Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.fds-net.ru/ashowflat.php?Number=11364107&src=&showlite=l
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Mar 1 15:17:30 2014
Кодировка: Windows-1251
как изучать математику? - Public forum of MSU united student networks
General Discussion >> Study (Archive)

Страницы: 0 | (3) | 20 | показать все
chris : Re: как изучать математику?  [re:Pixel]   19.02.2013 10:10    | Reply | Edit |
5
А я бы посоветовал обратить внимание на курс лекций В. Босса.
Как раз после стандартного университетского курса они дают возможность посмотреть на все немного под другим углом, да и написаны они так, что просто приятно читать.

Из предисловия:
 
В ответ на:

Для изучения одного предмета нужны минимум два учебника. Этот факт загадочным образом выпадал из поля зрения, хотя,казалось бы, нет ничего очевиднее. Любая спираль обучения на-начинается с двух витков. На первом - происходит знакомство с предметом, которое заканчивается 'умением передвигать фигуры' и кашей в голове. На втором - все приводится в определенный порядок. Разумеется, до второй стадии не всегда доходит, но если доходит, то оба процесса тесно переплетаются. Беда в том, что обычные учебники по матанализу ориентированы на первый виток, где требуется 'пешее обследование', тогда как для второго нужны книги, обеспечивающие 'осмотр с вертолета'. Лекции предназначены как раз для таких итераций учебного процесса.




DreamForce   [re:chris]   19.02.2013 10:11    | Reply | Edit |
2
Босс неплох, но опять же опирается на изрядную математическую культуру читателя как данность.
Вообще, +1 топикстартеру, сам тоже всегда задавался этим вопросом.

DRPR   [re:Pixel]   19.02.2013 10:39    | Reply | Edit |
3
По матлогике Верещагин, Шень хорошо пишут основы, можно скачать на сайте авторов или тут под ?23:
http://www.mccme.ru/free-books/:

PS: ты с какой кафедры?

Pixel   [re:DRPR]   19.02.2013 18:21    | Reply | Edit |
0
Спасибо за ответы :)

В ответ на:

PS: ты с какой кафедры?




ВМК, НДСиПУ

большинство кафедральных курсов вполне интересны, кстати

Noord   [re:Pixel]   19.02.2013 18:22    | Reply | Edit |
31
Ты молодец, что поднял этот вопрос.

Вообще, ИМХО существует традиционный разрыв между тем, как создается научное знание, и как оно преподается.

Создается оно всегда от обратного - чаще всего у человека возникает проблема, тем или иным способом сформулированная, а требуется понять, при каких же условиях (если вообще) это утверждение верно. Сначала обычно стараются его "сломать", построить контрпример, и одновременно понять, как "соединить" данное утверждение с уже известными. Именно на этом этапе возникают всякие "трюки": особые случаи, специальные формы интегралов, эпсилонов и т.п.

А как нас учат? Нам дают результат - найденную связь между утверждениями и посылками, причем посылки идут впереди, хотя при формулировке теоремы в исследовании они почти всегда последняя, завершающая часть. Поэтому и возникает ощущение искусственности, ведь, фактически, приходится запоминать не процесс познания, а некую справочную статью, которую написал профессионал по *результатам* своей деятельности, чтобы самому не забыть.

marufa   [re:Pixel]   19.02.2013 18:52    | Reply | Edit |
7
В ответ на:

Короче говоря, хотелось бы прийти к пониманию.



Нужно самому поработать, чтобы прийти к пониманию. Математика строится на созерцании. Читая учебник или слушая лекцию, вы должны самостоятельно восстановить всю логику и прийти к ясному созерцанию предмета.

Дело в том, что автор учебника или лекции стремится сэкономить свои силы за счет сил студента при формальном обосновании утверждений - так появляется изложение, о котором вы говорите. С другой стороны, если лектор начнет наглядно и просто излагать суть, то его начнут упрекать в неточности и задавать кучу формальных вопросов (с чем я не раз встречался и у нас на форуме). И в том и в другом подходе студенту все равно придется самостоятельно дорабатывать материал.

В ответ на:

Для начала
Линал,



Линейная алгебра действительно один из важнейших предметов из всего университетского курса. Главная идея при освоении линейной алгебры - это подняться с уровня матриц на уровень абстрактных сущностей. Понимать материал и доказывать теоремы на уровне высокой абстракции значительно легче, чем на уровне матриц. При этом вы сможете проводить рассуждения в уме, без использования бумаги. Для изучения советую "Курс алгебры" Винберга.

Малевич   [re:Pixel]   19.02.2013 19:48    | Reply | Edit |
8
Тоже бесили немотивированные переходы в доказательствах, которые возникли в современных курсах ради лаконичности изложения материала. Я в таких случаях искал в интернете первоисточники. Например, как Гаусс нашел доказательство квадратичного закона взаимности и в каком виде опубликовал, или черновики Галуа, где он нашел подход к проблеме разрешимости в радикалах. В первоисточниках идеи на поверхности лежат, но доказательства конечно не такие изящные как в современных курсах.

bashtanov   [re:Pixel]   19.02.2013 21:26    | Reply | Edit |
12
когда я ботал линал, я листал параллельно 5 или даже больше учебников в поисках логичного запоминабельного доказательства
в результате либо находил (разные теоремы в разных учебниках), либо придумывал свое

с другими дисциплинами тоже такое было часто

так что я не верю в хорошие учебники, просто читай больше разных



Редактировал bashtanov (20.02.2013 00:38)
W_a_n_s_o_N   [re:Малевич]   20.02.2013 00:29    | Reply | Edit |
-4
В ответ на:

Тоже бесили немотивированные переходы в доказательствах



 Так ведь хочется же преподавателю (и не только) побыстрее. А там кому надо сам разберется.

payalnik   [re:Pixel]   20.02.2013 00:43    | Reply | Edit |
0
Quote:

Для начала Линал, общая алгебра, матан, функан, матлогика,



Начала матана (и по мелочи всякого другого) - отрываешь листки 57 школы и начинаешь решать все подряд. Будет долго, но к середине процесса доказательства типа "возьмем eps = 1/4*pi*s^e^4^17283" начнут придумываться сами.

