О программе курса английского языка для студентов, обучающихся по специальности «Фундаментальная математика и механика»
Курс английского языка предназначен для студентов-математиков/механиков и является неотъемлемой частью профессинальной подготовки специалистов в области фундаментальной математики и механики. В качестве основы обучения используется база знаний учащихся, приобретенных в средней общеобразовательной школе, с учетом которой осуществляется развитие разнообразных языковых и коммуникативных навыков, необходимых выпускникам факультета для эффективной работы и карьерного роста.
Целями освоения данного курса являются:
-
владение английским языком в устной и письменной форме для осуществления коммуникации в учебной, научной, профессиональной и социально-культурной сферах общения;
-
владение терминологией специальности на английском языке;
-
умение готовить публикации, проводить презентации, вести дискуссии и защищать представленную работу на английском языке.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
1) Знать:
- особенности коммуникативной фонетики английского языка;
- лексику различных сфер коммуникации (социокультурной, научной, профессиональной);
- грамматическую систему английского языка;
- стилистические различия в употреблении языковых средств;
- особенности организации научного текста.
2) Уметь:
-
в области аудирования: воспринимать на слух и понимать основное содержание аутентичных общественно-политических, публицистических (медийных) и прагматических текстов, относящихся к различным типам речи (сообщение, рассказ), а также выделять в них значимую/запрашиваемую информацию;
-
в области чтения: понимать основное содержание аутентичных общественно-политических, публицистических и прагматических текстов (информационных буклетов, брошюр/проспектов), научно-популярных и научных текстов, не пользуясь словарем; детально понимать аутентичные общественно-политические, публицистические (медийные), научно-популярные и научные тексты, пользуясь словарем;
-
в области говорения: начинать, вести/поддерживать и заканчивать диалог, соблюдая нормы речевого этикета; составлять и оформлять собственные высказывания разного объема на заданную тему; вести дискуссии и защищать представленную работу;
-
в области письма: заполнять формуляры и бланки прагматического характера; писать письма (личные и официальные); вести запись основных мыслей и фактов (из аудиотекстов и текстов для чтения), а также тезисов устного выступления/письменного доклада по изучаемой тематике; оформлять Curriculum Vitae/Résumé; составлять обзоры и рефераты по прочитанному; готовить публикации.
3) Владеть:
-
английским языком в его литературной норме на основе знания практической грамматики на уровне бытового и профессионального общения;
-
базовой терминологией математики и механики;
-
навыками самостоятельной работы с аутентичным материалом в рамках данного курса.
Для самостоятельного освоения студентам предлагаются учебно-методические пособия, разработанные преподавателями кафедры, обеспечивающие закрепление материала, а также вопросы для обсуждения и дополнительная литература для их изучения.
Курс предполагает использование интернет-ресурсов, в том числе доступных из сети МГУ, и иных информационных технологий в рамках самостоятельной работы для поиска и анализа информации по изучаемым вопросам культурно-исторического, политического и научного характера.
В качестве основного средства текущего контроля успеваемости студентов предлагаются аудиторные письменные задания (контрольные работы), а также задания на составление презентаций, направленные на проверку вербальной компетенции, сформировавшейся в ходе освоения курса. В качестве дополнительной формы текущего контроля предлагается внеаудиторное тестирование с использованием интернет-ресурсов. Промежуточная аттестация по итогам дисциплины - зачеты (2, 3, 4 семестры) в письменной и устной формах и экзамен (5 семестр) в письменной и устной формах.
Курс завершается студенческой научной конференцией, на которой студенты выступают с презентацией предмета курсовой работы или будущей специализации. Цель конференции - создание условий публичного выступления, моделирование ситуации научного общения.
По окончании основного курса студентам предлагается продолжить изучение английского языка на факультативных и реферативных занятиях. Факультативные занятия предусмотрены для всех студентов 4 и 5 курса факультета, желающих повысить свой уровень владения английским языком. В реферативную группу зачисляются студенты 4 курса, владеющие английским языком на продвинутом уровне. По окончании реферативного курса английского языка студенты сдают государственный экзамен по английскому языку, по результатам которого присваивается квалификация и выдается удостоверение переводчика с английского языка по специальности «Математика/ механика».
