Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.fadr.msu.ru/fadrnews/messages/2278.html
Дата изменения: Wed May 1 09:43:27 2002 Дата индексирования: Tue Oct 2 01:47:13 2012 Кодировка: Windows-1251 |
Алексей ГОРДЕЕВ: 'Государство ДОЛЖНО УВАЖАТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕ
Послал Крестьянские Ведомости 01 мая 2002 09:43:27 Алексей ГОРДЕЕВ: 'Государство ДОЛЖНО УВАЖАТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ'.
ГОРДЕЕВ: Политика, мы ее назвали агропродовольственной, есть. Мы ее приняли два года назад и обозначили в ней векторы развития во всех направлениях - не только в производстве, но и в социальной сфере и пр. Другой вопрос - реализация этой политики. Здесь, на мой взгляд, необходимого "широкомасштабного" понимания роли сельского хозяйства до сих пор нет. Конечно, принципиально важно, что Президент РФ в Оренбурге в прошлом году поставил точку в споре между министерствами: быть или не быть программе социального развития села. Сейчас она готовится на заседание Правительства. Конечно, можно нас критиковать за то, что те бюджетные назначения, которые предусматриваются ежегодно, невелики, намного меньше, чем в Европе и в США. Но все-таки развитие в принятом направлении есть. Мы, например, полностью поменяли бюджетную политику, она сегодня уже больше настроена на рыночные отношения. Причем, эта поддержка ориентирована в основном на эффективные, нормально работающие хозяйства. Заработали механизмы сезонного льготного кредитования, лизинга. Мы сейчас запускаем трехлетнее кредитование на модернизацию производства. АБАКУМОВ: Какие этапы предполагает аграрная политика? Нет ли такого, как было раньше - пятилетка качества, пятилетка свинины, пятилетка пшеницы? ГОРДЕЕВ: Таких этапов у нас нет. Сама политика рассчитана на срок до 2010 года, это можно назвать одним большим этапом. Просто по каждому направлению мы определили вектор развития. Не думаю, что правильно вообще развивать сельское хозяйство по каким-то "шаговым" методикам: мол, к 2003 году решить вот это, а к 2005 году - вот это. Это должно идти эволюционно. Главное, чтобы с каждым годом были видны изменения к лучшему в каждой отрасли, в жизни человека, в его доходах. АБАКУМОВ: Иными словами, Минсельхоз создает условия, а люди свободны в выборе? ГОРДЕЕВ: Да, естественно. Мы же сегодня не являемся штабом отрасли. Минсельхоз теперь - функциональное министерство. Многими это тяжело воспринимается, есть непонимание. Ведь мы не сеем и не пашем, не занимаемся ремонтом. Наша задача - создать условия, чтобы все это успешно делали люди. И чтобы в конечном счете было продовольствие на прилавках, и при этом - качественное. АБАКУМОВ: На какие общественные силы вы опираетесь в реализации аграрной политики? Есть ли поддержка общества? ГОРДЕЕВ: Поддержка общества очень большая - ведь у нас почти 40 миллионов жителей проживает на селе. Это не только значительная, но и, наверное, наиболее активная, чувствительная часть общества. Есть у нас и различные структуры, созданные за годы реформ. Можно назвать Аграрную партию, Агропромсоюз, профсоюз работников АПК, Крестьянскую партию.: АБАКУМОВ: Но они же не действуют.: ГОРДЕЕВ: Да, к сожалению, эти структуры во многом изжили себя и по сути стали опереточными сценами для периферийных неизвестных героев, политическими площадками. Мы ставим задачу консолидировать общественные структуры, которые работают на село. И стараемся создать условия, чтобы появились новые лидеры, которые думают не о своих политических амбициях и о следующих выборах, а о крестьянах и о том, как получше обустроить их жизнь. АБАКУМОВ: Никто не спорит, что крупное производство более эффективно при производстве пшеницы, мяса, молока. Но и о малом производстве нельзя забывать. Ведь здесь создается средний класс - основа стабильности в любой стране. Есть ли программы поддержки среднего класса на селе, выполняются ли они? ГОРДЕЕВ: Я думаю, по сути дела, вся деревня должна быть средним классом. Вот тогда село будет способно решать глубинные социальное вопросы государства. Здесь вектор у нас такой: будущее АПК - за крупнотоварными производителями, за вертикальным интегрированием, холдингами, агрофирмами. Тем не менее, многоукладность состоялась, в стране порядка 260 тысяч фермеров. И мы в своей бюджетной политике любому производителю сельхозпродукции даем доступ к бюджетным средствам, субсидиям, кредитам. А для фермеров есть специальные квоты в общем объеме ресурсов - чтобы ресурсы дошли до цели. Приглашаю вас в Мордовию, мы там проведем выездную коллегию министерства, будем изучать опыт работы государства с личным подворьем, по созданию инфраструктуры для этого. Чтобы производимая частниками продукция стала товарным продуктом и люди могли получать реальные деньги. АБАКУМОВ: Имеется ли понимание аграрных проблем у Президента, у членов кабинета министров? Когда вы вступали в должность, вы попросили ученых четко сформулировать, что такое продовольственная безопасность, потому что в Правительстве это мало кто понимал. А как сейчас? ГОРДЕЕВ: Вопрос острый. Да, пять лет назад, когда мы начали говорить о продовольственной безопасности, то видели у многих испуг, непонимание: вот, мол, эти аграрии опять чего-то такое придумали, чтобы пугать народ и требовать под это бюджетные деньги. Хотя во всем мире это понятие давно заявлено и конкретизировано. Нам пришлось разъяснять, что за ним стоит, да и сама практика вскоре