Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.fds-net.ru/showflat.php?Number=5241&src=alt&showlite=l
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Feb 25 23:30:34 2013
Кодировка: Windows-1251
Поехали [государственное регулирование науки] - Public forum of MSU united student networks
Alt >> Common.Science

Страницы: 0 | (16) | 20 | показать все
Arbuz : Re: Поехали  [re:Bicon]   20.11.2005 10:22    | Reply | Edit |
0
Quote:

Большинство идей, к которым ты в своей области прийдешь, скажем через 10 лет, часто реализованы в смежных областях. Т.о. перенося чужой опыт на свою задачу можно значительно повысить эффективность работы. Чем шире кругозор, тем дальше ты видишь последствия и перспективы нек-х направлений.



+1
Узкий кругозор тормозит не только развитие науки, но и любого творческого направления. Чтобы с ним бороться надо почаще читать классиков, просматривать последние журналы по своей тематике и общаться с людьми. В этой связи финансовая поддержка проведения симпозиумов и конференций была бы очень кстати.

Начать обсуждение

Bicon   [re:Vertigo]   20.11.2005 14:04    | Reply | Edit |
0
Как бы объяснить более ясно мою мысль. Это что-то типа понятий "хорошо" и "плохо", которых на самом деле в природе не существует, они являются субъективными для каждого индивида. Т.е. я хотел сказать, что в науке не такого линейного прогресса. Мы не движемся по некой траектории от точки А к точке Б, где известно, что Б лучше (прогрессивней), чем А. Я скорее представляю себе некое многомерное пространство, в котором и происходит метание прикладных интересов ученых. Хотя возможно я немного смешиваю понятия развитие науки и развитие общества. Да, я все таки признаю, что наука прогрессирует в том плане, что постоянно расширяется оъем знаний и понимание мира. Но все равно это некое блуждание среди большого числа абстракций. Мы постоянно предлагаем новые модели мироустройства, чтобы уметь предсказать поведение природы и управлять ею. Но модели эти очень редко (только в случаях научных революций) являются принципиально отличными друг от друга. Ну, в общем, примерно как у Куна, хотя я поню только общие положения.

Начать обсуждение

alcogolic   [re:kaiafa]   20.11.2005 16:07    | Reply | Edit |
0
Фундаментальная наука не приносит никакой прибыли, а только просит деньги.
Прикладная же, приносит офигенные деньги, но не может обойтись без фундаментальной.

Поэтому в каждый момент времени соотношение между ними должно соответствовать экономическому положению общества. В данный момент общество не готово тратить лишних денег на что-либо, поэтому ближайщие года 2- лет 5 надо развивать прикладную науку, но не давая при этом умереть фундаментальной. При грамотном развитии через этот срок прикладная наука уже окупит себя, и сможет финансировать фундаментальную. Последующие 2-3 года прикладная наука п_о_л_н_о_с_т_ь_ю вкладывается в фундаментальную. После этого получаем уже и фундаментальную науку прибыльной. Соответственно государство может грести денег с науки.

Пожалуй, единственный вопрос, на который я пока не знаю ответа, как отделить прикладную науку от неумелого управления.

Начать обсуждение

Vertigo   [re:Bicon]   20.11.2005 16:16    | Reply | Edit |
0

 
В ответ на:

Мы не движемся по некой траектории от точки А к точке Б, где известно, что Б лучше (прогрессивней), чем А.


В ответ на:

я все таки признаю, что наука прогрессирует в том плане, что постоянно расширяется оъем знаний и понимание мира.


Мне кажется, эти положения несколько противоречат друг другу. Точнее, движение от меньшего объема знаний и понимания мира к большему и есть, на мой взгляд, движение от А к Б, где Б лучше (прогрессивней). Разве нет? Именно так я и понимаю научный прогресс.
Является ли он субъективным? Это зависит от того, происходит ли он на самом деле или нет. То есть продвигаемся мы в познании мира действительно (объективно), или это только нам кажется (субъективно).
Хорошим критерием здесь является общественная практика, в частности для физики - развитие техники. То, что раньше люди не могли создать атомный реактор, а теперь могут, вполне объективно. Раньше реакторов не было, теперь они есть. Это говорит о том, что мы действительно узнали о мире что-то новое, чего раньше не знали. Следовательно, в какой-то мере развитие знания объективно происходит.

 
В ответ на:

Мы постоянно предлагаем новые модели мироустройства, чтобы уметь предсказать поведение природы и управлять ею. Но модели эти очень редко (только в случаях научных революций) являются принципиально отличными друг от друга.