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) Основная литература:
1. Е.Н. Егорова. English for Students of Mathematics and Mechanics. Part one /под ред. Л.Н. Выгонской. - М.: Механико-математический факультет МГУ, 1998.
2. Е.И. Миндели. English for Students of Mathematics and Mechanics. Part two /под ред. Л.Н. Выгонской. - М.: Механико-математический факультет МГУ, 1998.
3. М.С. Корнеева. English for Students of Mathematics and Mechanics. Part three /под ред. Л.Н. Выгонской. - М.: Механико-математический факультет МГУ, 2000.
4. Т.К. Перекальская. An Introduction to Scientific Communication /под ред. Л.Н. Выгонской. - М.: Механико-математический факультет МГУ, 2002.
5. М.С. Корнеева, Т.К. Перекальская. Учебное пособие по развитию навыков аннотирования и реферирования. - М.: Издательство Московского университета, 1993.
6. И.А. Григорьева. Сборник упражнений /под ред. Л.Н. Выгонской. - М.: Механико-математический факультет МГУ, 2001.
7. Н.И. Куспиц. Сборник тестов /под ред. Л.Н. Выгонской. - М.: Механико-математический факультет МГУ, 2002.
8. Л.Н. Выгонская, Е.А. Маренкова. Развитие навыков письма на английском языке. - М.: Издательство Московского университета, 1992.
9. С.А. Шаншиева. Английский язык для математиков. - М.: Издательство Московского университета, 1991.
10. А.Б. Сосинский. Как написать математическую статью по-английски. М.: МК НМУ, 1994.
11. Essential English for Effective Communication. Составитель: Т.А. Подколзина. М.: Механико-математический факультет МГУ, 2006.
12. L.I. Alexander. Longman English Grammar Practice. Longman.
13. M. McCarthy, F. O'Dell. Academic Vocabulary in Use. Cambridge University Press, 2008.
б) Дополнительная литература:
14. М. М. Глушко, Л. Н. Выгонская, Т. К. Перекальская. Учебник английского языка. - М.: Издательство Московского университета, 1992.
15. В. Т. Дорожкина. Английский язык для студентов - математиков. - М.: Астрель АСТ, 2001.
16. R. Murphy. English Grammar in Use. Cambridge University Press.
17. О.В. Корецкая. Сборник лексических упражнений. М.: Механико-математический факультет МГУ, 2005.
18. Z.A. Plukhina. The Way the British Communicate. М.: Высшая школа, 1991.
19. О.В. Корецкая. Методические разработки по грамматике английского языка. М.: Механико-математический факультет МГУ, 2007.
20. Грамматический справочник (приложение к учебному пособию English for Students of Mathematics and Mechanics). М: Механико-математический факультет МГУ, 1998.
21. Н.К. Рябцева. Научная речь на английском языке. М.: Флинта: Наука, 2000.
22. C. Lavery. Focus on Britain Today. Prentice Hall ELT.
23. S. Sheerin et al. Spotlight on Britain. Oxford University Press.
24. M. Bordman. In the USA. Chancerel : ТИТУЛ, 1999.
25. L. and J. Soars. New Headway (pre-intermediate/ intermediate/upper-intermediate). Oxford University Press.
26. Англо-русский словарь математических терминов. - М.: Издательство «Мир», 1994.
27. A.J. Lohwater's Russian - English Dictionary of the Mathematical Sciences /ed. by R. P. Boas, 1990.
28. Краткий англо-русский словарь персоналий: математики, механики, физики, астрономы. Составитель - А. А. Савченко. - М.: Механико-математический факультет МГУ, 2007.
29. The Penguin Dictionary of Mathematics. Ed. By J. Daintith and R.D. Nelson. Penguin, 2003.
|