Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.edst.msu.ru/conf/docs/zaguzov.doc
Дата изменения: Mon Nov 24 17:40:13 2003
Дата индексирования: Fri Dec 21 19:56:49 2007
Кодировка: koi8-r

Совершенствование процесса аттестации научных и научно-педагогических
кадров.
Н.И.Загузов - Начальник отдела гуманитарных и
общественных наук Департамента государственной
аттестации научных и научно-педагогических
работников
Минобразования России,
доктор педагогических наук, профессор

В системе подготовки и аттестации кадров высшей квалификации важное
место занимает Высшая аттестационная комиссия Минобразования России,
которой в 2004 году исполняется 70 лет.
Высшая аттестационная комиссия создавалась как общественно-
государственный орган аттестации научных и научно-педагогических
работников. Одной из основных задача ВАК России стала экспертиза
кандидатских и докторских диссертаций и присуждение ученых степеней
кандидата и доктора наук.
ВАК Минобразования России ведет большую работу по совершенствованию
нормативно-правовых документов деятельности Высшей аттестационной комиссии
и диссертационных советов в области аттестации специалистов высшей
квалификации Так в 2002 году по инициативе Высшей аттестационной
комиссии были внесены изменения в Федеральный закон "О науке и
государственной научно-технической политике". Изменения были посвящены
введению Единого реестра ученых степеней и ученых званий. В России
установлены ученые степени: кандидат и доктор наук; ученые звания профессор
и доцент по специальности; профессор и доцент по кафедре. Кроме того, было
определено, что "Правом выдачи дипломов, подтверждающих присуждение
предусмотренных государственной системой аттестации ученых степеней, и
правом выдачи аттестатов, подтверждающих присвоение предусмотренных
государственной системой аттестации ученых званий, обладает специально
уполномоченный на то Правительством Российской Федерации федеральный орган
исполнительной власти". То есть, законодательно было закреплено, что на
территории Российской Федерации могут официально признаваться только
дипломы и аттестаты, выданные Высшей аттестационной комиссией
Минобразования России. Это связано, прежде всего, с тем, что в последнее
время увеличилось количество дипломов и аттестатов, выдаваемых
Межакадемической высшей аттестационной комиссией, которая никакого
отношения к государственной системе аттестации не имеет. Дипломы и
аттестаты, выданные указанной комиссией не дают возможности их обладателям
входить в состав диссертационных советов, получать надбавки к заработной
плате за ученые степени и звания, а "кандидаты наук" обладатели таких
дипломов не могут защищать докторские диссертации в диссертационных
советах, создаваемых ВАК Минобразования России. Такие случаи в практике
работы имелись и даже после успешной защиты диссертации в диссертационном
совете, ВАК был вынужден возвращать аттестационные дела по месту их
защиты.
По инициативе ВАК России было внесено изменение в Положение о порядке
присуждения ученых степеней. Так 12 августа 2003 года вышло Постановление
Правительства РФ ? 490 "О внесении изменений в Положение о порядке
присуждения ученых степеней", которым п.40, касающийся переаттестации
документов о присуждении ученых степеней, распространяется не только на
граждан Российской Федерации, но и может применяться к переаттестации в
России граждан других государств.
Следующий важный момент в работе ВАК России это подготовка и
реализация нового Положения о порядке присуждения ученых степеней, которое
введено в действие с 15 июля 2002 года.
Хотелось бы остановиться на некоторых новых положениях этого
документа.
В Положении отмечено, что перечень кандидатских экзаменов
устанавливает ВАК России. В настоящее время - это кандидатские экзамены по
специальности, иностранному языку и философии. Однако с 2005 года
кандидатский экзамен по философии будет заменен кандидатским экзаменом по
истории и философии науки. Соискатель ученой степени кандидата наук,
имеющий высшее образование, не соответствующее отрасли науки, по которой
подготовлена диссертация, по решению соответствующего диссертационного
совета сдает дополнительный кандидатский экзамен по общенаучной
применительно к данной отрасли наук дисциплине.
В 2003 году созданы программы кандидатского экзамена по всем
специальностям, иностранному языку, истории и философии науки и
заканчивается работа по их согласованию с Учебно-методическими
объединениями по высшему образованию.
Введение программ кандидатского экзамена по специальности и
иностранному языку планируется в 2004 году, по истории и философии науки в
2005 году.
Создание новой номенклатуры специальностей научных работников
поставило пред Высшей аттестационной комиссией и ее экспертными советами
еще одну важную задачу по созданию паспортов научных специальностей.
В 2001 году были созданы и введены в действие паспорта научных
специальностей. Введение паспортов научных специальностей позволило
аспирантам, докторантам и соискателям ученых степеней более четко
определять специальности, по которым они выполняют диссертационные
исследования, а руководителям диссертационных советов четко отслеживать
научные специальности при приеме диссертаций к защите в диссертационных
советах. Работа по совершенствованию паспортов научных специальностей
продолжается. И право научной общественности принять участие в их
совершенствовании.
В целях повышения информированности научной общественности о
предполагаемых защитах докторских диссертаций было принято решение о
публикации объявлений о защите диссертаций в Бюллетене Высшей
аттестационной комиссии Минобразования России.
Пересмотрены требования к диссертациям в виде научного доклада. Такие
диссертации могут быть только докторскими и защищаться они могут только с
разрешения Высшей аттестационной комиссии,
Новое Положение о порядке присуждения ученых степеней предусмотрело
обязательную публикацию основных результатов диссертационных исследований в
ведущих научных журналах, перечень которых устанавливается Высшей
аттестационной комиссией.
По решению Пленума ВАК Минобразования России в перечень рекомендованных
журналов вошли ведущие научные журналы, которые отвечают следующим
требованиям:
- издание должно быть научным;
- издание должно быть рецензируемым;
- издание должно быть подписным и широко известным научной общественности;
- издание должно издаваться в России и рассылаться по научным библиотекам
страны.
В настоящее время такой перечень насчитывает 880 научных журналов по
различным отраслям наук.
Первые результаты дали о себе знать уже в 2003 году, практическое
большинство соискателей ученой степени доктора наук по гуманитарным и
общественным наукам имеют от 2 до 5 публикаций в ведущих научных журналах,
что дает возможность широкой научной общественности познакомиться с
результатами диссертационных исследований.
Однако следует обратить внимание и на то, что в справках о
присуждении ученой степени доктора наук в разделе "основные результаты
диссертационного исследования опубликованы" необходимо отражать не только
монографии, но и статьи в ведущих научных журналах.
Наряду с разработкой нормативных документов ВАК России постоянно
совершенствует сеть диссертационных советов. На 1 ноября 2003 года создано
и успешно функционирует 3392 диссертационных совета (в базовой и резервной
сетях), в том числе 1268(43%) диссертационных советов по гуманитарным и
общественным наукам по 93 научным специальностям. Распределение
диссертационных советов по отраслям наук отражено в таблице 1.

