых специальностей посредством
преподавательского блога;
2) выявлены частнометодические основы использования сервисов Веб 2.0.
для совершенствования всех видов речевой деятельности студентов;
3) описана специфика применения блогов в качестве электронного портфолио
при работе над групповыми веб-проектами;
4) предложена типология преимуществ использования учебных блогов перед
традиционными средствами обучения в плане организации учебного процесса и
взаимодействия.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:
- рассмотрены и обобщены все определения и концепции Веб 2.0.;
- осуществлен анализ новейших зарубежных публикаций (2005-2008) по
теоретическим проблемам внедрения технологий Веб 2.0. в образовательную
практику;
- уточнена ранее описанная периодизация применения ИКТ в практике
преподавания иностранных языков с учетом общих тенденций развития
Интернета;
- выявлены социальные характеристики сервисов Веб 2.0., а также
дидактические свойства и дидактические функции блог-технологий;
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем:
- дано описание принципов использования блог-технологий и других
сервисов Веб 2.0. для работы над всеми видами иноязычной речевой
деятельности;
- предложены методические рекомендации для организации работы с
технологией блогов в рамках преподавания курса «Практика иностранного языка
(первого)» на продвинутом этапе;
- составлен аннотированный список веб-сервисов, способствующий развитию
учебной автономии и творческого потенциала обучающихся посредством
социальных сервисов Веб 2.0;
- разработан аннотированный список веб-сервисов для преподавателей
иностранного языка для работы над всеми видами иноязычной речевой
деятельности.
Достоверность исследования обеспечивается функционированием в Интернете
двух блогов, созданных автором в рамках опытно-экспериментальной работы.
Режим доступа: http://american-literature-projects.blogspot.com,
http://american-literature-msu.blogspot.com.
На защиту выносятся следующие положения:
1) преподавательский блог служит интерактивной платформой для реализации
методических и педагогических целей обучения. Преподавательский блог
позволяет эффективно управлять самостоятельной внеаудиторной работой
студентов по изучению иностранного языка;
2) интеграция блогов в учебную деятельность усиливает учебную мотивацию
студентов к более глубокому и тщательному изучению иностранного языка за
счет таких дидактических свойств блогов, как открытость, доступность и
социальность;
3) использование блогов позволяет продолжить работу над развитием
иноязычной речевой деятельности студентов во внеаудиторное время за счет
таких дидактических свойств, как мультимедийность, интерактивность,
эффективность организации информационного пространства;
4) Оптимизация процесса преподавания иностранных языков средствами блог-
технологий достигается благодаря обучению, включающему этапы: вводно-
побудительный, организационно-ориентационный, регулятивно-практический,
творческо-формирующий, диагностический. Реализации предложенной методики
способствуют разработанные задания, соотносимые с каждым из
вышеперечисленных этапов. Данные задания предполагают соответствующие
информационные и коммуникативные умения.
Поставленные задачи определили структуру и содержание диссертации. Данное
исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и
приложения. В приложении приведены примеры страниц преподавательского
блога, примеры страниц студенческих блогов, анкеты, аннотированный список
социальных сервисов и сервисов Веб 2.0., используемых в преподавании
иностранных языков; а также методические рекомендации по использованию
блогов в преподавании иностранных языков в языковых вузах.
Апробация результатов исследования проводилась на блогах:
1. http://american-literature-projects.blogspot.com (создан в феврале
2007 года, на февраль 2009 года число посетителей указанного блога
составило 15265);оздан в феврале 2007 года, врале 2007 года блоге реения,
ртации.нии (Патаракин Е.И., Ярмаховми приэтрольной группами.
2. http://american-literature-msu.blogspot.com (создан в сентябре 2007
года).
Представление результатов опытно-экспериментальной работы на различных
стадиях исследования проводилось в ряде выступлений, в том числе: научно-
методические семинары для преподавателей иностранных языков российских
ВУЗов (февраль 2008, апрель 2008, июнь 2008, январь 2009), которые
проводились на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ им.
М.В.Ломоносова; доклад на IV Всероссийской научно-практической конференции
"Учитель, ученик, учебник", июнь 2006 года, МГУ им. М.В.Ломоносова;
выступление на XIV Международной конференции студентов, аспирантов и
