Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.fadr.msu.ru/fadrnews/messages/252.html
Дата изменения: Thu Jan 11 13:38:50 2001
Дата индексирования: Tue Oct 2 00:29:49 2012
Кодировка: Windows-1251

Земельный кадастр


Послал О. Назимкина, РосАгроФонд (член Ассоциации АГРО) 12 марта 1999 11:55:39

РосАгроФонд, (член Ассоциации АГРО)
тел.: 207-7676
факс: 925-1992
e-mail: raf@raf.org.ru

Земельный кадастр.

Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 131 закрепляет обязательность государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество. Пункт второй указанной статьи устанавливает, что в случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества. К такому имуществу относится, в частности, земля, которая подлежит еще и кадастровому учету.
Земельный кодекс РФ определяет 'Земельный кадастр' как единую государственную систему необходимых сведений и документов о природном, хозяйственном, экономическом и правовом режиме земель в Российской Федерации. В настоящее время в связи с включением земли в оборот и изменением земельных отношений появилась потребность законодательного оформления системы государственного кадастрового учета. Госкомземом России подготовлен проект федерального закона 'О государственном земельном кадастре', который одобрен Правительством Российской Федерации и внесен на рассмотрение в Государственную Думу. До принятия указанного закона ведение государственного земельного кадастра осуществляется в рамках Положения 'О порядке ведения государственного земельного кадастра', утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. и Временных методических указаний по ведению государственного земельного кадастра, утвержденные приказом Минземстроя России от 25 сентября 1998 г, предусматривающих поэтапный переход к единой системе ведения государственного земельного кадастра.
Задачей земельного кадастра является обеспечение всех заинтересованных лиц достоверными сведениями о правовом положении, состоянии и использовании земельного фонда страны. Данные кадастровой оценки применяются при планировании использования земель, распределении их по целевому назначению, их предоставлении и изъятии, при определении платежей за землю, для оценки степени рационального использования земель и контроля за их использованием.
Ведение государственного земельного кадастра возложено на органы Государственного земельного комитета России. Государственный земельный кадастр ведется на трех уровнях: муниципальных образований, субъектов Российской Федерации и федеральном. Объектами кадастрового учета являются земельные участки и территориальные зоны.
Характеристика такого объекта учета как земельный участок включает в себя сведения о размерах и местоположении участка, его количественную, качественную, оценочную (экономическую) характеристику. К кадастровым данным относятся и сведения о правовом режиме земельных участков, которые формируются на основе данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Если государственная регистрация прав на недвижимое имущество служит доказательством существования зарегистрированных прав на объекты недвижимости, то кадастровый учет служит доказательством существования зарегистрированного объекта, в отношении которого эти права зарегистрированы. В результате кадастрового учета объекту присваивается кадастровый номер - в нашем случае уникальный, не повторяющийся во времени и на территории РФ номер земельного участка, который позволяет однозначно выделить этот участок из других объектов. Согласно ст. 17 Закона 'О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним' от 21 июля 1997 года, обязательным приложением к документам, необходимым для регистрации прав, является план земельного участка с указанием его кадастрового номера. Кадастровый план предоставляется только при первичной регистрации права (например, при приватизации земли). Новое предоставление плана необходимо только в случае, если со временем произошли значительные изменения пространственных параметров объекта. Следует учитывать, что при переходе прав на земельный участок или изменения самого права на землю кадастровый номер объекта не меняется, но изменяется его правовой режим. Кадастровый учет изменений правового режима осуществляется на основании заявления заинтересованного лица.
Согласно Временным методическим указаниям по ведению земельного кадастра основанием для государственного кадастрового учета являются заявление, подаваемое заинтересованным лицом. Таким лицом может быть собственник или пользователь земельного участка, либо орган государственной власти или местного самоуправления в лице их представителя. Заявление подается в районный (городской) комитет по земельным ресурсам и землеустройству по месту нахождения земельного участка. К заявлению прилагаются документы по формированию земельного участка (например, решение районной администрации о предоставлении гражданину земельного участка на определенном праве или об изъятии участка, землеустроительная документация). Кроме указанных документов для граждан - заявителей обязательно предъявление документов, удостоверяющих их личность. Если гражданин представляет чьи-то интересы, например, другого гражданина или юридического лица, то кроме этого необходимо еще и надлежащим образом оформленное документальное подтверждение полномочий (например, нотариально удостоверенная доверенность). О приеме документов производится соответствующая запись в специальной книге учета. Заявителю выдается расписка с указанием перечня документов и даты их приема. Это имеет существенное значение, поскольку все действия по кадастровому учету должны осуществляться в тридцатидневный срок со дня подачи всех необходимых документов.
Первичная постановка на учет и изменение характеристик объектов учета осуществляется по волеизъявлению заявителя.
Нормативными актами предусмотрены случаи обязательного предоставления сведений для государственного земельного кадастра. Так, согласно п.8 Постановления Правительства РФ от 03.07.98 ?696 ' Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества' Федеральные органы исполнительной власти обязаны ежегодно до 1 февраля текущего года представлять в Государственный земельный комитет России сведения о земельных участках, закрепленных за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями.
Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра от 25 августа 1992 г. ?622 обязывает собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов в 2-месячный срок представлять сведения об изменениях, происходящих в составе земель, их качественном состоянии и использовании. Как показывает практика, указанная норма не действует. Обновление первичных данных происходит, как правило, только в случае совершения каких- либо сделок с земельным участком, и затрагивает не столько качественные характеристики, сколько изменения границ и правового режима.
Любое заинтересованное лицо вправе обратиться с заявлением в земельный комитет с целью получения информации о конкретном интересующем его земельном участке. Информация предоставляется только по месту нахождения (учета) земельного участка в форме выписки из государственного земельного кадастра. Выписка со сведениями, содержащимися в государственном земельном кадастре (о количественных, качественных, оценочных характеристиках и правовом режиме земельного участка), или мотивированный отказ в письменной форме должны быть предоставлены заявителю не позднее 10 дневного срока со дня подачи заявления. Для государственной регистрации прав заявителю выдается план (кадастровая карта) земельного участка с указанием его основных характеристик и отметкой об учете, который действует в течение месяца с момента выдачи.
По общему правилу государственный кадастровый учет и предоставление сведений государственного земельного кадастра пока осуществляются бесплатно, поскольку отсутствуют специальные нормы. Однако органами государственной власти Субъекта Федерации может быть принято решение о предоставлении государственных услуг, оказываемых в процессе ведения государственного земельного кадастра, за плату. Платный характер указанных действий предусматривает и проект закона о государственном земельном кадастре.
В случаях уклонения соответствующего органа от осуществления государственного кадастрового учета или отказа в выдаче интересующей информации заявитель вправе обратиться в суд с жалобой.


О. Назимкина, юрист РосАгроФонд