Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.ffl.msu.ru/Lingvistika%202-2014%20(Vishnjakova).doc
Дата изменения: Wed May 14 13:47:15 2014
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:24:44 2016
Кодировка: koi8-r

Научная жизнь
VII Международная научно-практическая конференция "Учитель, ученик,
учебник"

22-23 ноября 2013 г. в московском государственном университете имени м.В.
ломоносова состоялась посвященная юбилею факультета иностранных языков и
регионоведения VII международная научно-практическая конференция "учитель,
ученик, учебник", в которой приняло участие около 200 представителей
различных учебных заведений россии, ближнего и дальнего зарубежья. на
пленарном заседании выступили ведущие ученые - педагоги, филологи,
культурологи - из россии, болгарии, украины, Великобритании, сша и других
стран.
В пленарных и секционных выступлениях докладчики представили современные
инновационные подходы к анализу языка и применению результатов
языковедческого исследования в практической работе филолога -
исследователя, преподавателя, переводчика, еще раз подтвердив необходимость
тщательного теоретического осмысления явлений языка и речи, существующих
как естественная необходимость в человеческом коллективе, обеспечивающая
важнейшие функции - обработки, передачи и сохранения информации, - лежащие
в основе человеческого общения.
Участниками конференции были продемонстрированы современные методики
преподавания языка и языковедческих дисциплин с особым вниманием к
проблемам языка для специальных целей, приемам и методам перевода,
специфике работы с информационными технологиями.
Доклад выступившей с приветственным словом и. о. декана факультета
иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова, докт. филол.
наук, проф. Г.Г. Молчановой "Когнитивные методы в межкультурной
коммуникации: типы изменения концепта" посвящен анализу новых подходов к
языковым явлениям, теснейшим образом связанных с изучением процесса
взаимодействия языковой и концептуальной картин мира. Президент факультета
иностранных языков и регионоведения МГУ, зав. кафедрой теории преподавания
иностранных языков, председатель научно-методического совета по иностранным
языкам Минобрнауки РФ, президент НОПАЯз и НОПриЛ, докт. филол. наук, проф.
С.Г. Тер-Минасова выступила с докладом "Преподавание иностранных языков в
современной России. Что впереди?", в котором на основе подробного анализа
истории преподавания иностранных языков в нашей стране были представлены
дальнейшие перспективы и пути решения целого ряда насущных проблем в
области образования. О.В. Александрова, докт. филол. наук, проф., зам.
декана по научной работе, зав. кафедрой английского языкознания
филологического факультета МГУ, осветила ряд актуальных вопросов из области
лингвокультурной концептологии в докладе "Формирование концептуальной
картины мира на основании изучения лексико-грамматической системы языка",
продемонстрировав методики применения теоретических выводов в сфере
практического обучения иностранным языкам. С данной тематикой тесно связан
доклад проректора по инновационным международным проектам РГГУ, докт.
филол. наук, проф. В.И. Заботкиной "Когнитивное моделирование в лексиконе
как основа преподавания языковедческих дисциплин", основанный на
инновационных подходах к изучению лингвистических явлений и практическому
применению результатов анализа. Вопросам изучения перевода и
переводоведения посвящен доклад зав. кафедрой лексикографии и теории
перевода факультета иностранных языков и регионоведения, докт. филол. наук,
проф. М.В. Вербицкой "Частная теория перевода как научная дисциплина - миф
или реальность?".
Насущные проблемы языкового образования, создания иноязычной среды,
нового языкового пространства, организации и внедрения новых технологий в
учебный процесс и алгоритм его стандартизации отражены в докладе докт. пед.
наук, проф. факультета иностранных языков и регионоведения МГУ Е.Н.
Солововой и зам. декана по научной работе факультета иностранных языков и
регионоведения МГУ, зав. кафедрой английского языка для естественных
факультетов, докт. филол. наук, проф. Л.В. Полубиченко "Формирование
единства иноязычной образовательной среды в российском классическом
университете". Генеральный директор научно-исследовательского центра
"Еврошкола", докт. пед. наук, проф., действительный член Академии
социального образования В.В. Сафонова выступила с докладом "Учебник
иностранного языка как отражение методических воззрений и заблуждений
автора", содержащим целый ряд важных методологических положений.