молодых ученых «Ломоносов» в апреле 2007 года, МГУ им. М.В.Ломоносова;
участие в Первой международной конференции «Web 2.0.: Социальные сервисы
для науки, образования, бизнеса и искусства» 26.04.2007, РГГУ (г. Москва);
ряд докладов на V Всероссийской научно-практической конференции «Языки в
современном мире», июнь 2007 года, г. Москва;
выступление на секционном заседании «Информатизация образования как
современное педагогическое условие создания развивающей среды в профильном
обучении» XVII Международной конференции-выставки "Информационные
технологии в образовании" и межрегиональная конференция "Эффективное
внедрение новых педагогических технологий и учебных материалов нового
поколения в учебный процесс", г. Москва в 2007 году.
Структура и объем диссертации обусловлены целью и задачами настоящего
исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и
списка использованной литературы, изложенных на 165 страницах, а также
приложений объемом 37 страниц. В работе содержится 20 таблиц, 2
гистограммы.
Список использованной литературы включает труды отечественных и
зарубежных ученых и составляет 319 наименований.
Приложения содержат список основных социальных сервисов и их краткое
описание; описание сервисов Веб 2.0. для обучения иностранному языку;
примеры заданий, направленных на развитие всех видов речевой деятельности,
опубликованных на авторском блоге; примеры студенческих блогов и веб-
сайтов; образец анкеты; методические рекомендации по использованию
преподавательского блога для оптимизации обучения иностранному языку.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В центре внимания реферируемой диссертации находится вопрос разработки
модели оптимизации преподавания иностранных языков студентам языковых
специальностей вузов посредством преподавательского блога.
В первой глава «Теоретико-методические основы использования ИКТ в
образовании» рассматривается вопрос влияния информатизации общества на
образовательный процесс. На данном этапе развития информатизации общества
можно говорить о влиянии ИКТ на изменение способов представления и
восприятия информации; возникновении новых видов коммуникации; новом
понимании грамотности, ключевых компетенций личности и профессиональной
компетенции; массовом использовании ИКТ неспециалистами для решения
практический задач в повседневной жизни.
В I главе также рассматривается содержание информатизации образования
согласно концепции информатизации образования и национальному проекту
«Образование»; этапы информатизации образования - электронизации,
компьютеризации, информатизации. Далее дается характеристика нового этапа
информатизации образовательных процессов, связанных с появлением сервисов
Веб 2.0. Условно этот этап был назван социально-информационным.
В разделе «Этапы применения ИКТ в преподавании иностранных языков» дана
история внедрения ИКТ в преподавании иностранных языков, подходы
(бихевиористский, интеграционный, коммуникативный) и предложено введение
нового этапа и нового подхода (социальный подход), связанного с появлением
социальных сервисов Интернета второго поколения (Веб 2.0.).
В разделе «Дидактические возможности и свойства ИКТ в преподавании
иностранных языков» рассматриваются дидактические свойства информационно-
коммуникационных технологий, а также дидактические возможности социальных
сервисов Веб 2.0.
Во второй главе диссертации «Технологии Веб 2.0. в преподавании
иностранных языков» рассматриваются социальные и технологические
характеристики Веб 2.0. (технология Ajax, веб-синдикация, открытые
общественные серверы API, постоянные ссылки, теги).
Веб 2.0 - это глобальная концепция, созданная в противовес старому Веб
1.0, для обозначения некой общей тенденции развития Интернет-сообщества и
определенных общих принципов построения некоторых сайтов. Однако, несмотря
на то, что в данный момент не существует четкого определения термина Веб
2.0, специалисты выделяют несколько основных характеристик Веб 2.0
(Alexander, 2006; Anderson, 2007; D'Souza, 2006; Kerres, Nattland, 2007,
Lee, Berry, 2006; O'Reily, 2005). К наиболее часто выделяемым
характеристикам следует отнести: индивидуальное производство и создаваемый
пользователями контент, использование коллективного разума, грандиозные
объемы информации, сетевые эффекты, доступность.
Кроме того, Веб 2.0. представляет собой непрерывно растущий арсенал
прикладных программ для получения и обработки информации, что коренным
образом меняет способ организации исследовательской деятельности. Способы
организации исследовательской деятельности в условиях существования Веб-
сервисов первого поколения и второго поколения можно представить следующим
образом (Таб.1).