Это говорит только о том, что старые модели не являются совершенно ошибочными. По сравнению с новыми они частично верны. (В конце концов, новые модели должны охватывать и ту эмпирию, на которой в свое время основывались старые.)

Начать обсуждение

Bicon   [re:Vertigo]   20.11.2005 21:10    | Reply | Edit |
0

 
Quote:

Точнее, движение от меньшего объема знаний и понимания мира к большему и есть, на мой взгляд, движение от А к Б, где Б лучше (прогрессивней). Разве нет? Именно так я и понимаю научный прогресс.
 


В конкретной данной области да, а в целом это набор вот таких траекторий от Ai к Bi, который формирует вид научного пространства и он-то как раз совершенно нелинеен и скорее хаотичен.

А на счет объективности, на мой взгляд, все сложнее. Для меня неочевидно, что применение атомной энергии это непреложное добро и прогресс. Как показал исторический опыт для человечества это обращается иногда во зло. Это типично американский подход к науке и природе вообще: "Если наука позволяет мне лучше питаться, иметь хорошую машину и т.п., то это несомненно хорошо и прогрессивно". А то, что благодаря такому "прогрессу" науки развиваются области (например, машиностроение, гигантское потребление природных ресурсов, содание новых материалов (но их нужно утилизировать, а сами они не исчезают) и т.д.), которые фактически уничтожают нашу планету, это мало кого волнует. Есть прибыль = есть прогресс.

Именно поэтому я ставлю под сомнение достижения науки. Приносит ли все это в конечном итоге счастье человеку? Это безумная гонка за собственным хвостом. Если положить науку на алтарь коммерции, то все так и будет продолжаться. Все-таки в основу нужно закладывать и моральные принципы и думать о потомках.

Конечно, я отклонился от темы, но если рассматривать проблему только изнутри, то в итоге мы получим внутренне непротиворечивую систему, но она не сможет вписаться в реальную жизнь.

Начать обсуждение

Vertigo   [re:Bicon]   20.11.2005 21:37    | Reply | Edit |
0
Я понял. Для тебя прогресс - этическая категория, поэтому он субъективен.
Я предлагаю разделить эти два понимания. Прогресс знания, науки - это приращение знания, развитие науки. А то, о чем ты говоришь - это прогресс общества, человечества, связанный в том числе с этикой (насколько общество движется в своем развитии к благу и пр.). С точки зрения человечества изобретение атомной бомбы и ее применение - может, и не прогресс вовсе. Но с точки зрения науки и по отношению к науке - это прогресс. Объективный.
 
В ответ на:

набор вот таких траекторий от Ai к Bi, который формирует вид научного пространства и он-то как раз совершенно нелинеен и скорее хаотичен


Конечно, но это связано с многообразием объекта науки (подразумевается вся реальность). В реальности много чего есть, это много чего изучается разными науками, отсюда неизбежно множество направлений развития знания в разные стороны.
Я думаю также, что это множество векторов можно свести к одному, если вернуться к тому, что наука изучает реальность. Тогда продвижение в любой области будет вкладом в продвижение в познании реальности в целом.
Кроме того, я не думаю, что разнообразие областей - это хаос. Это система, которая задана структурой самой реальности, из которой разные области науки вычленяют свои предметы.

Начать обсуждение

Bicon   [re:Vertigo]   20.11.2005 22:15    | Reply | Edit |
0
Кстати, это тоже очень больной вопрос - изучем ли мы реальность или изучаем модель, которую сами же и создали. В квантовой физике уже давно затронут вопрос: является ли изучаемая система с экспериментатором и без него идентичной? Пока все говорит о том, что нет. Проводя измерение, мы вносим в систему возмущение, которое затем и принимаем за сигнал (например).

Также я думаю и в психологии - составляя опрос, тест и т.п., экспериментаторы помещают реципиента в некие отличные от его обычных условия. И в сам тест уже практически заложен результат. Модель всегда отличается от прообраза.

Начать обсуждение

Vertigo   [re:Bicon]   21.11.2005 16:50    | Reply | Edit |
0
Это отдельная интересная тема, для ее обсуждения я создал отдельный тред.

Начать обсуждение

Rys   [re:kaiafa]   12.01.2006 11:38    | Reply | Edit |
0
наилучшую из возможных систем по государственному регулированию науки

нельзя огранизовать, пока государство не разгонит воровское правительство

Начать обсуждение

Top