все четко расставила по своим местам. Особенно недавний случай с нашим решением приостановить импорт мяса птицы из США. И ведь это решение исходило не от политиков, а от ветврачей, от реальной угрозы заражения людей сальмонеллезом.: АБАКУМОВ: Скажите, это правда, что Буш четыре раза звонил Путину по поводу куриной проблемы? ГОРДЕЕВ: Ну, не скажу, сколько раз именно, пусть на это ответит аппарат Президента, но то, что Буш звонил Президенту по этой теме, это да. Ведь речь идет о миллиарде долларов для экономики США. Казалось бы, мелочь для богатой Америки, но вопрос дошел до Конгресса, его стали увязывать со всеми политическими вопросами в отношениях России и США. Хотя мы не раз говорили: тема эта чисто техническая. АБАКУМОВ: С Президентом вы часто встречаетесь по аграрным вопросам? ГОРДЕЕВ: Во-первых, у меня есть возможность докладывать Президенту еженедельно по всем текущим делам. У нас по понедельникам в Правительстве проходит "оперативка": Президент нередко начинает заседание с меня. И тут мы, министры, ничем не связаны, можем поднимать любые вопросы. А примерно раз в месяц Президент приглашает к себе на беседу, так сказать, с глазу на глаз, где я делаю более развернутый доклад и также могу поднимать любые темы. АБАКУМОВ: А в "курином" вопросе вы сначала с Президентом советовались? ГОРДЕЕВ: Нет, решение было принято мною на основе доклада Главного государственного ветеринарного врача, который доложил мне обстановку и заявил, что надо приостанавливать импорт курятины. Я изучил факты, документы и сказал - принимайте решение. Потом, спустя сутки, доложил Председателю Правительства и Президенту. Я еще раз подтверждаю, что это не было никак связано с политическими решениями или реакцией на американские пошлины на нашу сталь и т.п. АБАКУМОВ: Традиционный вопрос: виды на урожай? ГОРДЕЕВ: Ну, мы еще в феврале заявили, что окончательный прогноз дадим в конце апреля, потому, что этот период у нас - самый рискованный для озимых, и мы выходим на середину весенне-полевых работ, и будут прогнозы по посевным площадям, по погоде до осени: Так что подождите до конца апреля. АБАКУМОВ: А вот американцы уже дали свой прогноз. ГОРДЕЕВ: Я могу сказать, что и мы его сделали, и еще в декабре - с помощью методик учета космических факторов, влияния солнечной активности и т.д. Но все это приблизительно, а ведь заявление министерства, министра сегодня очень весомо - оно дает четкий сигнал участникам рынка, инвесторам, бизнесменам. И конечно, делать прогноз надо как можно более точным, чтобы никого не обманывать, не завышать или занижать ожидания. АБАКУМОВ: Не могу не спросить о законе об обороте сельхозземель. Попытка принять его в этом году - это стремление одним махом разрубить гордиев узел (извините за каламбур) или все-таки решить этот вопрос до выборов, чтобы не зависеть от выборной горячки? ГОРДЕЕВ: Пожалуй, и то, и другое. Во-первых, это нормальный законотворческий вопрос, который давно пора решить, поскольку легального оборота земли нет. Ведь у нас развивается теневой рынок земли, здесь много злоупотреблений, криминала, нет гарантий инвесторам и т.д. Поэтому, даже не связывая этого вопроса с выборами, мы в Правительстве ведем эту работу активно. Есть надежда, что депутаты тоже уйдут, наконец, от политических амбиций и сделают таким образом, чтобы принять этот закон в текущем году. Но, конечно, от политики никуда не деться. Все мы понимаем: следующий год - это год выборов. А в такие годы часто выборные процессы и технологии, вопросы политического имиджа выходят на первое место, оттесняя вглубь экономическую и социальную логику. Как говорится, политики думают о будущих выборах, а государственные мужи - о будущих поколениях:. АБАКУМОВ: Как вы лично думаете - земельные доли почти у 12 миллионов россиян должны быть узаконены до конца или это, в самом деле, некая помеха на пути к укрупнению производства? ГОРДЕЕВ: Мы ведь в проекте закона (об обороте сельхозземель - ред.) придали статус земельной доле. А вообще, за 10 лет многое пришлось как бы заново осознать. Ведь сначала раздали людям землю, потом оказалось, что это не реальная земля. Так что же такое земельная доля? Если говорить об экономической сути, то это прежде всего право на часть общего дохода. Что, собственно, и получили сельские жители. Но давайте дальше следовать логике - это, по сути, право на создание, условно скажем, земельного кооператива. Дальше уже сама логика развития на основе нашего законодательства будет показывать и подсказывать, что можно делать с земельной долей. У нас уже есть много форм применения доли, форм объединения граждан. Где-то эти доли могут трансформироваться в уставные капиталы или акции, где-то - внесены в кооперативы, где-то - превращены в имущественный пай. А где-то могут даже остаться в прежнем виде и даже на основе этой общей собственности могут возникать некоммерческие партнерства, которые будут заключать соответствующие договоры с пользователями. Форм использования земельных долей может быть много. Думаю, было бы неправильно сейчас отменять прежние решения, так у людей никогда не появится вера в стабильность своих прав на собственность. Государство, чтобы быть стабильным, должно изначально уважать человеческие ценности. Наверное, в последние 100 лет нам этого прежде всего и не хватало. Были только бесконечные переделы всего и вся, а отсюда - неверие людей как во власть, так и в стабильность своей жизни...
|