Таблица 1
|Веб 1.0. |Веб 2.0. |
|Требуется установка на компьютер |Сервисы доступны через Интернет |
|специального программного |(Web-based) |
|обеспечения (application based) | |
|Изолированно |Совместно |
|В режиме офлайн |В режиме онлайн |
|Лицензионное программное |Бесплатные программы |
|обеспечение | |
|Автор один |Авторов много, совместное |
| |творчество |
|Запатентованное программное |Свободное программное обеспечение |
|обеспечение (proprietary code) |(open source) |
|Материал, охраняемый авторским |Материал коллективного пользования |
|правом (copyrighted content) |(shared content) |


Таблица 1. Сравнение способов организации исследовательской деятельности
в условиях Веб 1.0. и Веб 2.0., по G.Solomon & L.Schrum (2007)

Сервисы Веб 2.0., которые еще называют социальными сервисами ( «social
software»), включают:
[pic]
Рис. 1. Социальные сервисы Веб 2.0.
Социальные сервисы характеризуются открытостью, децентрализацией и
общением больших социальных групп, контролем со стороны пользователей,
отсутствием непосредственной обратной связи, наличием массовой, анонимной,
разрозненной аудитории; анонимностью, способствующей самораскрытию и
самовыражению; участием индивидуальных пользователей в развитии ресурса или
службы.
Блог (англ. blog, от «web log», «сетевой журнал или дневник
событий») является одним из самых популярных социальных сервисов. Он
представляет из себя веб-пространство, основное содержимое которого -
регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Существует
огромное количество блогов, в которых представлен широкий спектр интересов.
Блоги классифицируются по целому ряду признаков, из которых чаще выделяются
следующие критерии: медиатип (формат размещенного в блоге материала); жанр;
техническая основа и особенности контента, но все блоги имеют две основные
устойчивые характеристики: социальность и интерактивность.
Некоторые технологии Веб 1.0. (форумы, листы рассылки) тоже позволяют
большому числу пользователей общаться между собой в асинхронном режиме. Но
по отношению к форумам и листам рассылки, блоги представляют собой особый
вид компьютерного асинхронного общения, характеризующиеся особой схемой
интерактивности «я»>«всем», «все»>«мне», при которой автор блога обращается
ко всем потенциальным читателям из своего личного пространства. При этом он
может получить, а может и не получить обратную связь от других
пользователей.
Одними из первых преимущества использования блогов в учебных целях
оценили преподаватели иностранных языков (Bunari, 2004; Campbell, 2003,
2004,2005; Dieu, 2004; Duber, 2002; Efimova & de Moor 2005, Johnson, 2004;
Kavaliauskien?, Anusien?, Ma?eikien?,2006, Pinkman, 2005; Stanley,2005;
Ward, 2004, Wu, 2005, Раицкая, 2007).
Можно выделить следующие дидактические свойства и функции блога (Табл.
2):

Таблица 2
|Дидактические |Дидактические функции блога |
|свойства блога | |
|Существование в |Мотивация познавательной деятельности; создание |
|контексте автора |благоприятной среды для индивидуального обучения; |
| |развитие учебной автономии и креативности |
|Интерактивность по |Формирование умения вести дискуссию (приводить |
|принципу «я»>«всем»,|аргументы и контраргументы, делать выводы, выносить|
|«все»>«мне» |собственное независимое суждение); развитие |
| |эмпатии; совершенствование навыков письменной речи |
| |разных стилей (формальный, разговорный, высокий). |
|Эффективность |Возможность оперативного поиска информации через |
|организации |систему рубрикации (тегов) и архивы; возможность |
|информационного |оперативного информирования и обновления |
|пространства |информации с применением RSS-потоков для синдикации|
| |контента, |
|Максимальная степень|Мотивация учащихся и формирование творческого |
|реализации |мышления; совершенствование рецептивных видов |
|мультимедийности |речевой деятельности (аудирование, чтение); учет |
| |индивидуальных стилей обучения. |
|Простота |Повышение мотивации; устранение тревожности и |
|использования |неуверенности в отношении навыков пользования |
| |компьютерно-информационными технологиями |
|Безопасность |Обеспечение свободы самовыражения |


Таблица 2. Дидактические свойства и дидактические функции блогов.

С точки зрения технологии блог можно использовать как: а) инструмент
администрирования учебного процесса; б) платформу для проведения дискуссий;
в) среду для размещения публикаций в Интернете.
Типология учебные блоги представлена в виде таблицы (табл.3)



Таблица 3

|Критерий |Название блога |Основные характеристики |
|По авторскому |преподавательский |ведётся преподавателем, включает |
|составу |(tutor blog) |в себя учебный план, задания для |
| | |студентов, тематические ссылки на|
| | |ресурсы Интернета. |
| |студенческий |принадлежат отдельным студентам |
| |(learner blog) |или малым группам, работающих |
| | |над общим проектом. |
| |коллективный блог |является совместным пространством|
| |курса (class blog) |преподавателя и учебной группы, |
| | |используется для ведения |
| | |обсуждений по темам курса |
|По типу мультимедиа|текстовый |основное содержание - тексты; |
| | |электронное портфолио (хранилище |
| | |письменных работ) студента по |
| | |изучаемому курсу |
| |подкаст |основное содержание - личные |
| | |аудиозаписи учебного характера |
| | |(лекции, декламации стихотворных |
| | |произведений, монологи на |
| | |заданные темы) |
| |фотоблог |основное содержание - графические|
| | |файлы |
| |видеоблог |основное содержание - видеофайлы |
| | |с текстовыми комментариями. |
| | |Используется преподавателем для |
| | |демонстрации конкретных явлений и|
| | |процессов |
| |мультимедийный блог|основное содержание- различные |
| | |виды аудио/видео сервисов, |
| | |слайд-шоу, графические |
| | |изображения, элементы для |
| | |интерактивного голосования и т.д.|
|По форме |макроблоги |большой объем учебной информации |
| |микроблоги |ограниченный объем (140-200 |
| | |символов), носят неформальный |
| | |характер |
|По степени |основной или |основан на каком-либо учебном |
|интегрированности в|коллективный |курсе |
|учебный процесс | | |
| |поддерживающий блог|создается для выполнения |
| |студента/ов или |какого-то задания или проекта, |
| |преподавателя |проведения дискуссии по |
| | |конкретной теме |
|По представлению |открытые |блог открыт для широкой |
|права участвовать в| |аудиотории Интернета, любое |
|дискуссиях и | |заинтересованное лицо может |
|публиковать | |оставить комментарии о |
|сообщения | |публикациях как преподавателя, |
| | |так и студентов |
| |закрытые |преподаватель решает, кому |
| | |предоставить доступ блогу. Этот |
| | |выбор определяется уровнем |
| | |владения языка, сложностью |
| | |обсуждаемой проблемы, целями |
| | |курса, временными рамками, |
| | |особенностями |
| | |компьютерно-опосредованной |
| | |коммуникации, т.д. |