Таблица 1.
Количество диссертационных советов по отраслям гуманитарных и
общественных наук на 1.11.2003 г.
| |Диссертационные советы |
|Шифр и наименование отрасли наук| |
| |Докторские|Кандидат. |всего |
|07.00.00 - исторические |99 |53 |152 |
|08.00.00 - экономические |234 |135 |369 |
|09.00.00 - философские |84 |35 |119 |
|10.00.00 - филологические |114 |51 |165 |
|12.00.00 - юридические |62 |47 |109 |
|13.00.00 - педагогические |152 |80 |232 |
|17.00.00 - искусствоведение |23 |14 |37 |
|19.00.00 - психологические |56 |23 |79 |
|22.00.00 - социологические науки|53 |23 |76 |
|23.00.00 - политические науки |47 |18 |65 |
|24.00.00 - культурология |15 |9 |24 |



Как свидетельствуют цифры, наибольшее количество диссертационных
советов создано по экономическим - 369 и педагогическим специальностям -
232.
Мониторинг деятельности диссертационных советов и качества
диссертационных исследований позволяет контролировать работу
диссертационных советов, выявлять грубые нарушения при приеме к защите и
защите диссертаций, и принимать соответствующие меры по приостановке
деятельности диссертационных советов или их закрытию. Так в 2003 году за
различные нарушения приостановлена деятельности 5 диссертационных советов,
все по гуманитарным и общественным наукам.
Анализ количества защищенных и утвержденных ВАК России докторских и
кандидатских диссертаций показал, что в последнее время произошли перемены
в распределении количества защищаемых диссертаций по блокам специальностей.
Так в 1990 году 45% диссертаций защищалось по естественным и инженерным
специальностям, а по гуманитарным специальностям около 21%, то в 2001 году
более 45% диссертаций защищалось по гуманитарным и общественным наукам и
более 20% по естественным и инженерным наукам. Такое перераспределение
очевидно связано со сложностью выполнения научных разработок в области
естественных и инженерных наук, отсутствием необходимого оборудования.
Наибольший спад количества диссертаций прослеживается по техническим и
физико-математическим наука, а наибольший подъем по экономическим и
педагогическим наукам. Динамика количества кандидатских и докторских
диссертаций отражена на графиках 1 и 2.


