Горизонт 2020
|
Н.А. Зорин "Введение в методологию медицинских исследований" - Электив по пятницам с 13 февраля, 17.00, ауд. 420
- для тех, кто собирается заниматься научной деятельностью в медицине и биологии
- курс лекций для студентов ФФМ (электив)
-
- "ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДОЛОГИЮ МЕДИЦИНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ"*
- (лекции затем прорабатываются на семинарах) общая продолж. - 32 часа.
- Зорин Никита Александрович
- *(порядок лекций может быть изменен)
-
- 1. ЛЕКЦИЯ В (Вводная)
- ВРАЧ КАК УЧЕНЫЙ или размышления о медицинском образовании
- Изложение общей концепции и структуры лекционного курса исходя из взгляда на современное медицинское образование.
- Почему медицина нуждается в философии, психологии и семиологии.
- Социология медицины
-
- 2. ЛЕКЦИЯ С1
- БЛЕСК И НИЩЕТА СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЫ
- ЧАСТЬ I: Апология индустриальной модели медицины.
- Разбираемые вопросы:
- · Медицина: искусство, ремесло, наука?
- · Индустриальный характер современной медицины
- · Конфликт индустриального развития медицины с клиническим мировоззрением
- · Порочность « практического направления » в медицине
- · Страх перед индустриализацией медицины
- · Бесполезность борьбы с индутриадлизацией медицины
- · « Личностный подход » как мифологическая декларация
-
- 3. ЛЕКЦИЯ C-2
- БЛЕСК И НИЩЕТА СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЫ
- Часть II. Индустриальная модель медицины в посттоталитарном обществе
- Разбираемые вопросы:
- · Хороша ли индустриальная модель? Критика современности и отстаивание старых добродетелей. М.Вартовский
- · Апокалиптический взгляд на технику. Н.Бердяев, К. Ясперс,
- М. Фуко
- · Аксиологическое пространство общества и индустриальная медицина современности
- · Антисциентизм - результат социального отбора научных кадров. Его следствия.
- · « Фабрики здоровья » - отражение русской революционной ментальности
- · Опасности Прогресса внедренного в неподходящее для его развития пространство
- Семиология медицины. Психология.
-
- 4. ЛЕКЦИЯ М-1
- МИФ КАК СЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА.
- Разбираемые вопросы:
- · Введение в семиотику. Зачем она нужна исследователю и какое отношение имеет к методологии науки.
- · Психический мир, как мир значений
- · Семиотика - наука о знаках.
- · Понятие знака. Фердинанд де Соссюр.
- · Понятие мифа, как семиологической структуры. Ролан Барт.
- · Свойства и работа мифа. Примеры. « Наполнение » мифологической оболочки содержанием значения мифа. Плацебо-эффект.
- · Миф, как одно из содержаний бессознательного
- · Язык, как материальный носитель мифа
- · Связь языка и мифов с понятием « топология субъекта »
-
- 5. ЛЕКЦИЯ М- 2
- МИФОЛОГИИ (продолжение).
- Разбираемые вопросы:
- · Многозначность понятия « миф ». Определение предмета анализа.
- · Миф, как одно из содержаний бессознательного. Непсихоаналитический взгляд на проблему бессознательного
- · З.Фрейд, Ж.Лакан, Р.Барт и другие : соприкосновения и пересечения в научном пространстве эпохи.
- · Понятие мифологического или семиологического иммунитета
- · Понятие « мифологическое пространство ».
- · Функции мифа.
- · Условия активности мифа
- · Связь « топологии субъекта » с «напряженностью семиологического иммунитета»
-
- 6. ЛЕКЦИЯ М-3
- МИФОЛОГИИ И ОТНОШЕНИЯ ЦЕЛИТЕЛЬ-ИСЦЕЛЯЕМЫЙ
- Разбираемые вопросы:
- Основная идея - мифологии, как основа человеческого мышления и человеческих отношений.
- · Психологические аспекты мифологического пространства.
- Проблема « нечистой совести».
- · Мифологизация - демифологизация, как механизмы « очистки совести » (врачебный цинизм, как разновидность демифологизации)
- · Мифологизированность отношений « целитель-исцеляемый
- · Мифологический концепт « Целитель »
- · Миф, как обязательное условие практик построенных на семиологических основах
- · Плацебо-эффект (продолжение)
- · Медицинские мифы (разбор и демифологизация)
- · Мифы с точки зрения концепции интереса. М.Оссовская, Бентам, Гельвеций.