Социальные сервисы Веб 2.0. идеально подходят для создания на их основе
электронного портфолио в силу таких их характеристик, как открытость,
постоянная доступность, полимедийность, встраиваемость объектов,
персонифицируемость сделанного и унифицируемость материала.
В третьей главе «Результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению
блог-технологий в процесс обучения иностранному языку студентов языковых
вузов» дано поэтапное описание процесса формирования информационно-
коммуникационной компетенции в области Веб 2.0. и представлены возможности
оптимизации преподавания иностранного языка.
3.1.Формирующий эксперимент проводился на базе факультета иностранных
языков и регионоведения МГУ им.М.В.Ломоносова на семинарских занятиях по
курсу «Практика речи иностранного языка (первого)» на материале
американской литературы со студентами второго курса и был направлен на
проверку эффективности преподавательского блога как инструмента управления
учебной деятельностью.
В ходе первого этапа формирующего эксперимента нами проверялась следующая
гипотеза: может ли блог служить интерактивной платформой для общения
преподавателя со студентами и использоваться для:
1) публикации рабочего плана на семестр и заданий с включением ссылок на
Интернет-ресурсы;
2) оперативной связи со студентами (объявления, изменения в расписании и
т.д.);
3) публикации творческих заданий и творческих работ студентов;
4) ведения дискуссий во внеурочное время;
В конце весеннего семестра 2007 года на основе анкетирования нами был
проведен анализ отношения студентов (преподавательский блог функционировал
в течение одного семестра) к блогам как средству, позволяющему организовать
интерактивное общения в процессе группового взаимодействия.
Итак, в ходе двухлетней опытно-экспериментальной работы нам удалось
выявить, что 94,4 % студентов отметили удобство использования блогов в
качестве платформы для управления учебным процессом, т.е. для публикации
учебного плана, объявлений, заданий к семинару, ссылок на литературные
произведения и критические статьи, а также для возможности оперативной
связи с преподавателем через функцию комментариев.
3.2.Возможности использования преподавательского блога для работы над
всеми видами речевой деятельности студентов.
Второй (промежуточный) этап формирующего эксперимента предполагал
повышение уровня сложности творческих заданий, их бСльшую индивидуализацию,
а также узкую направленность на педагогическую поддержку конкретного
студента. На этом этапе происходило расширение и углубление изучаемой
дисциплины; увеличение сферы самостоятельной деятельности обучаемых за счет
возможности организации разнообразных видов учебной деятельности при помощи
дополнительных социальных сервисов Веб 2.0.; вводилась дифференциация
процесса обучения за счет реализации возможностей интерактивного диалога
между субъектами педагогического процесса и самостоятельных форм обучения.
Чтобы студенты работали творчески в течение всего времени изучения курса,
на преподавательском блоге публиковался целый комплекс заданий (от
репродуктивных до творческих). Кроме того, преподавательский блог включал
теорию для самостоятельного изучения материалов по американской литературе,
содержащую большое количество справочных гиперссылок и методически
оправданных подсказок. Мы убедились, что, благодаря функции присоединения
мультимедийных объектов, преподавательский блог представляет собой
идеальную платформу для развития навыков всех видов речевой деятельности
студентов на продвинутом этапе.
Во-первых, развитие навыков просмотрового, поискового, ознакомительного
чтения преимущественно осуществлялось за счет публикаций на блоге прямых
ссылок на тексты художественных произведений, критические статьи,
энциклопедические сведения, размещенные в Интернете. Вторым способом
размещения электронных учебных пособий были отсылки к сайтам, на которых
осуществляется сканирование и публикация пособий для личного пользования.
Третий способ публикации материалов - это размещение файлов в текстовом
или аудиоформате на специально отведенных сайтах файлообменных систем (file-
sharing systems).
Во-вторых, развитие навыков аудирования осуществлялось преимущественно за
счет выкладывания на блог аудиозаписей лекций профессора Аарона Вайнстайна
Brown University, USA) и лекций профессора Лэнгдона Хаммера (Yale
University, USA) с последующей проверкой понимания (на уровне конкретных
фактов) посредством проверочных работ. При всей простоте дизайна платформа
блог-хостинга www.blogger.com позволяет вставлять аудиозаписи и
аудиопотоки из других источников (например, радио).
В-третьих, развитие навыков письменной речи осуществлялось через
развернутые ответы на поставленные вопросы преподавателя и выполнение
творческих заданий. В ходе курса были использованы следующие типы
творческих заданий: а) рецензии на просмотренный фильм; б) изложение
событий художественного произведения с точки зрения разных персонажей
(например, изложение рассказа У.Фолкнера; в) изложение с элементами
сочинения (например, написание писем от лица персонажей, ведение дневника
от лица различных персонажей, попытка воссоздания хода мыслей главных
героев).
3.3. Применение блогов в качестве электронного портфолио при работе над
веб-проектами.
Третий (завершающий) этап формирующего эксперимента состоял в проверке
эффективности использования блогов в качестве сетевого электронного
портфолио в ходе работы над групповыми веб-проектами.
Одним из типов заданий, выполняемых студентам 2 курса факультета
иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.Ю.Ломоносова в рамках курса
«Практика речи иностранного языка» (аспект - «Американская литература»)
является квалификационная работа над веб-проектами по определенной теме.
Задача проекта состоит в изучении культуры и литературы США; развитии
чтения и письма как видов речевой деятельности; в приобретении новых
навыков использования Интернет-технологий. Создание исследовательских веб-
сайтов представляет собой долговременный проект в рамках учебного курса -
работа над сайтами ведется в течение 7 месяцев.
Поскольку речь идет о групповом проекте, в котором существует четкое
распределение ролей, накопленный материал необходимо аккумулировать в одном
месте - электронном портфолио. В качестве самого эффективной платформы для
создания электронного портфолио мы остановились на технологии веблогов. Это
решение было продиктовано следующими соображениям. Во-первых, все члены
группы могут вести и редактировать публикации на блоге с домашних
компьютеров. Во-вторых, RSS-агрегация дает возможность преподавателю
оперативно контролировать все изменения и новые публикации на блоге, а
также частоту его обновления и степень участия в проекте каждого студента.
В-третьих, имеющаяся в системе блогов функция комментариев позволяет давать
студентам необходимые советы.
С помощью анкетирования нам удалось выявить отношение студентов к работе
с веблогами по технологии электронного портфолио. 75% студентов считают,
что использование блога в качестве электронного портфолио облегчило работу
над веб-проектом в плане отбора и организации материала, структурирования
веб-сайта, написаний аннотаций к другим сетевым ресурсам по теме
исследовательского проекта. Среди достоинств использования блогов в
качестве электронного портфолио студенты отметили возможность: накопить и
постепенно обработать материал для веб-сайта (42%),
поделиться своими мыслями и впечатлениями о ходе работы с другими
участниками проекта (42%), научиться пользоваться службами Интернета
второго поколения (42%); узнать, какую информацию нашли товарищи по группе
(35%); получить комментарий об аутентичности и академической ценности
найденного материла (35%), узнать много нового по теме (21%).
Отметим, что к вышеназванным достоинствам введения технологии
электронного портфолио следует отнести своевременный и регулярный
мониторинг со стороны преподавателя, который позволяет не просто выявлять и
устранять ошибки студентов, но также и закладывать нормы академической
этики, сформировать у студентов академическую честность, чувство
ответственности, самодисциплины и самомотивации
В 2007-2008 учебном году эксперимент был продолжен в ходе работы над веб-
проектами с использованием блогов в качестве сетевого электронного
портфолио (таб.4).