График 1.



График 2.
На графиках прослеживается доминирующий рост количества
диссертаций по гуманитарным и общественным наукам.
В послевоенные годы на одну докторскую диссертацию приходилось не
менее 10 кандидатских, в 80-е годы было около 6-7 работ, то в 2001 году, в
среднем, на одну докторскую диссертацию приходилось только 5 кандидатских
работ, а в естественных и инженерных науках - 4.
Рост количества диссертаций по гуманитарным и общественным наукам в
последние годы связан с устойчивым интересом исследователей к
экономическим, педагогическим и юридическим наукам, повышением интереса
исследователей к политологии, социологии и культурологии.
Особый рост популярности в последнее время у так называемой бизнес
элиты вызывают специальности экономического и юридического профиля.
Так по оценкам экспертных советов по экономике ежегодно 25 - 27 %
докторских диссертаций и более 35% кандидатских диссертаций защищают
соискатели не работающие в научной сфере, а работающие во властных
структурах, в бизнесе и других организационно-управленческих структурах.
В таблице 2. показана динамика утверждения кандидатских и докторских
диссертаций по гуманитарным и общественным наукам.





Таблица 2.

Динамика докторских и кандидатских диссертаций по гуманитарным и
общественным наукам 1995, 2001, 2002 гг.

| | 1995 г. | 2001 г. | 2002 г. |
|Науки | | | |
| |Кол-во дисс |Кол-во дисс |Кол-во дисс |
| |Док. |Канд |Док. |канд |Док. |канд |
|исторические |122 |608 |153 |608 |176 |810 |
|экономические |234 |2066 |331 |2612 |365 |2698 |
|философские |134 |442 |125 |448 |122 |628 |
|филологические |181 |995 |146 |868 |208 |1107 |
|юридические |82 |715 |108 |937 |134 |1496 |
|педагогические |248 |2386 |259 |1888 |256 |1706 |
|искусствоведение |29 |120 |30 |95 |25 |103 |
|психологические |47 |474 |38 |344 |49 |418 |
|социологические науки |41 |294 |52 |301 |67 |424 |
|политические науки |25 |158 |33 |161 |38 |236 |
|культурология |16 |89 |5 |34 |12 |57 |

