Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.fadr.msu.ru/archives/mailing-list/priv-agr/art-rus/msg00015.html
Дата изменения: Wed Jun 19 19:41:28 1996 Дата индексирования: Tue Oct 2 17:38:34 2012 Кодировка: Windows-1251 |
А.С.Злобин Глава администрации Новодеревеньковского района Орловской области (Выступление на международной конференции "Земля.Собственность. Реформа." ) СЕЛУ НУЖНА НЕ РЕВОЛЮЦИЯ, А - ЭВОЛЮЦИЯ Сейчас модным стало ругать реформы, что они развалили производство, в том числе и село (это используется и сверху, и снизу). Но виноваты не реформы, а отношение к ним и со стороны государственных властных структур, и со стороны работающих на земле, да и наука не всегда успевает обосновать предпринимаемые шаги. Реформы на селе - не новость, ведь их за годы Советской власти было проведено около 30, а хлеб закупали за границей. Сегодня тоже все делается во имя "светлого будущего", а крестьянину от этого все горше. Поэтому, начиная трансформацию бывших колхозов и совхозов в рыночные производственные структуры, мы ясно себе представляли, что этот процесс не может быть самоцелью, и сам по себе не способен улучшить жизнь крестьянина. Какая разница - частник он или колхозник, если в стране не выгодно заниматься сельским хозяйством. Отсюда, и рассматриваем мы создание новых производственных структур на основе частной собственности на землю как один из главнейших, но далеко не единственный элемент реформирования экономики. Создавая их, мы стали создавать и реальное рыночное пространство, но самое главное для нас было и остается - это формирование психологии собственника. Что же нам удалось сделать, над чем работаем и что тревожит? Район наш находится в Умедвежьем углуФ на границе с Тульской и Липецкой областями. За 10 лет урожайность зерновых устойчиво перешагнула за 30 центнеров с гектара. Ряд хозяйств получают по 40 и 50 центнеров с гектара. Эффективно заработали и фермеры и подсобные предприятия. Но жизнь аграрников от этого не улучшилась. Они несут тот же тяжкий крест, как и во всей России. Есть тут вопрос и к властным государственным структурам по взаимоотношению государства и производителя, и к нам самим, за нашу нерасторопность. Но, все по-порядку. На первом этапе была проведена реорганизация, которая имела ввиду переход от коллективной собственности на имущество и землю к коллективно-долевой. Этот процесс завершился у нас в 1992 году. Люди получили документы на имущественные паи, были определены земельные доли, а в начале 1994 года все работающие в селе имели документы на право собственности на землю. В результате, к началу 1995 года, у нас сложилась такая структура сельскохозяйственного производства: одно опытно- производственное хозяйство осталось с государственным статусом, 17 - с коллективно-долевой собственностью, выделились и уже получили неплохие результаты 112 фермеров (с площадью 4,5 тысяч гектаров). Но все они объединились в небольшие ассоциации по 4-6 крестьянских хозяйств. Все УодиночкиФ или отказались от выбранного пути, или заключили договора с коллективными предприятиями. Но этот процесс реорганизации живой и он продолжается, меняя сознание людей. Мы задавали друг другу вопрос: люди в коллективно- долевых предприятиях получили землю, имущество по документам, но отношение к собственности не менялось. Почему? И что делать? И мы решили вернуться к арендным звеньям, но уже на новой основе, на основе частной собственности. Почему именно к ним? Потому что на их формирование ранее ушло много времени и в них уже сложились коллективы, техника, отработана технология. В общем, то, что нужно для эффективного производства. Да и революции здесь излишни, нужна эволюция. Мы поставили задачу и осуществляем ее, чтобы звенья по договорам объединяли имущественные и земельные паи пенсионеров, родственников, товарищей, беря на себя ответственность за использование их собственности, неся при этом моральную и материальную ответственность. Во всех коллективах составлены бизнес-планы новых рыночных структур, с каждым руководителем такой структуры и специалистами заключены контракты. К сожалению, пока еще ведется заключение договоров на услуги между коллективами, договоров между руководителями коллективов и исполнителями. Но процесс этот необратимый, он еще будет шлифоваться в процессе работы. Думаю, что поможет в этом и принятое постановление правительства РФ УО порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев. В ходе реорганизации стараемся не потерять, а усилить роль специализированных мехмастерских, токового хозяйства, вычленяя их в самостоятельные единицы, чтобы они стали доступными не только для коллективов, но и для фермеров, и для обслуживающих организаций. Одна из главных задач на этом этапе, это не только поддержка, но и развитие объектов социальной сферы, за счет отчислений от каждой рыночной структуры. На сегодня нам это удалось. В районе, на территории каждого коллективного предприятия работали и работают филиалы комбинатов бытового обслуживания, работают все магазины, дома культуры, клубы и библиотеки. Только в художественной самодеятельности участвуют 628 человек. При реформировании нам серьезно пришлось пересмотреть структуру производства, т.к. уже не может радовать 40 и 50 центнеровый урожай невостребованного ячменя. Поэтому в этом году резко разширяются посевы подсолнечника - до полутора тысяч гектаров, гороха - в два раза, вики, гречихи, рапса и т. д. Изменяется структура и в животноводстве, в сторону развития свиноводства. Если фермеры объединяются в ассоциации, коллективные предприятия формируют эффективное производство на базе самостоятельных коллективов, то перерабатывающие и обслуживающие предприятия акционировались в АО. У всех у них есть земля и продукция сельского хозяйства. Встал вопрос создания оптового рынка расширения переработки сельскохозяйственной продукции. И мы в районе создали производственно-коммерческое АООТ УГарантФ для решения этого вопроса на районном уровне. Только за полугодие 1994 года оборот составил более четырех миллиардов рублей. Ею приобретены и выпускают хлеб две минипекарни, другое оборудование, проделана немалая работа по приобретению семян, удобрений, ГСМ и др. Эта структура является нижним звеном продовольственной корпорации, созданной при Министерстве сельского хозяйства для формирования регионального и федерального фондов сельскохозяйственной продукции. И, являясь, самостоятельным структурным звеном, вместе с АО УОрловская НиваФ призвана решать проблему обеспечения ресурсами сельских товаропроизводителей. Пока идет становление, притирка, но, считаю, что за такими структурами будущее. Здесь возникает один законный вопрос. Должен быть государственный заказ на с/х продукцию по регулированным ценам, которые всегда существовали для села, но и должно быть встречное регулирование под него на удобрения, на ГСМ, на технику, на электроэнергию, чтобы сделать обоснованно- эффективным для крестьянина госзаказ..... Под госзаказ должна выделяться техника по регулированным ценам. И вообще за УгосзаказФ должны драться, он должен давать перспективу расширенного воспроизводства. Не хочу повторять слова предыдущих выступающих об удушающей финансово-кредитной и налоговой политике, но без регулирования всего этого веры в реформы не добавится , а значит и жить лучше не начнем. Здесь большой вопрос к науке, надо, чтобы рассчитали жизнь не только селяне, но и всего агропромышленного комплекса, убедили правительство в необходимость проведения взвешенных реформ.