Таблица 4
|Студенческие веб-сайты |Общий |Кол-во|Кол-во|Кол-во|Соблю|Самосто|
| |объем |стра-н|рисун-| |дение|ятельно|
| |информации|иц |ков |аннот.|автор|сть |
| |(печ. | | |ссы-ло|. |(по |
| |знаков) | | |к |прав |5-балл.|
| | | | | | |шкале) |
|Экспериментальная группа |
|http://thezoostory.ucoz|23009 |10 |12 |10 |+ |5 |
|.ru/ | | | | | | |
|http://fenimore.web-box|18763 |8 |14 |12 |+/- |3 |
|.ru/index.html | | | | | | |
|http://fahrenheit.do.am|21973 |8 |8 |10 |+ |4 |
|/ | | | | | | |
|http://zoratheireyes.uc|19231 |7 |6 |12 |+ |5 |
|oz.ru/ | | | | | | |
|http://oldmanandsea.uco|17522 |9 |10 |14 |+ |5 |
|z.ru/ | | | | | | |
|Контрольная группа |
|http://www.geocities.co|1598 |6 |7 |5 |- |2 |
|m/pedgar38/Poe.html | | | | | | |
|http://www.fahrenheit-4|16791 |9 |6 |7 |+ |5 |
|51.by.ru/ | | | | | | |
|http://flappergirl.do.a|13400 |5 |4 |- |- |3 |
|m/ | | | | | | |

