Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.fadr.msu.ru/fadrnews/messages/2281.html
Дата изменения: Fri May 3 10:46:07 2002 Дата индексирования: Tue Oct 2 01:47:27 2012 Кодировка: Windows-1251 |
СКОЛЬКО СТОИТ ВСТУПЛЕНИЕ В 'ЕДИНУЮ ЕВРОПУ'?
Послал Российская сельская информационная сеть 03 мая 2002 10:46:07 СКОЛЬКО СТОИТ ВСТУПЛЕНИЕ В 'ЕДИНУЮ ЕВРОПУ'? Страны-новички Евросоюза, прежде чем что-то выиграть,сначала много потеряют. Иными словами, аграрии Восточной Европы в течение нескольких лет свои субсидии будут получать лишь частично. Однако в докладе Еврокомиссии, посвященном этой проблеме, отмечается, что сам факт членства восточноевропейских стран в ЕС создаст для крестьян отличные перспективы, и никаких дисбалансов в новом образовании при этом не возникнет. Авторы обосновывают свое заключение следующим образом. Рассматривались четыре варианта развития событий: При моделировании ситуации в ЕС пришли к выводу, что даже при самом неблагоприятном сценарии вступление в Евросоюз будет иметь самый положительный эффект с точки зрения роста доходов аграриев восточноевропейских стран. С другой стороны, эксперты ЕС считают, что выплата 100% прямых субсидий сельским производителям стран Восточной Европы при их вступлении в Евросоюз создаст значительные социальные диспропорции и неравенство в этих же странах и помешает необходимой структурной реформе, поскольку доходы фермеров возрастут более, чем в 2 раза. Позитивный эффект от членства в Евросоюзе может быть достигнут только при условии перестройки всего сельского хозяйства Восточной Европы с тем, чтобы оно отвечало стандартам ЕС. По расчетам, простое применение рыночных механизмов ЕС (таких как интервенции на рынке без прямых выплат), вызовет рост доходов фермеров в восьми восточноевропейских странах в 2007 году на 30%. Наиболее значительно увеличатся доходы фермеров Чехии (на 60%), Латвии (59%), Эстонии (55%), Словакии (45%), а также Польши (35%). С учетом временного периода, берущегося за основу величины выплат, рост прибыли фермеров в Восточной Европе утроится, если выплаты будут применяться на все 100% (прибыль составит плюс 89%). А если бы прошло предложение стран-кандидатов, то суммарный доход фермеров в этих странах возрос бы в 4 раза (положительный эффект составит плюс 123%). Такие расчеты дали основание руководству ЕС говорить, что само пребывание в ЕС уже осчастливит фермеров восточной Европы. Кроме того, из доклада становится ясно, что лишних средств на развитие никто не даст, и если новички собираются получать дивиденды, они должны отвечать стандартам ЕС. Франц Фишлер, комиссар Евросоюза по проблемам сельского хозяйства заявил в этой связи, что предложение о поэтапном увеличении субсидий для новичков с 25% до 35% в 2006 году создаст лучшие условия для адаптации, чем в случае неучастия в расширении ЕС. По его словам, этих сумм "достаточно для обеспечения нормального роста доходов". Обращает на себя внимания фраза Фишлера о том, что выплаты в полном размере приведут к такому росту доходов крестьян Венгрии или Чехии, что они в 2 раза будут превосходить среднюю зарплату в этих странах. Это якобы создаст социальную напряженность, несправедливость, а у самих крестьян вызовет нежелание что-либо менять в своем отношении к труду и уничтожит стимулы к росту. Как представляется, расчеты ЕС грешат одним недостатком: в них отмечаются одни плюсы и не замечаются некоторые вполне очевидные минусу. Авторы исходят из того, что спрос на продовольствие не только останется на нынешнем уровне, но и возрастет. В том числе, за счет населения Западной Европы. Но если произойдет общий рост цен в Восточной Европе и они сравняются с ценами на Западе, потребление продовольствия на Востоке упадет. А полагать, что дешевое продовольствие с Востока пойдет на Запад, просто смешно. Вряд ли это допустят фермеры стран, входящих ныне в ЕС. К тому же всегда легко заявить, что стандарты качества не те, санитария не соответствует уровню Европы, что не соблюдаются нормы по содержанию животных, наконец. Скорее, продовольствие Западной Европы хлынет в ту же Польшу, Чехию и т.д. Не похоже, что в рамках ЕС в Восточной Европе можно будет продавать местное продовольствие по низким ценам. В таком случае Восточную Европу обвинят в подрыве Единой сельскохозяйственной политики ЕС, куда она вступает. На перестройку сельского хозяйства и его структуры требуются средства. Есть ли они в Восточной Европе? Ответ очевиден. Надежды на западных инвесторов таят определенный риск, не только экономический, но и политический. В европейской прессе уже сейчас появляются публикации относительно опасений чехов по поводу возможного наплыва немцев в Судетскую область, откуда их выселили после войны. Поляки с трудом решили вопрос о приобретении сельхозземель иностранцами. В частности, в конце марта договорились, что граждане ЕС будут иметь возможность приобретать лесные угодья и земли сельскохозяйственного назначения в Польше, однако установлен 12-летний переходный период, в течение которого это будет контролироваться польским правительством. Что касается фермеров-не поляков, проживающих в стране и подписавших соглашения об аренде сельхозугодий, то они будут иметь право выкупать такие земли в течение 3-7 лет, в зависимости от района Польши. Сокращение переходного периода касается в первую очередь западных и северо-западных районов, где до войны проживало очень много немцев. Таким образом, выгоды для сельского хозяйства Восточной Европы от в В этой связи нельзя считать неожиданными выводы другого доклада, подготовленного Венским институтом сравнительных исследований в области экономики, появившегося несколько позже доклада ЕС. Страны, которые вступят в ЕС в 2004 году, больше потеряют, чем приобретут, во всяком случае, в первоначальный период. По сообщению France Press, эксперт венского института Шандор Рихтер заявил, что в течение первого года пребывания в ЕС новички потеряют около 400 млн евро (351 млн долл. США). Рихтер получил эту цифру при анализе "оптимистического сценария", который исходит из того, что новые члены будут в состоянии освоить определенный процент субсидий, предлагаемых ЕС. Если они будут в состоянии освоить только 30% фондов, то будут платить больше, чем получать и в 2006 году, то есть спустя 2 года после вступления. Получается, что положительные стороны расширения ЕС очевидны, но только не совсем понятно, для кого. Во всяком случае, не для аграрного сектора Восточной Европы. Аналитическая группа 'Крестьянских ведомостей'
|