-
- 7. ЛЕКЦИЯ М-4
- ДЕФОРМАЦИЯ МИФОЛОГИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ
- (деньги как «семиологический мутаген»)
- Разбираемые вопросы:
- · Деньги как средство подавления « семиологического иммунитета »
- · Мифологическое пространство медицины
- · Мифологическое Значение понятия « Врач »
- · « Топология субъекта » и деньги
- · Деньги как универсальное означающее и означаемое - « черная дыра » мифологической структуры. Замещение концептов и значений.
- · Защитные мифологические структуры. Мифологизация идеи обогащения.
- · Философия Рынка, как механизм разрушения жесткости границ социальной самоидентификации. Распад прежнего значения понятия « Врач ».
- · Необходимость посредничества государства или специальных структур в рыночной медицине
- · « Аморальный дрейф ». Потребность в новой этике.
- · Деньги как индикатор мифологичности (на примере психоанализа)
- · Деньги, как мера атрибуции обращения.
- · Cоздание и эволюция новых медицинских и парамедицинских технологий. Создание и происхождение некоторых медицинских проблем.
- Психология и философия познания.
-
- 8. ЛЕКЦИЯ Ф
- ЧТО ТАКОЕ « КЛИНИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ » И КАК ЕЕ ПОНИМАЮТ КЛИНИЦИСТЫ
- Разбираемые вопросы:
- · Виды реальностей
- · Отождествление « объективной » и « клинической » реальностей клиницистами
- · Миф о возможности « непредвзятого наблюдения ». К. Поппер, Ж.П. Сартр
- · Понятие « факта » в методологии науки
- · Концептуальная привязанность восприятия. Фантом реальности.
- · Почему существует согласие о существовании болезней?
- · Язык, как формообразующая матрица восприятия. Ф.Бекон, Уорф.
- · О соответствии классификаций « объективной реальности »
-
- 9. Лекция Ф.1
- Медицина и философия
- · Что должно предшествовать выбору технологии исследования? (Перед доказательной медициной).
- · Алгоритмы исследовательской работы в медицине
-
- 10 ЛЕКЦИЯ Ф.2
- Научные догмы медицины и их философско-методологический анализ
- Материализм против идеализма на конкретных примерах
- · Догмы и традиции (Субстрат; Объективная реальность; клинический метод; непредвзятое наблюдение; болезни, как «вещи в себе»; Сущность и Форма; Частное и Всеобщее; Методы и уровни движения материи – принцип соответствия уровня изучения и уровня вмешательства; Миф объективности и объективизации; и т.п.).
-
- 11. ЛЕКЦИЯ Ф.3
- Классификации в медицине (общие понятия).
- · Отражают ли классификации «клиническую реальность»?
- · Классификации как продукт «социального отбора»
- · Психологические механизмы в создании классификаций
- Науковедение и оценка качества медицинской информации
-
- 12. ЛЕКЦИЯ Н1
- НАУКОМЕТРИЯ
- · Определение, основатели (В.В.Налимов; Ю.Гарфильд, Д.Прайс)
- · Возможности НМ
- · Примеры наукометрического, лингвистического и семантического анализа текста (на примере понятия «достоверность»; семантика описания «прогноза» и т.п.)
- · Филадельфийский институт научной информации. Ю.Гарфильда; использование баз данных портала Web of Scince. (индексы цитирования, импакт-фактор журналов и др.)
-
- 13. ЛЕКЦИЯ Н 2
- ОЦЕНКА КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
- · Инструменты оценки
- · Понятие и критерии «достоверности исследований»
- · Как читать и писать научные статьи
- · Структура публикаций
- · Примеры их применения
- · Источники доказательных данных
- · Электронные базы данных
- · Поисковые системы Кокрановской электронной библиотеки и др.)
-
- 14. ЛЕКЦИЯ ДМ:
- ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ МЕДИЦИНА
- История возникновения доказательного знания
- Основные понятия (систематические и случайные ошибки, рандомизация, РКИ, мета анализ, обобщаемость исследования и т.д.)
- Критерии «достоверности исследований»
- Источники доказательных данных для практикующего врача и научного работника
- ДМ и фундаметальные науки
-
-
| |