Таблица 4. Количественные показатели информационно-мультимедийного
наполнения веб-сайтов экспериментальной и контрольной группами.
Из вышеприведенной таблицы видно, что общий объем информации,
использованной студентами экспериментальной группы (средний объем - 20099
печатных знаков) превышает общий объем информации (10596), использованной в
веб-проектах контрольной группы, на 52,7 %. Общий объем страниц - на 22 %
(8,4 против 6,6), общее количество изображений - на 44% (10 против 5,6),
общее количество ссылок - на 32% (5,8 против 4). В экспериментальной группе
значительно выше показатели по самостоятельности и оригинальности. Студенты
экспериментальной группы в большей мере придерживались кодекса
академической этики и соблюдали авторские права, т.е. оформляли ссылки на
источники, на авторов изображений и цитат.
В ходе опытно-экспериментальной работы по внедрению блог-технологий в
процесс обучению иностранному языку мы последовательно формировали
информационную компетенцию в области применения технологий Веб 2.0., при
этом решая методические задачи по формированию иноязычной коммуникативной
компетенции. Основные этапы внедрения блог-технологий представлены в
Таблице 5.


Таблица 5

|1) Вводно-побудительный этап |
|Цели |1.Познакомить студентов с особенностями использования |
| |блог-технологий в процессе обучения иностранным языкам. |
| |2.Познакомить студентов с особенностями компьютерной |
| |коммуникации на этой платформе |
|Задачи |1. Констатирующий эксперимент (определение отношения |
|преподав-ате|студентов к блогам) через анкетирование студентов. |
|ля |2. Демонстрация блога и его возможностей через создание |
| |преподавательского блога. |
| |3. Первое практическое задание на создание собственного |
| |блога, размещение информации о себе и сфере своих интересов,|
| |присоединение мультимедийных объектов. |
| |4. Тренировка в комментировании сообщений одногруппников и |
| |преподавателя. |
|Умения |1.Студенты заводят свой блог на бесплатной блог-платформе, |
|студентов |выбирают индивидуальный дизайн, вставляют личную информацию.|
| | |
| |2.Студенты публикуют сообщения, делают гиперссылки, |
| |вставляют мультимедийные объекты (изображения, видео, |
| |аудиофайлы). |
| |3.Студенты оставляют ответы на вопросы преподавателя через |
| |функцию «Комментирование» на преподавательском блоге, а |
| |также комментируют публикации одногруппников. |
|2) Организационно-ориентационный этап |
|Цели |1.Использование преподавательского блога для организации |
| |учебного процесса. |
| |2. Использование преподавательского блога для управления |
| |учебным процессом. |
|Задачи |1.Публикация на преподавательском блоге плана работы на |
|преподава-те|семестр с перечнем дат занятий, тем и списка литературы на |
|ля |предстоящий семестр (с указанием гиперссылок на |
| |Интернет-публикации). |
| |2.Еженедельная публикация заданий на предстоящее занятие |
| |(тема, тексты для чтения, лексика для подготовки к |
| |vocabulary tests). |
|Умения |1.Студенты задают преподавателю вопросы через встроенную в |
|студентов |блог функцию комментирования. |
| |2.Обновляют и продолжают оформлять свои блоги. |
|3) Регулятивно-практический этап (этап совершенствования навыков |
|иноязычной коммуникативной компетенции) |
|Цели |1. Развитие навыков просмотрового, поискового, |
| |ознакомительного, изучающего чтения. |
| |2. Использование блогов для работы над речевой продукцией |
| |студентов (письменная речь). |
| |3. Использование блогов для развития навыков аудирования. |
| |4. Усиление мотивации к изучению иностранного языка через |
| |интеграцию различных социальных сервисов. |
| |5. Раскрытие творческого потенциала студентов через задания |
| |проблемного и творческого характера. |
|Задачи |1.Развитие навыков чтения осуществляется за счет публикаций |
|преподавател|на блоге прямых ссылок на тексты. |
|я |2. Задания на написание эссе с последующей публикацией на |
| |блоге преподавателя. |
| |3. Интеграция аудиообъектов (лекции носителей языка, |
| |радиопередачи, художественная декламация) и видеобъектов |
| |(отрывки из художественных и документальных фильмов, |
| |видеолекции, видеоряд с наложенной художественной |
| |декламацией) для развития навыков аудирования с последующей |
| |проверкой понимания. |
| |4.Подкрепление заданий творческого характера объектами |
| |мультимедиа (фотографии, видео, аудио). |
|Умения |1.Развивается навык просмотрового, поискового, |
|студентов |ознакомительного, изучающего чтения за счет использования |
| |текстов разных жанров. |
| |2.Совершенствуются навыки письма, но в отличие от |
| |традиционного обучения адресатом студентов становится не |
| |только преподаватель, а и любой пользователь Интернета. |
| |3.Совершенствуются навыки аудирования. Студент может |
| |работать над ними в свое свободное время. |
|4. Творческо-формирующий этап |
|Цель |1.Предоставление студентам возможности самостоятельно вести |
| |индивидуальные или групповые блоги. |
| |2.Предоставление студентам возможности использовать блоги в |
| |качестве электронного портфолио в работе над групповыми |
| |веб-проектами. |
|Задачи |1.Наметить частоту и объем обязательных индивидуальных |
|преподавате-|публикаций по курсу. |
|ля |2.Познакомить студентов с технологией электронного портфолио|
| |и побудить использовать блог в качестве сетевого |
| |электронного портфолио. |
|Навыки |1.Формируется навык составления письменных сообщений по теме|
|студентов |с соблюдением академических норм цитирования и оформления |
| |ссылок на электронные ресурсы. |
| |2. Совершенствуется навык поиска и анализа информации, |
| |формируются навыки критического мышления. |
| |3.Блог становится платформой для общения в малой группе по |
| |теме веб-проекта. |
|5.Диагностический этап |
|Цель |1. Самооценка своих работ и работ одногруппников. |
|Задачи |1.Обозначить творческую активность студентов на блоге как |
|преподавател|объективном инструменте оценки академического прогресса. |
|я |2.Провести со студентами работу, направленную на определение|
| |задач дальнейшего совершенствования приобретенных умений и |
| |навыков. |
| |3.Вовлечь студентов в процесс оценивания качества |
| |оптимизации преподавания с привлечением блог-технологий |
| |(анкетирование). |
|Умения |1.Студент оценивает сложившиеся в ходе работы навыки и |
|студентов |умения в области иноязычной речевой компетенции, а также в |
| |области ИКТ. |
| |2.Студент определяет задачи дальнейшего совершенствования |
| |приобретенных знаний, умений и навыков. |