Ссылки: Доценко Сергеев Давидович Шень

Pixel   [re:bashtanov]   20.02.2013 06:00    | Reply | Edit |
2
Вот еще что посоветовали:

по линалу:
Гельфанд "Лекции по линейной алгебре"
Прасолов "Задачи и теоремы линейной алгебры"

общая алгебра:
Aluffi "Algebra: Chapter 0"
Dummit, Foote "Abstract algebra"
Кострикин "Введение в алгебру" (/Винберг. "Курс алгебры" )

матан:
Зорич "Математический анализ"
Шабат "Комплексный анализ"

функан:
Кириллов, Гвишиани "Теоремы и задачи функционального анализа"
Колмогоров, Фомин "Элементы теории функций и функционального анализа"


Насколько ок?

Pixel   [re:bashtanov]   20.02.2013 06:03    | Reply | Edit |
1
В ответ на:

когда я ботал линал, я листал параллельно 5 или даже больше учебников в поисках логичного запоминабельного доказательства
в результате либо находил (разные теоремы в разных учебниках), либо придумывал свое





моментальная проблема с согласованием аксиоматик и построения курсов

Но в целом, это делается, конечно, но времении именно на бесполезную работу уходит больше кмк

-
Босс навскидку неплох, куплю несколько его книжек для начала

Pixel   [re:Малевич]   20.02.2013 06:06    | Reply | Edit |
1
В ответ на:

Я в таких случаях искал в интернете первоисточники. Например, как Гаусс нашел доказательство квадратичного закона взаимности и в каком виде опубликовал, или черновики Галуа, где он нашел подход к проблеме разрешимости в радикалах. В первоисточниках идеи на поверхности лежат, но доказательства конечно не такие изящные как в современных курсах.




а нет подробных сборников, построенных таким образом?
я честно говоря пытался нечто подобное найти, но у меня не получалось

Возможно, искал плохо, возможно, в открытом доступе такие источники тяжело найти + вероятно, они на языке оригинала

Английский я еще, кривясь, переварю, а вот франц. - уже нет

The_Nameless_One   [re:Pixel]   20.02.2013 06:28    | Reply | Edit |
2
В ответ на:

матан:
Зорич "Математический анализ"
Шабат "Комплексный анализ"

функан:
Колмогоров, Фомин "Элементы теории функций и функционального анализа"



Это, казалось бы, одни из самых стандартных книг по курсам, ну написаны вроде ОК.

_Yozh   [re:Pixel]   21.02.2013 06:05    | Reply | Edit |
3
В ответ на:

а нет подробных сборников, построенных таким образом?




кстати, присоединяюсь к вопросу- мне, как не-математику, очень интересны рассуждения математиков прошлых не лет, но веков.

sun2   [re:_Yozh]   21.02.2013 08:34    | Reply | Edit |
3
В современных естественных науках результат вида "выдвинули гипотезу-провели эксперимент-гипотеза не подтвердилась" считается конечным и публикуется. В математике статьи вида "я вот начал так решать, досюда дошел, дальше не знаю" очень редки, этот промежуточный результат для этого должен представлять самостоятельную ценность (речь, разумеется, об относительно небольших фрагментах).

Поэтому, мне кажется, развитие физического эксперимента можно как-то проследить, математических теорем уровня тех, что сейчас входят в стандартные университетские курсы - в разы труднее.

Малевич   [re:Pixel]   21.02.2013 16:30    | Reply | Edit |
1
Сборников не встречал. Думаю с первоисточниками - это все предметно. Конкретно по Галуа - здесь, по Гауссу - здесь Гугл в помощь, короче.

Rys   [re:Pixel]   23.02.2013 03:09    | Reply | Edit |
0
В ответ на:

Линал, общая алгебра, матан, функан, матлогика,




1. Келли "общая топология" глава 0 - общематематический словарик + построение вещ.чисел

2. линал и общ.алг - Гельфанд "Лекции..." для начала и свежий курс Винберга для продолжения

3. Математический анализ - двухтомник "Анализ" Лорана Шварца, там ,в частности, самая общая и при этом реально рабочая теорема о неявной функции. В курс Камынина она взята оттуда и упрощена.

4. функан - Богачев,Смолянов свежая книжка.

5. Матлогика - Мендельсон

nafig_batat   [re:Pixel]   23.02.2013 03:14    | Reply | Edit |
0
почитай Норберта Винера "Я математик" и другие автобиографические и художественные повествования про математиков, про Нэша почитай. там много написано про то как ботать математику. а потом уже берись за учебники.
зы это как в хобби советовали "Как писать книги" Стивена Кинга для начинающих писателей...
удачи.

Top