В работе пленарного заседания приняли активное участие присутствовавшие
на конференции гости из США. С приветственным словом к участникам
обратилась атташе по культуре посольства США в Москве Мэри Эллен Кениг
(Mary Ellen Koenig, Cultural Officer, U.S. Embassy Moscow). С докладом
"Reflective Teaching: Why It Still Matters" выступила атташе по вопросам
преподавания английского языка Фрэнсис Вестбрук (Frances Westbrook, English
Language Officer, U.S. Embassy Moscow). Директор Американского центра в
Москве Кори Глисон (Kore Gleason, Director of the American center),
известная своим литературным творчеством, предложила помощь в организации
занятий с носителем языка в университете. Известный преподаватель и
методист Эрик Ланделл (Erik Lundell, Senior EFL Fellow in Moscow) провел
мастер-класс "Making the Most of Your Textbooks", посвященный участию
преподавателей в выборе и составлении учебника английского языка.
Британские коллеги представили достаточно обширный материал по тематике
конференции. Автор всемирно известных учебников и методических материалов,
распространяемых Кембриджским издательством, Мартин Хьюингс (Martin
Hewings, Cambridge University Press author) выступил с докладом
"Использование онлайн-ресурсов для разработки материалов по академическому
английскому: значение преподавательского опыта" ("Using Online Resources
for EAP Materials Development: the Importance of Teacher Expertise"),
посвященным актуальным проблемам использования опыта преподавателя в
создании учебных материалов на основе онлайн-ресурсов, а также, как
преподаватель Бирмингемского университета и составитель нового учебного
пособия, в процессе проведения мастер-класса "What Makes the Grammar of
Academic English Different? From Research to Classroom Practice" поделился
опытом своей работы по обучению грамматике для академических целей.
Руководитель Программы в Российской Федерации по линии Европейского союза
Кэролин Вестбрук (Carolyn Westbrook, Southampton Solent University, ProSET
Project, European Union) представила мастер-класс "Critical Thinking: a
Scaffolded Approach", а также выступила на заключительном пленарном
заседании с докладом на тему "Преподавание и оценивание навыков
академического письма" ("Teaching and Assessing Academic Writing").
Секционные заседания конференции были посвящены разнообразной тематике,
связанной с теоретическими и прикладными аспектами изучения языка,
литературы, культуры и методов их преподавания, а также проблемам
реализации междисциплинарных связей. Участниками секционных заседаний по
разделам "Традиционное и новое в преподавании иностранных языков",
"Преподавание иностранного языка и перевода как объект междисциплинарного
изучения", "Современный преподаватель иностранного языка как профессионал и
как личность", "Теоретические и прикладные аспекты контроля усвоения
знаний. Проблемы языкового тестирования", "Современные подходы к
исследованию межкультурной коммуникации и РКИ", "Мир изучаемого языка:
интеркультурные подходы", "Мультимедийные технологии в преподавании
иностранных языков", "Язык для специальных целей: проблемы изучения",
"Актуальные проблемы лингвистики как основа преподавания языковедческих
дисциплин" было высказано единодушное мнение о необходимости дальнейшего
проведения конференции "Учитель, ученик, учебник" с целью обмена актуальной
научной информацией и укрепления профессионального взаимодействия.
На заключительном пленарном заседании конференции докт. филол. наук,
проф. С.Г. Тер-Минасова выступила с докладом, посвященным проблемам
отражения традиций и инноваций в преподавании иностранных языков,
представив коллегам новый учебник для средней школы ("Традиции и инновации
в преподавании иностранных языков в новом учебнике для средней школы серии
Favourite под ред. С.Г. Тер-Минасовой"). Докт. пед. наук, проф. С.В. Титова
выступила с докладом "Мобильные технологии для развития иноязычной
коммуникативной компетенции", продолжившим тематику проведенного мастер-
класса "Интеграция мобильных технологий в языковой класс" (совместно с А.П.
Авраменко).
В завершение мероприятия участники выразили благодарность организаторам
конференции и еще раз тепло поздравили факультет иностранных языков и
регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова со славным юбилеем.
Предлагаем вниманию читателей статьи по материалам пленарных докладов.
Вишнякова Ольга Дмитриевна -
модератор конференции, докт. филол. наук, проф. кафедры теории
преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и
регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: ol-vish@mail.ru