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась и на основании эксперимента,
проходившего в течение трех лет, мы можем сделать следующие выводы:
1) обладая такими дидактическими свойствами, как простота использования
и доступность, эффективность организации информационного пространства,
интерактивность и мультимедийность, надежность и безопасность,
преподавательский блог может служить интерактивной платформой для
реализации методических и педагогических целей при условии обеспечения
педагогической поддержки со стороны преподавателя и готовности со стороны
студентов. В преподавании иностранных языков ценность социальных сервисов
заключается в актуализации коммуникативных аспектов образовательной
деятельности, в оптимизации управления процессом совершенствования
иноязычной коммуникативной компетенции студентов через работу с аутентичным
мультимедийным материалом во внеаудиторное время. При этом следует
принимать во внимание следующие дидактические принципы работы посредством
блог-технологий, вытекающие из общедидактических принципов и принципов
работы с использованием ИКТ: регулярность, проблемность, профессиональная
направленность, системность (включение заданий на активизацию всех видов
речевой деятельности), ориентация на самостоятельную работу, актуализация
творческого саморазвития и учебной автономии, эффективная организация
познавательной деятельности за счет обращения к другим социальным сервисам
Веб 2.0., развитие коммуникативных навыков, использование диагностики,
контроля и коррекции, развитие рефлексивных механизмов мышления путем
постановки вопросов проблемного характера, побуждения к выражению
собственного мнения по поводу других публикаций и критической оценке
Интернет-ресурсов.
2) Условиями успешной интеграции блог-технологий являются: а)определение
целесообразности использования блог-технологий в рамках того или иного
курса или учебной темы; б) определение удельного веса использования блог-
технологий в учебном процессе; в) адекватность выбора форм презентации
учебного материала формам контроля; г) определение параметров оценки
качества обучения с использованием блог-технологий для всех компонентов
системы управления: деятельность, управление, результат; д) организация
мониторинга, анализа и оценки качества обучения посредством блог-
технологий.
3) Оптимизация процесса преподавания иностранных языков средствами блог-
технологий достигается благодаря обучению, включающему этапы: вводно-
побудительный, организационно-ориентационный, регулятивно-практический,
творческо-формирующий, диагностический.
4) Показателями качества вводно-побудительного и организационно-
ориентационных этапов обучения служат: а) наличие у студента и
преподавателя доступа к компьютерной технике и к сети Интернет;
сформированность как у студентов, так и преподавателя информационной
компетенции, обеспечивающей уверенность в обращении с компьютером и
программным обеспечением, а также навык работы в сети Интернет (поиск
информации, сохранение объектов на жестком диске компьютера, т.д.); в)
выбор оптимальной организационной модели обучения с помощью
преподавательского блога; г) выбор оптимальной модели студенческого блога;
д) разработанность свода правил для студентов, касающихся
регулярности чтения и комментирования; соблюдения правил сетевого
этикета; использования языковых норм, плагиата.
5) Показателями качества регулятивно-практического, творческо-
формирующего и диагностического этапов обучения служат:
а)активность студентов на блоге, обеспеченная использованием
со стороны преподавателя различных социальных сервисов Веб 2.0. и
дидактически оправданным варьированием заданий, направленных на
формирование или совершенствование всех продуктивных и репродуктивных видов
речевой деятельности:
- письма (передача главной идеи, описание, сравнение,
доказательство, аргументация, обзор, комбинирование, объединение фактов,
характеристика, выражение оценки, собственного отношения к излагаемому,
составление плана (краткого и развернутого) текста);
- говорения (обучение произносительной, лексической и грамматической
сторонам речи) через участие в записи подкастов, инсценировок, драматизацию
иноязычных текстов;
- аудирования через учебные и аутентичные тексты с разной степенью и
глубиной проникновения в их содержание (радиопередачи, лекции,
художественная декламация);
- чтения (поискового, просмотрового, ознакомительного, изучающего);
б) организация интерактивного общения и субъект-субъектного
взаимодействия через комментирование и обратную связь между отдельными
студентами и преподавателем; студентов между собой; между студентами
и посетителями блогов;
в) обеспечение творческого саморазвития студентов за счет
заданий развивающего и творческого характера; создания и поддержания
соревновательного духа.
6) В качестве показателей результативности обучения посредством блог-
технологий можно рассматривать следующие:
а) усиление мотивации к более глубокому и тщательному изучению
иностранного языка, что выражается во включенности всех студентов в работу
посредством блог-технологий, их активности и повышении качества публикаций
(глубина трактовки и самостоятельность; наличие исследовательской
составляющей; выбор более сложных лексических и грамматических средств;
отсутствие плагиата; корректность в соблюдении авторских прав (цитирование,
оформление ссылок на ресурсы Интернет); соблюдение норм этикета,
уважительном отношении к потенциальному читателю и адресату)
б) организация автономной работы над всеми видами речевой
деятельности во внеаудиторное время
в) рост уровня ИКТ-компетентности студентов, который
отражается степени использования блогов и других социальных сервисов Веб
2.0. (по результатам анкетирования);
г) рост уровня ИКТ-компетентности преподавателя, что
выражается в желании самосовершенствоваться в использовании социальных
сервисов Веб 2.0.; осознании необходимости обмена опытом с коллегами;
вступление в профессиональные Интернет-сообщества для обмена опытом по
использованию ИКТ в учебном процессе.
7) К частнометодическим выводам следует отнести дидактический потенциал
блогов как сетевых электронных портфолио за счет таких дидактических
свойств, как открытость и доступность, эффективная организация
информационного пространства, надежность и безопасность. При этом
наблюдается положительная тенденция увеличения объема материала,
использования объектов мультимедиа, увеличения меры личной ответственности
за созданный интеллектуальный продукт и соблюдение авторских прав.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих
публикациях автора:

1. Филатова А.В. Характеристика трудностей, возникающих при работе над
групповыми веб-проектами, и способы их преодоления//Вестник Московского
университета.Сер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2007. ?2. -
С.169-180.
2. Филатова А.В. Трудности организации работы над Web-проектами,
обусловленные недостаточным уровнем информационной компетентности
преподавателя, и способы их устранения//"Учитель, ученик, учебник".
Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции:Сборник статей.
- М.: Изд-во КДУ, 2007. - С.522-527.
3. Филатова А.В.Использование веблогов при работе со студентами языковых
вузов (на примере веб-проекта в рамках курса "Американская литература" )//
Материалы XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых
ученых «Ломоносов» / Отв. ред. И.А. Алешковский, А.И. Андреев., П.Н.
Костылев. Т. III. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - C.146-147.
4. Филатова А.В. Об опыте использования веблогов в рамках курса
"Американская литература"//Материалы XVII Международной конференции-
выставки "Информационные технологии в образовании". Межрегиональная
конференция "Эффективное внедрение новых педагогических технологий и
учебных материалов нового поколения в учебный процесс". Ч.III. - М.: "БИТ
про", 2007. -С.172.
5. Филатова А.В. Электронное портфолио на базе технологии веблогов как
способ оптимизации преподавания курса «Американская литература»// "Языки в
современном мире". Материалы V Всероссийской научно-практической
конференции: Сборник статей. - М.: Изд-во КДУ, 2008. - С.396-407.
6. Филатова А.В. Технология веблогов в практике преподавания иностранного
языка на продвинутом этапе// «Языки в современном мире». Материалы V
Всероссийской научно-практической конференции: Сборник статей. - М.: Изд-во
КДУ, 2008. - С.387-396.