В таблице наглядно показан устойчивый рост количества защищаемых
кандидатских и докторских диссертаций практически по всем отраслям
гуманитарных и общественных наук. Наибольший прирост количества диссертаций
наблюдается по юридическим наукам, так по сравнению с 1995 годом в 2002
году количество утвержденных диссертаций возросло более чем в два раза.
Высшая аттестационная комиссия Минобразования России является
источником ценной для научной общественности информации. В ВАК ежегодно
поступает около 4 тысяч докторских и 23 тысяч кандидатских аттестационных
дел. Информация, которая содержится в аттестационных делах может,
использоваться при:
1. анализе тематики диссертационных исследований, теоретической и
прикладной значимости диссертационных исследований;
2. информационном обеспечении прогнозирования и развития приоритетных
направлений научных исследований в целом и диссертационных работ в
частности;
Постоянно накапливаемая в ВАК Минобразования России информация
позволит решать задачи оценки деятельности научных школ и направлений в
области гуманитарных и общественных наук, прогнозировать потребности в
подготовке научных и научно-педагогических кадров по общественным и
гуманитарным наукам.
В настоящее время информационная система ВАК имеет следующие базы
данных:
- База данных «Ученые России», содержит информацию о докторах наук,
утвержденных ВАК России в 1993 - 2001 года, и кандидатах наук,
утвержденных в 1997 - 2001 годах. База данных содержит информацию о
защищенных и утвержденных ВАК России докторских и кандидатских
диссертациях.
- База данных «Диссертационные советы» создана для работы с
диссертационными советами и содержит информацию обо всех
диссертационных советах, созданных на территории Российской
Федерации и в Республике Таджикистан и ученых, которые входят в
составы указанных диссертационных советов.
- База «Отчет» позволяет накапливать информацию о работе
диссертационных советов и обеспечивать подготовку справочного
материала по итогам деятельн6ости диссертационных советов.
Следует отметить и то, что в настоящее время создан и передан в опытную
эксплуатацию сайт ВАК Минобразования России в сети Интернет
( db.informika. ru/vak). На сайте размещена информация о структуре Высшей
аттестационной комиссии, нормативно-правовые документы, паспорта научных
специальностей, юридическая консультация, информация о проводимых ВАК
России мероприятиях и много другой полезной для руководителей
диссертационных советов и соискателей ученой степени кандидата и доктора
наук информации.
Важной составной частью системы аттестации и ее составным компонентом
являются диссертационные советы.
В настоящее время наиболее важными являются три проблемы в деятельности
диссертационных советов и соответственно кафедр, на которых выполняются
диссертационные исследования.
Во-первых, выбор, определение и обоснование темы диссертационного
исследования. Слабая проработка приоритетных научных направлений, базы
данных о диссертационных исследованиях не дают возможность определить то
направление диссертационного поиска, которое не исследовано и актуально для
развития той или иной области научного знания.
Темы некоторых диссертационных работ не дают представление о решаемой
исследовательской проблеме, а иногда не соответствует целям и задачам
диссертационного исследования.
Во-вторых, как показывает анализ диссертаций по гуманитарным и
общественным наукам остается низким уровень научного анализа, проведенного
в диссертациях. В Высшую аттестационную комиссию поступают диссертации, в
которых теоретические положения не конкретны, а иногда даже не имеют
отношения в предмету проведенного исследования. В диссертациях страдает
логика определения научных задач и их соотношения с теоретической и
прикладной значимостью, положениями, выносимыми на защиту. Достоверность и
обоснованность результатов диссертационного исследования во многом связана
с тем, что использованы комплексные методы научного исследования, а
других более весомых аргументов не прослеживается.
В-третьих, соискатели и диссертационные советы не могут четко, конкретно
описать те научные результаты, которые получены в процессе диссертационного
исследования. Формулирую научную новизну диссертационного исследования
необходимо сопоставить полученные результаты с тем, что уже разработано в
науке, конкретно сформулировать то новое, что внесено в развитие теории
вопроса.
К типичным недостаткам при описании научной новизны диссертационного
исследования можно отнести следующие недостатки: перечисление основных
вопросов, исследованных в диссертации без конкретизации полученных лично
автором результатов.
Экспертиза защищенных диссертаций возложена на экспертные советы ВАК
Минобразования России. Следует отметить, что полной теории научной
экспертизы в настоящее время не разработано, что может послужить одним из
направлений будущих научных исследований в области аттестации научных и
научно-педагогических работников. Экспертным советам приходится решать
сложные практические задачи, основываясь на компетентности экспертов, их
широком научном кругозоре, знании исследовательского поля науки, в области
которой приходится работать.
В целостной экспертизе диссертационного исследования, как правило,
применяется несколько видов экспертной оценки:
- методологическая экспертиза, технологическая экспертиза,
праксиологическая экспертиза, комплексная экспертиза. ( Боле подробно см.
Тряпицина А.П., Н.И.Загузов, Писарева С.А. Современные проблемы работы
диссертационных советов// Диссертационные исследования в системе психолого-
педагогических знаний. - М.:МПСИ,2002.).
Перед экспертными советами стоит несколько важных практических задач,
которые направлены на совершенствование текстов диссертаций и авторефератов
диссертаций.
Необходимо теоретически обосновать сущность и структуру автореферата
диссертации, основные компоненты его методологической части. Так как по
разным отраслям наук авторефераты пишутся по своей годами отработанной
схеме.
Анализ диссертационных исследований показал, что в большей части
диссертаций:
- отсутствует реальная постановка проблем;
- не различаются теоретический и эмпирический уровень диссертаций;
- нечетко формулируются теоретические и практические задачи;
- цель исследования не конкретна;
- новизна диссертации определяется не глубоким теоретическим анализом, а
личным представлением о теме.
- Отсутствует точность использования специальной терминологии;
- Не реализуется основная цель диссертационного исследования - получить
новые знания;
- Гипотеза часто не бывает прообразом будущей теории;
- Наблюдается слабая рефлексия накопленного опыта, полученных данных;
- Слаба экспериментальная часть исследования( довольно часто эксперимент
проводится только в одном типе учебных заведений, и возникают большие
сомнения по возможности внедрения полученных научных результатов в
практику деятельности других вузов).
Особое внимание в настоящее время уделяется совершенствованию
теоретико-методологического уровня диссертационных исследований, что
находит отражение и в тематике диссертационных исследований.
Таким образом, совместна работа кафедр, диссертационных советов в
ВУЗах и НИИ поможет готовить и защищать качественные кандидатские и
докторские диссертации по гуманитарным и общественным наукам.




-----------------------
[pic]

[pic]